Научная статья на тему 'Удовлетворенность условиями труда педагогов как детерминанта эффективного функционирования ДОО'

Удовлетворенность условиями труда педагогов как детерминанта эффективного функционирования ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
442
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY / УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ТРУДА / SATISFACTION WITH CONDITIONS / ПОСЛЕДСТВИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА / CONSEQUENCES OF UNFAVORABLE WORKING CONDITIONS / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOR PRODUCTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДЕМОТИВАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / QUALITY OF HUMAN LIFE / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / THE HUMAN CAPITAL OF THE ORGANIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION / DE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Двоеглазова Маргарита Юрьевна

С позиций теории деятельности и развития психики, интегрального подхода к изучению личности и профессиональной деятельности, системного подхода к изучению проблем психического здоровья, рефлексивно-гуманистического подхода в управленческой деятельности, общепсихологической концепции субъекта деятельности, теории оптимизации управленческой деятельности и теорий мотивации, стимулирования и оплаты труда и их роли в повышении качества трудовой активности предпринята попытка исследования удовлетворенности условиями труда, созданными в дошкольной образовательной организации для педагогов. Осуществлена уровневая дифференциация неблагоприятных последствий условий труда. Анонимное анкетирование 262 педагогов из 15 дошкольных образовательных организаций Мурманской области показало не высокую удовлетворенность психолого-педагогическими, материально-техническими, финансовыми условиями работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системных мер по улучшению условий труда педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях с целью повышения психологического благополучия личности в профессиональной деятельности, уменьшения текучести кадров и увеличения высококвалифицированных специалистов мотивированных к профессиональному развитию и личностному росту, осуществляющих качественно педагогическую деятельность, направленную на формирование основных возрастных новообразований у воспитанников, являющихся показателем качества полученного детьми дошкольного образования, а значит и качества функционирования дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Двоеглазова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH CONDITIONS OF LABOR OF TEACHERS AS A DETERMINATION OF EFFECTIVE FUNCTINING OF KINDERGADEN

An attempt has been made to study satisfaction with working conditions created by and in the pre-school educational organization for teaches from the positions psyche development and activity theory, the integral approach to the study of personality and professional activity, the systematic approach to the study of mental health problems, the reflexive humanistic approach in managerial activity, the general psychological concept of the subject of activity, the theory of optimization of managerial activity and the theories of motivation, incentives and remuneration and their role in improving the quality of work activity. Level differentiation of adverse consequences of working conditions is carried out. Anonymous questionnaires of 262 teachers from 15 pre-school educational organizations in Murmansk region showed an high satisfaction with psychological, pedagogical, material and financial working conditions. The results can be used to develop a system of measures to improve the working condition of teachers who works in pre-school educational institutions in order to improve psychological well-being of the person in professional work, reduce turnover and increase skilled professionals, motivate for professional development and personal growth, conduct qualitative teaching activities, aim at forming a core age mentality growth of children, which is the indicator of preschool education quality, received by children, and therefore the quality of functioning of the pre-school educational organization.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность условиями труда педагогов как детерминанта эффективного функционирования ДОО»

УДК 159.9.07

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ТРУДА ПЕДАГОГОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОО

© 2017

Двоеглазова Маргарита Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии, доцент кафедры дошкольного и начального образования Институт развития образования (183035, Россия, Мурманск, ул. Инженерная, 2а, e-mail: mu_dvoeglazova@mail.ru)

Аннотация. С позиций теории деятельности и развития психики, интегрального подхода к изучению личности и профессиональной деятельности, системного подхода к изучению проблем психического здоровья, рефлексивно-гуманистического подхода в управленческой деятельности, общепсихологической концепции субъекта деятельности, теории оптимизации управленческой деятельности и теорий мотивации, стимулирования и оплаты труда и их роли в повышении качества трудовой активности предпринята попытка исследования удовлетворенности условиями труда, созданными в дошкольной образовательной организации для педагогов. Осуществлена уровневая дифференциация неблагоприятных последствий условий труда. Анонимное анкетирование 262 педагогов из 15 дошкольных образовательных организаций Мурманской области показало не высокую удовлетворенность психолого-педагогическими, материально-техническими, финансовыми условиями работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системных мер по улучшению условий труда педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях с целью повышения психологического благополучия личности в профессиональной деятельности, уменьшения текучести кадров и увеличения высококвалифицированных специалистов мотивированных к профессиональному развитию и личностному росту, осуществляющих качественно педагогическую деятельность, направленную на формирование основных возрастных новообразований у воспитанников, являющихся показателем качества полученного детьми дошкольного образования, а значит и качества функционирования дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: субъект профессиональной деятельности, условия профессиональной деятельности. удовлетворенность условиями труда, последствия неблагоприятных условий труда, производительность труда, мотивация, демотивация, качество жизни человека, человеческий капитал организации, социальный капитал организации.

