Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях'

Формирование психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / психологические особенности / непрерывное образование строительного профиля / экстремальные условия деятельности / professional Training / psychological peculiarities / continuous engineering education / activity’s extreme conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Е. Булат

Специфика воинского труда выпускников военных вузов строительного профиля характеризуется повышенными информационными нагрузками, высоким психоэмоциональным напряжением и возросшими расходами функциональных резервов адаптации. Поэтому актуализируется противоречие между высокими требованиями к психологической выносливости, стрессоустойчивости выпускников, их психофизиологическим механизмам жизнедеятельности и биологией человека, по-прежнему остающейся относительно устойчивым, консервативным началом. Автором предлагается инновационный подход к формированию психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training, psychological peculiarities, continuous engineering education, activity’s extreme conditions

Specificity of military activity, that students graduating from military construction university have to realized, characterizes by high data traffic, high psychoemotional effort and high costs of functional reserve. That is why, conflicts between high demands to graduating students’ nerve force and their psychophysiological mechanism of their vital activity and human’s biology (that is very stable) become very significant. The author suggests innovation approach to formation of graduating from military university students’ psychological readiness to professional activity in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 159.944

Р. Е. Булат

Формирование психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности

в экстремальных условиях

Специфика воинского труда выпускников военных вузов строительного профиля характеризуется повышенными информационными нагрузками, высоким психоэмоциональным напряжением и возросшими расходами функциональных резервов адаптации. Поэтому актуализируется противоречие между высокими требованиями к психологической выносливости, стрессоустойчивости выпускников, их психофизиологическим механизмам жизнедеятельности и биологией человека, по-прежнему остающейся относительно устойчивым, консервативным началом. Автором предлагается инновационный подход к формированию психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Specificity of military activity, that students graduating from military construction university have to realized, characterizes by high data traffic, high psychoemo-tional effort and high costs of functional reserve. That is why, conflicts between high demands to graduating students' nerve force and their psychophysiological mechanism of their vital activity and human's biology (that is very stable) become very significant. The author suggests innovation approach to formation of graduating from military university students' psychological readiness to professional activity in extreme conditions.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психологические особенности,

непрерывное образование строительного профиля, экстремальные условия деятельности

Key words: professional Training, psychological peculiarities, continuous engineering education, activity's extreme conditions.

Экстремальность профессиональной деятельности военных специалистов строительного профиля на протяжении десятилетий ограничивалась выполнением производственных задач в полевых условиях и различных природно-климатических зонах. Однако в по-

следние полтора десятилетия обострение социально-политических, экономических, национальных, территориальных, религиозных и других противоречий в нашей стране, находящих выход в экстремистских проявлениях, привело к тому, что большое количество объектов нового строительства, реконструкции и эксплуатации оказались на территориях, где реально существуют угрозы вооружённых нападений и террористических актов.

Кроме того, переход к рыночным взаимоотношениям предопределил значительный рост нагрузок в управленческом компоненте профессиональной деятельности военных специалистов строительного профиля. В настоящее время кроме неоднородности специализации и квалификации персонал структурных подразделе -ний сферы строительства имеет различия в возрасте и опыте работы, национальности и даже гражданстве, способе начисления и порядке оплаты труда, семейном положении и половой принадлежности, целях труда, мотивации к деятельности и др. При этом рынок иностранной рабочей силы, пришедшей на смену военным строителям срочной службы, противоречит требованиям к квалификации строительных рабочих.

Поэтому профессиональная деятельность выпускников военных вузов строительного профиля характеризуется повышенными информационными нагрузками, высоким психоэмоциональным напряжением и возросшими расходами функциональных резервов адаптации. В результате, специфика их воинского труда актуализирует противоречие между высокими требованиями к психофизиоло -гическим механизмам их жизнедеятельности и биологией человека, по-прежнему, остающейся относительно устойчивым, консервативным началом. Это приводит к биологической аритмии и психологической дисгармонии развития человека, к причинам различных заболеваний.

Результаты профессиональной деятельности молодых офицеров свидетельствуют о том, что большинство из них, обладая инженерно-техническими знаниями, умениями и навыками в требуемом объёме, далеко не всегда способны применить их в экстремальной обстановке. Поэтому реальные современные условия, предопределяющие рост требований к психологическим свойствам личности выпускников военных вузов технического профиля, обусловливают

необходимость усиления подготовки специалистов к профессиональной деятельности в экстремальной обстановке.

