Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ "К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ" БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ "К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ" БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОИЗУЧЕНИЕ / САМОПРИНЯТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пыпина Л.Р.

В работе представлена апробация программы социально-психологического сопровождения первокурсников с использованием технологического комплекса, включающего психологическое развитие, самоизучение и исследование первокурсников для моделирования психологически - безопасной образовательной среды в студенческом сообществе колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ "К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ" БУ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ «К ВЕРШИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА

© Пыпина Л.Р.1

Нижневартовский политехнический колледж, г. Нижневартовск

В работе представлена апробация программы социально-психологического сопровождения первокурсников с использованием технологического комплекса, включающего психологическое развитие, самоизучение и исследование первокурсников для моделирования психологически - безопасной образовательной среды в студенческом сообществе колледжа.

Ключевые слова психологическая безопасность образовательной среды, психологическая культура, психологическое самоизучение, самопринятие, саморазвитие, студенческое сообщество.

Социально-политические, экономические события в России и мировом сообществе влияют на условия общественной жизни людей, вносят изменения в социокультурную ситуацию и личностное развитие, особенно молодежи. В стремительно изменяющихся условиях взросления молодые люди наиболее нуждаются в психологической поддержке. В рамках концепции национальной безопасности страны психологическая безопасность преподавателей, студентов и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья (физического и психического), прав и свобод, чести и достоинства. А психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности преподавателей, студентов и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормально деятельности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации [6, с. 37]. Поня-

1 Педагог-психолог.

тие психологической безопасности не однородно. Кабаченко Т.С. рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [5, с. 8]. Баева И.А. под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-довери-тельном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1,с. 17]. Средние образовательные учреждения, представляя собой социальный институт, образуют систему обеспечения психологической безопасности. Социально-психологическая поддержка для целей личностной ориентации, получения профессиональных знаний и компетенций, поддерживающая разнообразные сферы жизнедеятельности молодого человека осуществляется в средних образовательных учреждениях.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности психологической службы в системе образования. Это психологическая культура как фактор и условие психологической безопасности образовательной среды; референтная значимость среды; удовлетворенность участников основными характеристиками процесса взаимодействия.

Актуальностью работы является отсутствие исследований посвященных созданию практических технологий психологического комплексного воздействия на студенческую образовательную среду для повышения качества психологической культуры и особенно психологического самоизучения, самопринятия, саморазвития первокурсниками своего нового статуса -студента колледжа. Имеющиеся в настоящее время теоретические и практические разработки, касаются проблематике адаптации первокурсников к условиям обучения, не обеспечивают в полной мере безопасность образовательной среды для психологического и профессионального развития личности каждого студента, как предлагаемое социально-психологическое сопровождение студентов в БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по комплексной программе «К вершинам профессионального самосовершенствования на период 2015-2020 годы» (с рецензией от 22.04.2015 года специалистов кафедры общей и социальной педагогики НВГУ г. Нижневартовска).

Моделируя образовательную среду для развития психологической культуры студентов, изучила научные работы И.А. Баевой, выделившей в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и

отношений. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также оно включает содержание отношений к другому человеку и самому себе [2, с. 19]. В составлении блоков планирования программы и в практическом реализации учитывалось три основных уровня генезиса психологической культуры: психологическая грамотность (некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие); психологическая компетентность (обеспечивает эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми); зрелую психологическую культуру (как механизм личностного самопознания и саморегуляции, обеспечивающий эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми).

Цель исследования: проанализировать многоуровневое влияние комплекса программы социально-психологического сопровождения первокурсников «К вершинам профессионального самосовершенствования» БУ «Нижневартовского политехнического колледжа» на первое полугодие 2015-2016 учебного года на развитие психологической личностной культуры и психологической безопасности образовательной среды и обогащения студенческого сообщества колледжа психологическими компетенциями.

Объект исследования - студенты первого курса БУ «Нижневартовский политехнический колледж».