SATISFACTION WITH CONDITIONS OF LABOR OF TEACHERS AS A DETERMINATION OF EFFECTIVE FUNCTINING OF KINDERGADEN

© 2017

Dvoeglazova Margarita Yurevna, PhD in Psychology, Associate Professor of the psychology Department, Associate Professor of the Department of pre-school and primary school education

Institute of Developing of Education (183035, Russia, Murmansk, Ingenernaya st., 2а, e-mail: mu_dvoeglazova@mail.ru)

Abstract. An attempt has been made to study satisfaction with working conditions created by and in the pre-school educational organization for teaches from the positions psyche development and activity theory, the integral approach to the study of personality and professional activity, the systematic approach to the study of mental health problems, the reflexive humanistic approach in managerial activity, the general psychological concept of the subject of activity, the theory of optimization of managerial activity and the theories of motivation, incentives and remuneration and their role in improving the quality of work activity. Level differentiation of adverse consequences of working conditions is carried out. Anonymous questionnaires of 262 teachers from 15 pre-school educational organizations in Murmansk region showed an high satisfaction with psychological, pedagogical, material and financial working conditions. The results can be used to develop a system of measures to improve the working condition of teachers who works in pre-school educational institutions in order to improve psychological well-being of the person in professional work, reduce turnover and increase skilled professionals, motivate for professional development and personal growth, conduct qualitative teaching activities, aim at forming a core age mentality growth of children, which is the indicator of preschool education quality, received by children, and therefore the quality of functioning of the pre-school educational organization.

Keywords: subject of professional activity, conditions of professional activity, satisfaction with conditions, consequences of unfavorable working conditions, labor productivity, motivation, de motivation, quality of human life, the human capital of the organization, social capital of the organization.

Кардинальные трансформации в общественной жизни и политическом устройстве и экономике страны, произношение в последние десятилетия обусловили переход от административно-плановых моделей управления народным хозяйством к экономическим, что вне всяких сомнений отразилось в том числе на социально-трудовых отношениях. До 80-ых г.г. ХХ в. в науке и практике доминировало представление о том, что производительность труда, качество выпускаемой продукции, себестоимость производимых товаров, а значит и рентабельность предприятий в большей степени определяется совершенством средств производства. Лишь с 80-ых г.г. ХХ в. одной из центральных детерминант выпуска высококачественной и конкурентоспособной на рынке продукции стал признаваться человеческий фактор, активное исследование которого началось в психологии, акмеологии, педагогике, политэкономике, медицине.

Вместе с тем в зарубежной психологии со второй половины 20-ых г.г. ХХ в. активно проводились исследования влияния человеческого фактора на эффективность функционирования организации (Ф. Герцберг, В. Врум, А. Маслоу, Э. Мейо, Д. Макгрегор, Д. Макклеланд, У. 242

Оучи, О. Шелдон, Г. Саймон и др.), в процессе которых было эмпирически установлено влияние мотивации к выполняемой профессиональной деятельности на качество работы, удовлетворенность профессией, производительность труда, финансовую прибыль организации.

Рассмотрение человека в качестве главного звена экономики страны и приоритета социальной политики по отношению к научно-технической, обусловило трансформацию отношения к субъекту труда и условиям профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» [1], однако это право не всегда реализуется на практике. К основным последствиям недостаточного внимания работодателя к условиям труда относятся: профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве; снижение качества процесса, результатов, производительности труда; высокая текучесть кадров; психологическая неудовлетворенность работников и демотивация к выполнению должностных обязанностей. Решение проблемы гуманизации условий АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

труда позволяет повысить качество трудовой жизни работников и качество жизни населения.

