The article presents the results of research on peculiarities of adaptation in the physically challenged schoolchildren in inclusive educational environment. The study shows that schoolchildren adaptation in the inclusive educational environment has specific social and psychological difficulties. Physically challenged children show decreased level of social and psychological adaptation and chose non-constructive adaptational strategies for coping with failures. The author points out that the adaptational difficulties are connected with the peculiarities of members of environment interaction. Interaction is directed towards preserving the passive position of a student which contradicts the core idea of inclusive education aimed at encouraging social adaptation of physically challenged people, and at creating the necessary conditions for self-realization in society. The article gives grounding to the necessity and opportunity of organizing the members interaction with the inclusive educational environment aimed at development of adaptational resources.
Key words: inclusive education, adaptational problems, adaptational resources, interaction with educational environment.
References
1. Malofeev N. N. Izmenenie spetsial'noy shkoly - neizbezh-nyy vsemirnyyprotsess (Changing of special school - inevitable worldwide process). Nizhegorodskoe obrazovanie (Education in Nizhny Novgorod). 2010, no. 3, pp. 4-9 (in Russian).
2. Knyazeva T. N. Psikhologicheskie mekhanizmy integratsii detey s problemnym razvitiem v obshcheobrazovatel'nuyu sredu (Psychological mechanisms of integration of chil-
УДК 316.614
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Л. Е. Тарасова
Тарасова Людмила Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема психологического благополучия первокурсников в процессе их адаптации к образовательной среде на первых этапах пребывания в вузе в новой для них социальной роли студента. Из множества факторов, оказывающих влияние на адаптацию, внимание авторов сосредоточено на психологическом благополучии, поскольку неудовлетворенность существующим положением дел, психологическое неблагополучие могут привести к стрессу, депрессивным состояниям, утрате интереса к обучению и, в конечном итоге, к дезадаптации. Сравнительный анализ иссследования психологического благополучия первокурсников и выпускников по параметрам - социально-психологическая комфортность в образовательной среде, идентичность с социальным окружением, самооценка, профессиональная направленность, коммуникативный потенциал, потребность в безопасности - убедительно показал, что в обеих группах существует положительная связь по целому ряду показателей. Ключевые слова: образовательная среда вуза, психологическое благополучие, адаптация, дезадаптация.
dren with problems in development into comprehensive educational environment). Nizhegorodskoe obrazovanie (Education in Nizhny Novgorod). 2010, no. 3, pp. 146-153 (in Russian).
3. Volosovets T. V. Inklyuzivnoe obrazovanie: modnaya tema ili dolgosrochnayastrategiya (Inclusive education: fashionable topic or long-term strategy). Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika i tekhnologiya: dokl. na mezhdunar. nauch.-praktich. konf. (Inclusive education: methodology, practice and technology: the report in international scientific and practical conference). Moscow, 2011, pp. 16-27 (in Russian).
4. Alekhina S. V. Sovremennyy etap razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya vMoskve (Current stage of inclusive education development in Moscow). Inklyuzivnoe obrazovanie (Inclusive education), iss. 1. Moscow, 2010, pp. 6-11 (in Russian).
5. Panov V. I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika (Psychodidactic of educational systems: theory and practice). St.-Petersburg, 2007. 352 p. (in Russian).
6. Grigor'eva M. V. Psikhologicheskaya struktura i dinamika vzaimodeystviya obrazovatel'noy sredy i uchenika v prot-sesse shkol'noy adaptatsii (Psychological structure and dynamics of interaction between student and educational environment in school adaptation process). Psikhologiya obucheniya (Educational psychology). 2010, no. 6, pp. 33-42 (in Russian).
Введение
Механизмы адаптации к социальной среде будущих специалистов, стратегическая линия взаимодействия с ней закладываются, как правило, в период обучения в вузе, поскольку именно в эти годы происходит формирование профессионала, его мировоззрения, жизненных идеалов и убеждений. Изучение адаптационных возможностей студентов-первокурсников к условиям образовательной среды высшей школы представляет одну из важнейших общетеоретических проблем, так как на начальном этапе обучения довольно часто молодые люди сталкиваются с проблемой несоответствия своих личностных качеств предъявляемым требованиям.
