УДК 159.9.07
СИ. Оксанич ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Ключевые слова: формирование, ценности, психологическое здоровье, личностное развитие студентов.
Svetlana Oksanych FORMATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AND
PERSONALITY DEVELOPMENT VALUES OF STUDENTS
Annotation. Currently, the national education system is being reformed. One of the reform directions is to enlarge the implementation of competence-based approach, that is dictated by the desire to make education an individual-oriented model and to develop students' activities skills in specific situations.
Keywords: formation, values, psychological health, personal development of students.
Современное общество требует от человека не только глубоких знаний, высокого культурного уровня, но и умения жить, сосуществововать в социуме. Основными параметрами личностного развития студента на сегодня можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности психологического здоровья личности.
Наша экспериментальная программа предполагала три этапа работы:
1) диагностику состояния психологического здоровья студентов до начала экспериментальной работы. На данном этапе с целью установления основных направлений деятельности службы практической психологии по созданию психолого-педагогических условий сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, ценностного отношения студентов к своему здоровью мы определили особенности психологического здоровья студентов медицинского колледжа, их удовлетворенность образовательной средой, место проблем здоровья в системе ценностных ориентаций студентов;
2) проведение экспериментальной программы по формированию ценностей психологического здоровья студентов;
3) диагностику состояния психологического здоровья студентов после проведения экспериментальной работы [1].
На первом этапе проводилось обследование психологического здоровья студентов с помощью сконструированного нами психодиагностического комплекса методов, в состав которого вошли следующие методики: методика «Составляющие здорового образа жизни», основанная на методике ценностных ориентаций (М. Рокич); опросник самоотношения (В.В. Столин); методика изучения самооценки (Дембо - Рубинштейн); методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированная А. Гаштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым (методики взяты из пособия [2]). На втором этапе проводилась экспериментальная программа по формированию ценностей психологического здоровья студентов. На третьем этапе проводилось повторное обследование сформированности ценностей психологического здоровья студентов после проведения экспериментальной программы. Для этого ис-
© Оксанич С.И., 2014
пользовались те же методики. В ходе индивидуального консультирования обсуждались результаты тренинга с каждым участником.
Экспериментальная работа проводилась на базе Ессентукского медицинского колледжа. В состав контрольной группы вошли студенты 1-5-х курсов отделений «Лечебное дело», «Сестринское дело», общее количество которых составило 104 чел. В состав экспериментальной группы вошли студенты 1-5-х курсов отделения «Лечебное дело», общее количество которых составило 142 чел. Всего в экспериментальной работе приняло участие 246 студентов 1-5-х курсов в возрасте от 16 до 20 лет.
Качественный анализ количественных результатов, полученных в результате исследования, позволяет сделать определенные выводы по взаимосвязи между различными показателями психологического здоровья и стратегиями поведения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, являющихся составляющими при формировании у студентов ценностей здоровья. При изучении представлений студентов о здоровом образе жизни (ЗОЖ) как структурном компоненте психологического здоровья на контрольном этапе исследования у студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп произошли некоторые изменения. Выявлено, что в отношении испытуемых к здоровью (либо как к средству, либо как к цели) 40 % студентов КГ (было 35 %) и 68 % студентов ЭГ (было 40 %) рассматривают здоровье как цель, соответственно 60 % студентов КГ (было 65 %) и 32 % студентов ЭГ (было 60 %) видят в нем средство.
При определении необходимости ЗОЖ 62 % студентов КГ (было 55 %) и 89 % студентов ЭГ (было 49 %) указали на необходимость ЗОЖ, а 38 % студентов КГ (было 45 %) и 11 % студентов ЭГ (было 51 %) не смогли однозначно ответить на вопрос о его необходимости. Свой ответ испытуемые в первом случае обосновывают следующим образом: ЗОЖ - способ предотвращения болезней (КГ - 30%; ЭГ - 16 %), долгожительства (КГ - 29 %; ЭГ - 15 %), душевного спокойствия (КГ - 10 %; ЭГ - 35 %), красоты (КГ - 15 %; ЭГ - 5 %), здорового потомства (КГ - 8 %; ЭГ - 10 %), развития (КГ - 3 %; ЭГ - 10 %), успеха (КГ - 5 %; ЭГ - 9 %).