Качественные и количественные характеристики условий труда, влияния условий труда на работоспособность и производительность исследовались Н.Р. Абрамовым, А.И. Амоша, Н.А. Волгиным, Л.Н. Гжегоржевским, Р.К. Ивановой, В.С. Пригожиным [2]. Вместе с тем, изучение комплекса условий труда, созданных в дошкольной образовательной организации для педагогов с целью повышения удовлетворенности и качества реализуемой ими педагогической деятельности, определяющего качество получаемого воспитанниками дошкольного образования, центральным показателем которого является сформированность основных возрастных новообразований, заявленных во ФГОС ДО как целевые ориентиры не осуществлялось.

В настоящее время понятие условия труда интерпретируется: во-первых, с позиций организации труда на рабочем месте, соблюдения норм безопасности, эргономики, промышленной санитарии, оплаты и мотивации труда (В.Г. Макушин, Н.К. Кульбовская, Г.Э. Слезингер [3-5]); во-вторых, с позиций общественно-экономических отношений (В.С. Рубин [6]).

Условия труда Э.Н. Бабушкина, Т.В. Морозова [7,8] трактуют как сложное объективное явление, определяющее качество трудовой жизни человека и возможность активного влияния работника на производственную среду под воздействием ряда взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного, естественно-производственного характера, влияющее на здоровье [9] и работоспособность [10] человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, на эффективность труда и другие экономические результаты производства. В данной интерпретации условий труда подчеркивается активная роль человека как субъекта самостоятельно им осуществляемой профессиональной деятельности, субъекта управления производством, что определяет высокую удовлетворенность процессом выполнения должностных обязанностей, высокую производительность труда и качество работы.

Неблагоприятные условия труда интерпретирующиеся как отклоняющиеся от нормативных требований отрицательно воздействуют не только на ценностно-смысловую, мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую сферы психики, но и определяют актуализацию отрицательных психических состояний: апатии, утомления, переутомления [11], которые накапливаясь обуславливают возникновение профессиональных кризисов [12], профессиональных заболеваний и деформаций [13]. К последствиям неблагоприятных условий труда также относится формирование негативных социальных представлений о выполняемой профессиональной деятельности (непривлекательная, непрестижная, непопулярная и пр.), себе как субъекте труда (неуспешных, несостоявшийся и пр.), отрицательное отношение к работе (не хочу, не желаю, не буду). Соответственно неблагоприятные условия труда снижают качество жизни человека [14.], уменьшают человеческий и социальный капитал организации [15], производительность труда, качество процесса и результатов деятельности следствием чего является низкий коэффициент полезной деятельности трудового коллектива и нерентабельность организации.

Социально-экономические последствия влияния неблагоприятных условий труда можно дифференцировать на несколько уровней [16]. Основными экономическими последствиями на государственном уровне являются: снижение национального дохода и соответственно ухудшение жизненного уровня страны, уменьшение ресурсов Пенсионного фонда из-за выплат досрочных пенсий, связанных с полной или частичной утратой трудоспособности. К социальным последствиям на государственном уровне относятся: сокращение трудового потенциала работников, увеличение социальной стратификации общества и усиление социальной напряженности

в обществе. Основными неблагоприятными социально-экономическими последствия на уровне организации являются: снижение производительности труда и качества работы, уменьшение прибыли и потеря необходимых для развития организации оборотных средств (потеря потенциальной прибыли); снижение имиджа организации и уровня квалификации сотрудников, ухудшение трудовой дисциплины. К основным социально-экономическим последствиям на уровне сотрудника относятся: снижение работоспособности и норм выработки, потеря части заработной платы и статуса, профессиональные деформации и заболевания. Таким образом, неблагоприятные условия труда отрицательно сказываются как на профессионально-личностных характеристиках сотрудника, качестве и производительности его труда, так и на результатах социально-экономического функционирования организации, что сказывается на размере валового внутреннего продукта как важного экономического показателя материального благосостояния страны, размере индикатора подлинного прогресса как показателя оценки устойчивости экономического благосостояния.

К негативным последствиям неадекватных условий труда педагогов дошкольных образовательных организаций относятся: во-первых, уменьшение человеческого капитала организации (проявляется в ухудшении состояния физического, психологического и психического здоровья из-за нивелирования самосохранительного поведения; снижении включенности в профессиональную деятельность и постепенном разрушении профессиональной компетентности); во-вторых, уменьшение социального капитала организации (ухудшение взаимоотношений в трудовом коллективе, снижение доверия, взаимопонимания и взаимопомощи в процессе достижения корпоративных целей); в-третьих, снижение качества педагогической деятельности и соответственно качества дошкольного образования получаемого воспитанниками.

