Научная статья на тему 'Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО'

Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3446
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КОЛЛЕКТИВ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Наталья Геннадьевна, Горбенко Диана Сергеевна

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику. Новая педагогическая ситуация состоит в построении гибкой и мобильной системы организации методической работы в ДОО, которая обеспечивает формирование успешности педагога-воспитателя в профессиональной образовательной среде. Успешный педагогвоспитатель важное звено в обеспечении создания условий для развития ребенка. Модель образовательной среды как пространства возможностей для профессиональной успешности педагогов представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной профессиональной деятельности в условиях дошкольного учреждения, согласования их образовательных потребностей, целей и средств их достижения в процессе освоения высокого уровня профессиональной деятельности и педагогической культуры. Есть существенная разницу между понятиями «управлять» и «руководить», часто используемыми как синонимы: «Руководят людьми, управляют системами». В системе нашей методической работы главным является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ДОО, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива. По нашему мнению наше дошкольное учреждение имеет особую образовательную среду, имеет видение образа современного ДОО. Образ современного ДОО это внедрение инновационных механизмов развития: создание творческой атмосферы; культивирование интереса к инициативам и новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в ДОО. А отсюда следует, что значит образ современного педагогического коллектива: Ориентирован на поиск; Отдаёт предпочтение творческому поведению; 737 Обеспечивает продуктивность творческой деятельности; Проявляет интерес к инновациям. Современная модель педагога предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Образ современного педагога состоит из таких аспектов: Профессиональные знания (читать выразительно, рисовать и т.д.); Психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; Со своим мировоззрением; Способный быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; Способный к саморазвитию, к самосовершенствованию; Активный; Педагоганиматор (способный ввести ребёнка в культуру, научить видеть, чувствовать, думать обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптировать к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения). Опыт творческой деятельности; Ярко выраженная субъектная позиция. Главным в работе является верное определение таких понятий: что является творчеством; уровни педагогического творчества; особенности творчества; специфику педагогического творчества. В результате система методической работы выстроилась по следующим направлениям: Работа с педагогом (инициатива с его стороны, личностно-сообразный и добровольный характер, активное сотрудничество, доверие); Групповая работа с педагогами (организация команды единомышленников: интерес, добровольный характер, активное сотрудничество). Работа с коллективом(активное сотрудничество, включение традиций педагогического коллектива в условия образовательной среды ДОО). Профессионально-педагогическая культура не возникает сама по себе, для развития необходимы объективные и субъективные условия. Объективные условия: Задание социокультурной, педагогической реальности культурно-исторического периода, в котором творит педагог; 738 В жизни положительного эмоционально-психологического климата в коллективе, обеспечение уровня научного знания из психолого-педагогической и социальной сфер; Подбор средств обучения и воспитания, поддержка творческой инициативы, проявление самовыражения участников образовательного пространства; Обеспечение научно обоснованных методических рекомендаций и установок Поддержка интереса и стимулирование таких направлений деятельности педагога, которые составляют творчество. Создание материально-технической оснащённости педагогического процесса. Субъективные условия: Создание условий для владения современными концепциями подготовки педагога, на основе творчества, развитое педагогическое мышление и рефлексия Обеспечение общекультурной подготовки педагога, что является основой профессионального поведения; Научить обобщать передовой педагогический опыт, демонстрировать творческое начало педагога, развивать умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях Задавать ситуации проблемного видения, предвосхищения, владение педагогической технологией. Поддерживать у педагога приоритет использования технологий, обеспечение творчества, развития участников образовательного процесса. Для того, чтобы педагог развивался профессионально, развивал свои творческие способности мы стараемся создавать психологический комфорт, эмоциональное благополучие. Чтобы изучить особенности и потребности каждого, мотивацию к педагогической деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность работой в коллективе, необходимо использовать такие методы получения информации, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение и т.д. В результате появится возможность составить социально-психологический портрет педагогического коллектива ДОО, что поможет выработать индивидуальный подход к каждому воспитателю, а коллегам убедиться в том, что ими всерьез интересуются, их проблемы небезразличны администрации дошкольного учреждения. На психологический климат в коллективе оказывает влияние подбор и расстановка кадров (по социально психологическим характеристикам). В дошкольном учреждении стараемся расставить педагогов парами с учётом темперамента, характера эмоциональной активности. А «хорошую пару» составляют воспитатели, один из которых имеет теоретический склад ума, а другой хороший организатор, а также «пары» в которых один ориентирован на конструктивное мышление и критик. Для полноценного развития каждого педагога, повышения его заинтересованности в качественном труде, творческой самореализации необходима психологическая поддержка педагогической деятельности. Наиболее эффективными методами повышения профессионального статуса, творческой самореализации являются: делегирование полномочий; поддержка ярких лидеров и нестандартных решений; создание творческих и инициативных групп; взаимопросмотры; 739 недели педагогического мастерства; презентации, конкурсы профессионального мастерства, КВН; свобода выбора демонстрации своего опыта; деловые игры и ролевые игры; социально-психологические тренинги; приёмы арттерапии; индивидуальная работа с педагогами. Эти формы работы делают управление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности позволяет снять психологическое напряжение, способствует их самоприятию и личностному росту. Социально-психологические тренинги, помогают в игровой форме решать проблемы социализации, адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стресса. Проблемы, которые решаются на тренингах, предлагаются и самими воспитателями. Деловые игры,повышают уровень профессионального мастерства, поддерживают положительный микроклимат. Наиболее увлекательно прошли такие игры, как «Лестница личностного роста», «Педагогика любви», «Седьмое чувство» (для начинающих педагогов). Приёмы арттерапии способствуют снижению эмоционального напряжения: рисование, музыка, создают атмосферу заботы и поддержки, способствуют сплоченности участников арттерапевтического процесса, возникновению позитивных изменений в их эмоциональном и индивидуально-личностном развитии. Индивидуальная работа с педагогами осуществляется по их запросам и результатам анкетирования. Так, нами разработана серия консультаций и рекомендаций по разным проблемам. Ну, и, конечно же, одним из условий становления творческого коллектива и развития положительных взаимоотношений в детском саду являются традиции. Традиционными в ДОО должны стать поездки в театр, на концерт. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении. Для становления креативного потенциала, повышения профессиональной готовности к творческому развитию детей в детском саду может быть создана интересная, познавательная среда, главными характеристиками которой являются свобода и активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Наталья Геннадьевна, Горбенко Диана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО»

