Литература:
1. Донина И.А. Маркетинг в школе: современный контекст проблемы // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 2040-2044.
2. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Изд-во: М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
3. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.
4. Прохоров A.M. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред.: Прохоров A.M. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., С.-Пб.: Большая Рос. Энцикл., Норинт, 1997. 1456 с.
5. Шерайзина P.M., Донина И.А., Тращенкова С.А. Стратегии становления педагогического мастерства современного учителя // Профессиональное мастерство современного педагога Ульяновск, 2016. С. 108-116.
6. Шустров A.C. Применение образовательных комиксов для повышения эффективности обучения школьников на уроках технологии // Электронный журнал «Молодёжная наука: тенденции развития», г. Елец. 2019. № З.С. 34-41.
7. Graham S. Comics in the Classroom: something to be taken seriously. II Language education in Asia. 2011.
8. Tilley C.L. For improving early literacy, reading comics is no child's play. URL: https://news.illinois.edu/blog/view/6367/205780 (дата обращения 29.01.2020)
9. Эльсиева M.C. Использование метода рассказа в формировании коммуникативных УУД у младших школьников // Педагогический вестник, 2019, 9, С. 74-75.
10. Юсупов В.З., Корнилова Т.В. Сущностные характеристики образовательной среды современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования, 2019, 62-1, С. 353-356.
УДК: 373
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
магистрант кафедры технологического и художественного образования Виноградова Юлия Алексеевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия Новоскул» (г. Великий Новгород)
Постановка проблемы. В современном мире невозможно представить дня, где бы человечество не использовало современные цифровые технологии. И с каждым днем их применение охватывает все больше и больше областей. В том числе и образование не стоит на месте, а идет в ногу с развитием технологий. Современный учитель должен быть подкован в вопросах обучения детей с использованием всевозможных цифровых технологий. Требования к современному уроку по ФГОС - это развитие ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
Постепенно в сторону уходит традиционный урок. Дети поколения Ъ не готовы к его восприятию. Современные дети выросли во времена активного развития цифрового общения. Для восприятия нового материала многим просто необходимо визуальное воспроизведение материала через цифровые средства. Для многих теперь представить ситуацию задачи из учебника очень тяжело, пока эту же самую ситуацию не представят в цифровом виде [1; 2; 3; 6; 7].
Современных детей необходимо заинтересовывать учебным процессом через современные цифровые технологии.
Одна из последних технологических инноваций в образовании, это применение виртуальной реальности в обучении.
Изложение основного материала исследования. Сам термин «Виртуальная реальность» появился в конце 80-х годов, как обозначение электронных устройств, вводящих пользователя в мир информации, дающих человеку возможность наглядного представления и манипулирования с данными высокой степени сложности [5]. Понятие трактуется в каждом источнике по своему в зависимости от сферы применения. Мы в статье будем ориентироваться на определение о виртуальной реальности, как совокупности программно-аппаратных средств, которые позволяют воспроизводить искусственный мир и транслируют его в сознание пользователя посредством воздействия на органы чувств (зрение, слух, тактильные ощущения, положение в пространстве и т.д.).
Большинство воспринимает данную технологию небезопасной, особенно сторонники времен традиционного обучения. Многие считают, что данная технология создана только для развлечений. Другие беспокоятся за здоровье детей, т.к. шлемы якобы влияют на зрение. Также существует мнение о том, что дети теряют свое «Я» уходя в виртуальный мир и у них возникает зависимость от него. Ну и конечно многие говорят о том, что живое общение учитель-ученик не заменит ни какая другая современная технология. Но со временем данная технология набирает все больше своих сторонников.
На сегодняшний день уже есть школы России, которые активно участвуют в проекте по внедрению виртуальной реальности в образовательный процесс.
С одной стороны это очень затратное мероприятие, так как во многих школах компьютерное оснащение все еще оставляет желать лучшего. Технически не все школы готовы к реализации данной технологии. Но с другой стороны участники проекта высказывают свое преимущество в использовании виртуальной реальности на уроках.
На данном этапе Виртуальную реальность используют на тех уроках, где необходимо продемонстрировать процесс, явление или объект, который в реальной жизни не имеется возможность
представить (химический процесс, физические явления, Зё-моделирование, погружение в океан, извержение вулкана, нахождение в космосе и многие другие).
Во многих предметных областях можно найти применение виртуальной реальности. Такое построение урока успешно реализует этап мотивации. Здесь ученик становится живым участником учебного процесса (что также является требованием к современному уроку в условиях ФГОС).