Предмет исследования - особенности психического культурного развития первокурсников в русле самопознания и самосовершенствования технологией комплексного воздействия на студентов социально-психологическим сопровождением по программе «К вершинам профессионального самосовершенствования» БУ «Нижневартовского политехнического колледжа» на первое полугодие 2015-2016 года.

Гипотеза исследования. Всестороннее качественное повышение психологической культуры, особенно первокурсников БУ «Нижневартовский политехнический колледж» средствами программы социально-психологического сопровождения позитивно повлияет на психологическую безопасность образовательной среды всего сообщества студентов колледжа.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза в работе определяют задачи.

1. Изучить научную литературу о создании и поддержании безопасной психологической среды для профессионального развития первокурсников.

2. Организовать совместную с мастерами производственного обучения и преподавателями работу по социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже.

3. Исследовать особенности эмоциональной тревожности и психической самооценки первокурсников в процессе обучения в колледже.

4. Выявить особенности личностных качеств толерантности у первокурсников.

Методологическую основу психологической безопасности составляют научные труды И.А. Баевой, Г.В. Грачева, Э. Эриксона, где психологическая защищенность детей выступает условием обеспечения адаптации, развития социальной компетентности, ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности). Отечественные психологи, выделяют важные параметры формирования психологической безопасности: умение выстраивать эмоционально близкие отношения; успешную адаптацию к среде, психоэмоциональную стабильность, коммуникативную компетентность, легкость в контактах, реальную безопасность окружающей среды [3, с. 29]. Психологическая защищенность приводит к формированию привязанности, чувству глубокого доверия, которое Э. Эриксон рассматривал в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни [6, с. 76]. А через призму незащищенности и ожидания опасности в дальнейшем будут оцениваться, и восприниматься все жизненные события. Множество определений психологической безопасности среды и содержательных критериев, выделяемых авторами, характеризуют безопасность среды в соотношении с категорией психологического насилия (угрозы), разрушительного для психического здоровья личности, сегодня выдвигаемого в качестве ключевого психологического параметра. Насилие - знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Признаки насильственных отношений можно наблюдать практически во всех институтах социализации личности (семье, школе, колледжах, вузе, трудовых отношениях), межличностном взаимодействии. Важно понимать, что решение проблемы формирования чувства базового доверия в раннем онтогенезе по Э. Эриксону и проблем обеспечения продуктивной адаптации к жизни в процессе взаимодействия ребенка со средой по высказываниям Л.С. Выготского; С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже возможно только в контексте обеспечения психологической защищенности личности [3, с. 46].

В проведении исследования и психологической работе со студентами использовались методы: индивидуальные и групповые беседы, консультации, групповой воркшоп, анкетирования, тестирования, проективные методики, тренинговые упражнения различной тематики, оформление выставок, составление психологических памяток и рекомендаций, анализ полученных результатов, формирующий психолого-педагогический эксперимент. Все полученные данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается а возможном практическом использовании моделируя под особенности деятельности своего учебного образовательного учреждения (абитуриенты города, района, сел и удаленных поселков народов ханты, с многонациональными укладами жизни, семейными традициями, должны принять новую

социальную роль - студента колледжа). Технология программы оказывала воздействие на 354 студента первого курса в течение 1 сентября 2015 года по конец января 2016 года. Заряд эмоционального подъема, бодрости и психологического воздействия образовательной средой колледжа, предусмотренной в программе социально-психологического сопровождения «К вершинам профессионального самосовершенствования» в БУ «Нижневартовском политехническом колледже» первокурсники получают 1 сентября. В торжественной обстановке с оригинальным цветовым решением, в актовом зале студентам посвящаются слова приветствия и поздравления администрации, представляются все специалисты для оказания им практической помощи и консультаций, каждая группа студентов передается мастеру производственного обучения и классному руководителю. Продолжение приветствия первокурсников происходит специалистами колледжа в процессе экскурсии по самым интересным местам: по трем спортивным залам, просторной библиотеке, учебным кабинетам с профессиональным оборудованием и производственным мастерским, где их чарует мастер-инструктор. Живое общение, доброжелательная атмосфера, первые фото с новыми однокурсниками, настраивают на первый урок знаний студентов, знакомство с Уставом колледжа и расписанием занятий. Каждое утро студентов начинается с тематической беседы и общения мастера производственного обучения с группой. С первых дней мастера производственного обучения (по инструкции педагога-психолога) проводят наблюдения за каждым первокурсником, в своей группе, заполняя листы наблюдений и посещаемости.