Наряду с этим, сохраняющаяся инертность во взглядах на «мирный» характер созидательного труда военных строителей негативно влияет на переосмысление задач образовательного процесса военно-технических вузов. В прямой постановке проблема подобной психологической подготовки поставлена сравнительно недавно и, как следствие, не получила достаточно всестороннего рассмотрения.

Актуальность и педагогическая значимость очерченной проблемы, её недостаточная научно-практическая разработанность обусловили цель исследования: повышение эффективности и качества формирования психологической готовности выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

В рамках осуществляемого исследования были проанализированы причины неполного соответствия фактического уровня психологической готовности выпускников военных вузов технического профиля профессиональной деятельности в экстремальных условиях и современных требований к ней. Основные из них:

• в отличие от вузов силовых структур, где боевая, командно-методическая и психологическая составляющие являются основой подготовки специалистов, образовательный процесс в военно-технических вузах, также ограниченный пятилетним периодом, включает, значительный объём дисциплин инженерно-технической направленности, рост количества информации, по которым на боевую, управленческую и психологическую подготовку военных инженеров не оставляет необходимого объёма учебных часов;

• совокупность требований общеобразовательных стандартов РФ и современных квалификационных требований МО РФ трудновыполнима за пятилетний период, однако ни те, ни другие не могут иметь исключений для военных вузов технического профиля;

• уровень профессионально важных психологических свойств личности у зачисляемых на первый курс обучения продолжает сни -жаться;

• образовательной процесс военно-технических вузов сохра -няет определённую оторванность от практики войск, где основным критерием оценки качества подготовки специалиста является не

объём усвоенных знаний, как в учебном учреждении, а его реальная готовность к самостоятельному выполнению многоплановых задач профессиональной деятельности.

Обобщение научных достижений, требований руководящих документов и результатов анализа деятельности выпускников университета в боевых условиях, позволило сформулировать понятие «психологическая готовность выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях», установить структуру и содержание этого понятия, выявить его основные компоненты и характерные особенности.

Результаты анализа психологических условий совершенствования процесса формирования требуемой готовности способствовали выводу о том, что в настоящее время наиболее значимы те из них, которые активизируют учебно-познавательную деятельность курсантов. В их числе - усиление мотивации курсантов к приобретению и развитию профессионально важных качеств, а также приближение условий подготовки к условиям дальнейшей профессиональной деятельности военных специалистов-строителей.

Обоснованная необходимость модернизации образовательного процесса предопределила разработку модели формирования психологической готовности выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Её смысл заключается в поэтапном формировании и развитии у обучаемых специфических психологических свойств личности, адекватных содержанию понятия «психологическая готовность выпускников военных вузов технического профиля к про -фессиональной деятельности в экстремальных условиях». Для этого на каждом из этапов определены содержание требуемой готовности и соответствующий ей уровень сформированности необходимых свойств личности выпускника.

В то же время была обеспечена взаимосвязь учебных дисциплин с практическим выполнением курсантами задач, требующих системы действий, по своей психологической структуре коррели-рующихся с действиями, совершаемыми в реальной профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Поэтому следует подчеркнуть, что ведущая роль в формировании психологической

готовности выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях в рамках разработанной модели принадлежит подготовке и непосредственному выполнению ими обязанностей в караулах. С организационной точки зрения это связано с тем, что:

- во-первых, особенностью военных вузов инженерно-строительного профиля является то, что в отличие от других, например общевойсковых командных вузов, в содержании их образовательного процесса возможность решения курсантами боевых задач ограничивается выполнением обязанностей в караулах, что (и только это) и является реальной деятельностью в экстремальных условиях в укладе их воинской службы;

- во-вторых, воссоздание фрагментов практической деятельности военно-строительных организаций реализуется как в содержании образовательного процесса, так и в укладе повседневного воинского труда курсантов.

