Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / PRIMARY SCHOOL AGE / DEVELOPMENT / INCLUSIVE EDUCATION / SPATIAL REPRESENTATIONS / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Киринцева Мария Александровна

В статье рассмотрены вопросы диагностики, педагогического и родительского сопровождения, применения дифференцированного подхода к обучению и развития пространственных представлений детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Киринцева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPATIAL REPRESENTATIONS OF YOUNGER SCHOOLBOYS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

The article deals with the following issues of diagnostics, pedagogical and parental support, application of a differentiated approach to learning and development of spatial representations of children with disabilities in inclusive education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

2. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Дистанционное обучение в школе: возможно или нет? // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 31-32

3. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Информационные технологии как важнейший элемент современного урока // Педагогический вестник. 2019. № 8. С. 26-28.

4. Кириллова А.А. Проблема виртуальной реальности: социально-философский аспект // дисс. ... канд. философских наук: - Мурманск, 2009. - 156 с.

5. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: Филос.-методол. анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.01. - Москва, 1998. - 149 с.

6. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.

7. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Хачатурова К.Р. Мотивация профессиональных интересов обучающихся подросткового возраста // Особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО Ялта, 2018. С. 159-177.

УДК: 373.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Алексеева Ольга Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

исполняющий обязанности заместителя директора по ВР, педагог-психолог Киринцева Мария Александровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Бронницкая СОШ" (с. Бронница)

Постановка проблемы. Формирование пространственных представлений детей является важной задачей начальной школы. Несформированность пространственных представлений в младшем школьном возрасте является причиной школьной неуспеваемости ребенка в дальнейшем. Уровень сформированности данных представлений у учащихся, приходящих в первый класс не одинаков, особенные сложности в их освоении испытывают дети с особыми возможностями здоровья. Внедрение инклюзивного образования в начальную школу обусловило актуальность разработки теоретических основ работы учителя по формирования пространственных представлений учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Целью статьи является определение особенностей пространственных представлений учащихся с особыми возможностями здоровья и возможностей их формирования в рамках инклюзивного образования в современной начальной школе.

Изложение основного материала исследования. Младший школьный возраст считается важнейших периодом для познавательного развития ребенка что накладывает особую ответственность профессиональную деятельность педагога [3; 5]. Именно в начальной школе завершается формирование пространственных представлений учащихся. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович и др. отмечали, что данные представления составляют основу становления не только интеллектуальных функций ребенка, но и сказывается на его эмоционально-личностном развитии.

Под пространственными представлениями понимаются представления о величине, форме, ориентации и расположение предметов в трехмерном пространстве, а также об их перемещении и трансформации во время движения [7].

В настоящее время разрабатываются программы, тренажеры, позволяющие детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) изучать объекты и их пространственные характеристики не только статично, но и в динамике. Тем не менее, вопросы включения данных средств обучения в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования изучен слабо.

У детей младшего школьного возраста в ходе овладения предметными умениями формируются интуитивно-логические знания о пространстве. Большую роль в этом процессе играет правильное словесное обозначение пространственных характеристик. Анализ работ А.В. Семенович, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго позволил выделить 4 уровня сформированности пространственных представлений младших школьников:

1. Пространственные представления о собственном теле.

2. Пространственные представления о взаимоотношении двух и более внешних объектов в пространстве.

3. Вербализация пространственных представлений, появление в речи пространственных понятий.

4. Лингвистические представления, свидетельствующие о понимании пространственно-временных и причинно-следственных отношений между объектами.

К концу обучения в начальной школе учащиеся достигают 3-го уровня формирования к 3-4-му классу [8]. Иная картина наблюдается в инклюзивных классах, в которых обучаются дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Так в исследовании [4] отмечается, что около 91% учащихся начальной школы с ОВЗ имеют сложности с освоением пространственных представлений. Вместе с тем, авторы отмечают увеличение в последние годы доли таких учащихся в общеобразовательных школах.

Современное состояние системы образования характеризуется направленностью на предоставление равных возможностей на получение качественного образования обучающимся, учет индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Именно в этом и заключается смысл инклюзивного образования (от франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include -заключаю, включаю) [6].