В сентябре педагог-психолог проводит с каждой группой первокурсников тренинг «Знакомство» с психологическими упражнениями: «Твое имя», «Кто как выглядит», «Искренняя радость», «Приветствия руками, носами, ушами, коленями», «Твои три отличия от других». Студенты психологически раскрываются, ближе знакомятся, раскрепощаются, получают психологические знания и умения, которые помогают приспосабливаться и выстраивать адекватное поведение и социальное взаимодействие с ориентацией на новую социальную роль, как в колледже, так и учебной группе. Студенты с коммуникативными проблемами приглашаются педагогом-психологом для психологического раскрепощения при взаимодействии с природными объектами, в рамках проведения ежегодных работ «Собираем урожай и готовим клумбы, грядки к поздней осени», с проведением фото сессии на территории колледжа. На еженедельных занятиях с педагогом-психологом на протяжении четырех месяцев первокурсники изучают особенности личностного развития и психологический материал настраивающий на активное обучение профессиональным компетенциям. Психологическая работа по самоисследованию студентами начиналась с анкетирования по теме: «Интересы моей души», анализ подвел их к осознанию многогранности своих интересов и сопричастности с выбранной профессией. Анкетирование по теме: «Про-

фессия - это ...» пробудило саморефлексию и позволило объединил результаты сформулировать обобщенный вывод о социальной и личностной значимости профессии в обществе, а первыми ступенями в профессию являлись автобиографические рассказы мастера производственного обучения, встречи с выпускниками. Студенты определяли и ранжировали на занятиях анкетированием самые интересные и психологически комфортные учебные предметы из недельной учебной нагрузки. За три недели произошла ориентация первокурсников на посещение клубов, кружков, секций по интересам в стенах колледжа (открылись новые кружки по их запросам), важно чтобы первокурсники продуктивно с творческим, техническим, спортивным развитием заполняли свободное от занятий время.

С первой недели октября педагог-психолог проводит трехнедельный комплекс профилактических мероприятий, посвященный Всемирному дню психического здоровья, направленных на укрепление психического здоровья и формирование здоровье сберегающей модели поведения студентов под общим названием «Обучение позитивному мышлению». В уютной обстановке актового зала психологический воркшоп познакомил первокурсников с психологическими понятиями, по инструкции выполнялись проективные методики, психогеометрические тесты, приобщились студенты к высказываниям известных психологов, познакомились с девятью своими психологическими портретами-зарисовками, выполняли тренинговые упражнения, унесли памятки-рекомендации для построения позитивного мыслительного ряда. Центром мероприятий являлся день 9 октября - Всемирный день психического здоровья, каждой группе предложено изготовление красочных творческих листовок-плакатов с общей темой «Со вкусом к студенческой жизни», проводился фотоконкурс «С улыбкой по жизни», работы первокурсники заняли центральное место в оформленных выставках. В студенческих группах проводилась диагностика «Самооценки» первокурсников и третьекурсников, предлагались групповые консультации (посещение индивидуальных консультаций первокурсниками приветствовалось). Индивидуальные плановые занятия посещали студенты с особыми образовательными потребностями, для проведения с ними самоизучения личностных особенностей, проработки их проблемных ситуаций, консультативной, кор-рекционной работе и составлению рекомендаций по взаимодействию сними преподавательскому коллективу и родителям.

