Научная статья на тему 'Психологическая культура как условие успешной социально-психологической адаптации студентов колледжа'

Психологическая культура как условие успешной социально-психологической адаптации студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Татьяна Евгеньевна

В статье исследованы особенности адаптации студентов подросткового возраста к профессиональному обучению в колледже. Рассмотрены возможности формирования психологической культуры студентов (на примере Пермского политехнического колледжа). Приводятся результаты ряда эмпирических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура как условие успешной социально-психологической адаптации студентов колледжа»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.92 ББК 88.4Ю984.0

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Т. Е. Егорова

Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность; психологическая культура; социально-психологическая адаптация.

Резюме: В статье исследованы особенности адаптации студентов подросткового возраста к профессиональному обучению в колледже. Рассмотрены возможности формирования психологической культуры студентов (на примере Пермского политехнического колледжа). Приводятся результаты ряда эмпирических исследований.

Современные социальные и экономические условия жизни в России диктуют новые требования к подготовке специалистов в разных сферах профессиональной деятельности. Сегодняшний специалист должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям и задачам профессиональной деятельности, развивать свою профессиональную компетентность.

Эти новые требования привели к необходимости пересмотра содержания образовательной среды, создания условий повышения качества образования. Как одно из таких условий рассматривается успешная адаптация бывших школьников к новому профессиональному учебному заведению, в данном случае колледжу. Основной контингент студенческой молодежи в колледже представляют подростки, имеющие характерные для этого возраста особенности. Известно, что внутренние противоречия у студентов-подростков более обострены, чем у студентов юношеского возраста. Это ставит задачу адаптации студентов среднего профессионального учебного заведения в ранг более значимых и сложных задач.

В связи с этим в 2000 г. Министерством образования РФ в Пермском политехническом колледже им. Славянова была открыта экспериментальная площадка для изучения и выработки рекомендаций по теме «Соцально-психо-логическая адаптация - необходимое условие саморазвития личности студентов среднего профессионального учебного заведения».

Одной из основных задач экспериментального исследования явилось обоснование психологических и педагогических условий повышения адаптации студентов. Для решения этих задач педагогический коллектив колледжа под руководством автора в течение 4 лет осуществлял исследовательскую и практическую деятельность по выработке рекомендаций для успешной адаптации студентов в колледже.

Данные нашего пилотажного исследования показали, что основная де-фомация у подростков идет в сфере отношения их к другим людям, что проявляется в эгоизме, равнодушии, потребительском отношении к жизни. Кроме того, отмечается низкий уровень ответственности за себя, свои поступки, многие слабо справляются с аффективными состояниями. Большая часть бывших школьников имеет ослабленное здоровье [7], при этом отсутствуют знания и умения его поддерживания. Отмечается и другая психологическая реальность - высокий уровень зависимости от других приводит подростков к быстрому впитыванию суррогатов псевдокультуры. Это то, что они в первый год обучения ярко демонстрируют и отстаивают как самоценность в кругу своих сверстников по колледжу. Однако в большинстве своем они открыты к обретению положительного поведенческого опыта, что позволяет прогнозировать положительный эффект от целенаправленной, эффективно организованной воспитательной работы.

Поэтому считаем, что процесс адаптации будет успешным в том случае, если создаваемые в учебном заведении условия будут позволять приводить самосознание подростков в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями. Для этого студент должен стать субъектом своего развития. Это возможно тогда, когда у него появятся знания и умения, которые позволят воздействовать на его когнитивную, эмоционально-оценочную, поведенческую сферы самосознания, т. е. речь идет о повышении психологической культуры (ПК).

В соответствии с этим в задачи нашего теоретического исследования входило обоснование сущности процесса адаптации и феномена ПК с тем, чтобы установить возможности их взаимовлияния и взаимодополнения.

