Научная статья на тему 'Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа'

Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL RESILIENCE / THE THEORY OF PSYCHOLOGICAL SYSTEMS / YOUTH AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш Олеся Борисовна

В статье представлены результаты исследования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа. Предложена программа повышения их психологической устойчивости на основе создания образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment as a factor of formation of psychological stability boys and girls in terms of College

The article presents the results of a study of the psychological stability of boys and girls in terms of College. The proposed program of improving their psychological stability through the creation of educational environment.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Дарвиш Олеся Борисовна,

кандидат психологических наук, доктор психологии, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул [email protected]

Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа. Предложена программа повышения их психологической устойчивости на основе создания образовательной среды. Ключевые слова: психологическая устойчивость, юношеский возраст, теория психологических систем.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема формирования личности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции. Она заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов старшеклассников.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Юношеский возраст - это время выбора жизненного пути, учеба в колледже или учеба в вузе, этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви, могут быть первостепенными.

Перед юношами и девушками стоит несколько задач: построение новых отношений с окружающими, выбор области профессиональных интересов, автономиза-ция от семьи. Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой проблем в юношеском возрасте. И для того, чтобы преодолеть определенные проблемы и стрессы, связанные с выбором профессии, поступлением в учебное учреждение, юноше необходимо обладать определенными качествами, стрессоустойчивостью, например, психологическая устойчивость личности поможет юношам и девушкам справиться с данным жизненным этапом и стойко идти по дальнейшему жизненному пути.

Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни в целом. Целью воспитания должно быть формирование у юношей и девушек психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед юношами и девушками задач следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали их возможностям, находились в зоне их ближайшего развития.

Юноша постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не каждая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неиз-

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

бежно приводят к стрессу. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.

Проблема психологической устойчивости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психологическая устойчивость не является качеством, которое прямо связано с возрастными изменениями. Юноши и девушки, обучающиеся в колледже, существенно различаются между собой по уровню и объему психологической устойчивости. Среди них, как и среди взрослых, встречаются личности, обладающие разной степенью устойчивости в тех или иных ситуациях. Отмечаются также индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуаций и возникающему под их воздействием стрессу. Менее устойчивые юноши и девушки не используют полностью своих возможностей в обучении, хуже адаптированы к требованиям колледжа, в связи с чем они становятся более склонными к невротизации и различным нарушениям поведения. Этому процессу могут противодействовать целенаправленные воспитательные воздействия педагогов.

Процесс формирования психологической устойчивости у юношей и девушек в настоящее время является одним из объектов внимания родителей, педагогов, психологов. Своевременная и качественная диагностика и коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, а также появлению различных форм отклоняющегося поведения. К одному из наиболее ярких проявлений психологического неблагополучия относится психологическая неустойчивость.

Таким образом, психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Показателем психологической устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства.

Наше исследование проводилось с обучающимися профессионального колледжа (16-17 лет). Мы опираемся на понимание устойчивости В. Е. Клочко, рассматри-

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения [1].

Формирование психологической устойчивости в юношеском возрасте, на наш взгляд, поможет выявить факторы стрессоустойчивости, факторы ее развития, условия стабильности и нестабильности, найти методы работы с юношами и девушками в этом направлении.

Образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.

Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Способность сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе и с травмирующими воздействиями, рассматривается учеными как психологическая безопасность на разных уровнях: обществе, локальной среды обитания (семья, ближайшее окружение), а также личности. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующий удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающие референтную значимость среды и обеспечивающее психологическую устойчивость включенных в них участников [2].

Обзор научно-психологической, педагогической литературы и других информационных источников, посвященных проблеме психологической устойчивости, показывает, что психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудных ситуациях. Психологическая устойчивость не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Показателем психологической устойчивости является быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Наше исследование проводилось на базе «Барнаульского торговоэкономического колледжа». Всего в эмпирическом исследовании участвовало 55 студентов I курса. 27 человек представляли группу технологов. 28 человек представляли группу парикмахеров.

Студенты, обладающие высоким уровнем психологической устойчивости личности, демонстрируют сформированный личностный план, что позволяет юношам и девушкам противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Студенты с низким уровнем психологической устойчивости личности имеют несформированный личностный план, что не позволяет юношам и девушкам противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Все это влияет как на представление о профессии, так и на другие стороны жизни.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Для диагностики уровня психологической устойчивости были использованы методики: «Определение эмоциональной устойчивости-неустойчивости» (Д. Тейлор); тест «Подверженность стрессу»; опросник «САН»; тест «Исследование тревожности» (Спилберга - Ханина)»; тест «Жизнестойкость» (С. Мадди).

Исследование юношей и девушек младших курсов обусловлено тем, что в период начального профессионального обучения они активно адаптируются к требованиям студенческой жизни, у них начинают формироваться основы мышления как специалиста, система предпочтений и представлений, связанных с осознанным выбором. Также исследование юношей и девушек младших курсов обусловлено тем, что первокурсники только что начали свою профессиональную реализацию, свое становление. А соответственно, параллельно формируется уровень психологической устойчивости.