В третьей декаде октября в рамках расширенных заседаний клуба «Студент и закон», педагогом-психологом проводился комплекс пятинедельных психологических профилактических мероприятий «Конструктивного и толерантного взаимодействия» и «Развития правовой культуры» студентов колледжа, с приоритетной направленностью на первокурсников. Знаковыми мероприятиями явились: психологический воркшоп в по теме «Конструктивного и толерантного взаимодействия» (актуализация понятийного аппа-

рата конструктивного и толерантного взаимодействия, проведение серии упражнений по материалам тренинга «Жить в мире с собой и другими» авторы Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова), классные часы о развитии личных качеств толерантности с самоизучением значимых личностных качеств толерантности студентами, консультирование по материалам американского психолога Дейл Карнеги «Об умении располагать к себе людей» и «О создании благоприятного морального климата в коллективе», изучение уровня эмоциональной тревожности студентов, особенностей микроклимата в коллективах учебных групп. Такое обогащение знаниями первокурсников способствовало развитию психологической грамотности, самопознанию, самопринятию себя, более комфортному сотрудничеству, занятию социальных ролей в группе, расширению круга приятельских взаимоотношений между группами первокурсников. Психологическая консультативная и коррекционная работа, проводившаяся с первокурсниками в мини-группах и индивидуально (приглашались группы крайне инфантильных студентов и группы студентов, имеющие повышенный уровень тревожности а, также пожелавшие на индивидуальные консультации).

Изучение правовой грамотности через курс общеобразовательных предметов помогло провести психологический воркшоп по актуализации знаний студентов: о «Правах и свободах человека и гражданина», глава № 2 Конституции РФ 1993 года»; о правовых основах «Устава Ханты-Мансийском автономного округа» ХМАО-Югры» (положения о коренных малочисленных народах, обеспечение социальной поддержки населения, реализации прав граждан на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт в Ханты-Мансийском автономном округе» ХМАО-Югры); об Уставе БУ «Нижневартовский политехнический колледж», содержащим права и обязанности студентов и их родителей, как законных представителей. Проведенное в дальнейшем анкетирование в группах первокурсников по темам: «Смысловые составляющие понятия «Право»». «Оценивание поступков, нарушающих нормы права». «Знание Российского законодательства в части гражданских, социальных, экономических, уголовных правонарушений и правильных утверждений, по действующему в России законодательству», придало уверенности студентам в ощущении себя как части студенческого сообщества колледжа. Актив каждой студенческой группы анализировал с педагогом-психологом результаты анкет и ознакомил с выводами студентов своей группы. Каждая группа первокурсников в течение пяти недель выполняла выданное задание, к 10 декабря - 85 летию образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, готовила творческую работу под общим названием «Правовой паспорт группы», с результатами анкетирования по правовой культуре, историческими, географическими и этнографическими заданиями, изображениями и описанием значения гербов и флагов городов Ханты-Мансийского округа, с целью повышения куль-

турного уровня, развития своей правовой культуры и организации конкурса-выставки творческих работ в канун торжественной даты.

Вторая и третья декады декабря посвящены самоизучения первокурсниками содержательной (внутренней, учебной) мотивации и социальной (внешней) мотивации, для осознания личностного запроса на получения знаний, умений и развития профессионально-значимых компетенций в процессе обучения в колледже. По наблюдениям мастеров производственного обучения и кураторов, классных руководителей, самих студентов подводились педагогом-психологом итоги социально-психологической адаптации за четыре месяца к условиям обучения первокурсников в колледже.

Результаты исследований обработаны и сформированы в таблицы.

Таблица 1

Анализ результатов по социально-психологической адаптации первокурсников (данные в процентах)

Уровни социально-психологической адаптации первокурсников в 2015-16 году.

Группа 114 116 118 119 120 121 125 126 111 112 113 115 137 Ср. пок.

