Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация педагогов ДОО к инновационной деятельности'

Профессиональная мотивация педагогов ДОО к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВАТОРЫ / SYSTEM OF EDUCATION / PRESCHOOL TEACHERS / INNOVATIVE ACTIVITY / MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-ACTUALIZATION / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синкевич И.А., Барышева Т.Д.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и участия педагогов ДОО в инновационной деятельности. Раскрыты мотивы профессиональной деятельности педагога на основе концепции А.Н. Леонтьева. Проанализированы результаты эмпирического исследования в соответствии с разработанной моделью иерархии мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО, определением ведущих и вспомогательных мотивов и требований инновационной деятельности. Представлены средние показатели уровней профессиональной мотивации и мотивации к инновационной деятельности педагогов ДОО, проведен анализ показателей готовности к инновациям. Дан сравнительный анализ мотивации педагогов ДОО, осуществляющих и не принимающих участие в инновационной деятельности. Результаты исследования сопоставлены с моделью иерархии профессиональной мотивации, выявлена прямая зависимость участия педагогов ДОО в инновационных процессах от степени сформированности их профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синкевич И.А., Барышева Т.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION OF PRESHCOOL TEACHERS TO INNOVATION ACTIVITIES

The article presents the results of the research of the relationship between professional motivation and the participation of teachers of the DEP in the innovation activities. The motives of the professional activity of the teacher based on the concept by A.N. Leontiev are revealed. The results of the empirical research are analyzed in accordance with the developed model of the hierarchy of motivation for the professional activities of pre-school teachers, the definition of the leading and auxiliary motives and requirements of the innovation activity. The average indicators of the levels of professional motivation and motivation for the innovative activities of teachers of the DEP and the analysis of indicators of readiness for innovation are presented. A comparative analysis of the pre-school teachers' motivation who are involved in and not involved in innovative activities is given. The results of the study are compared with the model of the hierarchy of teacher's professional motivation. The direct dependence of the participation of pre-school teachers in the innovation processes influenced on the degree of formation of their professional motivation is revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация педагогов ДОО к инновационной деятельности»

УДК 159

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.А. Синкевич, Т.Д. Барышева

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и участия педагогов ДОО в инновационной деятельности. Раскрыты мотивы профессиональной деятельности педагога на основе концепции А.Н. Леонтьева. Проанализированы результаты эмпирического исследования в соответствии с разработанной моделью иерархии мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОО, определением ведущих и вспомогательных мотивов и требований инновационной деятельности. Представлены средние показатели уровней профессиональной мотивации и мотивации к инновационной деятельности педагогов ДОО, проведен анализ показателей готовности к инновациям. Дан сравнительный анализ мотивации педагогов ДОО, осуществляющих и не принимающих участие в инновационной деятельности. Результаты исследования сопоставлены с моделью иерархии профессиональной мотивации, выявлена прямая зависимость участия педагогов ДОО в инновационных процессах от степени сформированности их профессиональной мотивации.

Ключевые слова: система образования, педагоги дошкольных образовательных организаций, инновационная деятельность, мотивация профессиональной деятельности, самоактуализация, внешние и внутренние мотиваторы.

PROFESSIONAL MOTIVATION OF PRESHCOOL TEACHERS TO INNOVATION ACTIVITIES

I. Sinkevich, T. Barysheva

Abstract. The article presents the results of the research of the relationship between professional motivation and the participation of teachers of the DEP in the innovation activities. The motives of the professional activity of the teacher based on the concept by A.N. Leontiev are revealed. The results of the empirical research are analyzed in accordance with the developed model of the hierarchy of motivation for the professional activities of pre-school teachers, the definition of the leading and auxiliary motives and requirements of the innovation activity. The average indicators of the levels of professional motivation and motivation for the innovative activities of teachers of the DEP and the analysis of indicators of readiness for innovation are presented. A comparative analysis of the pre-school teachers' motivation who are involved in and not involved in innovative activities is given. The results of the study are compared with the model of the hierarchy of teacher's professional motivation. The direct dependence of the participation of pre-school teachers in the innovation processes influenced on the degree of formation of their professional motivation is revealed.

Keywords: system of Education, pre-school teachers, innovative activity, motivation for professional activity, self-actualization, external and internal motivators.