В результате теоретического анализа трудов зарубежных и отечественных исследователей были выделены наиболее существенные признаки феномена адаптации. В гуманистической психологии (& Allport, V. Frankl, A. Maslow) адаптация представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций, как процесс преодоления негативного влияния среды, мешающего саморазвитию и саморегуляции. Человек адаптированный значит способный к адекватному взаимодействию с социумом, без переживания тревожных фрустрированных состояний [17; 18; 19]. Анализ работ отечественных психологов Г. А. Гущиной, М. А. Дмитриевой, Т. Д. Молод-цовой, М. В. Максимовой [3; 4; 10; 12] и др. позволил раскрыть личностные качества и психические состояния, способствующие успешной социально-пси-

хологической адаптации человека и свидетельствующие о ее успешном протекании. Для удобства их рассмотрения мы выделили 3 уровня личностных проявлений: 1) психофизиологический; 2) личностно-социальный

(способствующий успешной адаптации в социальной среде); 3) личностнопрофессиональный. К первому мы отнесли психическое равновесие, эмоциональное благополучие, работоспособность. Ко второму - позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, гармоничность в поведении, способность наслаждаться жизнью, потребность в персонализации, готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий, внешнюю и внутреннюю гармонизацию личности со средой и др. К третьему - успешность в деятельности, продуктивность, активность, самореализацию с надежным самоконтролем, соответствие результата деятельности индивида принятой им цели, способность личности строить свои витальные контакты с миром, креативность, компетентность в преодолении трудностей, потребность в самоактуализации, в саморазвитии, в достижении профессионального мастерства. К показателям адаптации студентов к новому учебному заведению был отнесен социальный статус, самооценка, самоотношение, уровень тревожности (нервно-психического напряжения), уровень социальной и учебной активности, успеваемость, психологический климат в учебной группе и коллективе [2; 3; 15].

Анализ показал, что многие характеристики указывают на качественный уровень взаимодействия человека с самим собой и с другими людьми, успешность которого определяется отношением человека к себе и окружающему миру, что, по нашему предположению, может зависеть от уровня развития его психологической культуры.

В таком случае на адаптацию студентов можно посмотреть как на создание благоприятных внутренних условий для обретения культуры взаимодействия с окружающим миром. Поэтому становление ПК и социально-психологическая адаптация рассматривается нами как два взаимосвязанных процесса.

Опираясь на проведенные исследования феномена ПК, в которых прорабатывались концептуальные подходы к определению ее сущности и становлению в деятельности руководителя, педагога, психолога (Т. Э. Зингер, Г. И. Марасанов, Ф. Ш. Мухаметзянова, Н. Т. Селезнева и др. [11; 14; 16]), рассматривались возможности приобщения к ПК студентов, школьников (Т. Ф. Ковалевич, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков и др. [8; 9; 13]), мы сочли возможным дать свое понимание и определение данного феномена.

Психологическую культуру мы рассматриваем как совокупность культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции (целенаправленному изменению) индивидом, осуществляемых и переживаемых им психических процессов, эмоциональных со-

стояний и состояний сознания, включая поведенческие акты. В структуре ПК мы выделяем: когнитивный компонент, который определяет восприятие человеком себя, других людей, психологических образцов поведения и деятельности; процессуально-деятельностный компонент - определяет способы взаимодействия человека с окружающей средой и самим собой; эмоционально-оценочный компонент, который распределен в континууме отношения человека к себе и отношения к окружающему миру и уровень функционирования которого непосредственно определяет уровень развития рефлексивных способностей, рефлексивного поведения человека; аутопсихологический компонент, определяющий высокий уровень саморегуляции в разных сферах самосознания и самодеятельности на разных уровнях взаимодействия человека с окружающим миром (соматическом, личностном, социальном, духовно-нравственном) [5; 6]. Данный компонент, включая в себя все вышеназванные компоненты, может свидетельствовать об уровне развития ПК. Уровень становления ПК будет отличать наличие в ее структуре ценностно-смыслового компонента. Это то, ради чего человек обращается к психологическим знаниям и умениям, что побуждает его к действию, что определяет его ценности, т. е. то, какими ценностями он при этом руководствуется. Именно ценностно-смысловой компонент в совокупности с аутопсихологической компетентностью, исполняющей роль регулятивного компонента ПК, позволяет человеку приложить свою общую культуру к любой сфере деятельности, включая профессиональную [6].