Кол-во 28 26 30 29 27 28 30 29 25 26 25 24 26 353

Сред б. 27 25,4 25,2 27 26,8 26,6 27 29,5 28,3 29,5 28 29 28,5 27,5

Общ. ср.б. 3,8 3,7 3,6 3,8 3,9 3,8 3,9 4,2 4 3,2 3,9 4,1 4,1 3,8

Макс. ад. 4 19 10 10 12 29 29 45 20 42 20 42 46 25,3

Полная 96 69 84 90 85 61 68 55 80 58 80 58 54 72,1

Неполн. 0 8 3 0 3 3 3 0 0 0 0 0 0 1,5

Дезадапт. 0 4 3 0 0 7 0 0 0 0 0 0 0 1,1

Из потока первокурсников 353 студента:

25,3 % (88) студентов имеют максимальный уровень адаптации;

72,1 % (261) первокурсников полностью адаптировались и приняли задачи обучения, по выбранной профессии;

1,5 % (7) студентов курса имеют «неполную адаптацию» (нуждаются в повышенном внимании); 1,1 % (4)студентов проявляются с дезадаптацион-ной стороны не проявляют желание к процессу обучения, стратегия избегания любых нагрузок.

Средний балл по адаптации студентов (норма от 22 баллов до 35 баллов) составил в группах первого курса 27,5 балла.

Таким образом, в процессе социально-психологической адаптации приспособились успешно к обучению в колледже 97,4 % студентов первого курса. Для 1,5 % процесс адаптации продолжается и может благополучно завершиться при внимательном к ним отношении педагогического коллектива колледжа. А 1,1 % студентов имеют сложные формы педагогической, социальной, психологической запущенности и нуждаются в консультации специалистов (в общении не подтверждают возрастные психологические особенности паспортного возраста).

Таблицам 2

Общие средние показатели развития самооценки студента первого курса в 2015-16 учебном году (в процентах)

Особенности самооценки

№ гр. Завышенная Адекватная Заниженная

114 15 30 55

116 0 32 68

118 0 30 70

119 9 50 41

120 4 32 64

121 0 26 74

125 5 35 60

126 4 44 52

111 5 40 55

112 7 48 45

113 0 76 24

115 5 60 35

137 10 65 25

Ср. пок 5 44 51

Таким образом, с завышенной самооценкой 5 % студентов (разброс средних показателей по группам составляет от 0 % до 15 %), с адекватным уровнем самооценки 44 % студентов (разброс средних показателей по группам составил от 26 % до 76 %), 51 % студентов с различными подуровнями заниженной самооценки(разброс показателей от 24-70 %).

44 % первокурсника с адекватной самооценкой, осознающих свои достоинства и недостатки и умеющие учебные и жизненные ситуации решать самостоятельно. Соотносят свои возможности с постановкой и планированием жизни, выбирая одобряемые в социуме линии поведения.

Итак, 5 % студентов первого курса профессионального колледжа с завышенной самооценкой, не соотносят уровень своих притязаний с уровнем своих истинных способностей и возможностей. Отсюда рождается внутренний конфликт (от высокого уровня притязаний и невозможности самореализоваться допустимыми и одобряемыми обществом способами и приемлемыми линиями поведения), с самим собой. Чаще не достаток жизненного опыта переносит внутренний конфликт на внешний социальный уровень, он уже проявляется во внешнем конфликте с окружающими, с различными последствиями, в частности нарушение закона, либо неодобряемые линии поведения в социуме.

Общей весомой проблемой для студентов первого курса является показатель «Заниженная самооценка» проявившийся у 51 % студентов, со следующими вытекающими последствиями:

а) непонимание своей личностной значимости подростком;

б) попытки подражать «одобряемому», «смелому поведению» в обществе по различным поводам, только бы быть принятыми в среде ровесников;

в) желание выделиться из своей подростковой и учебной группы демонстративно непродуманными поступками;

г) не осознание значимости положительной направленности своих личностных качеств;

д) попытки примкнуть и объединиться к сомнительным авторитетам, не осознавая их истинных мотивов поведения, так как не проработанной остается направленность собственных мотивов.