Российское образование на современном этапе находится в процессе значительной трансформации. В нормативных документах определены стратегические цели и задачи развития образования в России, в том числе на региональном уровне [1]. Активно внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), включая дошкольные организации [7]. Основной ценностью ФГОС стала его ориентация на внедрение инноваций, способствующих росту качества образования. Одним из приоритетных направлений является поддержка инновационной деятельности педагога. Эта концептуальная идея сохраняется и в Национальном проекте «Образование».

Несомненно, что образовательная система испытывает потребность в заинтересованных,

высокомотивированных педагогах, способных грамотно управлять инновационными процессами. Целью инновационной деятельности становится изменение свойств педагогической системы образовательной организации, вследствие чего она становится способной достигать более высоких результатов и качества образования.

В общем плане инновационная деятельность в образовании направлена на решение комплексной профессиональной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и ещё только становящихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным вызовам и ожиданиям. Инновационные процессы могут существенно замедляться ввиду неготовности (или слабой

компетентности) персонала, ригидности имеющихся установок, влияния различного рода ограничений скорости преобразований. Анализ новых требований к осуществлению образовательного процесса, предъявляемых ФГОС, показал, что проблема организации, оценивания готовности к ней и успешной реализации инновационной деятельности педагогов ДОО является актуальной для современной психолого-педагогической науки и образовательной практики. Однако современный педагог работает в противоречивых условиях, которые выражаются в потребности общества в быстром развитии образовательных организаций и в то же время в нежелании многих педагогов реализовывать нововведения в силу их недостаточной мотивированности к участию в инновационной деятельности.

Изучение теоретических аспектов профессиональной мотивации позволило нам подобрать соответствующий исследовательский инструментарий и разработать процедуру исследования мотивации к инновационной деятельности педагогов ДОО. Вместе с тем, были обоснованы мотивационные составляющие деятельности тех педагогов, которые проявляют активность в инновациях. На основе выбранных методов диагностики был проведен сравнительный анализ мотивации

профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих инновации, и педагогов, не принимающих участия в них. Основным предположением являлось то, что высокомотивированные педагоги успешно осуществляют инновационный процесс в системе дошкольного образования.

Проведенный теоретический анализ исследований учеными проблемы мотивации личности показал, что наибольший интерес вызывает классическая концепция А.Н. Леонтьева [2], по мнению которого мотивационную сферу личности составляют мотивационный комплекс, включающий мотивы, лежащие в основе профессиональной деятельности. Таким образом, составляющими мотивационной сферы - мотивацией достижения и самоактуализации, может обладать только личность, стремящаяся достигнуть высоких результатов в своей профессиональной деятельности, испытывающая потребность в постоянном личностном росте и признании окружающих.

Для эмпирического исследования, опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, нами была разработана модель иерархии мотивации

профессиональной деятельности педагогов ДОО с учетом требований инновационной деятельности, с определением ведущих и вспомогательных мотивов. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций города Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, п. Видяево, г. Кандалакша, г. Кировск, п. Мурмаши, п. Никель, г. Полярные Зори, г. Североморск и др.), в которых созданы организованные

инновационные вариативные площадки для детей дошкольного возраста, предусмотрены оказание психолого-педагогической помощи родителям в развитии детей на основе активного игрового взаимодействия (триады «ребёнок - педагог -родитель») и другие нововведения. В качестве испытуемых выступили 52 человека -педагогические коллективы детских

образовательных организаций, женщины возрастом от 23 до 60 лет, педагогический стаж которых варьируется от 1 года до 38 лет.

Исходя из разработанной мотивационной модели, был проведен анализ результатов исследования по каждой из выбранных методик: 1) опросник самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина); 2) опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки мотивации достижения» (методика Ю.М. Орлова) [6]; 3) тестовая методика «Смысложизненные ориентации» (адаптация Д.А. Леонтьева) [3]; 4) тестовая методика определения жизнестойкости (методика Сальваторе Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева)

[5].

Затем, учитывая средние значения, проведена общая комплексная оценка и выявлен средний показатель уровней мотивации к профессиональной деятельности педагогов ДОО. Использованные методики предполагают, на наш взгляд, выявление необходимых компонентов профессиональной мотивации педагогов, позволяющих им активно участвовать в инновациях.