Теоретический анализ проблемы
Определение адаптации как процесса взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и
© Тарасова Л. Е, 2014
стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям, вполне применимо и к процессу адаптации в образовательной среде. В отечественной психологической науке отсутствует единство взглядов на факторы, оказывающие влияние на адаптацию обучения в вузах. Так, одни авторы объединяют их в три блока: социологический, психологический и педагогический. Первый включает в себя возраст, социальное происхождение, тип образования. Второй содержит индивидуально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Третий состоит из уровня педагогического мастерства, организации среды, материально-технической базы, технических средств обучения и др. [1].
Другие исследователи выделяют только два вида адаптации в вузе: профессиональную и социально-психологическую. С. И. Самыгин профессиональную адаптацию определяет как приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной деятельности в учебной и научной работе, а социально-психологическую - как приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ней, выработку собственного стиля поведения [2]. Мы полагаем, что студент приспосабливается к новой среде (социальная адаптация), новому педагогическому процессу, будущей профессии (профессиональная адаптация), новому окружению, группе, преподавателям, сотрудникам (социально-психологическая). В этом контексте нас интересовало, как влияет психологическое благополучие на адаптацию к образовательной среде вуза, поскольку неудовлетворенность существующим положением дел, психологическое неблагополучие могут привести к стрессу, депрессивным состояниям, к утрате интереса к обучению и, в конечном итоге, к дезадаптации.
В отечественной психологии изучением проблемы психологического благополучия занимались Б. С. Братусь, И. В. Дубровина, В. И. Слобод-чиков, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионов, Т. Д. Ше-веленкова и др. Так, Р. М. Шамионов полагает, что понятие удовлетворенности и благополучия человека строится на субъективном эмоционально окрашенном отношении к содержательной стороне событий и явлений. Именно внутренний комфорт, духовное равновесие, удовлетворенность качеством жизни позволяют человеку почувствовать себя счастливым [3]. Проблема психологического благополучия нашла отражение в трудах таких зарубежных исследователей, как Дж. Бюдженталь, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Н. Бредберн, К. Рифф и многих других. К. Рифф под психологическим благополучием понимает «переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реали-зованности в индивидуальном бытии основных
компонентов позитивного функционирования личности, и степень удовлетворенности своим становлением» [4, с. 109]. В теории К. Рифф представлены шесть компонентов, из которых, по ее мнению, складывается общее психологическое благополучие личности: позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, возможности личностного роста, наличие целей в жизни и чувство осмысленности жизни, самопринятие.
Выборка, методики и методы исследования
В рамках программы «Адаптация первокурсников к социокультурной среде вуза», реализуемой в Саратовском государственном университете, были обследованы 48 первокурсников (43 девушки и 5 юношей) в возрасте 17-18 лет факультета психолого-педагогического и специального образования после четырехмесячного пребывания в вузе в новой для них социальной роли - в конце первого семестра учебного года.
Студенчество - особая социально-профессиональная группа, обладающая специфическими социально-психологическими чертами и системой ценностей, поэтому привыкание к студенческой жизни, ее нравам, обычаям, традициям является сложным процессом для подавляющего большинства первокурсников. Референтными показателями адаптированности для данной группы, согласно подходу К. Рифф, будут: положительные эмоции в отношениях с окружающими, удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта, отражающиеся на психическом состоянии, психологической устойчивости личности, удовлетворенности жизнью в целом [4].