Цель нашего исследования заключалась в изучении удовлетворенности условиями труда педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях. Объектом исследования были условия труда педагогов ДОО, предметом исследования - удовлетворенность условиями труда педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях. Основным эмпирическим методом исследования был анонимный опрос респондентов по сформулированным в авторской анкете вопросам. Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения теории деятельности и развития психики (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); интегральный подход к изучению личности и профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, А.К. Маркова); системный подход к изучению проблем психического здоровья (Б.С. Братусь, А.Н. Глушко, М.Ф. Секач); рефлексивно-гуманистический подход в управленческой деятельности (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.В. Карпов); общепсихологическая концепция субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леотьев); теории оптимизации управленческой деятельности (Г.В. Гнездилов, Л.Г. Лаптев, Н.Д. Лысаков); теории мотивации, стимулирования и оплаты труда и их роли в повышении качества трудовой жизни (С. Адамс, В. Врум, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Э. Лоулер, Л. Портер, У. Оучи, Р. Уотерман и пр.).

В исследовании удовлетворенности условиями труда, созданными в дошкольных образовательных организациях для качественного выполнения сотрудниками должностных обязанностей, приняли участие 262 педагога из 15 дошкольных образовательных организаций Мурманской области. Все респонденты женского пола, что свидетельствует о превалировании лиц женского пола в осуществлении образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Хронологический возраст 14,56 % участников иссле-

дования находится в диапазоне от 20 до 30 лет; 30,27 % - от 31 до 40 лет; 27,2 % - от 41 до 50 лет; 22,22% - от 51 до 60 лет; 5,75% - старше 60 лет. Один респондент отказался отвечать на данный вопрос. Таким образом, 117 участников исследования находятся в стадии ранней и средней взрослости, в возрастных стадиях зрелости и старости [17] - 144 респондента. 24,13% педагогов, участвовавших в исследовании работают в системе дошкольного образования от 1 до 5 лет, 14,56% - от 6 до 10 лет, 12,64% - от 11 до 15 лет, 7,28% - от 16 до 20 лет, 13,07% - от 21 до 25 лет, 28,73% больше 25 лет трудятся в дошкольной образовательной организации. Наблюдается постепенное снижение количества педагогов, готовых работать в течение всей профессиональной жизни в дошкольной образовательной организации. Распределение выборки по хронологическому возрасту свидетельствует о тенденции увеличения среднего возраста педагогов, что связано: во-первых, с сокращением количества выпускников вузов и педагогических колледжей, приходящих на работу в ДОО; во-вторых, со сменой места работы педагогами после непродолжительного периода работы в ДОО. Таким образом, наблюдается постепенное уменьшение в дошкольных образовательных организациях квалифицированных специалистов активного и трудоспособного возраста.

27,59% выборки аттестованы на высшую квалификационную категорию; 32,18% - на первую квалификационную категорию; 1,53% - на вторую квалификационную категорию; 1 респондент (0,38%) - указал соответствие занимаемой должности; 38,31% участников исследования работают в дошкольной образовательной организации без квалификационной категории.

48,85% участников исследования указали на неполное соответствие учебно-материальной базы (УМБ) ДОО современным требованиям, предъявляемым во ФГОС ДО к организации образовательной деятельности с воспитанниками. 3,44% считают, что УМБ их ДОО полностью не соответствует современным требованиям. Таким образом, по мнению 52,29% респондентов УМБ дошкольных образовательных организаций не подготовлена к реализации целей и задач образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На частичную оснащенность методической литературой указали 48,47% педагогов. 3,05% респондентов отметили отсутствие в методическом кабинете литературы, необходимой для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками. 43,51% педагогов отметили недостаточную оснащенность развивающей предметно-пространственной среды ДОО современными игрушками, играми и пособиями. 31,3% считают, что финансирование дошкольных образовательных организаций недостаточно для создания педагогическим коллективом развивающей предметно-пространственной среды как одного из условий получения воспитанниками качественного дошкольного образования, гарантированного ст. 43 Конституции РФ [18].