Таким образом, ПК позволяет человеку быть не просто осведомленным, знающим и умеющим в области своей психической организации, но быть действенным, активным творцом себя, своей жизни, переживая эту активность как потребность в саморазвитии, как значимую ценность, вектор которой обращен на нравственные, духовные ценности. Это та внутренняя среда, которая поможет человеку противостоять разрушительным воздействиям внешней среды. Базой ее становления являются понимание и переживание явлений своей психики, осознание механизмов проявления разных психических состояний, волевых процессов, знание особенностей своей личности. Становление ПК может происходить как на уровне спонтанного присвоения знаний и методов осознанной саморегуляции, так и на уровне целенаправленного ее формирования.

Отсюда ПК, как образовательная среда, должна нести в себе те средства, с помощью которых человек может: а) расширять свое представление о себе и окружающем мире, о способах взаимодействия с собой и окружающим миром; б) создавать те внутренние условия, при которых возможна успешная профессиональная и коммуникативная деятельность; в) овладевать методами самоуправления, позволяющими поддерживать свое психическое и физическое здоровье, развивать интеллектуальные способности, управлять эмоциональным состоянием, развивать и корректировать профессиональные дейст-

вия и поведенческие характеристики; г) определять и развивать свое мироощущение и гуманистическое мировоззрение.

Данные теоретические положения легли в основу определения социально-педагогических условий формирования ПК субъектов образовательного пространства и, соответственно, оптимизации процесса адаптации студентов. В основу организации работы в колледже мы положили принципы гуманистической психологии и принцип управления качеством, который предполагает соблюдение таких условий организации образовательного пространства, при которых процесс отличается целенаправленностью и скоординированностью деятельности всех субъектов.

В процессе работы была определена система учебных, тренинговых, семинарских занятий, клубных встреч, молодежных инициатив («школа лидеров», «социальные проекты», КВН и др.), а также студенческих организаций (спортивно-оздоровительных, творческих клубов, художественных студий и др.).

Кроме того, важную роль мы отвели созданию системы средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие в системах «руководитель - педагог (психолог)», «педагог - ученик». Опыт нашей работы доказал, что без сложившейся системы делового сотрудничества, подотчетности всех членов команды, педагогов и психологов решение задач экспериментальной площадки было бы вряд ли возможно.

Другим аспектом в создании условий оптимизации процесса адаптации мы считали уровень готовности к осуществлению задач экспериментальной работы самих педагогов. Важными показателями были: психологический климат, требования к качеству учебной деятельности учащихся, готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях развивающего образования (создание единого пространства саморазвития), система работы педагогического коллектива со своими традициями, условия профессиональной подготовки.

Одним из основных и ведущих условий успешной работы колледжа стала организация психологической службы, в задачи которой входило: оказание помощи администрации колледжа в психологизации образования, повышение ПК педагогов и студентов, оказание психологической поддержки родителям. В качестве основных форм работы центра психологической службы стали: мониторинг личностного роста студентов, индивидуальное и групповое психологическое консультирование, коррекционно-развивающая деятельность, психологическое просвещение, психопрофилактическая деятельность (здоровьесбе-режение).

В процессе экспериментальной работы проводились контрольные диагностические исследования, которые подбирались соответственно задачам исследования. Измерительные срезы проводились в 2 этапа: до и после формирующего мероприятия, а также в начале и в конце каждого периода обучения.

Поскольку формирование ПК выступало в качестве центральной задачи и рассматривалось как внутреннее условие успешной адаптации студентов и педагогов, то большое внимание обращалось на то, как идет расширение психологических знаний, обретение психологических умений, изменение отношения к себе и окружающему миру, осознание ценностных ориентаций, нравственной позиции. Анализировалось, как изменяющиеся параметры личностных характеристик сказываются на общем психологическом климате в учебных группах и решении образовательных задач колледжа. Исследовались такие параметры, как самооценка, самоотношение, уровень тревожности (нервно-психическое напряжение), уровень учебной активности и др.

