обратной связью, а также развитие осознанного родительства и включение родителей в данный процесс в качестве полноценных участников образовательного процесса, будут способствовать современному и более эффективному развитию пространственных представлений младших школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы диагностики, педагогического и родительского сопровождения, применения дифференцированного подхода к обучению и развития пространственных представлений детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: младший школьный возраст, формирование, развитие, инклюзивное образование, пространственные представления, дети с ОВЗ.
Annotation. The article deals with the following issues of diagnostics, pedagogical and parental support, application of a differentiated approach to learning and development of spatial representations of children with disabilities in inclusive education.
Keywords: primary school age, development, inclusive education, spatial representations, children with disabilities.
Литература:
1. Белова О.П., Казнин A.A. Применение технологии дополненной реальности для графической визуализации учебных задач пространственной геометрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. - С. 3521-3525. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2017/971031.htm.
2. Гормин A.C. Психологические особенности и коррекционно- развивающее обучение детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Учебное пособие. Великий Новгород: НИРО, 2010. 78 с.
3. Донина И.А.,Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.
4. Дурманова Е.К., Ерзунова B.C., Раевская A.B. Коррекционно-развивающая работа по развитию пространственных представлений младших школьников с ОВЗ // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2016. - С. 285-289.
5. Лях Ю.А., Донина H.A. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.
6. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. - СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 84 с.
7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., доп. и испр. — М.: ACT, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008 — 868 с.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
9. Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / A.B. Семенович, С.О. Умрихин. - М.,1998 - 50 с.
10. Семенович, A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / A.B. Семенович. — М., 2002-232 с.
УДК 373.2
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
кандидат педагогических наук, доцент ЗадворнаяМарина Станиславовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург);
заведующий Литвинова Наталья Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад№ 81 (г. Санкт-Петербург);
старший воспитатель Милонова Светлана Ринатовна Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад№ 81 (г. Санкт-Петербург)
Постановка проблемы. Социально-экономические изменения в современной России требуют существенных изменений ко всем сферам жизни общества. Процесс модернизации ставит задачи переосмысления всего порядка общественных отношений. Немаловажные преобразования переживает и система управления дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО). Современные ДОО, реагируя на изменения запросов к качеству современного образования, работают в режиме обновления развития.
Цель статьи - проанализировать особенности управления инновационными процессами в ДОО.
Изложение основного материала исследования. Введение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) выделяют дошкольное образование в первоначальный уровень образования и ставят перед ДОО необходимость замещения базовой системы дошкольного образования нововведениями, соответствующими потребностям и возможностям организации [4].
Бесспорно, что все изменения в вопросах воспитания и обучения дошкольников могут быть благополучно реализованы только в условиях совершенствования системы управления ДОО.
В постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы» отмечается, что развитие кадрового ресурса системы дошкольного образования необходимо ориентировать на совершенствование профессионализма педагогических работников, на освоение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.
В Концепции модернизации образования до 2020 г. отмечается, что стратегическим замыслом в области образования является повышение открытости ДОО, соответствия требованиям инновационного развития современного общества [1].
Одно из условий повышения качества управления ДОО - введение в действие инноваций. Процесс введения инноваций и новшеств в систему руководства образовательной организацией (далее - ОО) подразумевает становление и совершенствование сущности, средств и технологий руководства ДОО. Меняется форма планирования, активизируется самоуправление, прослеживается творческий и профессиональный рост педагогов. Что, в конце концов, приводит к существенным изменениям качества педагогического процесса, приведению его в соответствие с мировыми стандартами. И, как следствие повышению конкурентоспособности дошкольной организации.
Инновации занимают ключевое значение в совершенствовании современной ДОО. Введение инноваций в ДОО невозможно без сложившегося профессионального педагогического состава учреждения, готового реализовывать нововведения, и руководителя, создающего требуемые условия и управляющего новшествами.
На сегодняшний день несомненна роль управления инновационными процессами в ОО. Именно управление инновациями и новшествами играют важную роль в повышении уровня образовательных результатов. Продуктивность и результативность введения инноваций в ДОО возможны только в коллективе готовом к нововведениям, осознающего особенности и логичность управления новациями, руководитель которого является высокопрофессиональным управленцем. Профессионализм руководителя в данном случае, направлен на личности, воплощающие инновации, формируя профессиональную культуру и кадровый потенциал работников ДОО. Для определения особенностей и характеристик модели управления инновационными процессами в ДОО необходимо иметь представление о применяемых критериях оценки качества управления инновационными процессами и кадровой подготовки, и готовности педагогического коллектива организации к инновационной деятельности (мотивация, инициативность и т.д.) [3].