На первом этапе исследования по выбранным методикам выявлялись мотивационные составляющие профессиональной деятельности у 52 педагогов ДОО г. Мурманска и Мурманской области. На втором этапе проводился анализ результатов исследования по каждой из методик, затем, исходя из их среднего значения, была проведена общая комплексная оценка и выявлен средний показатель уровней мотивации к профессиональной деятельности педагогов ДОО, наглядно представленный в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. - Уровни профессиональной мотивации педагогов ДОО

Уровни Самоактуализация Мотивация Смысложизненные Жизнестойкость Сводный

личности достижения ориентации показатель

Высокий 15 (29%) 14 (27%) 16 (31%) 15 (29%) 29%

Средний 18 (35%) 17 (33%) 17 (33%) 17 (33%) 33%

Низкий 19 (36%) 21 (40%) 19 (36%) 20 (38%) 38%

Рисунок 1. - Средний показатель уровней профессиональной мотивации педагогов ДОО

Анализ критериальных показателей готовности педагогов ДОО к инновациям помог нам определить основные мотивационные составляющие профессиональной деятельности педагога ДОО, которые включают: процессуально-содержательный мотив;

познавательный мотив - мотив получения новых знаний; социальный мотив - мотив идентификации себя с другим человеком (или группой); мотив аффилиации - мотив увлеченности общением с детьми, любовь к детям, создание теплой атмосферы взаимодействия; собственно творческий мотив -мотив саморазвития; мотив долженствования; мотив комфортности; материальный мотив.

Результатом эмпирического исследования явилось определение мотивов, способствующих участию педагога в инновационной деятельности,

а именно: первые пять из вышеперечисленных. В то же время тормозящими участие педагогов в инновациях образования являются мотивы долженствования, комфортности и материальный мотив. Мотивация самоактуализации педагогов ДОО является наивысшей ступенью в иерархии их мотивации к профессиональной деятельности, определяющая амплификацию внутреннего потенциала личности, постоянного личностного роста. Мотивация достижения дифференцируется на мотив успеха и мотив избегания неудачи, включает в себя внешние мотиваторы (оценку педагогической ситуации) и внутренние мотиваторы (оценку своих возможностей). Однако мы исключаем мотив избегания неудач, так как наряду с риском инновационной деятельности данный мотив будет блокировать мотивацию самоактуализации [4].

Рисунок 2. - Средний показатель уровней мотивации к инновационной деятельности педагогов ДОО

Результаты, наглядно представленные в таблице 1, на рисунках 1 и 2, отражают вывод о том, что у участников исследовательской выборки в примерно равных частях представлены разные уровни профессиональной мотивации, но с преобладанием среднего и низкого уровня профессиональной мотивации. В группе испытуемых из 52 педагогов высокий уровень профессиональной мотивации выявлен у 15 педагогов, что составило 29%; средний уровень профессиональной мотивации представлен у 17 педагогов (33%); низкий уровень профессиональной мотивации выявлен у 20 педагога (38%). Таким образом, можно сделать вывод, что у педагогов ДОО преобладают средний и низкий уровень профессиональной мотивации.

На третьем этапе исследования был проведен сравнительный анализ мотивации педагогов ДОО, участвующих и не принимающих участие в инновационной деятельности. По результатам диагностики можно сделать вывод, что из 18 педагогов, осуществляющих инновации в ДОО на высоком уровне, 14 человек (78%) имеют высокий уровень мотивации профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что данные воспитатели не случайно работают в ДОО, они действительно являются высокомотивированными педагогами, успешно реализующие ФГОС. Результаты анализа распределения педагогов по уровням профессиональной мотивации, осуществляющих инновационную деятельность, отражены в таблице 2 и на рисунке 3.

Таблица 2. - Уровни профессиональной мотивации педагогов ДОО, осуществляющих инновационную деятельность

Уровни Профессиональная мотивация Инновационная деятельность

Высокий уровень 15 (29%) 18 (35%)

Средний уровень 17 (33%) 18 (35%)

Низкий уровень 20 (38%) 16 (30%)

Всего 52 (100%) 52 (100%)

Рисунок 3. - Уровни профессиональной мотивации педагогов, осуществляющих инновационную деятельность в ДОО

Сопоставляя результаты исследования с разработанной нами моделью иерархии профессиональной мотивации, мы выявили, что высокомотивированным педагогам ДОО свойственны принятие риска, ориентация на успех и саморазвитие, вовлеченность в образовательный процесс, что подтверждает сформированная у них на высоких уровнях мотивация достижения. Педагоги ДОО обладают также высокой мотивацией самоактуализации. Преобладающими мотивами у них выступают мотив самовыражения и самоутверждения.