30,53% педагогов отметили, что во время рабочей смены пьют только чай, 18,7% - питаются дома. 28,24% -питаются во время приема пищи воспитанниками. Лишь 21,37% респондентов ответили, что в ДОО организовано отдельное помещение для приема пищи сотрудниками. Соответственно, реализация физиологической потребности, влияющей на психофизическое состояние педагога в профессиональной деятельности, его работоспособность не полностью удовлетворена у 49,23% участников исследования.

К основным мотиваторам, побуждающим респондентов работать в дошкольной образовательной организации относятся: 1) интересная творческая работа (19,09% ответов респондентов); 2) общение с детьми (16,21%); 3) большой отпуск в летний период (12,75%); 4) сменный график работы (10,5%); 5) регулярность выплаты заработной платы (9,56%); 6) соответствие работы склонностям и способностям (9%); 7) возможность 244

осуществлять профессиональный рост (7,69%).

Ответы на вопрос о демотиваторах профессиональной деятельности распределились следующим образом. 5 педагогов ответили, что им нравится все в их профессиональной деятельности. 31 респондент не смог ответить на вопрос о том, что их амотивирует к качественному выполнению должностных обязанностей в педагогической деятельности. 6 педагогов отказались отвечать на данный вопрос анкеты. 22,05% педагогов указали в качестве основного амотиватора большую рабочую нагрузку, 20,51% - низкую заработную плату, 18,21% - отношение родителей воспитанников к педагогам ДОО, 15,13% - отсутствие свободного времени для отдыха и личностного развития, 7,95% - загруженность посторонней не относящейся к должностным обязанностям педагога работой (например, уборкой снега в зимний период, ремонтом помещений дошкольной организации), 3,08%

- психологический климат в коллективе, 1,03% - большой объем документации, которую необходимо заполнять, 0,26% - отсутствие стабильности в работе, 0,26%

- повышенные нервные нагрузки. Таким образом, педагоги работающие в дошкольных образовательных организациях демотивированы к профессиональной деятельности как содержанием труда [19], так и организацией и условиями труда, несправедливым материальным вознаграждением [20, 21], неадекватными отношениями с иными субъектами образовательной деятельности, обусловленными невысоким социальным статусом педагога в обществе.

62,6% педагогов полностью удовлетворены оценкой качества их труда администрацией ДОО. 7,25% - не удовлетворены, 0,38% - не полностью удовлетворены. 26,72% - не смогли сформулировать ответ на данный вопрос, 3,05% - отказались отвечать. При этом, 89,4% участников исследования полностью или частично психологически удовлетворены признанием их профессиональных успехов и достижений педагогическим коллективом, в котором они работают. Результаты свидетельствуют о том, что позитивное подкрепление успешности в профессиональной деятельности педагога чаще формулируется коллегами, а не администрацией ДОО, что является одним из показателей не высокой психологической компетентности в управленческой деятельности.

46,18% педагогов отметили, что несколько раз в неделю испытывают нервно-эмоциональное напряжение; 22,14% - ежедневно во время рабочего дня подвергаются стрессу и переживают нервно-эмоциональное напряжение. 27,86% отметили, что никогда не переживают в профессиональной деятельности такое неблагоприятное психическое состояние как напряжение. 1,91% респондентов отметили, что иногда находятся в данном неблагоприятном для процесса и результатов труда, взаимоотношений с иными субъектами образовательной деятельности и здоровья человека состоянии. Ответ «редко» выбрал 1 респондент (0,38% выборки). 3 участников исследования (1,14%) отказались отвечать на вопрос. 1 (0,38%) не смог сформулировать ответ.

Ответы респондентов на вопрос о доминирующем психическом состоянии в начале рабочей смены распределились следующим образом. 48,84% педагогов ответили, что преимущественно находятся в спокойном состоянии, 29,7% - в бодром, жизнерадостном, 14,85%

- переживают творческий подъем, 3,63% - утомление, 0,38% - апатию. Таким образом, большая часть педагогов испытывают в начале смены активационные психические состояния, позитивно влияющие на процесс и результаты педагогической деятельности.

К окончанию рабочей смены большинством респондентов переживается утомление как негативное психическое состояние (54,04% выборки). Увеличивается количество педагогов, испытывающих состояние нервного перенапряжения или возбуждения (4,56%). В бодром, жизнерадостном состоянии возвращаются домой лишь 7,02% педагогов, в спокойном состоянии - 29,12%, с АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

творческим подъемом - 2,05%. Таким образом, в течение рабочего дня происходит отрицательная динамика позитивных психических состояний и положительная -негативных.