Проведенные в ходе работы диагностические исследования показали, что большинство студентов не знают особенностей своей психики, слабо представляют ее саморегуляционные механизмы, не знают и не умеют оказывать себе помощь при перегрузках, аффективных и др. состояниях. Обнаружено, что 67% имеют негативную позицию по отношению либо к себе, либо к окружающему миру, из них 7% дают негативную характеристику как себе, так и миру в целом, что говорит об определенной деформации в сфере самосознания. После семинара-практикума только 12% испытуемых не изменило свою изначальную позицию по отношению к себе и окружающему миру.

Результаты рефлексии студентов, представленные в отчетах преподавателей, говорят об изменениях, которые происходили в психическом состоянии студентов: улучшался общий психоэмоциональный фон, настроение, снижалась ситуативная тревожность, что положительно сказывалось на учебной активности студентов. Если изначально отношение к психологической работе у ряда студентов было отстраненное, то уже к середине реализации программного содержания обнаруживалось повышение активности, интереса к данной сфере деятельности. Возрастала потребность больше узнать о себе, о возможностях своей психики, об отношениях между людьми, между природными объектами, о возможностях и закономерностях саморазвития. Таким образом, мы обнаружили, что приобщение студентов к ПК находило отражение в разных сферах их психической жизни.

Изменения, происшедшие в результате психологической работы со студентами на личностном и эмоциональном уровнях, показаны на выборке студентов первого курса, технической специальности - 85 чел. Основными методами исследования были контент-анализ, наблюдение, беседа, тестирование (психологический климат в коллективе (Фидлер), исследование самооценки и уровня притязаний (Дембо - Рубинштейн). В табл. 1 приведены только основные данные и обобщенный показатель изменений, происшедших в процессе приобщения студентов к ПК.

Полученные результаты исследований психоэмоциональной сферы студентов убедительно показали, что повышение ПК приводит к снижению агрессивности, тревожности, росту уверенности в себе.

Таблица 1

До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента

У более 80% студентов наблюдается: • завышение самооценки и, соответственно, завышение уровня притязаний; • высокая зависимость от мнения других; • неверие в свои силы и возможности; • слабый уровень саморуководства, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, преподавателями Приближение самооценки к реалистичной и появление более здоровой самокритики: 1) сохранность реалистичной (адекватной) самооценки - 58,7%; 2) положительная динамика в сторону реалистичности самооценки -17,2%; 3) повышение уровня притязания, что при стремлении к адекватности самооценки можно расценить как положительный фактор - 39,1%; 4) адекватность эмоционального реагирования, ценностное отношение к другим - 66,6%

Умение сдерживать негативные эмоции и свободное проявление позитивных эмоций, уравновешенность и спокойствие при решении жизненных задач свидетельствуют о благоприятном психологическом климате студентов, что, возможно, достигается более осознанным и адекватным самоотношением, саморегуляцией, позитивным мышлением. Кроме того, положительный психологический климат в коллективе достигается за счет повышения ценностного отношения человека к другим людям, умения общаться, строить отношения. Это то, что может указывать на формирующуюся ПК студентов.

Не менее интересными в свете поставленных задач стали результаты исследования, проведенного в конце работы экспериментальной площадки в группах 1-го, 2-го и 3-го курсов методом поперечных срезов в трех выборках: экспериментальной (ППК) и двух контрольных (К1 и К2). Цель данного исследования заключалась в оценке созданных в колледже условий формирования ПК студентов и успешной адаптации. В данной статье мы представляем результаты, полученные на выборке 175 студентов 1-го курса: прибористов, сварщиков, электриков и технологов, из них ППК - 79 (73 юноши), К1 - 51 (44 юноши), К2 - 44 (42 юноши). Экспериментальная и контрольная выборки являлись достаточно адекватными по объему и репрезентативными по своей структуре относительно генеральной совокупности студентов ССУЗов Пермской области, ориентированных на технологические, преимущественно мужские специальности.

