Библиографический список
1. Maslach, C. Burned-out // Human Behavior. - 1976. - № 5.
2. Maslach, C. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. Jackson // Journal of Occupational Behavior. - 1981. - № 2.
3. Pillay, H. Well-being, burnout and competence: implictions for teachers / H. Pillay, R. Goddard, L. Wilss // Australian Journal of Teacher Education - Vol. 30. - № 2.
4. Василенко, А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания // Вектор науки ТГУ. -2011. - № 1(4). - Сер.: Педагогика, психология.
Bibliography
1. Maslach, C. Burned-out // Human Behavior. - 1976. - № 5.
2. Maslach, C. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. Jackson // Journal of Occupational Behavior. - 1981. - № 2.
3. Pillay, H. Well-being, burnout and competence: implictions for teachers / H. Pillay, R. Goddard, L. Wilss // Australian Journal of Teacher Education - Vol. 30. - № 2.
4. Vasilenko, A.Yu. Samoaktualizaciya lichnosti kak faktor profilaktiki sindroma ehmocionaljnogo vihgoraniya // Vektor nauki TGU. - 2011. -№ 1(4). - Ser.: Pedagogika, psikhologiya.
Статья поступила в редакцию 18.06.14
УДК 159.9.07
Oksanich S.I. PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT IN FORMING MENTAL HEALTH. The psychological health is considered to be an important characteristic of a person that reflects and stipulates the ability to assign attainable aims, to move in the direction of their achievement, adjusting your behavior to reality. The article presents the data of experimental works on conservation and maintenance of mental health of students that had been held in three phases in Essentuki Medical College. The achieved results of the author's research have been formulated in a number of practical recommendations.
Key words: mental health, motivation, personality, experimental program, psycho-emotional characteristics.
С.И. Оксанич, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Психологическое здоровье рассматривается как устойчивая характеристика человека, которая отражает и обусловливает его способность ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели, двигаться к их дос-тижению, согласовывая свое поведение с реальностью. В статье приводятся данные экспериментальной работы по сохранению и под-держанию психологического здоровья студентов, которая проводилась в три этапа на базе Ессентукского медицинского колледжа. На основе полученных данных, автором был сформулирован ряд практических рекоменда-ций.
Ключевые слова: психологическое здоровье, мотивация, личность, экспериментальная программа, психоэмоциональные характеристики.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью, социальной активностью и гармоничностью развития личности. Психологическое здоровье является относительно устойчивой характеристикой человека как целостного биосоциального существа, которая отражает и обусловливает его способность ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели, двигаться к их достижению, согласовывая свое поведение с реальностью (требованиями общества и законами природы) и осуществляя саморегу-ляцию на всех уровнях (от психофизиологического до уровня ценностных ориентации и мировоззрения).
Возрастные особенности отношения студентов к психологическому здоровью обусловлены новыми качественно-психологическими образованиями (сформированность самосознания, устойчивого образа своей личности, мотивационно-потребностной сферы). Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с про-фессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Основным критерием психологического здоровья, по мнению О.С. Васильевой, является эмоциональное благополучие, переживание - как внутреннее состояние и глубинное отно-ше-ние к себе и другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности человека. В проблеме личностного здоровья в понимании С.Л. Братченко, выделяются интрапер-
сональные критерии личностного роста (принятие себя; открытость внутреннему опыту переживаний; понимание себя; ответственная свобода; целостность; динамичность) и интерперсональные критерии (принятие других; пони-мание других; социализированность; творческая адаптивность)
Наша экспериментальная работа проводилась на базе Ессентукского медицинского колледжа. В состав контрольной группы вошли студенты 1-5 курсов отделений «Лечебное дело», «Сестринское дело», общее количество которых составило 104 человека. В состав экспериментальной группы вошли студенты 1-5 курсов отделения «Лечебное дело», общее количество которых составило 142 человека. Всего в экспериментальной работе приняло участие 246 студентов 1-5-х курсов в возрасте от 16 до 20 лет.
Экспериментальная программа по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов предполагала три этапа работы:
На 1 этапе проводилось обследование психологического здоровья студентов с помощью сконструированного нами психодиагностического комплекса методов.
На 2 этапе проводилась экспериментальная программа по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов, которая включает в себя проведение социально-психологического тренинга.
Цель тренинговой программы - формирование соци-аль-ной активности у студентов как условие для сохранения и поддержания их психологического здоровья.
Продолжительность работы группы составляла 21 занятие. Длительность одного занятия - 60 мин, периодичность -
1-2 раза в неделю. Первое и последнее занятия отводились на диагностику.
На 3 этапе проводилось повторное обследование психо-ло-гического здоровья студентов после проведения экспериментальной программы. Для этого использовались те же методики. В ходе индивидуального консультирования обсуждались результаты тренинга с каждым участником.
Экспериментальная программа сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, включающая в себя диагностический раздел («Диагностический минимум»), содер-жа-тельный раздел (социально-психологический тренинг), технологический раздел (комплекс психологических игр и упражнений к тренинговой программе «Сохранение и поддержание психологического здоровья студентов»), предполагает создание психологической службы, обеспечивающей психологическое сопровождение по реализации программы, изучение психологического здоровья студентов за счет специально обоснованной диагностики, направляющей в последующем всю содержательную работу педагогов и психологов по сохранению и поддержанию психологического здоровья на основе использования комплекса психологических игр и упражнений, составляющей в целом технологию здоровьесбережения.