27,48% выборки считают, что во время ночного сна можно полностью восстановить израсходованные в профессиональной деятельности силы и нивелировать психофизическое напряжение. 8,02% придерживаются противоположной точки зрения. 64,5% респондентов отметили, что психическое состояние и восстановление сил во многом зависит от обстоятельств, а не режима сна и бодрствования.

27,1% педагогов отметили, что занимаются самолечением вместо обращения за медицинской помощью к специалистам; 47,71% педагогов обращаются к медицинским работникам 1-2 раза в год; 20,61% - 1-2 раза в полугодие; 2,29% педагогов посещают медицинское учреждение 1-2 раза в месяц. Ответ редко выбрали 0,76% участников исследования. 0,76% выборки отказались отвечать на данный вопрос. 0,76% - не обращаются за медицинской помощью, поскольку не болеют. Соответственно, 27,1% участников исследования нуждаясь в медицинской помощи за ней не обращаются, что указывает на отсутствие полностью сформированных ценностей здорового образа жизни и соответствующих им паттернов поведения.

Хотели бы пройти санаторно-курортное лечение (СКЛ) 83,59% педагогов, 7,63% выразили свою неготовность укрепить свое здоровье в санатории, 7,25% - не смогли сформулировать ответ на данный вопрос, 1,53%

- отказались отвечать. Однако, только 10 участников исследования получили санаторно-курортное лечение в год проведения исследования, 24 респондента прошли СКЛ за 2-3 года до проведения исследования, 88 педагогов получили санаторно-курортное лечение в период до 2010 г. (в том числе 1 педагог в 1993 г.). Никогда не проходили СКЛ 86 респондентов. Отказались отвечать на вопрос - 54 педагога. Итак, большая часть участников исследования положительно относится к возможности прохождения санаторно-курортного лечения, однако, реальная возможность для этого была у небольшого количества педагогов. 62 педагога из 122 прошедших СКЛ приобрели путевку на личные средства, соответственно лишь половина педагогов имела возможность пройти СКЛ за чет средств профсоюза работников образования.

Ответы на вопрос о желании перейти с работы в данном ДОО на какую либо другую работу или вообще перестать работать распределились следующим образом: 78,24% - не хотят уходить с данного места работы; 8,02% - хотели бы вообще перестать работать (заниматься домашним хозяйством, выйти на пенсию и пр.); 4,58% - хотели бы перейти на другое место работы, но не думают, что смогут найти иное место работы; 6,87%

- хотели бы найти другую работу, но пока не предпринимают никаких действий; 0,76% - уже ищут (нашли) другое место работы; 1,53% - отказались отвечать на вопрос. При этом на вопрос о предпочитаемом месте работы участники исследования ответили следующим образом: 15,27% - хотели бы перейти на работу в государственном учреждении, не связанную с образовательной деятельностью; 7,63% - на работу педагогом в другую дошкольную образовательную организацию; 0,76% - на работу в негосударственную организацию, не связанную с образовательной деятельностью; 1,53% - заниматься предпринимательством; 1,91% - на работу за рубежом; 1,53% - другой вид работы; 29,77% - пока не знают, на какую именно работу хотят перейти, но возможность ухода с данного места работы допускают; 41,6% - отказались отвечать на данный вопрос. Итак, 58,4% выразили готовность уйти с должности педагога дошкольной образовательной организации (при этом лишь незначительная часть хотела бы продолжить педагогическую деятельность), что свидетельствует о частичной утрате ценности выполняемой ими в настоящее время работы.

Педагогам, участвовавшим в исследовании была предоставлена возможность сформулировать предложения по усовершенствованию условий труда в ДОО, однако 56,49% не воспользовались возможностью отказавшись отвечать. 20,61% респондентов предложили улучшить материально-техническую базу организации закупив компьютер, принтер, ламинатор, брошюратор, а так же методическую литературу. 8,4% педагогов считают, что необходимо изменить содержание труда педагогов уменьшив «бумажную работу»; 7,25% - увеличить заработной платы; 4,58% - повысить престиж (статус) профессии педагога в обществе; 4,2% - уменьшить списочный состав группы; 1,91% - регламентировать время на методическую деятельность; 0,76% - «строго обозначить круг обязанностей педагога»; 0,38% - «уменьшить рабочую нагрузку педагога»; 0,38% - создать комнату отдыха для педагогов в ДОО. 1,91% не могли сформулировать предложения, а 2,67% считают, что в организации созданы хорошие условия для работы педагогов. Ни один из респондентов не указал на необходимость улучшения условий прохождения курсов повышения квалификации, что может интерпретироваться как отсутствие ценности сообразования и самообразования как условий повышения качества работы.