При анализе ответов на вопрос о степени реализованности здорового образа жизни получены следующие результаты: у студентов КГ этот показатель составил 55 % (было 47 %), у студентов ЭГ -83 % (было 53 %). В качестве причин недостижения 100 % реализации ЗОЖ испытуемые называют следующие: студенты КГ (недостаток времени для ЗОЖ - 30 %, нерегулярные занятия спортом - 20 %, курение - 15 %, нерегулярное питание - 15 %, употребление алкоголя - 10 %, плохая экология - 10 %); студенты ЭГ (обеспечение счастливой семейной жизни - 30 %, предотвращение болезней - 20 %, ЗОЖ как залог здоровья детей - 20 %, долгожительство - 10 %). При соотношении желания ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности было выявлено, что хотели бы вести ЗОЖ 75 % студентов КГ (было 73 %) и 55 % студентов ЭГ (было 65 %).
Таким образом, выявление различий в отношении студентов к здоровью показало, что 68 % студентов ЭГ рассматривают здоровье как цель, в то время как этот показатель в КГ составил 40 %. У студентов ЭГ значительно вырос показатель необходимости ЗОЖ (с 49 % до 89 %), в то время как в КГ динамика по данному показателю почти не прослеживается (с 55 % до 62 %). Необходимо отметить, что основное значение ЗОЖ видится студентами ЭГ как душевное спокойствие (35 %), способ предотвращения болезней (16 %), долгожительство (10 %), развитие (10 %), залог здорового потомства (10%), в то время как студенты КГ основное значение ЗОЖ видят в предотвращении болезней (30 %), долгожительстве (29 %), красоте (15 %).
Результаты анализа степени реализованности ЗОЖ показали значительный рост данного показателя у студентов ЭГ (с 53 % до 83 %), тогда как у студентов КГ изменения оказались незначительными (47 % до 55 %), к тому же для студентов КГ ЗОЖ сводится к факторам, обеспечивающим физическое здоровье, и студенты рассматривают его как требующий особых
условий реализации, в частности дополнительного времени. Студенты ЭГ рассматривают ЗОЖ как более емкое понятие, а следовательно, для них более сложно обеспечение 100 % реализации ЗОЖ.
При ранжировании студентами составляющих ЗОЖ были получены следующие результаты (см. табл. 1).
Таблица 1
Таблица рангов составляющих здорового образа жизни студентов медицинского колледжа
Студенты медицинского коллежа
Составляющие ЗОЖ КГ ЭГ
до экспери- после экспери- до экспери- после экспе-
мента мента мента римента
1. Занятия спортом 1 5 2 11
2. Отсутствие привычки к наркомании 2 2 1 12
3. Осмысленная жизнь 11 12 3 2
4. Позитивное отношение к себе 4 8 8 1
5. Гармоничные отношения в семье 10 7 7 3
6. Отсутствие пристрастия к алкоголю 6 6 5 9
7. Полноценное и правильное питание 5 1 4 5
8. Полноценная духовная жизнь 12 9 12 4
9. Отсутствие привычки к курению 7 3 9 10
10. Отсутствие беспорядочной половой жизни 9 11 6 7
11. Доброжелательное отношение к другим 8 4 10 8
12. Саморазвитие, самосовершенствование 3 10 11 6
Как показывает таблица 1, при ранжировании составляющих ЗОЖ студентами ЭГ наибольшие изменения произошли в следующих составляющих: «позитивное отношение к себе» (с 8-го на 1-е место; 30 % студентов), «осмысленная жизнь» (с 3-го на 2-е место; 25 % студентов); «саморазвитие» (с 11-го на 6-е место; 18 % студентов); «гармоничные отношения в семье» (с 7-го на 3-е место; 14 % студентов), «полноценная духовная жизнь» (с 12-го на 4-е место; 10 % студентов). У студентов КГ при ранжировании составляющих ЗОЖ были выделены те же составляющие, что и на 1-м этапе экспериментальной работы: «полноценное правильное питание» (20 %), «отсутствие пристрастия к наркотикам» (18 %), «отсутствие привычки к курению» (15 %), «занятия спортом» (12 %). Выделение студентами ЭГ составляющих ЗОЖ, связанных не только с факторами физического здоровья (закаливанием, гигиеной, правильным питанием, режимом дня, занятиями спортом и т.д.), но и с культурологическими ценностями (саморазвитием, деятельностью на пользу обществу, доброжелательным отношением к другим, осмысленной жизнью) свидетельствует о личностной зрелости студентов, высоком уровне их аутентичности, спонтанности и внутренней свободы, ответственности за свое здоровье, активности и самостоятельности в решении вопросов здоровьесбережения. Таким образом, исследование представлений студентов о ЗОЖ на контрольном этапе подтвердило положительную динамику такой важной составляющей, как психологического здоровья студентов.