Как правило, такого рода демонстрации включаются в урок небольшими сессиями (около 7 минут). Но и этого времени хватит для того, чтобы учащийся усвоил больше материала, чем тот же самый материал рассказывал преподаватель устно.
Выделяют несколько форм использования виртуальной реальности в учебном процессе.
Очная форма. При таком формате традиционный урок остается неизменным, но в элемент урока включен элемент погружения в виртуальную реальность. На таком уроке мотивация детей достигает высокого уровня за счет необычной новой интересной формы урока.
Дистанционное. При такой форме обучение становится возможным на расстоянии. Но в отличии от вебинаров (или других форм дистанционного обучения у учащихся происходит ощущение присутствия. Учащийся прослушивает лекцию, выполняет задания, общается с другими учащимися.
Смешанное. Позволяет учащимся, которые по определенным причинам не могут посещать традиционный урок в школе, подключаться работе класса во время урока.
Самообразование. На сегодня уже существует достаточно большое количество образовательных платформ для возможности в самообразовании и погружаться в образовательную среду с виртуальным преподавателем.
На сегодня существует уже много компаний занимающихся разработкой технологий виртуальной реальности, в том числе и образовании [4].
Российская компания HoloGroup, специализирующаяся на разработке продуктов и решений для смешанной реальности с использованием технологий Майкрософт:
- MR Builder - платформа, для работы с Зё-моделями изображений;
- MR Guide - платформа для экскурсий по музеям, выставкам и др.;
- HoloStudy - образовательная платформа с разработками уроков.
Другая компания, специализирующая на разработке продуктов виртуальной реальности - компания Medivis. Ее платформа представлена для визуализации человеческого организма в трехмерном пространстве.
Подобный проект у компании The Body VR, который позволяет путешествовать по организму человека. Здесь учащиеся могут увидеть как развивается болезнь и как организм борется с ней, какие клетки участвуют и как образуются антитела, справляющиеся с болезнью.
Сейчас существует порядка 400 компаний, занимающихся разработками такого рода продуктов. Хотя технология сравнительно новая, но нашла своих поклонников, которые с воодушевлением занимаются ее развитием.
В России Существует проект «Цифровая школа», который подразумевает внедрение технологий виртуальной реальности в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году. А десятки кванториумов уже начали активно осваивать объемную визуализацию, работать с виртуальной, дополненной и смешанной (MR) реальностью.
Проведя исследование о мнении учащихся 5,6 и 8 классов о применении виртуальной реальности в образовании, получили следующие результаты.
В наше время не все дети знают, что такое виртуальная реальность (в основном это 5 классы). Но 97% респондентов ответили, что о понятии виртуальная реальность знают, и не которые из них не в той или иной мере «погружались» в нее.
Говоря о применении данной технологии на уроках так же не все дети видят целесообразность, 13 % считают, что виртуальной реальности не место в учебном процессе.
Те ребята, которые мечтают об использовании виртуальной реальности на уроках, предложили даже предметы, на которых необходимо «погружение». 69% считают, что биология и виртуальная реальность должны быть неотделимы друг от друга. Чуть меньше голосов за географию - 52%, но учащиеся уже вообразили себе, как бы они погрузились в океан, побывали бы в Антарктиде или Северном Полюсе и познакомились с пингвинами. Многие хотели бы вернутся в царствование царей, посмотреть их быт, поучастововать в значимых событиях истории. Таких ребят 43%. Менее популярны у ребят точные науки: в математике , информатике и физике. Только 32 % видят использование виртуальной реальности на таких предметах. А часть ребят готовы к использованию такой технологии на все возможных предметах - 5%.
Выводы. Таким образом, технология виртуальной реальности позволяет развернуть учебный процесс в сторону большей наглядности. Позволяет погрузить каждого ребенка в учебный процесс, мотивирует их на дальнейшее изучение материала. Но огромные материальные затраты на внедрение и технически недостатки устройств не дает возможности в полной мере всем школам попробовать использование данной технологии в обучении.
Аннотация. В статье представлены концептуальные идеи организации образовательного процесса с применением виртуальной реальности с целью мотивации школьников к обучению. Проведен анализ различных точек зрения исследователей на потенциал виртуальной реальности как образовательной технологии. Проведен эксперимент, направленный на выявление интереса школьников к применению виртуальной реальности в образовательном процессе.