Результаты диагностики уровня эмоциональной тревожности студентов первого курса.

Таблица 3

Общие средние показатели уровня учебной тревожности студентов первого курса в 2015-2016 году (показатели представлены в баллах) по тесту «Шкала тревожности Кондаша»

Особенности уровня эмоциональной тревожности.

№ Учебная Самооценочная Межличностная Общая

114 13 12 8 33

116 18 18 16 52

118 21 20 17 58

119 11 13 11 35

120 17,4 18 15 50,4

121 19 19 16,3 54,3

125 15 16,3 13,2 44,5

126 17 17 15,2 49,2

111 15 14 12 41

112 15 16 12 42

113 14 14 11 39

115 13 15 11 39,3

137 12 12 10 34

Ср. пок. 15,4 15,7 12,9 44

Таким образом, исследование уровня эмоциональной тревожности у студентов первокурсников по общим, средним показателям показало следующие результаты.

По тестовой шкале «Учебная тревожность» средний общий показатель -15,4 баллов (норма), значит, первокурсников тревожит процесс обучения и желание первокурсников обучаться профессии в политехническом колледже. По тестовой шкале «Самооценочная тревожность» средний общий показатель - 15,7 баллов (норма), процесс занятия социальных ролей интересен для студентов групп первого курса и проходит заинтересовано при необходимой тревожности за занятие и поддержание определенного статуса. По тестовой шкале «Межличностная тревожность» средний общий показатель - 12,9 баллов состояние нормальной тревожности за взаимоотношения с родными и близкими наших первокурсников в границах нормы, подростки стремятся поддерживать отношения с родителями, хотя большую ответст-

венность возлагают на родителей, снижая планку личностной тревожности за результативность взаимоотношений, следовательно, уровень семейного климата благоприятен, даже удобен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма общего показателя тревожности в студенческих группах первого курса - 44 балла, что является средним значением отрезка нормы.

Проблемой выявленной с помощью данного исследования являются показатели близкие к инфантильной (нижняя граница пониженного уровня) эмоциональной тревожности в трех группах первокурсников.

Таблица 4

Исследование проявления личностных качеств толерантности студентами первого курса

Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

114 1,6 1,6 1,3 1,8 1,7 1,5 1,3 1,6 1,7 1,7 1,6 1,3 1,8 1,6 1,3 1,6

116 1,5 1,3 1,6 1,6 1,4 1,3 1,5 1,6 1,6 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6 1,4 1,5

118 1,3 1,4 1,4 1,6 1,5 1,5 1,6 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,5

119 1,6 1,6 1,5 1,6 1,5 1,5 1,6 1,5 1,6 1,6 1,5 1,6 1,5 1,6 1,6 1,6

120 1,4 1,6 1,2 1,4 1,7 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,7 1,7 1,5 1,6 1,6 1,6

121 1,6 1,6 1,6 1,7 1,7 1,5 1,5 1,5 1,7 1,8 1,6 1,4 1,7 1,7 1,7 1,6

125 1,6 1,6 1,4 1,6 1,5 1,4 1,5 1,4 1,7 1,5 1,7 1,6 1,6 1,7 1,5 1,5

126 1,6 1,6 1,7 1,7 1,5 1,3 1,5 1,5 1,8 1,7 1,5 1,5 1,7 1,6 1,6 1,6

111 1,7 1,9 1,8 1,7 1,7 1,3 1,3 1,4 1,7 1,4 1,5 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6

112 1,5 1,5 1,8 1,8 1,6 1,7 1,6 1,7 1,7 1,9 1,7 1,6 1,8 1,6 1,6 1,7

113 1,5 1,6 1,8 1,8 1,6 1,4 1,6 1,7 1,7 1,5 1,5 1,6 1,7 1,5 1,7 1,6

115 1,6 1,5 1,6 1,7 1,4 1,4 1,5 1,6 1,6 1,4 1,3 1,4 1,6 1,5 1,5 1,5

137 1,4 1,2 1,6 1,7 1,5 1,6 1,5 1,6 1,7 1,8 1,6 1,5 1,3 1,5 1,3 1,5

Ср. п. 1,5 1,5 1,6 1,7 1,6 1,5 1,5 1,6 1,7 1,6 1,6 1,5 1,6 1,6 1,5 1,6

Прокомментируем приведенные в столбиках таблицы цифровые данные.