Сложности в формировании пространственных представлений младших школьников с ОВЗ связаны с осуществлением ориентировки в направлениях на уровне практических действий, сложности с

использованием в речи терминов, обозначающих пространственные характеристики, затруднения при пространственном анализе ситуации. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров учащиеся с ОВЗ зачастую не могут произвести полный анализ формы, установить симметричность, принадлежность частей конструируемых фигур, расположить элементы конструкции на плоскости, соединить их в единое целое [2].

Исследователи отмечают, что у учащихся с ОВЗ прослеживаются многочисленные ошибки, трудности в ходе усвоения программы: ученики не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Вследствие ограниченности различимого пространства, ученики с недоразвитием пространственного анализа и синтеза испытывают трудности при чтении, а также вызывает затруднение распознания оптически сходных букв. Определяется неумение ориентироваться в тетради, на уроках письма школьники допускают зеркальные ошибки (путают буквы с - з, с - э), на математике - неправильное написание цифр (числом 9 заменяют 6, вместо цифры 2 пишут 5), трудности при усвоения понятий метра, сантиметра, геометрического материала. В изобразительном искусстве младших школьников с ОВЗ характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа, неумение рисовать и описывать элементы картины в перспективе. А.В. Семенович указывает, что трудности формирования пространственных представлений у этой категории школьников связаны с дефектами восприятия, бедностью наглядных слуховых представлений, речевым недоразвитием, ограниченным опытом игровой деятельности [9].

Для проверки гипотезы о том, что в условиях инклюзивного обучения учителю необходимо организовывать обучения на основе дифференцированного подхода к учащимся на базе МАОУ «Бронницкая СОШ» (село Бронница, Новгородской области, Новгородский район) было проведено пилотажное исследование сформированности пространственных представлений третьеклассников. Для диагностики пространственных представлений учащихся были использованы методики: «Проба Хэда» и «Ориентировка в окружающем пространстве» А. Н. Корнева [10].

Дополнительная информация была получена во время беседы с учащимися по картине. В качестве стимульного материала использовалась репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Вначале ребенку давалось несколько минут на рассматривание репродукции, а затем задавались следующие вопросы:

- Где происходит действие картины?

- Как расположены медвежата? (на дереве, рядом с деревом, левее, правее и т.д.).

- Что нарисовано на переднем плане, слева, справа, позади?

- Как расположена медведица?

- Что расположено в центре картины?

-Что изображено вверху, внизу?

По результатам беседы определялся уровень сформированности ориентировки в пространстве:

- высокий уровень (3 балла) - правильно отвечает на вопросы взрослого с допущением 1 и менее ошибок, исправляемых после указания на них; правильно указывает и называет пространственные понятия;

- средний уровень (2 балла) ребенок допускает 2-3 ошибки при ответе на вопросы взрослого, допускает 1-2 ошибки при определении и назывании пространственных понятий, при указании взрослого на ошибки исправляет их;

- низкий уровень (1 балл) - ребенок допускает 4 и более ошибок при выполнении методики не может определить и назвать пространственные понятия.

Результаты исследования показали, что только для 10% учащихся характерен средний уровень развития пространственных представлений. 90% детей показали низкий уровень развития. Наибольшие сложности у детей вызвали задания авторской методики. Напомним, что остальные учащиеся интегрированных классов имеют высокий уровень сформированности пространственных представлений.

Выводы. Таким образом, результаты пилотажного исследования показывают, что если учитель реализуя инклюзивное образование в условиях классно-урочной системы ориентируется на среднего ученика, то своевременного успешного формирования пространственных представлений у младших школьников с ОВЗ не происходит. Для решения данной проблемы необходима разработка практических методических рекомендаций для использования дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

В качестве направлений работы по формированию пространственных представлений детей с ОВЗ могут быть: дифференцирование пространственных признаков и отношений; обучение использованию словесных обозначений пространственных характеристик и отношений; определение взаимосвязи между пространственными, количественными и временными представлениями учащихся; включение пространственных представлений в интеллектуальную практическую деятельность школьников.