Следующим компонентом психологического здоровья студентов является ценностное самоотношение. Обратимся к результатам изменений, произошедших по этому показателю у студентов КГ и ЭГ (см. табл. 2).
Сравнивая результаты сформированности самоотношения у студентов КГ и ЭГ на третьем этапе эксперимента, мы установили, что у студентов КГ наблюдается определенная динамика уровня выраженности показателя «саморуководство» (КГ с 35,1 балла на 41,63 балла); «самообвинение»
(КГ с 36,0 баллов на 39,57 балла); «самопоследовательность» (КГ с 40,0 баллов на 45,4 балла). Данные показатели на первом этапе имели самый низкий уровень выраженности у студентов первого курса. Исследованием установлено отсутствие у студентов КГ достоверных изменений по этим показателям самоотношения. Данные, полученные по опроснику самоотношения в ЭГ, позволяют отметить, что значимую динамику обнаружили следующие показатели: «саморуководство» ^ = 3,3 при р = 0,001), «самообвинение» ^ = 2,4 при р = 0,01), «самопоследовательность» ^ = 3,0 при р = = 0,001), «самоинтерес» ^ = 2,06 при р = 0,01). Это можно объяснить тем, что работа по психологическому сопровождению студентов делает образовательную среду колледжа более благоприятной для личностного развития студентов.
Таблица 2
Динамика показателей ценностного самоотношения студентов медицинского колледжа, балл
Факторы Студенты первого курса
КГ ЭГ
до экспери- после экспе- до экспери- после экспе-
мента римента мента римента
1. Самоуверенность 49,0 54,00 51,0 61,75
2. Самопоследовательность 40,0 45,40 35,0 46,08
3. Самопринятие 57,0 61,00 50,0 66,25
4. Самокритичность 51,0 45,80 47,0 31,20
5. Ожидаемое отношение других 57,0 61,14 59,0 61,40
6. Самоценность, самоотношение 49,0 55,48 47,0 60,74
7. Внутренняя конфликтность 33,0 36,88 37,0 34,10
8. Саморуководство 35,0 38,63 33,0 40,50
9. Самоинтерес 33,0 35,50 35,0 48,40
10. Самообвинение 36,0 29,57 40,7 35,00
11. Одобрение себя 39,0 43,18 43,0 58,91
12. Глобальное самоотношение 65,0 69,20 52,0 76,60
Достоверное повышение показателей саморуководства, самообвинения, самопоследовательности свидетельствует о том, что у студентов повысился уровень саморегуляции, способности планировать и организовывать свою деятельность во времени, у студентов усилилась самокритичность, выражающаяся в готовности искать причины неудач прежде всего в самом себе. Учитывая, что на первом этапе эксперимента именно показатели саморуководства, самообвинения и самопоследовательности имели самые низкие показатели выраженности в общей структуре самоотношения студентов, их достоверно значимое повышение можно рассматривать как позитивный результат.