Психологическое благополучие изучалось при помощи методики К. Рифф «Шкалы психологического благополучия»; такие параметры, как социально-психологическая комфортность студентов в образовательной среде, идентичность с социальным окружением, самооценка, профессиональная направленность, коммуникативный потенциал, потребность в безопасности - при помощи методик Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Ма-клакова и С. В. Чермянина [5] и Социально-психологический опросник комфортности среды А. А. Реана. По тем же методикам были обследованы 45 студентов (41 девушка и 4 юноши) в возрасте 22-23 лет выпускного курса. Для оценки различий величин средних значений двух групп использованы ^критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение
Значение показателей по всем шкалам опросника как у студентов 1-го курса (от 48,3 до 55,1), так и выпускного (от 52,6 до 61,4) находятся в зоне
средних, ближе к нижним границам, диапазон разброса значений незначителен, что показывает однородность выборки по уровню выраженности показателей. То, что значение показателей по всем шкалам опросника у первокурсников несколько ниже, чем у старшекурсников, дает основание предположить, что в начале обучения студенты испытывают дискомфорт, связанный с усложнением межличностных отношений: расширение круга общения, необходимость взаимодействия в системах «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - сотрудник» предопределяет трудности коммуникации у большинства студентов первого курса. Возникают сложности и в связи с оторванностью от семьи, проживанием в общежитии, неумением распоряжаться финансами, обустройством быта. У студентов-первокурсников возникает спектр разнообразных проблем: негативные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; сомнения в правильности выбора профессии; недостаточные умения регулировать поведение и деятельность, организовать оптимальный режим учебного труда и отдыха, осуществлять самостоятельную учебную деятельность, конспектировать, работать с первоисточниками, каталогом и пр. Все это провоцирует возникновение состояния растерянности, неуверенности, дискофморта.
Анализ полученных данных показывает преобладание у первокурсников низких значений показателей по шкале «позитивные отношения с окружающими», это говорит о переживаниях изолированности и фрустрированности в межличностных отношениях, недостатке близких, доверительных отношений с ближайшим окружением, наличии трудностей в проявлении открытости и заботы о других и отсутствии стремления идти на компромисс для поддержания важных связей с другими.
По шкале «автономия» у респондентов первого курса выявлены относительно высокие значения, это дает основание предположить, что в целом ряде ситуаций они могут мыслить независимо, самостоятельно регулировать собственное поведение, оценивают себя, исходя из личных стандартов, не озабочены ожиданиями и оценками окружающих людей, что принимая важные решения они не ориентируются на суждения других лиц и их поведение не подвержено социальному давлению. При этом наличие средних и высоких оценок по данной шкале означает еще и то, что ориентация первокурсников только на собственные стандарты и модели поведения может оказать неблагоприятное воздействие на их поведение, препятствовать освоению требований образовательной среды и новых социальных ролей.
В структуре психологического благополучия учащихся первого курса слабое выражение получил фактор «управление средой», показывающий, что студенты испытывают
сложности при управлении повседневными делами, чувствуют свою неспособность изменить окружающие обстоятельства, улучшить что-то для того, чтобы добиться желаемого, при этом для большинства первокурсников характерным является ощущение собственного бессилия, некомпетентности, отсутствия чувства контроля над внешним миром.
По шкале «возможности личностного роста» ни у одной группы респондентов не обнаружено высокого уровня психологического благополучия, хотя почти у трети респондентов обеих групп диагностируется средний уровень представленности данного показателя. К сожалению, многие - как первокурсники, так и студенты старшего курса - испытывают чувство личностной стагнации, неспособность приобретать новые установки и способы поведения; у них отсутствует ощущение улучшения, преобладает чувство скуки и незаинтересованности в жизни.
Самые высокие значения показателей психологического благополучия получены по шкале «наличие целей в жизни», количество респондентов с низким уровнем значений по данной шкале в обеих группах минимально, что позволяет предположить наличие у большинства студентов убеждений, придающих цель жизни.
Средние показатели по шкале «самопринятие» делают возможным предположение о том, что не все студенты обеих возрастных групп, представленных в исследовании, обладают позитивным отношением к себе и своему прошлому, в определенной степени разочарованы им, не вполне удовлетворены собой и обеспокоены наличествующими у них личностными качествами, а некоторые не желают быть теми, кем являются в настоящее время.