По тесту «Определение эмоциональной устойчивости-неустойчивости» - получены следующие данные: в группе технологов 93% обучающихся обладают низким уровнем тревожности, в группе же парикмахеров низким уровнем тревожности обладают всего 56% студентов. Высоким уровнем тревожности в группе технологов обладают всего лишь 7% студентов, у парикмахеров это цифра 44%, что соответственно показывает наименьший уровень психологической устойчивости в группе парикмахеров. Можно предположить, что на эту разницу влияют половозрастные особенности, ведь в группе парикмахеров обучаются только девушки.

По данным теста «Подверженность стрессу» получены следующие результаты: в группе технологов 4% студентов обладают низким уровнем подверженности к стрессу. В группе же парикмахеров эта цифра приближенна к 0. Технологи - 63% умеренной подверженности стрессу, парикмахеры - 21%. Высокой подверженности стрессу в группе технологов обладает 33% студентов, в группе парикмахеров - 72% студентов. Испытываемый стресс, угрожающий здоровью, в группе технологов приближен к 0, в группе же парикмахеров эта цифра - 7%. Эти группы по данным двум тестам имеют некую противоположность.

По данным опросника «САН» мы имеем следующий результат: у студентов, у которых снижено настроение и самочувствие, активность повышена. У тех студентов, у которых преобладает настроение и самочувствие, активность снижена. Эта некая закономерность была выявлена в обеих группах. В целом группа технологов лидирует в высоких оценках, нежели группа парикмахеров. Например, самочувствие у технологов в группе 74%, а у парикмахеров - 64,3%, активность у технологов - 48,2%, у парикмахеров - 42,9%, настроение у технологов - 85,%, у парикмахеров - 71,4%. Иначе говоря, имеется небольшая разница между группами. Группа технологов показывает более стабильные и высокие результаты, нежели группа парикмахеров.

По тесту тревожности была выявлена закономерность - в группе технологов результаты по шкале «ситуативная тревожность» и шкале «личностная тревожность» полностью совпадают. Это говорит о том, что студенты обладают достаточным самоконтролем и умеют контролировать свою тревожность. В группе парикмахеров эти показатели полностью расходятся. В целом по баллам в группе технологи выдали умеренную тревожность, у парикмахеров больше баллов высокой тревожности. Технологи набрали в умеренной тревожности 59,3%, парикмахеры имеют два значения в шкале «ситуативная тревожность» - 57,2% в шкале «личностная тревожность» - 35, 72%. Высокая тревожность опять преобладает у парикмахеров, так как в их группе эти цифры в шкале «ситуативная тревожность» - 28,5%, «личностная тревожность» - 57,14%. В группе технологов показатели совпадают, всего 14,8%.

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В ходе работы со студентами было выявлено, что психологическая устойчивость, что приводит к неадекватной самооценке, низкой стрессоустойчивости. С целью повышения уровня психологической устойчивости была разработана и предложена программа по формированию общечеловеческих ценностей и личностных ценностей студентов (см. таблицу).

Тематика содержания программы

Блок I«Общечеловеческие ценности» Блок II «Личностные ценности человека»

1. Я и Мы 1.Поступок и ответственность

2. Личность 2.Устойчивость организма к стрессу

3. Здоровье З.Личная ответственность

4. Потребности 4. Внутрисемейные отношения

5. Традиции, обычаи 5. Депрессия - это заболевание

6. Свобода выбора 6. Толерантность

7. Жизнь и болезнь 7. Устойчивость подростка в обществе

Предполагалось, что работа по каждой теме и обсуждение ее в группах будет способствовать повышению стрессоустойчивости и повышению адекватной самооценки о себе и о мире. На занятиях студенты заполняли таблицы, выписывали понятия из словарей, предлагали мини-сочинения и др.

Программа включала 2 блока: «Общечеловеческие ценности» и «Личностные ценности».

Первый блок «Общечеловеческие ценности»

Тема 1. «Я и мы» - поднимается вопрос о том, как видит себя юноша или девушка в обществе, с кем дружит, как понимает людей. Очень важно разделять эти понятия, так как молодые люди должны отождествлять себя с кем-то, должны чувствовать свою причастность к определенной компании.

Тема 2. «Личность». Какой Я? Что такое личность? Какой Я в семье, с друзьями? Все мы стремимся стать личностью, все мы хотим быть индивидуальностями, но также важен вопрос, как воспитать в себе эту личность, как ею стать, что для этого нужно сделать.

Тема 3. «Здоровье» - юноши и девушки не всегда задумываются в своем возрасте о здоровье. Предлагается тест «о здоровье», заполнив который студенты могут узнать о состоянии своего здоровья. Также обсуждаются вопросы долголетия.

Тема 4. «Потребности» - студенты обсуждают, без чего и кого человек не может прожить.

Тема 5. «Традиции и обычаи». Обсуждение традиций и обычаев. Молодой человек должен осознавать всю широту понятия «традиций», чтобы приобщить себя к культуре и нравственности.

Тема 6. «Свобода выбора» - зависимый человек не может распоряжаться своими желаниями, действиями. Независимому человеку в этом плане намного легче, что же такое свобода?