Нами был проведен анализ взглядов работников ДОО на управление инновационными процессами. По результатам анкетирования администрации ДОО к критериям оценки качества управления инновационными процессами мы можем отнести уровень результативности и эффективности внедрения новаций в образовательную деятельность, качество образования, включение в инновационный процесс всех участников образовательного процесса, уместность и целесообразность.
Проведя анкетирование педагогов ДОО нами, было выявлено среди респондентов соотношение педагогов, имеющих специальную подготовку для инновационной деятельности (89%) и не проходивших такой подготовки (11%). В нашем случае подавляющая часть педагогического коллектива была специально подготовлена к работе в инновационном режиме.
Ключевую роль при введении инноваций в образовательный процесс имеет принципиальное значение инициаторства новшеств. Эффективность и результативность напрямую зависят от инициатора. Если в данной роли выступает организация сверху (органы управления), то неизбежны фиаско и несостоятельность нововведений. Педагогические инновации возможны и эффективны только тогда, когда инициаторами новаций выступают педагоги, готовые и мотивированные на инновационную деятельность. По результатам анкетирования мы выявили, что 67% педагогов говорят об инициативе сверху и лишь 23% - об инициативе сверху, 10% затруднились ответить.
Анализируя мотивированность педагогов ДОО на инновации, проявление личной инициативы, поддержание нововведений, мы увидели, что большинство педагогов ДОО (87%) в полной мере проявляют личную инициативу в инновационной педагогической деятельности, 11% проявляют инициативу частично.
Влияние инновационной деятельности на мотивацию педагогов к профессиональному росту показало, что у 38% это самопознание, у 22% - самообразование, у 21% - разработка новых форм работы, у 19% -изучение новых подходов и технологий.
88% педагогов ДОО считают, что администрация грамотно применяет для поддержания инициативы педагогов материальные и моральные стимулы. Администрация ДОО в свою очередь считает, что для поддержания инициативы педагогов применяются как моральные и материальные стимулы, так и повышение квалификационной категории при аттестации.
Соотношение мнений педагогов ДОО при ответе на вопрос «Чем регламентируется Ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» показал сильный разброс мнений педагогов по данному вопросу: 47% считают, что это нормативно-правовая база, 26% - инструкции и методические разработки, 18% учебные планы и графики, 8% - распоряжения.
Инновационная деятельность вносит изменения во все области образовательного процесса ОО. Меняется само содержание образования, методы и формы воспитания и обучения, подход к профессиональным требованиям педагогического состава (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). ДОО функционирует в режиме развития. И здесь большое значение имеют выбранные формы и методы управления инновационной деятельностью в ДОО.
По результатам анализа инновационной деятельности в ДОО нами выявлены изменения практически во всех аспектах педагогической деятельности (рис. 1.)
Да
нет
Содержание образования
Организационная структура ДОО
Режим функционирования учреждения
Система управления
Техлогиии методы воспитания и обучения
Подготовка, переподготовка и 1 комплектование педагогических кадров
Рисунок 1. Диаграмма изменений связанных с инновационной деятельностью в ДОО
Инновационная деятельность педагогического коллектива в ДОО ориентирована на совершенствование образовательного процесса, существенные изменения в содержании образовательного процесса, его форм и методов. Как утверждает М.С. Задворная «необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образовательного процесса» [2].
Большинство опрошенных педагогов ДОО (87%) согласны, с мнением, что в результате инновационной деятельности изменились формы и методы образовательной работы. Анализируя анкетирования педагогов, показал, что наибольшей проблемой, снижающей эффективность инновационной деятельности в ДОО, является увеличение времени на подготовку к образовательному процессу, непрерывной образовательной деятельности (далее - ИОД) (рис. 2).
0%
50%
- 32%
- 10% 5% Уо
0
I Большой объем подготовки к НОД
. Увеличение времени на подготовку к НОД
. Недостаточное оснащение учебно-материальными средствами
Отсутствие помещений
I Нет возможности повышать профессиональный и квалификационный уровень
I недостаточное оснащение научно-методическим материалом
Рисунок 2. Диаграмма данных по выявлению затруднений в образовательном процессе
Проведенные исследования говорят о том, что со стороны администрации ДОО педагогам оказывается всесторонняя помощь в процессе реализации инновационной деятельности - 88%. Большинство педагогов (75%) видят успешность управления инновациями в ДОО. По полученным нами данным исследований, около 80% педагогов в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью администрации, осуществляемой в ДОО.