1. Расположенность к другим - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

2. Снисходительность - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

3. Терпение - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

4. Чувство юмора - у студентов первого курса составляет 1,7 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 85 %.

5. Чуткость - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

6. Доверие - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

7. Альтруизм - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

8. Терпимость к различиям - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 90 %.

9. Умение владеть собой - у студентов первого курса составляет 1,7 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 85 %.

10. Доброжелательность - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

11. Умение не осуждать других - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

12. Гуманизм - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

13. Умение слушать - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

14. Любознательность - у студентов первого курса составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

15. Способность к сопереживанию - у студентов первого курса составляет 1,5 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 75 %.

Таким образом, средний общий показатель проявления первокурсниками степени своей толерантности во внешний мир составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

Таблица 5

Рассмотрим ярко проявляющиеся личностные качества толерантности

первокурсников

Названия шкал проявления толерантных качеств Показатели в баллах Показатели в процентах

8. Терпимость к различиям 1,8 90 %

4. Чувство юмора 1,7 85 %

9. Умение владеть собой 1,7 85 %

10. Доброжелательность 1,6 80 %

13. Умение слушать 1,6 80 %

5. Чуткость 1,6 80 %

3. Терпение 1,6 80 %

11. Умение не осуждать других 1,6 80 %

14. Любознательность 1,6 80 %

Значимым образом на 85-90 % первокурсники проявляют такие личностные качества толерантности: «Терпимость к различиям», «Чувство юмора», «Умение владеть собой», больше коммуникативной направленности. Вторая также высокая по степени выраженности группа толерантных качеств первокурсников: «Доброжелательность», «Умение слушать», «Чуткость», «Терпение», «Умение не осуждать других», «Любознательность», -на 80 %, можно сказать вектор ее направленности как на свою личность, так и на другого (личностно-коммуникативные и познавательные).

Из средне выраженных на 75 %, личностных качеств толерантности первокурсников выделяем группу: «Снисходительность», «Расположенность к другим» - которые можно охарактеризовать как нравственно-коммуникатив-

ными. «Доверие», « Альтруизм», «Гуманизм», «Способность к сопереживанию» группа самых емких и сложных личностных толерантных качеств первокурсников с глубокой нравственно-личностной и коммуникативной направленностью.

Таблица 6

Среднего уровня личностные качества толерантности первокурсников

Названия шкал проявления толерантных качеств Показатели в баллах Показатели в процентах

2. Снисходительность 1,5 75 %

1. Расположенность к другим 1,5 75 %

6. Доверие 1,5 75 %

7. Альтруизм 1,5 75 %

12. Гуманизм 1,5 75 %

15. Способность к сопереживанию 1,5 75 %

Таким образом, средний общий показатель проявления первокурсниками степени своей толерантности во внешний мир составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

Первокурсники принимают активное участие в крупных праздниках политехнического колледжа, где проявление качеств толерантности необходимое условие для всей учебной группы: «Спорт нужен миру», игра «Организация объединенных наций», «Прояви позитив», «Неделя доброты и заботы», «Радуга жизни», «Жизнь продолжается», «Познакомь с другом», «Битва хоров» и другие. Психологическое развитие личностных качеств толерантности студентов и поддерживание толерантной среды в процессе обучения в политехническом колледже является условием подготовки специалистов разной профессиональной направленности, управленцев среднего звена способных к самоанализу, самопознанию, дальнейшему саморазвитию.