Современный образ педагога и педагогического коллектива ДОО

Максимова Наталья Геннадьевна, Горбенко Диана Сергеевна

ЧОУ Школа "Творчество" г.

Самара

Ключевые слова:

Детский сад, методическая работа, коллектив, модель образования, педагог

Аннотация. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.

Новая педагогическая ситуация состоит в построении гибкой и мобильной системы организации методической работы в ДОО, которая обеспечивает формирование успешности педагога-воспитателя в профессиональной образовательной среде. Успешный педагог-воспитатель - важное звено в обеспечении создания условий для развития ребенка.

Модель образовательной среды как пространства возможностей для профессиональной успешности педагогов представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной профессиональной деятельности в условиях дошкольного учреждения, согласования их образовательных потребностей, целей и средств их достижения в процессе освоения высокого уровня профессиональной деятельности и педагогической культуры.

Есть существенная разницу между понятиями «управлять» и «руководить», часто используемыми как синонимы: «Руководят людьми, управляют системами».

В системе нашей методической работы главным является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ДОО, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива.

По нашему мнению наше дошкольное учреждение имеет особую образовательную среду, имеет видение образа современного ДОО.

Образ современного ДОО - это внедрение инновационных механизмов развития:

- создание творческой атмосферы;

- культивирование интереса к инициативам и новшествам;

- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в ДОО. А отсюда следует, что значит образ современного педагогического коллектива:

- Ориентирован на поиск;

- Отдаёт предпочтение творческому поведению;

- Обеспечивает продуктивность творческой деятельности;

- Проявляет интерес к инновациям.

Современная модель педагога предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

Образ современного педагога состоит из таких аспектов:

- Профессиональные знания (читать выразительно, рисовать и т.д.);

- Психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- Со своим мировоззрением;

- Способный быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни;

- Способный к саморазвитию, к самосовершенствованию;

- Активный;

- Педагог- аниматор (способный ввести ребёнка в культуру, научить видеть, чувствовать, думать обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптировать к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения).

- Опыт творческой деятельности;

- Ярко выраженная субъектная позиция.

Главным в работе является верное определение таких понятий:

- что является творчеством;

- уровни педагогического творчества;

- особенности творчества;

- специфику педагогического творчества.

В результате система методической работы выстроилась по следующим направлениям:

Работа с педагогом - (инициатива с его стороны, личностно-сообразный и добровольный характер, активное сотрудничество, доверие);

Групповая работа с педагогами - (организация команды единомышленников: интерес, добровольный характер, активное сотрудничество).