Только 22,52% педагогов психологически удовлетворены получаемой заработной платой. О частичной неудовлетворенности и полной неудовлетворенности заработной платой сообщили 77,1% выборки (53,05% и 24,05% соответственно). По мнению лишь 32,44% респондентов, участвовавших в исследовании, их заработная плата повысилась за последние два года работы. 51,91% респондентов отметили лишь не значительное повышение заработной платы, у 10,31% педагогов заработная плата не изменилась, у 1,91% педагогов - снизилась. 3,44% педагогов отказались отвечать на данный вопрос анкеты. Таким образом, в условиях экономического кризиса и роста инфляции 64,22% педагогов участвовавших в исследовании были если не полностью, то частично демотивированы к качественному выполнению должностных обязанностей в профессиональной деятельности заработной платой субъективно воспринимаемой как несправедливая, не соответствующая усилиям, вкладываемым в работу и требованиям, предъявляемым к качеству труда.

84,73% участника исследования постоянно информируются администрацией дошкольной образовательной организации о критериях профессиональной деятельности педагога ДОО, достижение которых поощряется надбавкой к заработной плате. 11,45% участников работают в менее благополучной ситуации, поскольку или не информируются (0,76%) или бессистемной информируются (10,69% педагога) руководством ДОО о том, на какие показатели необходимо ориентироваться для того, чтобы получить надбавку к заработной плате. 3,82% отказались отвечать на вопрос.

51,53% респондентов отметили, что назначаемая администрацией дошкольной образовательной организации ежемесячная надбавка за высокие результаты труда, является мотиватором высококачественной и всерхнор-мативной деятельности. Однако, для 32,44% респондентов надбавка не является стимулом к улучшению профессиональной деятельности и достижению в ней высоких результатов. 16,03% высказали затруднение в ответе на вопрос. Соответственно, отсутствие в дошкольной образовательной организации развитой системы поощрений высокоэффективно работающих сотрудников негативно сказывается как на их профессиональной мотивации (поскольку обуславливает возникновение ощущения недооцененности), так и на мотивации педагогов, работающих на минимальном уровне требований занимаемой ими должности.

32,44% участников исследования считают, что заработную плату педагога ДОО можно рассматривать как «достойную» если она находится в пределах от 40 до 49

тыс. рублей. 21,37% респондентов считают, что размер «достойной» заработной платы педагога ДОО от 50 до 59 тыс. рублей. Хотели бы получать заработную плату в размере 60 - 69 тыс. рублей 5,34% участников исследования. 19,47% респондентов не ответил на данный вопрос или сославшись на незнание, или посчитав его не корректным, или не считая нужным высказывать собственную точку зрения.

Таким образом, для системы дошкольного образования Мурманской области характерны следующие тенденции: во-первых, увеличивается возраст педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях; во-вторых, наблюдается уход педагогов в иные сферы профессиональной деятельности после непродолжительного периода работы в дошкольной образовательной организации; в-третьих, соотношение специалистов с высшим и средним профессиональным образованием работающих в ДОО практически одинаково; в-четвертых, значительное количество педагогов работают в дошкольной образовательной организации без квалификационной категории; в-пятых, не все педагоги, участвовавшие в исследовании, в системе ценностных ориентаций имеют сформированные полностью ценности здорового образа жизни (80,15% участников исследования не занимаются или эпизодически занимаются спортом; 27,1% педагогов не обращаются за медицинской помощью к медицинским работникам, предпочитая лечиться самостоятельно).

Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций, по мнению почти половины участников исследования не полностью соответствует требованиям, сформулированным во ФГОС ДО. Частичное соответствие оснащенности методической литературой дошкольной образовательной организации затрудняет осуществление образовательной деятельности с воспитанниками, недостаточная оснащенность предметно-пространственной среды ДОО современными игрушками, играми и учебными пособиями снижает возможность получения воспитанниками качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности при переходе на следующий уровень образования.