Анализ проведенного комплекса мероприятий программы социально-психологического сопровождения студентов «К вершинам профессионального самосовершенствования за период с 1 сентября 2015 по 30 января 2016 года позволяет сделать следующие выводы:

1) успешность социально-психологической адаптации первокурсников составила 97,4 % студентов(25,3 % студентов имеют «Максимальный» уровень адаптации);

2) с завышенной самооценкой 5 % студентов (разброс средних показателей по группам составляет от 0 % до 15 %), с адекватным уровнем самооценки 44 % студентов (разброс средних показателей по группам составил от 26 % до 76 %), 51 % студентов с различными подуровнями заниженной самооценки (разброс средних показателей от 24-70 %);

3) сумма общего показателя тревожности в студенческих группах первого курса - 44 балла, что является средним значением отрезка

нормы (проблемой выявленной с помощью данного исследования являются показатели близкие к инфантильной (нижняя граница пониженного уровня) эмоциональной тревожности в трех группах первокурсников);

4) на 85-90 % первокурсники проявляют такие личностные качества толерантности: «Терпимость к различиям», «Чувство юмора», «Умение владеть собой», больше коммуникативной направленности. Вторая также высокая по степени выраженности группа толерантных качеств первокурсников: «Доброжелательность», «Умение слушать», «Чуткость», «Терпение», «Умение не осуждать других», «Любознательность», - на 80 %, можно сказать вектор ее направленности как на свою личность, так и на другого (личностно-ком-муникативные и познавательные);

5) из средне выраженных на 75 %, личностных качеств толерантности первокурсников выделяем группу: «Снисходительность», «Расположенность к другим» - которые можно охарактеризовать как нравственно-коммуникативными. «Доверие», « Альтруизм», «Гуманизм», «Способность к сопереживанию» группа самых емких и сложных личностных толерантных качеств первокурсников с глубокой нравственно-личностной и коммуникативной направленностью.

Таким образом, средний общий показатель проявления первокурсниками степени своей толерантности во внешний мир составляет 1,6 балла (по шкале от 0 до 2 баллов), что является 80 %.

Первокурсники в течение четырех месяцев еженедельно занимались с психологом по плану тематических групповых занятий с тренинговыми упражнениями, диагностиками, выполнением программы самоизучения и самопринятия себя и других. Активно участвовали в комплексных мероприятиях по развитию коммуникативной и правовой культуры, повышали уровень психологической компетентности и личностного саморазвития. Педагогом-психологом использовались разные формы работы с первокурсниками: индивидуальные и групповые занятия с предоставлением студентам самоисследования, тренинг «Знакомство», взаимодействие с природными объектами, творческие групповые задания, и инструкции по их выполнению (сопровождение), оформление выставок и стендов, предложение памяток, изучение психологических важных понятий, проведение классных часов и бесед со студентами и родителями, работа со студентами в рамках клуба «Студент и закон», работа с природными материалами, тематические анкетирования, проведения массовых комплексов мероприятий от трех до пяти недель, тематические психологические воршопы, награждение студентов за творческие работы благодарностями.

Итак, влияние технологического комплекса мероприятий программы социально-психологического сопровождения первокурсников «К вершинам

профессионального самосовершенствования» БУ «Нижневартовский политехнический колледж» за первый период 2015-2016 учебного года демонстрирует качественное повышение психологической культуры, особенно первокурсников. Первокурсники продемонстрировали индивидуально (анкетированием) и составлением групповых творческих работ развитие коммуникативной и правовой культуры. В целом весь проработанный технологический комплекс программы социально-психологического сопровождения способствует формированию психологической безопасности образовательной среды и свободному вхождению первокурсников в студенческое сообщество колледжа для дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.

Список литературы:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002. - 271 с.

2. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. - СПб., 2002. - 317 с.

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможность психологической защиты. - М., 1998. - 125 с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие. - М., 2000. -269 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2001. - 478 с.

6. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. - М., 2011. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.