Наиболее важными структурными компонентами психологического здоровья студентов являются: а) психо-эмоцио-нальный статус (уровень тревожности, эмоциональная устойчивость (стабильность), отношение к образовательной среде); б) представления студентов о здоровом образе жизни (составляющие здорового образа жизни), в) ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, степень удовлетворенности основных потребностей, ценностные ориентации).
В ходе эксперимента мы применили методики, которые позволяют определить некоторые составляющие психологического здоровья: 1) состояние психоэмоциональных характеристик, используя тест школьной тревожности Филлипса, методику определения эмоциональной устойчивости (стабильности) - неустойчивости (нейротизма, тревожности) Ю.Л. Ха-нина; 2) степень удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа, используя анкету «Психологическая диагностика образовательной среды колледжа» И.А. Баевой; 3) представления студентов о здоровом образе жизни, используя разработанную нами анкету «Изучение представления студентов о здоровом образе жизни» на основе методики ценностных ориентации М. Рокича; 4) ценностное самоотношение, используя опросник самоотношения В.В. Столина, методику изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, метод исследования ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гаштаутасом, М.А. Семено-вым, В.А. Ядовым [1].
Организацию и внедрение экспериментальной программы мы разделили на составляющие: 1) создание психологической службы медицинского колледжа как социального условия обеспечения психологического развития студентов; 2) реализация диагностического раздела программы (комплекс диагностиче-ских мероприятий); 3) реализация педагогического раздела (комплекс педагогических действий, направленных на сохранение и поддержание психологического здоровья студентов); 4) реализация психологического раздела (комплекс психологических действий, в который входит социально-психологический тренинг).
Таким образом, первый этап экспериментальной работы по изучению с оставляю щих психологического здоровья студентов позволил нам, во-первых, определить особенности психологического здоровья студентов в контрольной и экспериментальной группе, во-вторых, спланировать построение
Библиографический список
экспериментальной программы сохранения и поддержания психологического здоровья студентов.
Качественный анализ количественных результатов, полученных в результате исследования, позволил сделать определенные выводы по взаимосвязи между различными показателями психологического здоровья и стратегиями поведения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, являющихся составляющими внутренней картины здоровья.
Разработанная экспериментальная программа позволила изучать особенности индивидуального и личностного развития студента, его мотивационно-потребностной сферы, интересов и склонностей. Это дает большие возможности для организации психопрофилактической, коррекционной и консультативной работы («Диагностический минимум»). «Диагностический минимум» выявляет возможные факторы декомпенсации в формировании психологического здоровья, на его основе составляется план развития группы с ее сильными сторонами, целями, задачами куратора и педагогического коллектива в сохранении и поддержании психологического здоровья студентов. Оценка результатов внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов дала возможность увидеть достоверные изменения в компонентах психологического здоровья. Так, на контрольном этапе эксперимента исследование эмоциональной устойчивости показало переход 60% студентов экспериментальной группы на средний уровень сформированности, 15% - на высокий уровень, 25% - на низкий уровень сформированности; переход сформированности самооценки у студентов к адекватной самооценке - у 81%, завышенной самооценке - у 11%, заниженной — у 8%; высокому уровню сформированности биологических потребностей стало соответствовать 41% студентов, социальных потребностей - 55% студентов, духовных потреб--ностей - 33% студентов. На средний уровень сформированности биологических потребностей смогли перейти 59% студентов, социальных потребностей - 45%, духовных потребностей - 43% студентов.
Таким образом, полученные изменения в процессе проведения экспериментальной программы в выраженности уровня сформированности психологического здоровья студентов свидетельствуют о том, что у студентов экспериментальной группы после проведения экспериментальной программы произошли значимые изменения в компонентах психологического здоровья студентов, что показало эффективность введения компонентов службы практической психологии в образовательное пространство учебного заведения. Анализ данных, полученных в ходе настоящего исследования, позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций: применявшийся в исследовании комплекс диагностических методик, направленный на определение компонентов психологического здоровья, может быть рекомендован психологическим службам для организации психопрофилактической, коррекционной и развивающей работы; материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов возрастной, педагогической, медицинской психологии, а также на практических занятиях по психологии в условиях среднего и высшего профессионального образования; экспериментальная программа по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов может быть рекомендована для проведения психопрофилактической, коррекционной и развивающей работы практическими психологами; разработанная модель психологической службы может быть использована при организации служб практической психологии в системе среднего и высшего профессионального обра-зования.
1. Лобейко Ю.А., Швалева Н.М., Оксанич С.И. Самодиагностика и развитие личности студента // Учебное пособие. - М.: Нар. Образование; Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004.
Bibliography
1. Lobeyjko Yu.A., Shvaleva N.M., Oksanich S.I. Samodiagnostika i razvitie lichnosti studenta // Uchebnoe posobie. - M.: Nar. Obrazovanie; Stavropolj: Izd-vo StGAU «AGRUS», 2004.
Статья поступила в редакцию 10.06.14