Ключевые слова: виртуальная реальность, информационные технологии, мотивация школьников к обучению.
Annotation. The article presents the conceptual ideas of the organization of the educational process using virtual reality in order to motivate students to learn. The analysis of various points of view of researchers on the potential of virtual reality as an educational technology. An experiment was conducted to identify the interest of students in the use of virtual reality in the educational process.
Keywords: virtual reality, information technology, motivation of students to learn.
Литература:
1. Андрушко Д.Ю. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2018. - № 6. - С. 5-10; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1779 (дата обращения: 31.01.2020).
2. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Дистанционное обучение в школе: возможно или нет? // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 31-32
3. Донина И.А., Виноградова Ю.А. Информационные технологии как важнейший элемент современного урока // Педагогический вестник. 2019. № 8. С. 26-28.
4. Кириллова A.A. Проблема виртуальной реальности: социально-философский аспект // дисс. ... канд. философских наук: - Мурманск, 2009. - 156 с.
5. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: Филос.-методол. анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.01. - Москва, 1998. - 149 с.
6. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.
7. Шерайзина P.M., Донина И.А., Хачатурова K.P. Мотивация профессиональных интересов обучающихся подросткового возраста // Особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО Ялта, 2018. С. 159-177.
УДК: 373.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Алексеева Ольга Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
исполняющий обязанности заместителя директора по BP, педагог-психолог КиринцеваМария Александровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Бронницкая СОШ" (с. Бронница)
Постановка проблемы. Формирование пространственных представлений детей является важной задачей начальной школы. Несформированность пространственных представлений в младшем школьном возрасте является причиной школьной неуспеваемости ребенка в дальнейшем. Уровень сформированности данных представлений у учащихся, приходящих в первый класс не одинаков, особенные сложности в их освоении испытывают дети с особыми возможностями здоровья. Внедрение инклюзивного образования в начальную школу обусловило актуальность разработки теоретических основ работы учителя по формирования пространственных представлений учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Целью статьи является определение особенностей пространственных представлений учащихся с особыми возможностями здоровья и возможностей их формирования в рамках инклюзивного образования в современной начальной школе.
Изложение основного материала исследования. Младший школьный возраст считается важнейших периодом для познавательного развития ребенка что накладывает особую ответственность профессиональную деятельность педагога [3; 5]. Именно в начальной школе завершается формирование пространственных представлений учащихся. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, A.B. Семенович и др. отмечали, что данные представления составляют основу становления не только интеллектуальных функций ребенка, но и сказывается на его эмоционально-личностном развитии.
Под пространственными представлениями понимаются представления о величине, форме, ориентации и расположение предметов в трехмерном пространстве, а также об их перемещении и трансформации во время движения [7].
В настоящее время разрабатываются программы, тренажеры, позволяющие детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) изучать объекты и их пространственные характеристики не только статично, но и в динамике. Тем не менее, вопросы включения данных средств обучения в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования изучен слабо.
У детей младшего школьного возраста в ходе овладения предметными умениями формируются интуитивно-логические знания о пространстве. Большую роль в этом процессе играет правильное словесное обозначение пространственных характеристик. Анализ работ A.B. Семенович, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго позволил выделить 4 уровня сформированности пространственных представлений младших школьников:
1. Пространственные представления о собственном теле.
2. Пространственные представления о взаимоотношении двух и более внешних объектов в пространстве.
3. Вербализация пространственных представлений, появление в речи пространственных понятий.
4. Лингвистические представления, свидетельствующие о понимании пространственно-временных и причинно-следственных отношений между объектами.
К концу обучения в начальной школе учащиеся достигают 3-го уровня формирования к 3-4-му классу [8]. Иная картина наблюдается в инклюзивных классах, в которых обучаются дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Так в исследовании [4] отмечается, что около 91% учащихся начальной школы с ОВЗ имеют сложности с освоением пространственных представлений. Вместе с тем, авторы отмечают увеличение в последние годы доли таких учащихся в общеобразовательных школах.
Современное состояние системы образования характеризуется направленностью на предоставление равных возможностей на получение качественного образования обучающимся, учет индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Именно в этом и заключается смысл инклюзивного образования (от франц. inclusif- включающий в себя, от лат. include -заключаю, включаю) [6].
Сложности в формировании пространственных представлений младших школьников с ОВЗ связаны с осуществлением ориентировки в направлениях на уровне практических действий, сложности с