Большая часть педагогов ДОО, участвовавших в исследовании, склонны к переживанию нервно-эмоционального напряжения или в течение всего рабочего дня (и соответственно всей рабочей недели), или в течение нескольких дней рабочей недели, что свидетельствует в том числе об отсутствии психологического благополучия педагога в профессиональной деятельности. В течение рабочего дня у педагогов ДОО наблюдается тенденция к снижению активационных и увеличению тензионных психических состояний.

Большая часть участников исследования выразила желание пройти санаторно-курортное лечение, однако лишь незначительная часть педагогов готова приобретать путевки на санаторно-курортное лечение на личные средства.

Демотивирует педагогов к качественному выполнению должностных обязанностей: низкая заработная плата, большая рабочая нагрузка, отношение родителей к педагогам ДОО, отсутствие свободного времени для отдыха и личностного развития, низкий социальный статус в обществе.

По мнению большинства респондентов заработная плата значительно повысилась за последние годы, но лишь 22,52% участников исследования полностью удовлетворены получаемой заработной платой. Половина участников исследования придерживаются мнения о том, что назначаемая администрацией дошкольной образовательной организации надбавка за высокие результаты труда стимулирует к повышению качества работы. Только 84,73% педагогов отметили, что администрация их постоянно информирует о показателях деятельности, достижение которых поощряется надбавкой к заработ-246

ной плате. По мнению большей части респондентов «достойная» заработная плата педагога дошкольной образовательной организации находится в пределах от 30 до 60 тысяч рублей в месяц.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы для разработки системных мер по улучшению условий труда (психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, кадровых и пр.) педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях. При этом следует помнить о том, что «Человек как субъект не есть просто калька или слепок с общественных условий своего существования ... он всегда предстает как уникальность и неповторимость, и при том - не только как природная, но и как психологическая и духовная уникальность» [22, с. 29].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации // http:// constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-37-krf (дата последнего обращения 02.06.2017)

2. Охрана труда / Под ред. Ю.Г. Сорокина. Чебоксары: Изд-во Чувашского ЦНТИ, 2001. 268 с.

3. Макушин В.Г. Совершенствование условий труда на промышленных предприятиях: Социально-экономический аспект. М.: Экономика, 1981. 216 с.

4. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда. М.: Социономия, 2005. 175 с.

5. Научная организация труда в управлении производственным коллективом / науч. ред. Г.Э. Слезингера. М.: Экономика, 1987. 317 с.

6. Рубин В.С. Экономическое управление условиями труда. Киев: Наукова Думка, 1987. 129 с.

7. Бабушкина Э.Н. Улучшение условий труда на предприятиях Госкомнефтепродукта УэССР: Автореф. канд. эконом. наук. Ташкент, 1989. 23 с.

8. Морозова Т.В. Социально-экономические последствия неблагоприятных условий труда на промышленных предприятиях: Автореф. канд. эконом. наук. Омск, 2010. 27 с.

9. Психология профессионального здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. 480 с.

10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

11. Бодров В.А. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

12. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 320 с.

13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Деловая книга, 2005. 240 с.

14. Авдеева М.В., Лучкевич В.С., Лобзин Ю.В. Влияние процессного подхода на качество жизни и здоровье населения // Качество жизни и здоровья населения / под ред. В.С. Лучкевича. СПб.: Изд-во СЗГМУ им И.И. Мечникова, 2014. С. 23-28.

15. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России: теория, методология, управление. М.: Экономика, 2013. 383 с.

16. Морозова Т.В. Социально-экономические последствия неблагоприятных условий труда на промышленных предприятиях: Автореф. канд. эконом. наук. Омск, 2010. 27 с.

17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 656 с.

18. Конституция Российской Федерации // http:// constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf (дата последнего обращения 02.06.2017)

19. Amabile T.M. Motivational and synergy: Toward new conceptualizations of intrinsic and extrinsic motivation in the workplace // Human Resource Management Review. 1993. V. 3. P. 185-201.

20. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. 507 с._

21. Гулевич О.А. Социальная психология справедливости. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 284 с.

22. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. докт. психол. наук. М., 1994. 79 с.

Статья поступила в редакцию 05.05.2017. Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.