Экспериментальные данные по фактору «дружественности-враждебности» к собственному «Я» и уровень выраженности в общей структуре самоотношения студентов по показателям негативного полюса («самокритичность», «самообвинение», «внутренняя конфликтность») значительно изменились: «самокритичность» (с 47,0 до 31,2 балла; p = 0,05), «самообвинение» (с 40,7 до 35,0 баллов; p = 0,05), «внутренняя конфликтность» (с 41,0 до 34,1 балла; p = 0,05), что свидетельствует о том, что студенты экспериментальной группы имеют позитивную самооценку, доверие к себе, уважение, одобрение и понимание себя, что, в свою очередь, является важным показателем формирования у студентов ценностей психологического здоровья.
Сравнивая результаты сформированности самооценки у студентов медицинского колледжа на контрольном этапе эксперимента (см. табл. 3), мы обнаружили, что 68 % студентов КГ имеют адекватную самооценку (было 55 %), 19 % - завышенную (было 28 %) и 13 % - заниженную
самооценку (было 17 %), тогда как 81 % студентов ЭГ имеют адекватную самооценку (было 43 %), 11 % - завышенную (было 24 %) и 8 % - заниженную самооценку (было 33 %).
Таблица 3
Динамика результатов изучения самооценки у студентов медицинского колледжа, %
Группы Адекватная самооценка Завышенная самооценка Заниженная самооценка
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента,. после эксперимента
КГ 55 68 28 19 17 13
ЭГ 43 81 24 11 33 8
Важным результатом внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов нам представляется положительный сдвиг (81 %) самооценки в сторону адекватной, а также уменьшение числа студентов с завышенной и заниженной самооценкой (19 %), что проявилось у студентов ЭГ (при р = 0,05).
В качестве подтверждения эффективного влияния экспериментальной программы на ценностное самоотношение, выступающее фактором психологического здоровья студента, мы использовали метод исследования ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированный А. Гаштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым. Использование данного метода позволило нам выявить полученные изменения в ЭГ после внедрения экспериментальной программы в выраженности биологических, социальных и духовных потребностей. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ценностных ориентаций позволил определить направленность личности студентов КГ и ЭГ после проведения экспериментальной программы и их умение дифференцировать в своем сознании цели, отражающие жизненные перспективы. Выявленный показатель, характеризующий психологический параметр ценностных ориентаций (умение дифференцировать цели), показал высокие умения студентов КГ (92 %) и ЭГ (98 %) дифференцировать структуру терминальных ценностей, что проявилось в высокой вариативности оценок (от 1 до 5) при определении значимости той или иной ценности (см. табл. 4).
Таблица 4
Динамика количественных показателей выраженности биологических, социальных,
духовных потребностей в ЭГ и КГ, %
Виды потребностей КГ ЭГ
Высокий диапазон выраженности Средний диапазон выраженности Низкий диапазон выраженности Высокий диапазон выра-жен-ности Средний диапазон выраженности Низкий диапазон выраженности
до эксперимента после эксп. до экс-пери-мента после эксперимента до эксп. после эксперимента до экс-пери-мента после эксперимента до экс-пери-мента после эксперимента до экс-пери-мента после эксперимента
Биологические 24 28 49 54 27 18 23 41 53 59 24 -
Социальные 54 55 43 45 3 — 58 55 41 45 1 -
Духовные 21 23 48 53 31 24 19 33 29 43 52 24
Сравнительный анализ результатов ценностных ориентаций в КГ и ЭГ показал достоверные изменения уровня выраженности духовных потребностей у 33 % студентов и уровня выраженности
биологических потребностей у 41 % студентов ЭГ (р = 0,05), тогда как у студентов КГ достоверных изменений по данному показателю не выявлено. Высокие значения выраженности биологических, социальных и духовных потребностей (см. табл. 4), свидетельствуют, что у студентов ЭГ, принявших участие в экспериментальной программе по формированию ценностей психологического здоровья, значительно улучшились показатели по сравнению с первоначальными результатами.