Как показывает практика, сформированная на высоких уровнях мотивация достижения и

самоактуализации позволяет успешно осуществлять инновационную деятельность педагогам ДОО. Однако 4 педагога (8% от общего числа, работающих в ДОО) осуществляет инновационную деятельность, имея средний уровень профессиональной мотивации. У данных педагогов не сформирована мотивация самоактуализации, но мотивация достижения находится на среднем уровне, что говорит о стремлении педагога к успеху в инновационной деятельности, в которую он вовлечен. Инновационный процесс приносит данному педагогу удовлетворение. Проанализировав также личностную характеристику описываемых

воспитателей, нами выявлено, что ведущими мотивами мотивационного комплекса выступают мотивы аффилиации и идентификации себя с другими людьми. Данным педагогам приносит удовольствие общение с

высокомотивированными коллегами,

работающими в ДОО, и они стремятся тянуться за лидерами инноваций.

Остальные педагоги - 13 человек (25%) - со средним уровнем профессиональной мотивации, имеют средние показатели сформированности мотивации достижения. Но, при условии актуализирования некоторых мотивов (например, творческих, мотивов познания, саморазвития, процессуально-содержательного мотива)

мотивация достижения успеха у них повысится, соответственно, повысится общий уровень профессиональной мотивации, что позволяет предполагать, что эти педагоги также смогут осуществлять инновационную деятельность.

Кроме того, высокий уровень мотивации профессиональной деятельности был выявлен у педагога, не включенного в инновационную деятельность в ДОО. Но наличие у него достаточно сформированного уровня мотивации самоактуализации и высокого уровня мотивации достижения говорит о том, что данный педагог мог бы успешно участвовать в инновационных процессах учреждения. Диагностика показала высокие уровни жизнестойкости (несмотря на возраст - 29 лет) и смысложизненных ориентаций, ведущими среди которых выступают ценности принятия других и альтруистические ценности. Такая характеристика его профессиональной мотивации уверенно предполагает «зачислить» данного педагога в резервный состав воспитателей, осуществляющих инновационную деятельность.

Следует отметить, что не сформирована мотивация к участию в инновационных процессах учреждения у 16 педагогов (30%), у которых выявлены низкие показатели по всем четырем методикам. Следовательно, правомерен вывод о том, что у данных педагогов смысложизненные ориентации не связаны с профессией, у них не сформированы мотивации достижения и самоактуализации. В их мотивационном комплексе ведущими мотивами выступают: внутренние - мотив избегания неудачи, мотив комфортности; внешние - мотив долженствования, что, согласно разработанной нами мотивационной модели, являются точками внимания руководителя ДОО при управлении инновационными процессами.

Низкий уровень мотивации

профессиональной деятельности выявлен у 4

педагогов (8%), у которых отмечается средний показателей жизнестойкости, позволяющий утверждать, что они могли бы принять участие в инновационной деятельности, совладать с собой в стрессовых ситуациях, включиться в педагогический процесс. Однако нежелание, несформированность в мотивационном комплексе мотивов получения новых знаний, саморазвития, творчества блокируют их возможности и способности;

несформированность мотива успеха блокирует мотивацию достижения, следовательно, и самоактуализацию. Ведущим мотивом профессиональной деятельности у данных педагогов выступает материальный заработок.

Нельзя обойти вниманием группу педагогов ДОО с низким уровнем мотивации профессиональной деятельности, у которых в то же время отмечается наличие средних показателей жизнестойкости. Это означает, что они могут принять риск участия в инновационной деятельности, совладать с собой в стрессовых ситуациях, вовлечься в педагогический процесс. Однако несформированность в мотивационном комплексе мотивов получения новых знаний, саморазвития и творчества блокируют их возможности и способности;

несформированность мотива успеха блокирует мотивацию достижения, а значит, и самоактуализацию. Ведущим мотивом профессиональной деятельности у этой группы педагогов выступает материальный мотив (денежный фактор, заработок). Важно отметить слабую связь между возрастом, стажем, профессиональной мотивацией и вовлеченностью в инновации. В ходе исследования было выявлено, что возраст испытуемых и их опыт работы могут не влиять на уровень профессиональной мотивации, а также на сформированность мотивации к осуществлению инновационной деятельности. В данном случае преобладающее значение имеют индивидуально-личностные характеристики исследуемых работников ДОО.

