УДК 373.2 ББК 74.102
Е.Д. Ли
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
С± ш
Рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью педагогов ДОО. Раскрываются основные требования к организации и управлению инновационной деятельностью педагогов ДОО.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, управление, компетентность.
Сегодня проблема качественного управления образованием является актуальной и требует модернизации. Одним из перспективных направлений является управление инновационной деятельностью. Существующее противоречие между новыми требованиями к дошкольному образованию и наличными средствами для их реализации обуславливает
необходимость внедрения новых образовательных программ, обеспечивающих вариативность педагогического процесса, ориентированного на раскрытие личностного потенциала ребенка, его творческих способностей [1].
Инновационная педагогическая деятельность - это вид деятельности, направленный на создание и внедрение нового [3].
В психолого-педагогической литературе новшество рассматривается как некое средство, а инновация как процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению и распространению новшеств. Внедрение и поддержка нового в образовании будут тем эффективнее, чем быстрее организаторы инновационной деятельности перейдут от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества.
В Казахстане многие детские сады работают в режиме развития.
К основным причинам внедрения инноваций можно отнести следующие:
• ужесточение требований к образованию и, как следствие, необходимость повышать качество предоставления образовательных услуг;
• личностная заинтересованность педагога в достижении высоких результатов образования, потребность в сопричастности к новому;
• подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
• стремление слушателей курсов повышения квалификации и выпускников вузов реализовать полученные знания на практике;
• конкуренция.
Типы нововведений группируются по признакам. Рассмотрим их [4].
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
• в содержании образования;
• в формах, методах педагогического процесса;
• в управлении ДОО.
2. По масштабам (объему) преобразований:
• частные, единичные;
• модульные;
• системные.
3. По инновационному потенциалу:
• рационализация;
• комбинация;
• объективно новое.
4. По отношению к предшествующему:
• новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
• прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
• освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
• ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования. Каждый педагогический коллектив
имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Анализ теории и практики в дошкольном образовании выявил ряд проблем, связанных с внедрением инноваций: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений; отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов дошкольных учреждений и мониторинга качества и эффективности их внедрения; необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.
Для того, чтобы перечисленные проблемы были решены, необходима подготовка педагогов, руководителей, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность, управлять инновационными процессами в дошкольном образовании.
Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентирован-
ю о
3
о ч:
к ш ч:
га
С± |_и
ную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами, организует обучающие семинары и т. д. Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т. д.
Одним из условий эффективности управления инновационной деятельностью является мониторинг, который позволяет замерить и проанализировать критерии результативности проделанной работы.
В Казахстане предпринята попытка разработки основ управления комплексного сопровождения ребенка на основе компетентностного подхода.
При этом, целевыми ориентирами мониторинга являются показатели компе-тентностного развития ребенка по пяти образовательным областям (Здоровье, Познание, Творчество, Коммуникация, Социум) [2]. Формой оценки выступает система индикаторов.
Система индикаторов имеет следующую структуру:
• показатель - ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;
• образовательная область - категория, определяющая содержание образования;
• подобласть - компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;
• стандарт - как эталон оценки качества воспитания и обучения.
Система индикаторов предполагает наличие трех уровней развития компетентности: воспроизведение, понимание, применение.
В организации инновационной деятельности важно соблюдать последовательность действий и постепенность в решении поставленных задач. Залогом любой успешной деятельности является положительная мотивация, поэтому необходимо создавать мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Ключевой задачей руководителя является увязка инновации с интересами коллектива.
На первом этапе работы в ходе первоначальных обсуждений нужно обеспечить возможность для жестких дискуссий, в которых можно открыто высказать любое мнение, при этом предпочтение отдается конкретным предложениям. Обсуждая план инновационных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каждого педагога за общий результат. Подготовить коллектив к инновационной деятельности - это значит: научить верно передавать инфор -мацию, оценивать ее реалистичность, вести конструктивный диалог.
Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.
В исследованиях выделяются различные группы педагогов со своим отношением к инновационной деятельности:
1-я группа - педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности;
2-я группа - педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;
3-я группа - педагоги, ориентированные на внешние оценки своей де-
ятельности, чувствительные к материальным стимулам;
4-я группа - педагоги, которые ориентируются на внешние оценки своей работы, стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики;
5-я группа - педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, акцентируют повышенное внимание к условиям труда.
Необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие подвержены стереотипам. Руководитель обязан учитывать наличие этих групп в любом коллективе. В целом, можно выделить два основных типа реакций на нововведения. Первый тип представляют люди, легко распознающие преимущества внедрения нового, не удовлетворенные положением, которое они занимают в детском саду, своим статусом. Второй тип чаще характеризуется пассивным принятием нововведений, имеет «жесткие» стереотипы поведения, в большинстве случаев придерживается мнения всего коллектива.
Позитивное отношение к инновациям возможно при неудовлетворенности результатами образовательного процесса; потребности в творчестве; осознании происходящих перемен в обществе; положительной оценке творческих возможностей коллег; совпадении собственной точки зрения с целями нововведений; высоком уровне информированности о достижениях педагогической науки; демократическом стиле отношений в коллективе; практическом опыте инновационной деятельности.
Безразличное отношение к нововведениям определяется отсутствием значимых мотивов нововведений; отсутствием интереса к инновациям; отрицательной оценкой творческих возможностей коллег; напряженными отношениями в коллективе.
Негативное отношение к нововведениям объясняется несогласием педагога с сутью планируемых преобра-
зований; отсутствием других мотивов инновационной деятельности, кроме материальной заинтересованности; авторитарным стилем руководства педагогическим коллективом.
Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.
1. Восприимчивость к новому -это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог характеризуется стремлением внедрить передовой опыт в практику; привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности; анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами; владеет аналитико-рефлексивными умениями.
Опираясь на эти признаки, можно оценить своих педагогов, используя пятибалльную шкалу оценок: 5 баллов - признак сильно выражен; 4 балла - выражен; 3 балла - проявляется; 2 балла - слабо проявляется; 1 балл - не проявляется.
2. Подготовленность к освоению новшеств. Включает информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности. Оценить подготовленность педагогов можно посредством наблюдения, анкетирования, бесед и т. д.
3. Степень новаторства педагогов в коллективе. Отношение к инновациям может быть разным. Есть «лидеры» - пе -дагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации. Вместе с тем есть и
ю о
3
о
:
к ш
:
га
«негативисты», сильно связанные с традициями, с консервативным мышлением и отношением к деятельности. Есть «ней -тралы», которые занимают выжидательную позицию. По выборочным статистическим данным, члены коллектива ДОО по отношению к инновации разделяются следующим образом: лидеры - до 10 %, нейтралы - 60 %; негативисты - 20 %.
Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя: формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях и личную заинтересованность в результатах образования.
Таким образом, в управлении инновационной деятельностью важна системность в работе с педагогическими
о
н
го ш
I-
<
кадрами, построенная на основе анализа и перспектив развития конкретного детского сада и личная заинтересованность педагогов в результатах образования. Важно создание ситуации успеха у педагогов, творческой атмосферы, в которой отсутствует страх быть непонятым и непринятым. Библиографический список:
1. ГОСО РК Дошкольное воспитание и обучение 1.001. 2009.
2. Образовательные программы: «Алгашкы кадам», «Зерек бала». «^з мектепке барамыз». - Костанай, 2009.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М., 1998.
4. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. -М., 2003.