Анализ полученных результатов позволил нам раскрыть и дать характеристику состоянию инновационной деятельности, найти первопричины, снижающие эффективность управления инновационными процессами в ДОО. К ним мы относим: постоянные изменения в прямых и обратных связях в концепции «руководитель-коллектив»; недостаток эталонных требований к процессу инновационной деятельности и управлению им на всех уровнях образовательной системы.
Хочется отметить и положительные тенденции реализации инноваций и новшеств в педагогической деятельности [5; 6; 7; 8; 9]. Улучшилось качество подготовки педагогов, расширились возможности педагогов в выборе методов и форм воспитательно-образовательного процесса, педагоги проявляют творческую инициативу, все больше педагогов и руководителей ориентированы на самопознание и самосовершенствование, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.
Выводы. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что интенсивность и массовость использования педагогических инноваций в ДОО напрямую влияет на качество образования, повышение
уровня образовательного процесса и профессиональную подготовку руководителей и педагогов. Мы с уверенностью можем утверждать, что инновации — это механизм, который способен решать актуальные вопросы в современном образовании.
Аннотация. В статье раскрываются особенности управления инновационными процессами в дошкольной образовательной организации. Рассматривается роль инноваций в совершенствовании педагогической действительности. Дана характеристика состоянию инновационной деятельности в ДОО и проанализированы причины, снижающие эффективность управления инновационными процессами в ДОО.
Ключевые слова: инновации, инновационная образовательная деятельность, управление инновационными процессами.
Annotation. The article reveals the features of innovative processes management in preschool educational organization. The role of innovations in the improvement of pedagogical reality is considered. The article characterizes the state of innovation activity in the DOO and analyzes the reasons that reduce the effectiveness of innovation processes management in the DOO.
Keywords: innovations, innovative educational activity, management of innovative processes.
Литература:
1. Модернизация российского образования: документы и материалы / ред. сост. Э.Д. Днепров. - М., 2002. - 96 с.
2. Донина И.А. Качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации / И.А. Донина, М.С. Задворная // Педагогический вестник. - 2019. - №9,- С. 28-30.
3. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука /
B.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.
4. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013.-208 с.
5. Донина И.А. Маркетинг в дошкольной образовательной организации: современный контекст проблемы // Дошкольная педагогика. 2019. № 1 (146). С. 58-60.
6. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.
7. Донина И.А., Арбузова А.А. Теория и практика применения детских развивающих игрушек в современном обществе // Особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО Ялта, 2018. С. 72-90.
8. Эльсиева М.С. Использование метода рассказа в формировании коммуникативных УУД у младших школьников // Педагогический вестник, 2019, 9, С. 74-75.
9. Юсупов В.З., Корнилова Т.В. Сущностные характеристики образовательной среды современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования, 2019, 62-1,
C. 353-356.
УДК 371
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОО
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности и характеризуется развитием потребности ребенка в общении. Занимая важное место в жизнедеятельности ребенка, речь выступает инструментом общения, познания, регуляции ее поведения, средством развития и воспитания.
В данном исследовании речевую деятельность будем рассматривать как специфическую деятельность личности, направленную на использование усвоенной речи с целью коммуникации.
В речевом развитии ребенка дошкольного возраста исследователи выделяют несколько сторон, а именно:
- освоение дошкольником фонематической матрицы языка (накопление звуковых (слуховых) образов слова и совершенствование артикуляции);
- увеличение количества понимаемых и произносимых слов (развитие пассивного и активного словаря);
- усвоение грамматики и синтаксиса родного языка;
- развитие связной речи \2].
Изложение основного материала исследования. Решения проблем речевого обучения и развития дошкольников на современном этапе основываются на различных подходах, имеющих весомое значение и занимающих определенное место в педагогическом процессе. Однако анализ практики заведений дошкольного образования позволяет говорить о том, что в учебно-воспитательном процессе в своем большинстве используются подходы к развитию речи, которые не базируются в достаточной степени на учете специфики речевой деятельности детей, в связи с чем методики формирования речи создаются воспитателями преимущественно интуитивным путем, что негативно сказывается на устной речи дошкольников, уровень развития которой должен быть значительно выше на момент прихода детей в школу. Проблема речи дошкольников рассматривается в структуре обучения без достаточного учета психолингвистических факторов. В связи с этим предметом формирования становятся не спонтанные процессы речевого развития и спонтанная рефлексия ребенка над речью, а лишь учебная деятельность дошкольника [4].