Таким образом, проведенный теоретико-эмпирический анализ частично подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что участие педагога ДОО в инновационной деятельности зависит от степени сформированности его

профессиональной мотивации, т.е. что только высокомотивированный педагог успешно осуществляет инновационный процесс в системе образования. Выявлено, что педагоги со средним уровнем мотивации, актуализируя внешние или внутренние мотивы из своего мотивационного комплекса, также смогут успешно осуществлять

инновации в образовании, при условии управленческих воздействий руководителя организации.

Участие педагога ДОО в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, инновационная составляющая способствует его профессиональному развитию, поскольку позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт. А с другой стороны, инновация - это деятельность, сопряжённая с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Инновационная деятельность может быть эффективно осуществлена только адекватно личностно и профессионально ориентированным субъектом, с эвристическим или креативным уровнем интеллектуальной инициативы, на фоне доминанты мотива личностной самоактуализации в профессиональной сфере. Определяя модель профессиональной активности в условиях интенсивных инновационных процессов, необходимо ясно представлять совокупность компонентов инновационной деятельности педагога ДОО. Мотивационный компонент инновационной деятельности включает в себя потребность в педагогических новшествах, мотивы личностной самореализации, потребность в создании нового видения педагогической действительности. Креативный компонент позволяет проявиться творческим возможностям педагога. Технологический компонент предполагает реализацию инновационных

действий педагога, использование новых современных технологий, поддерживаемое наличием у него адекватной профессиональной компетентности.

Таким образом, инновационная деятельность - это один из аспектов работы находящейся в режиме развития современной образовательной организации, характеризующий позитивные качественные изменения системы, перевод её на новый, более высокий уровень

функционирования. Главная цель обеспечения инновационной деятельности в ДОО - развитие педагога как творческой личности; достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с обучающимися на уровне современных требований.

Инновационные процессы будут тем успешнее, чем эффективнее будет осуществляться управление этими процессами, в результате чего педагоги смогут в полной мере реализовать свои творческие наработки, которые приведут к обновлению и повышению качества образовательного процесса.

Организация инновационной деятельности педагога подразумевает создание условий для ее реализации, изменения в особенностях взаимодействия всех субъектов образовательных отношений для достижения поставленных целей в процессе реализации ФГОС. Наличие у педагогов ДОО мотивации достижения и мотивации самоактуализации является необходимым условием для успешной реализации инновационной деятельности.

Литература:

1. Беляков С.А. Отражение стратегических целей и задач развития образования в программных документах субъектов Северо-Западного федерального округа / С.А. Беляков. - М.: РАНХиГС, Издат. дом Дело, 2017. - 256 с.

2. Леонтьев А.Н. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / А.Н. Леонтьев. - М.: Сфера, 2001. - С. 98.

3. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации: сб. науч. трудов / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2012. - С. 298.

4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева. - М.: Айрис Пресс, 2008. - 365 с.

5. Московитина Л. Энциклопедия психологических тестов / Л. Москвитина. - М.: Айрис Пресс, 1996. - С. 78.

6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Пресс, 2002. - С. 111-178.

7. Приказ №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Министра образования РФ от 17 октября 2013 года (регистрация в Минюсте 14 ноября 2013 года) // Российское образование / Газета от 2 декабря 2013. - С. 5.

Сведения об авторах:

Синкевич Ирина Алексеевна (г. Мурманск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (МАГУ), e-mail: i.sinkevich@mail.ru

Барышева Татьяна Дмитриевна (г. Мурманск, Россия), магистр психологии, старший преподаватель кафедры психологии Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (МАГУ), e-mail: tatibar@mail.ru

Data about the authors:

I. Sinkevich (Murmansk, Russia), Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Psychology, Psychological-Pedagogical Institute, Murmansk Arctic State University, e-mail: i .sinkevich@mail .ru

T. Barysheva (Murmansk, Russia), Master of Psychology, Senior Lecturer of the Department of Psychology, Psychological-Pedagogical Institute, Murmansk Arctic State University, e-mail: tatibar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.