С содержательной точки зрения мы опирались на результаты наших исследований свидетельствующие о том, что в период выполнения курсантами обязанностей в карауле их деятельность характеризуется рядом психологических особенностей, которые по своей специфике, педагогической значимости и оказываемому влиянию на психологическое состояние обучаемых, являются уникальными по сравнению с любыми другими видами их деятельности. Основные из них:

- распределение времени выполнения боевой задачи на четы -ре шестичасовых цикла, каждый из которых включает три (двухчасовых) основных вида деятельности - выполнение боевой задачи на посту, выполнение обязанностей по службе в караульном помещении и отдых;

- резкое изменение традиционного режима сна курсантов на периодичный (по 1,5 ч через каждые 4,5 ч);

- частое возникновение потребности в быстром и качественном психофизиологическом восстановлении возможностей организма после перенесенных «сверхнагрузок» (в каждом цикле, т.е. четыре раза через 4 ч);

- значительное усиление воздействия психологических раздражителей во время выполнения боевой задачи, связанных с длительной концентрацией внимания и монотонностью деятельности,

ответственностью за выполняемые действия, цикличной сменой видов деятельности, относительной замкнутостью пространства, ограниченностью выполняемых приемов и движений, отсутствием полноценного отдыха и др.;

- постоянное состояние «тревожности», усиленное «ценой ошибки», однако не зависящее от вида текущей деятельности военнослужащего в карауле, так как потребность в повышенной готовности к выполнению команды «в ружье» не должно ослабевать и во время, отведенное для отдыха;

- значительное влияние на результаты деятельности: подбора курсантов в состав караула и распределения их по постам и сменам в зависимости от их совместимости в коллективной деятельности; индивидуальных психологических особенностей курсантов, в том числе условий протекания у них нервных процессов (торможений и ускорений); осознания курсантами целей, критериев оценки и стимулов боевой деятельности; способностей курсантов к командной работе, их готовности к принятию решений в кратчайшие сроки, переключению с одного вида деятельности на другой.

Разработка компонентов предлагаемой модели осуществля-лась на основе проектирования процесса выполнения боевой задачи как совокупности комплексных, сложных и простых процессов и дальнейшего выявления четырёх последовательных этапов подготовки: подготовка к первому выполнению боевой задачи; подготовка и выполнение боевых задач во внутренних караулах; подготовка и выполнение боевых задач в гарнизонных караулах; подготовка и выполнение боевых задач в должностях разводящего, начальника караула и его помощника.

Обеспечение взаимосвязи между содержанием учебных дисциплин, практическим выполнением курсантами обязанностей в ка -раулах и определёнными этапами подготовки способствовало унификации дидактического обеспечения, что позволило рационализировать объёмы профессиональной информации. Модель предопределила разработку ряда психологических методик, позволяющих на всех этапах подготовки специалистов рационально воссоздать фрагменты практики войск и поддерживать у каждого курсанта оптимальный уровень мотивации за счёт сочетания моральных и материальных стимулов.

Кроме того, модель обеспечила прочную связь между укладом воинской службы курсантов в целом и содержанием образовательного процесса; полноценное использование данных психологических обследований обучаемых; индивидуализацию процесса психологической подготовки; упрочнение двусторонней связи вуза с «заказчиком».

Для подтверждения достоверности результатов исследования был проведён формирующий эксперимент, в котором приняло участие 238 курсантов экспериментальных и контрольных учебных групп, 10 преподавателей и 6 офицеров-командиров. Эксперимент осуществлялся в рамках существующего графика учебного процесса и регламентированных норм нагрузки на преподавателей и командиров подразделений. Репрезентативность выборки результатов исследования обеспечивал подбор экспериментальных и контрольных учебных потоков, учитывающий однородность уровней подготовки курсантов при поступлении.

Сравнительный анализ (рис. 1) показателей среднего балла за усвоение курсантами программы обучения по общевоенным и военно-специальным дисциплинам, среднего балла за подготовку и выполнение обязанностей в караулах позволил сделать вывод о том, что внедрение разработанных инноваций обеспечило повышение качества военно-профессиональной подготовки в целом и рост психологической готовности выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях, в частности.

Анализ анкетирования курсантов также позволил убедиться и в преобладании, и в большей стабильности уровня мотивации к выполнению боевых задач у курсантов экспериментального потока по сравнению с обучаемыми в контрольных группах. Кроме того, дальнейшее сопоставление результатов анализа привело к подтверждению теоретического вывода о прямой зависимости показателей выполнения курсантами обязанностей в караулах с уровнем и стабильностью их мотивации к выполнению боевых задач. Причём такая связь прослеживается не только с мотивацией курсантов к выполнению боевых задач во время обучения, но и с их мотивацией к дальнейшей службе. Применение методов математической обработки данных эксперимента подтвердило достоверность результа -тов исследования.