Анализ данных, полученных от респондентов-выпускников, убеждает в том, что у большинства из них сложились теплые, доверительные отношения с окружающими; они могут и хотят проявлять доброту и заботу о других людях, способны к эмпатии, близости и любви, владеют коммуникативными навыками, умеют находить компромиссы во взаимоотношениях; они обладают умениями противостоять социальному давлению, оценивать себя, исходя из собственных стандартов, их мышление и поведение характеризуются независимостью, способностью к саморегуляции.
Ответы старшекурсников подтверждают наличие у большинства из них компетентности и уверенности в управлении повседневными делами, способности эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умения отбирать и генерировать условия, способствующие удовлетворению личностных целей и потребностей. Студенты 5-го курса рассматривают возможности личностного роста как степень реализации собственного потенциала, возможность отслеживания собственного личностного роста и ощущение самосовершенствования с течением
360 Научный отдел
времени, как развитость чувства непрерывного саморазвития. Все студенты отмечают, что имеют ясную перспективу своего существования, означающую присутствие убеждений, придающих цель жизни, ощущение, что настоящее и прошлое осмыслены. 44 из 45 обследованных старшекурсников безоговорочно принимают себя, что означает поддержание позитивного отношения к себе, признание и принятие всего собственного личностного многообразия, включающего как позитивные, так и негативные качества, положительную оценку своего прошлого личностью.
Использование ^критерия Стьюдента для оценки различий величин средних значений двух групп позволило определить, что в зоне значимости находятся показатели следующих шкал опросника: «позитивные отношения с окружающими», ?ст = 2,9 при р < 0,01, «наличие целей в жизни», ^ = 3,2 при р < 0,01 и «самопринятие» Л = 3,4 при р < 0,01.
Использование метода ранговой корреляции Спирмена выявило, что в обеих группах существует положительная связь показателей (при р < 0,01) по шкале «позитивные отношения с окружающими» и показателей по шкалам «автономия» и «самопринятие». Можно с уверенностью утверждать, что развитость коммуникативных навыков, открытость и неконфликтность в общении напрямую соотносятся с позитивной оценкой своей жизни в целом и себя, осознанием и принятием всех своих качеств, как положительных, так и отрицательных, со способностью быть независимым в суждениях и поведении.
Заключение
Влияние психологического благополучия на адаптацию к образовательной среде вуза едва ли подлежит сомнению, ведь адаптированный к конкретным условиям человек ощущает спокойствие, уверенность, отсутствие тревожности и напряженности и, напротив, психологическое неблагополучие может способствовать возникновению депрессивных состояний, всевозможных стрессов, утрате интереса к обучению и, в конечном итоге, дезадаптации.
Если первокурсник освоил общепринятые нормы и традиции университета, испытывает положительную идентичность с образовательной средой вуза, то эта среда способствует формированию положительной мотивации достижения поставленных целей, развитию адекватной самооценки и, самое главное, - профессиональной направленности, повышает личностный адаптационный потенциал студентов и их нервно-психическую устойчивость.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (проект № 14-06-00250).
Библиографический список
1. ХанчукН. Н. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток, 2000. 265 с.
2. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д, 1998. 544 с.
3. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. 2012. № 2. С. 143-148.
4. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
5. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2. С. 98-105.
Psychological Well-Being of Students on the Stage of Adaptation to the University Educational Environment
Lyudmila E. Tarasova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article discusses the problem of first-year students' psychological well-being at the process of their adaptation to the educational environment in the beginning of staying at university on the new social position of student. From many factors influencing adaptation the author discusses psychological well-being because dissatisfaction and psychological ill-being can lead to stress, depressive position, loss of interest to learning and in fine to deadaptation. The comparative analysis of first-year students' and upper-form students' psychological well-being (such criteria as social-psychological comfort at the educational environment, identity with social surrounding, self-rating, professional orientation, communicative potential, security need) indicated strongly that there are positive correlations of variety indexes in the both of groups.
Key words: educational environment of university, psychological well-being, adaptation, deadaptation.