Наряду с традиционно используемыми на уроках средствами обучения и индивидуальной работой детей с ОВЗ с школьным психологом возможно использовать и средства информационно-коммуникационных технологий, например, использовать средства виртуальной и дополненной реальности [1], включать в процесс обучения цифровые лаборатории, позволяющие моделировать не только изучение различных свойств объектов, но и их пространственные характеристики, изменения в динамике. Разработка обучающих программ с обратной связью и их использование в образовательной процессе позволили бы таким учащимся осваивать пространственные представления в своем темпе, увеличить долю самостоятельной работы учащегося как на уроке, так и дома, а также снизить нагрузку на учителя в интегрированном классе в рамках инклюзивного образования.

Значительную помощь в развитии пространственных представлений младших школьников с ОВЗ могут оказать родители учащихся. Для решения данной задачи в школе могут быть организованы школы осознанного родительства. В рамках программ таких школ коллективом педагогов и психологов могут быть организованы как просвещение родителей по психологическим, методическим и организационным вопросам развития пространственных представлений учащихся с ОВЗ в начальной школе, так и их практическая подготовка к сопровождению детей дома.

Применение как различных комплексов в индивидуальной работе с школьным психологом, организация обучения в интегрированном классе с использованием дифференцированного подхода к учащимся по уровню сформированности пространственных представлений, внедрение в обучение средств ИКТ, в том числе с

обратной связью, а также развитие осознанного родительства и включение родителей в данный процесс в качестве полноценных участников образовательного процесса, будут способствовать современному и более эффективному развитию пространственных представлений младших школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы диагностики, педагогического и родительского сопровождения, применения дифференцированного подхода к обучению и развития пространственных представлений детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: младший школьный возраст, формирование, развитие, инклюзивное образование, пространственные представления, дети с ОВЗ.

Annotation. The article deals with the following issues of diagnostics, pedagogical and parental support, application of a differentiated approach to learning and development of spatial representations of children with disabilities in inclusive education.

Keywords: primary school age, development, inclusive education, spatial representations, children with disabilities.

Литература:

1. Белова О.П., Казнин А.А. Применение технологии дополненной реальности для графической визуализации учебных задач пространственной геометрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. - С. 3521-3525. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2017/971031.htm.

2. Гормин А.С. Психологические особенности и коррекционно- развивающее обучение детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Учебное пособие. Великий Новгород: НИРО, 2010. 78 с.

3. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.

4. Дурманова Е.К., Ерзунова В.С., Раевская А.В. Коррекционно-развивающая работа по развитию пространственных представлений младших школьников с ОВЗ // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2016. - С. 285-289.

5. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

6. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. - СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 84 с.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., доп. и испр. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008 — 868 с.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.

9. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А.В. Семенович, С.О. Умрихин. - М.,1998 - 50 с.

10. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. — М., 2002-232 с.

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

кандидат педагогических наук, доцент Задворная Марина Станиславовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург);

заведующий Литвинова Наталья Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 81 (г. Санкт-Петербург);

старший воспитатель Милонова Светлана Ринатовна Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 81 (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Социально-экономические изменения в современной России требуют существенных изменений ко всем сферам жизни общества. Процесс модернизации ставит задачи переосмысления всего порядка общественных отношений. Немаловажные преобразования переживает и система управления дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО). Современные ДОО, реагируя на изменения запросов к качеству современного образования, работают в режиме обновления развития.

Цель статьи - проанализировать особенности управления инновационными процессами в ДОО.

Изложение основного материала исследования. Введение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) выделяют дошкольное образование в первоначальный уровень образования и ставят перед ДОО необходимость замещения базовой системы дошкольного образования нововведениями, соответствующими потребностям и возможностям организации [4].

Бесспорно, что все изменения в вопросах воспитания и обучения дошкольников могут быть благополучно реализованы только в условиях совершенствования системы управления ДОО.

В постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы» отмечается, что развитие кадрового ресурса системы дошкольного образования необходимо ориентировать на совершенствование профессионализма педагогических работников, на освоение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.

В Концепции модернизации образования до 2020 г. отмечается, что стратегическим замыслом в области образования является повышение открытости ДОО, соответствия требованиям инновационного развития современного общества [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.