Сравнительный анализ результатов ценностных ориентаций в КГ и ЭГ на контрольном этапе исследования позволил определить место здоровья в системе ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа (см. табл. 5).
Таблица 5
Динамика рангов ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа
Ценности КГ ЭГ
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
1. Беспечная жизнь 14 15 15 15
2. Образование 6 4 6 2
3. Материальная обеспеченность 1 5 3 13
4. Здоровье 2 1 1 1
5. Семья 3 8 2 9
6. Дружба 5 9 4 10
7. Красота 11 11 10 12
8. Счастье других 10 10 11 8
9. Любовь 4 2 5 4
10. Познание 9 4 8 5
11. Развитие 8 12 9 6
12. Уверенность в себе 7 13 7 11
13. Творчество 12 6 12 7
14. Интересная работа 15 7 13 3
15. Развлечения 13 14 14 14
Динамика рангов ценностных ориентаций (см. табл. 5) показывает, что студенты медицинского колледжа как в КГ, так в ЭГ считают здоровье самой большой ценностью в жизни, тогда как на констатирующем этапе это демонстрировал лишь каждый третий студент-первокурсник. Этот показатель является достаточно убедительным в связи с тем, что студенты медицинского колледжа демонстрируют свою профессиональную подготовку как будущие медицинские работники, когда их главным предметом труда станет здоровье человека. Вместе с тем необходимо отметить, что если на первом этапе исследования при ранжировании ценностей студентами первого курса культурологические ценности заняли предпоследние места в иерархии ценностей, что указывало на наличие проблем в формировании ценностного самоотношения у студентов, то на контрольном этапе нашего исследования положительные изменения произошли только у студентов экспериментальной группы.
Так, при ранжировании 15 терминальных ценностей у студентов экспериментальной группы первые места заняли образование, интересная работа, познание, любовь, развитие, творчество, счастье других. Данный фактор свидетельствует о положительной динамике и подтверждает наше предположение о том, что активность студента в сохранении и поддержании психологического здоровья непосредственно может быть связана с ценностным самоопределением в личностной и профессиональной сферах, сформированными для этого психолого-педагогическими условиями медицинского колледжа. Выявлено, что в ранге ценностных ориентаций студентов-медиков здоровье является са-
мой большой ценностью в жизни, что непосредственно связано с ценностным самоопределением в личностной и профессиональной сферах. Установлено, что выделение студентами таких составляющих ЗОЖ, как «осмысленная жизнь», «гармония с собой», «саморазвитие», «оптимистическое отношение к жизни», свидетельствует о личностной зрелости студентов, высоком уровне аутентичности, спонтанности и внутренней свободы, ответственности за свое здоровье, активности и самостоятельности в решении вопросов здоровьесбережения. Установлено, что положительная динамика показателей ценностного самоотношения студентов (самоотношение, самооценка, степень удовлетворенности основных потребностей, ценностные ориентации) является важным фактором формирования ценностей психологического здоровья студентов, их профессионального роста в вопросах здоровьес-бережения.
Таким образом, полученные в процессе проведения экспериментальной программы изменения в выраженности уровня сформированности ценностей психологического здоровья студентов медицинского колледжа свидетельствуют о том, что у студентов ЭГ после проведения экспериментальной программы произошли значимые изменения в компонентах психологического здоровья студентов, что показало эффективность введения психологических технологий в образовательное пространство учебного заведения. Доказано, что создание психолого-педагогических условий формирования ценностей психологического здоровья студентов, сочетание специальных тренинговых занятий и способов создания образовательной среды позволяет достигнуть результата в формировании у студентов ценностей психологического здоровья.
Библиографический список
1. Оксанич С.И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов: монография / С.И. Оксанич. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008.
2. Стаднюк А.А. Оценка персонала / А.А. Стаднюк. - М.: Бегин групп, 2005.