л

ю *

ч о

ч к

X <и о и X

ч ч

ей

ю «

к

X

ч и л

о

й 3

X X ей

и о л к

и ^

о

5 г 4,9 4,8 4,7 4,6 4,5 4,4 4,3 4,2 4,1 4

а) динамика качества выполнения боевых задач в караулах

1 2 3 4 5

Курсы обучения

95 б) динамика мотивации курсантов к выполнению боевых задач в караулах

в о т н а

с р

кур

х ы н н а в

о р

и в и т о м о

кв оо ст ын ва

вс р

и

90 85 80 75 70 65 60 55 50

100 95 90 85 80 75 70 65 60 55 50

Курсы обучения

в) динамика мотивации курсантов к дальнейшей служебной деятельности

-- 87 -■ 88,—.

81 - 85- Э )

--

—■"♦"/4 ---- 73

(КГ

1 2 3 4 5

2

3

4

Курсы обучения

Рис. 1. Взаимозависимости качества выполнения курсантами экспериментальных и контрольных учебных групп боевых задач от их мотивации к несению службы в карауле и к дальнейшему воинскому труду

Мониторинг официальных отзывов из военно-строительных организаций подтвердил более высокий уровень готовности выпускников экспериментальных учебных групп как к действиям в экстремальных условиях, так и к профессиональной деятельности в целом. Кроме того, с целью подтверждения достоверности получен-

ных результатов, мы исследовали особенности профессионального роста выпускников экспериментальных и контрольных учебных групп. Для этого на основании экспертного опроса были проведены параллели между должностями по степени их значимости (табл. 1).

Таблица 1

Соответствие должностей в монтажных, проектных и эксплуатационных организациях

1 Прораб Специалист Инженер

2 Начальник участка Ведущий специалист Начальник смены

3 Начальник отдела Руководитель группы Начальник цеха

4 Главный инженер, руководитель проекта, заместитель управляющего

5 Управляющий организацией

На втором этапе осуществлена группировка специалистов в зависимости от их карьерного роста. Так, работники компаний были условно разделены на четыре группы (бесперспективные, перспективные, успешные, особо успешные) в зависимости от степени успешности их карьеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Результаты карьерного роста выпускников экспериментальных

и контрольных учебных групп за 2000-2007 годы

Выпускники Выпускники

экспериментальных учеб- контрольных

ных групп учебных групп

Кол-во % Кол-во %

Всего 98 100 140 100

Бесперспективные 12 12,25 29 20,71

Перспективные 39 39,8 51 36,42

Успешные 38 38,8 47 33,57

Особо успешные 9 9,15 11 7,86

Таким образом, исследование проблемы психологической готовности выпускников военных вузов технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях показало, что:

- современные условия, предопределяющие рост требований к психологическим свойствам личности выпускников военных вузов технического профиля, обусловливают необходимость усиления их

психологической подготовки к профессиональной деятельности в экстремальных условиях;

- разработанная модель формирования психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности в экстре -мальных условиях включила поэтапное формирование и развитие у обучаемых специфических психологических свойств личности, адекватных содержанию понятия готовности;

- ведущая роль в формировании психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях в рамках разработанной технологии принадлежит подготовке и непосредственному выполнению ими обязанностей в караулах;

- модель предопределила разработку ряда методик, позволяющих на всех этапах подготовки специалистов рационально вос -создать фрагменты практики войск и поддерживать у каждого курсанта оптимальный уровень мотивации за счёт сочетания моральных и материальных стимулов, а также обеспечила прочную связь между укладом воинской службы курсантов и содержанием образовательного процесса;

- проведённый формирующий эксперимент подтвердил достоверность результатов исследования в более высоком уровне психологической готовности выпускников экспериментальных учебных групп к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Список литературы

1. Булат Р. Е., Головачёв А. В. Поиск новых педагогических подходов в подготовке курсантов технических военных вузов к выполнению боевых задач // Армейский сб. - М., 2003. - № 3. - С. 60-64.

2. Булат Р.Е. Концептуальные основы подготовки военных специалистов технического профиля к производственной деятельности в боевой обстановке // Научно-технический отчёт КНИР «Педагог-2» / ВИТУ. - СПб., 2005.

3. Булат Р.Е., Пырский А.М. Основы подготовки военных специалистов строительного профиля к производственной деятельности в экстремальных условиях // Надёжность деятельности в экстремальных условиях: материалы межвуз. конф. / под ред. Ю.А. Шаранова. - СПб.: СПбАА. 2005. - С. 31-35.

4. Новые технологии в военно-специальной подготовке: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции / под ред. Р.Е. Булат / ВИТУ. -СПб., 2008. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.