В числе параметральных шкал, по которым проводилось исследование, были: учебная мотивация и учебная активность, самооценка, самоотношение, уровень морально-нравственного развития, отношение к сверстникам (оценка психологического климата), тревожность, агрессивность, социальная пластичность, фрустрированность. В качестве диагностического инструментария использовались тесты (учебная активность (А. А. Волочков), рисуночный тест

(Р. Сильвер), экспериментальная разработка - дополнение к тесту Сильвера (С. Леденева), оценка психологической атмосферы в коллективе (А. Ф. Фидлер), самооценка психических состояний (Г. Айзенк)).

Данные, полученные в выборках студентов 1-го курса, представлены нами в табл. 2, где даны различия (среднее арифметическое, дисперсия и ^ критерий Стьюдента).

Таблица 2

Анализ различий показателей 1-го курса по ^критерию Стьюдента

Пара- мет- ры* ППК К1 t (ППК, К1) К2 t (ППК, К2)

Сред- нее Дисп Сред- нее Дисп Сред- нее Дисп

УМ 33,0 57,1 33,6 86,0 0,4 35,4 70,9 1,6

ОБМ 30,7 63,0 32,5 49,7 1,3 32,9 49,7 1,5

КДн 36,6 70,2 34,6 71,6 1,3 37,0 35,9 0,3

КДр 25,4 61,6 24,7 48,5 0,5 24,4 46,3 0,7

УА 28,1 18,8 28,9 18,2 1,0 29,2 20,4 1,3

Я+ 4,0 1,3 3,7 1,2 1,7 3,7 2,2 1,6

ЭМ+ 2,9 2,2 2,5 1,8 1,6 2,1 2,0 2,7

ТРВ 6,8 10,97 7,1 16,2 0,5 4,8 6,9 3,5

ФРУ 6,7 12,3 6,6 18,6 0,1 5,3 12,5 2,1

АГР 8,9 13,9 11,4 28,6 3,1 9,9 10,1 1,4

РИГ 8,7 11,0 9,2 9,7 0,9 8,1 11,1 0,9

МНР+ 2,7 1,4 2,2 1,2 2,6 2,2 1,8 2,0

ПсКл 33,7 132,7 37,4 142,3 1,8 36,7 118,9 1,4

*УМ - учебная мотивация, ОБМ - самооценка обучаемости, КДн - самоконтроль при учебных неудачах, КДр - самоконтроль при реализации учебной деятельности, УА -уровень субъектности студента в учебной деятельности, Я+ - образ «Я», самоотношение, личностная активность; ЭМ+ - эмоциональный позитив в аффективной сфере личности студента, ТРВ - тревожность, ФРУ - фрустрированность, АГР - агрессивность, РИГ - ригидность, МНР+ - морально-нравственное развитие, ПсКл - психологический климат.

Напомним, что важно было установить, насколько проведенная нами работа имела действительно положительный эффект, насколько статистически достоверно то, что, обучаясь в данном учреждении по программам, направленным на формирование ПК, студенты приобрели соответствующее психическое развитие, способствующее их успешной адаптации.

Для оценки влияния фактора повышения ПК в колледже (в данном случае условий ее формирования) на данные личностные показатели нами использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) (В. А. Волочков). Мы условно назвали этот фактор «формирующая среда», а зависимыми переменными - по очереди каждую из 13 диагностических переменных характеристик личностных проявлений. Общие итоги дисперсионного анализа отражены в табл. № 3, где приведены только значимые характеристики.