Тема 7. «Жизнь и болезнь» - направлена на глубокое осмысление жизни и страдания человека, а также как выйти из сложных жизненных ситуаций.

Второй блок «Личностные ценности»

Тема 1 «Поступок и ответственность» - брать ответственность за свою жизнь и за свои действия чрезвычайно важно, ведь только взрослый человек способен это сделать. Студентам предлагается обсудить, что же такое «ответственность» и «поступок»?

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Тема 2. «Устойчивость организма к стрессу» - студентам предлагаются правила профилактики стресса.

Тема 3. «Личная ответственность» - дела, за которые человек может и способен нести ответственность, дела, за которые человек не может нести ответственность, за что человек в целом несет ответственность в жизни?

Тема 4 «Внутрисемейные отношения» - предлагается нарисовать свою семью, что является дополнительной информацией, обсуждаются отношения в каждой семье.

Тема 5. «Депрессия» - очень важно знать, что депрессия это болезнь, как выйти из этого состояния и как не допустить его.

Тема 6. «Толерантность» - отношение к образу жизни, отношение к поведению других, отношение к чужим чувствам, мнениям.

Тема 7. «Устойчивость молодого человека в обществе» - предлагается написать сочинение о том, какой он психологически устойчивый юноша (девушка) в жизни.

Данная программа рассчитана на повышение психологической устойчивости личности юношей и девушек в условиях профессионального колледжа. Проведенные занятия направлены на формирование и становление стрессоустойчивости, а также адекватной самооценки о себе и о мире. Студенты, прошедшие курс «психологическая устойчивость личности», более стабильны, реализуют себя в профессиональном и личном плане, повышается их уровень жизнестойкости в любых трудных ситуациях.

В программу включался также социальный проект «Нет - стрессу! Да - улыбке!», направленный на повышение стрессоустойчивости и формирование психологической устойчивости юношей и девушек. Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволяет в условиях профессионального колледжа создать педагогические условия для реализации формирования психологической устойчивости юношей и девушек. Одним из условий является включение в деятельность работы юношеского клуба «Я и устойчивость». Направления деятельности данного клуба определяются в соответствии с интересами юношей и девушек на этапе планирования работы клуба, в процессе проведения психолого-педагогической диагностики. Например, это могут быть:

- клубное самоуправление (самоорганизация деятельности клуба, обеспечивающее формирование у юношей и девушек ответственности);

- клубные встречи (еженедельные заседания, предоставляющие юношам и девушкам быть субъектами планирования совместной деятельности);

- отделения клуба (по разным видам деятельности);

- социальное проектирование (разработка и реализация учащимися социально и личностно значимых проектов на уровне клуба).

Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление психологической устойчивости юношей и девушек колледжа, показал следующие результаты: студенты, обладающие низким уровнем тревожности, более стабильны и обладают достаточным уровнем психологической устойчивости. Студенты, обладающие высоким уровнем тревожности, менее стабильны, уровень психологической устойчивости у них снижен; студенты, менее подверженные стрессу, имеют достаточный уровень психологической устойчивости. Студенты, более подверженные стрессу, имеют низкий уровень психологической устойчивости; студенты с высокими оценками (опросник САН) имеют более высокий уровень настроения, самочувствия. Студенты с низкими оценками в этом тесте показали низкий результат; студенты, обладающие высоким уровнем психологической устойчивости тест (Спилберга - Ха-нина), показали одинаковый результат в шкале «ситуативная тревожность» и «лич-

г>л

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14779 УДК 377.1:159.9

Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14779. - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14779.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ная тревожность», у студентов с низким уровнем психологическом устойчивости этот результат разный; студенты с достаточным или высоким уровнем психологической устойчивости не выходят за нормы теста «жизнестойкость», студенты с низким уровнем психологической устойчивости выходят далеко за пределы этой нормы.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что в результате реализации программы происходят существенные изменения: повышение уровня психологической устойчивости личности; повышение стрессоустойчивости; формирование адекватной самооценки; личные профессиональные планы стали более реальными и осознанными. Полученные в ходе исследования результаты подтвердили наше предположение о том, что созданная образовательная среда влияет на эффективность психологической устойчивости личности.

Создание образовательной среды позволяет сформировать психологическую устойчивость юношей и девушек в колледже. Они становятся благополучными, стрессоустойчивыми и эмоционально стабильными.

Перспективное направление последующих исследований связано с необходимостью поиска и внедрения в психологическую практику эффективных личностно развивающих технологий, способствующих психологической устойчивости личности юношей и девушек на базе профессионального колледжа.

Ссылки на источники

1. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. -174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баева И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников. - СПб.: Питер. 2008. - 236 с.

Olesya Darvish,

Candidate of Psychological Sciences, Professor, Doctor of Psychology Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul [email protected]

Educational environment as a factor of formation of psychological stability boys and girls in terms of College Abstract. The article presents the results of a study of the psychological stability of boys and girls in terms of College. The proposed program of improving their psychological stability through the creation of educational environment.

Key words: psychological resilience, youth age, the theory of psychological systems.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.