Работа с коллективом- (активное сотрудничество, включение традиций педагогического коллектива в условия образовательной среды ДОО).

Профессионально-педагогическая культура не возникает сама по себе, для развития необходимы объективные и субъективные условия.

Объективные условия:

- Задание социокультурной, педагогической реальности культурно-исторического периода, в котором творит педагог;

- В жизни положительного эмоционально-психологического климата в коллективе, обеспечение уровня научного знания из психолого-педагогической и социальной сфер;

- Подбор средств обучения и воспитания, поддержка творческой инициативы, проявление самовыражения участников образовательного пространства;

- Обеспечение научно обоснованных методических рекомендаций и установок

- Поддержка интереса и стимулирование таких направлений деятельности педагога, которые составляют творчество.

- Создание материально-технической оснащённости педагогического процесса. Субъективные условия:

- Создание условий для владения современными концепциями подготовки педагога, на основе творчества, развитое педагогическое мышление и рефлексия

- Обеспечение общекультурной подготовки педагога, что является основой профессионального поведения;

- Научить обобщать передовой педагогический опыт, демонстрировать творческое начало педагога, развивать умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях

- Задавать ситуации проблемного видения, предвосхищения, владение педагогической технологией.

- Поддерживать у педагога приоритет использования технологий, обеспечение творчества, развития участников образовательного процесса.

Для того, чтобы педагог развивался профессионально, развивал свои творческие способности мы стараемся создавать психологический комфорт, эмоциональное благополучие.

Чтобы изучить особенности и потребности каждого, мотивацию к педагогической деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность работой в коллективе, необходимо использовать такие методы получения информации, как анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение и т.д. В результате появится возможность составить социально-психологический портрет педагогического коллектива ДОО, что поможет выработать индивидуальный подход к каждому воспитателю, а коллегам - убедиться в том, что ими всерьез интересуются, их проблемы небезразличны администрации дошкольного учреждения.

На психологический климат в коллективе оказывает влияние подбор и расстановка кадров (по социально - психологическим характеристикам). В дошкольном учреждении стараемся расставить педагогов парами с учётом темперамента, характера эмоциональной активности. А «хорошую пару» составляют воспитатели, один из которых имеет теоретический склад ума, а другой - хороший организатор, а также «пары» в которых один ориентирован на конструктивное мышление и критик.

Для полноценного развития каждого педагога, повышения его заинтересованности в качественном труде, творческой самореализации необходима психологическая поддержка педагогической деятельности. Наиболее эффективными методами повышения профессио-

нального статуса, творческой самореализации являются:

- делегирование полномочий;

- поддержка ярких лидеров и нестандартных решений;

- создание творческих и инициативных групп;

- взаимопросмотры;

- недели педагогического мастерства;

- презентации, конкурсы профессионального мастерства, КВН;

- свобода выбора демонстрации своего опыта;

- деловые игры и ролевые игры;

- социально-психологические тренинги;

- приёмы арттерапии;

- индивидуальная работа с педагогами.

Эти формы работы делают управление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности позволяет снять психологическое напряжение, способствует их самоприятию и личностному росту.

Социально-психологические тренинги, помогают в игровой форме решать проблемы социализации, адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стресса. Проблемы, которые решаются на тренингах, предлагаются и самими воспитателями.

Деловые игры,повышают уровень профессионального мастерства, поддерживают положительный микроклимат. Наиболее увлекательно прошли такие игры, как «Лестница личностного роста», «Педагогика любви», «Седьмое чувство» (для начинающих педагогов).

Приёмы арттерапии - способствуют снижению эмоционального напряжения: рисование, музыка, создают атмосферу заботы и поддержки, способствуют сплоченности участников арттерапевтического процесса, возникновению позитивных изменений в их эмоциональном и индивидуально-личностном развитии.

Индивидуальная работа с педагогами осуществляется по их запросам и результатам анкетирования. Так, нами разработана серия консультаций и рекомендаций по разным проблемам.

Ну, и, конечно же, одним из условий становления творческого коллектива и развития положительных взаимоотношений в детском саду являются традиции.

Традиционными в ДОО должны стать поездки в театр, на концерт. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении.

Для становления креативного потенциала, повышения профессиональной готовности к творческому развитию детей в детском саду может быть создана интересная, познавательная среда, главными характеристиками которой являются свобода и активность.

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96с.

2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192с.

3.Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4.Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 г № 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.