Таблица 3

Значимые эффекты1 фактора «Формирующая среда» на диагностические показатели первокурсников

№ Диагностические показатели МБ е//есР МБ еггог3 Р4 р<5

7 ЭМ+ (эмоциональный позитив) 8,333 2,023 4,1201 0,018

8 ТРВ (тревожность по СПС) 77,929 11,480 6,7881 0,001

10 АГР (агрессивность) 94,96 17,22 5,5153 0,005

12 МНР+ (морально-нравств. развитие) 5,5962 1,4455 3,8714 0,023

1 В математической статистике о влиянии одного фактора на другие говорят очень осторожно. Обычно этот термин (влияние) на языке статистики заменяется другим - эффект фактора на определенный показатель.

2 Влияние фактора (условия обучения или «формирующая среда») на личностные особенности студентов.

3 Влияние других факторов на личностные особенности, развитие студентов.

4 Р - насколько исследуемый нами фактор (условия обучения) преобладает в своем влиянии на личностное развитие над всеми остальными факторами.

5 р - вероятность ошибки (достоверность обеспечивается, когда р<0,05).

Как видим, обнаружено 4 статистически достоверных эффекта фактора «формирующая среда», вероятность ошибки по которым не превышает 0,05 (5%). Прежде всего отметим, что дисперсионный анализ вновь показал отсутствие каких-либо особенностей трех выборок первокурсников по шкалам учебной активности. Скорее всего, это объясняется общей проблемой - кризисом в образовании, отсутствием интереса к учебе, характерным практически для всех учащихся. Для иллюстрации обнаруженных эффектов фактора «формирующая среда» на ряд показателей личностнъж проявлений приведем три наиболее показательных диаграммы дисперсионного анализа. Рис. 1а раскрывает эффект фактора «Формирующая среда» на шкалу самооценки эмоционального комфорта (ЭМП), морально-нравственного развития (МНР), а рис. 1б - на шкалу агрессивности.

а)

б)

14'

12

10

8

6

4

2

0

1-

1 I н гтттт

МНР

ЭМП

Агр

Рис. 1. Эффекты фактора «Формирующая среда»: а) на шкалу самооценки морально-нравственного развития (МНР) [Р(2,171)=3,87, р=0,023], эмоционального комфорта (ЭМП) [Р(2,171)=4,12, р=0,017], б) на шкалу агрессивности (Агр) [Р(2,171)=5,51, р=0,005].

Эти три эффекта позволяют говорить о приобщении студентов к ПК и их успешной адаптации. Заслуга в этом принадлежит коллективу колледжа, поскольку представленные параметры действительно зависят от организации и эффективности проведенной со студентами работы.

Повышение ПК является основным психологическим условием успешной адаптации студентов колледжа, становление которой предполагает создание соответствующей образовательной среды, где особая роль отводится психологической поддержке студентов и педагогов и ориентации коллектива на повышение качества образования.

Литература

1. Волочков А. А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика). - Пермь: ПОИПКРО, 2002.

2. Голубева Н. М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2004.

3. Гущина Г. А. Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Киров, 2002.

4. Дмитриева М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 1991.

5. Егорова Т. Е. Формирование аутопсихологической компетентности личности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1997.

6. Егорова Т. Е. Психологическая культура руководителя. - Н. Новгород: ВВАГС, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. - Екатеринбург, 2003.

8. Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления ПК культуры учащихся: Дис. ... д-ра психол. наук. - 1997.

9. Ковалевич Т. Ф. Приобщение студентов к психологической культуре в высшем учебном заведении: Дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 1999.

10. Максимова М. В. Психологические условия школьной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.

11. Марасанов Г. И., Зингер Т. Э. Психологическая культура руководителя: направления акмеологического анализа // Акмеология: методология, методы и технологии. - М., 1998 - С. 201-204.

12. Молодцова Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов: Ростовский ГПУ, 1997.

13. Мотков О. И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. - 1999. - № 8. - С. 24.

14. Мухаметзянова Ф. Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1995.

15. Полянок О. В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей: Автореф. ... канд. психол. наук. - Казань, 2001.

16. Селезнева Н. Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1997.

17. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. - N. Y., 1937.

18. Frankl V. Man’s search for meaning. - Boston, 1962.

19. Maslow A. Motivation and personality. - N. Y., 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.