References
1. Khanchuk N. N. Nekotorye aktual'nye problemy adap-tatsii studentov v protsesse obucheniya v vysshey shkole (Some actual problems of students' adaptation in process of studying at high school). Problemy sotsial'noy ad-aptatsii razlichnykh grupp naseleniya v sovremennykh usloviyakh (Problems of social adaptation of public different groups in current conditions). Vladivostok, 2000, 256 p. (in Russian).
2. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly: uchebnoeposo-bie (Pedagogy and psychology of high school: the study guide). Ed. by S. I. Samygin. Rostov-on-Don, 1998, 544 p. (in Russian)
3. Shamionov P. M. Psikhologiya sub'ektivnogo blagopo-luchiya: (k razrabotke integrativnoy kontseptsii) (Psycho-
logy of subjective well-being: to working out of integrative conception). Mir Psikhologii (The World of Psychology). 2012, no. 2, pp. 143-148 (in Russian).
4. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psikhologicheskoe bla-gopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i meto-dikaissledovaniya) (Personality's psychological well-being (review of basic conceptions and investigative method).
УДК 316.6
Psikhologicheskaya diagnostika (Psychodiagnosis). 2005, no. 3, pp. 95-129 (in Russian).
Grigorenko E. Yu. Psikhologicheskoe blagopoluchie stu-dentov i opredelyayushchie ego faktory (Students' psychological well-being and it's determining factors). Problemy razvitiya territorii (Problems of territory's development). 2009, no. 2, pp. 98-105 (in Russian).
ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ личности УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И. В. Малышев
5
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологи и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Представлен анализ особенностей социально-психологических и индивидуальных свойств личности учителей общеобразовательных школ в зависимости от уровня их социализации. Рассмотрены современные подходы к пониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений. Показана перспективность изучения характеристик личности педагогов и ее адаптационных параметров в аспекте профессиональной социализации. Отмечено, что социально-психологические и индивидуальные характеристики личности, отражающие ее позитивный жизненный настрой, оказывают влияние на формирование социальной приспособленности работников. Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, социальная приспособленность, психологические характеристики личности учителей.
Введение
Внимание ученых сегодня всё более обращено на социально-психологические проявления личности и ее взаимосвязи с современным обществом, поэтому особую актуальность приобретает проблематика социализации личности и ее многочисленных характеристик в различных областях профессиональной деятельности (профессиональная социализация). Представляют интерес разные подходы к пониманию в психологии социализации личности.
Теоретический анализ проблемы
В психологической науке социализацию принято рассматривать как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который происходит в общении и деятельности. Так, А. Н. Леонтьев определял социализацию как расширение видов деятельности, которыми овладевает ребенок, т. е. постепенное усвоение тех видов деятельности,
которые ребенок способен самостоятельно воспроизвести, освоение им культурных образцов поведения [1]. С точки зрения теории социальной установки, объясняющей процессы регулирования социального поведения человека, социализация - это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности [2].
Современные ученые не ограничиваются раскрытием данной дефиниции в рамках какой-либо одной концепции, а включают в нее категории активности и становления личности, без которых процесс социализации был бы немыслим. Так, Р. М. Шамионов считает, что социализацию необходимо рассматривать с точки зрения самоопределения личности «как процесс, обусловленный вхождением индивида в социум, усвоением им социальных норм, ценностей, установок и правил поведения, определенным уровнем развития характеристик личности, ее становлением как целостного и динамичного образования» [3, с. 90-95].
Е. Е. Бочарова, рассматривая личность с позиций субъекта социализации в условиях изменяющегося общества, полагает, что внимание современных исследователей, в первую очередь, может быть уделено анализу возможных результатов социализации, т. е. формированию интегральных характеристик личности, что обеспечивает ее нормативное функционирование. По мнению автора, в данном случае речь идет о социализации как адаптации и это «особенно важно в связи с "константой" изменения, "обновления" условий социализации, связанных с общественными изменениями, модернизацией современного общества» [4, с. 27-30].
В профессиональной социализации важная роль отведена институту трудового коллектива и профессии. Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблематика профессиональной социализации в системе образования в аспекте изучения особенностей личности педагогов и ее адаптационных параметров. Так, существенное
© Малышев И. В., 2014