Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / PROJECT CULTURE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна

В статье описывается современное состояние и проблемы формирования проектной определено культуры педагогов дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задворная Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A DESIGN CULTURE OF TEACHERS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION: STATUS AND PROBLEMS

The article describes the current state and problems of the formation of project professional culture of teachers of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

Ключевые слова: иностранный язык, фразеологические единицы, лексический навык, говорение, упражнения.

Annotation. This article describes the usage of phraseological locutions in the speech of pupils in English classes in the 8th grade, which contributes to the enrichment of the vocabulary of pupils, makes speech more expressive. The article proposes exercises aimed at the formation of lexical speaking skills, and indicates that during planning a lesson, it is necessary to increase the number of exercises using phraseological units aimed at forming the lexical skills of pupils so that pupils can freely use phraseological units in speech.

Keywords: a foreign language, phraseological locutions, lexical skill, speech, exercises.

Литература:

1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии: Издательство Ленинградского университета, 1963. - 208 с.

2. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189.

3. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам. - М., 1980. - С. 128-176.

4. Жуков В.П. Русская фразеология // учебное пособие для филол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 310

5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1186 с.

6. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. для ин-тов и фак. иностр.яз. -2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., Дубна: Изд. Центр «Феникс»,1996. - 381 с.

7. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка - М., 1998. - 225 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2010. - С. 9.

9. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. // Серия «Английский в фокусе», 8 класс. - 2012. - 260 с.

УДК 378.046.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

кандидат педагогических наук, доцент Задворная Марина Станиславовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В национальном проекте «Образование» подчеркивается важность формирующейся новой системы образования, направленной на вхождение во всемирное пространство, нуждающееся в изменениях образовательной парадигмы, в том числе и в системе дошкольного образования. В современных нормативно-правовых документах определены: новые требования к организации образовательного процесса, кадровому составу, его профессиональной подготовке и квалификации.

Изложение основного материала исследования. В современных условиях развитие системы дошкольного образования определяется профессиональной компетентностью педагогов в вопросах проектной деятельности, которая рассматривается в педагогических исследованиях последних лет в качестве средства для разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс. Проведенный анализ диссертационных источников отечественных и зарубежных авторов (В.С. Безрукова, Дж.К. Джонс, Е.С. Заир-Бек, Г.Е. Муравьева и др.) подтвердил наличие научных работ посвященных проектированию и педагогическому проектированию, проблемам развития проектной культуры будущего педагога (Л.А. Филимонюк) и организации среды «как пространства для творчества, творческих качеств личности, проявляющихся в деятельности» (О.А. Ческидова, Л.А. Филимонюк и др.) [4].

Исследование проводилось кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Целью исследования стало определение и анализ уровня сформированности проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). Опытно-экспериментальной базой для проведения исследования были определены: государственные бюджетные дошкольные образовательные учреждения №№: 101 Невского района; 80; 81 Красногвардейского района (Санкт-Петербург). Количество участников эксперимента в экспериментальных группах составило 80 человек, а продолжительность эксперимента для экспериментальной группы Э1 составила 1 год, для Э2 — 2 года (педагоги осваивали персонифицированные курсы повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС»).

В начале констатирующего этапа эксперимента проводился срез, позволяющий оценить начальный уровень сформированности проектной культуры педагогов ДОО, убедиться в актуальности проблематики проводимого нами исследования. Для изучения реального состояния уровня сформированности проектной культуры педагога дошкольного образования были определены критерии (мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный) и показатели [3; 6; 7]. На первом этапе экспериментальной работы проводился констатирующий срез, позволяющий оценить начальный уровень сформированности проектной культуры у педагогов ДОО, удостовериться в актуальности проблематики проводимого исследования и обосновать выбор форм и методов, направленных на формирование проектной культуры педагога в профессиональной деятельности. В процессе организации опытно-экспериментальной работы учитывалось, что для повышения вовлеченности педагогов в проектную деятельность, «важно найти мотивацию, которая побудила бы его к действию» [5, с. 153]. Входная диагностика уровня сформированности проектной культуры была нацелена на выявление: проектно-ориентированного тезауруса; отношения педагогов к проектной деятельности; инновационной деятельности в ДОО; морального удовлетворения от решения значимых проблем в ДОО, общественной пользы от реализации проекта, воплощение личного творческого потенциала.

Для определения начального уровня в содержании когнитивного компонента мы использовали модифицированную методику контент-анализа для педагогических исследований - «Понятийный словарь», разработанную коллективом ученых (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, В.И. Кобзарь) [1]. На этом этапе

были получены результаты: неудовлетворительное осмысление понятий; пояснение смысла путем перечисления примеров; свидетельство существенного свойства объекта, но неполное его осмысление; максимально полное смысловое определение. В дальнейшем нами вычислялся индекс сформированности данного компонента проектной культуры, использовалась формула, предложенная Б. Брауном и О. Хелмером. Среднее значение индекса становления по когнитивному компоненту проектной культуры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение средних значений индекса становления когнитивного компонента проектной культуры I когн. (по методике Понятийный словарь)

Группа I когн (среднее значение для группы)

Э1 0,41

Э2 0,51

К 0,46

Проведенный анализ ответов на вопросы анкеты по определению мотивации педагогов ДОО к проектной деятельности позволил выявить мотивы, лежащие в основе самостоятельной деятельности педагогов и проявляющиеся в их стремлении к личностному росту, самореализации в проектной деятельности, а также в наличии опыта самостоятельной проектной деятельности. На основании полученных результатов нами определены мотивы педагогов к освоению технологии проектирования (Рис. 1).

удо влетворениеот самого процесса

получение навыков проектирования

заработок

удовлетворение от работы

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 1. Диаграмма мотивации педагогов к освоению технологии проектирования (в %)

Проанализировав ценностное отношение педагогов к проектной деятельности и выявив структуру мотивов, мы получили характеристику начального уровня формирования мотивационного компонента проектной культуры. Индекс сформированности мотивационного компонента был определен по методике Б. Брауна - О. Хелмера (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение средних значений сформированности мотивационного компонента проектной

культуры

Группа I мотив. (среднее значение для группы)

Э1 0,52

Э2 0,64

К 0.59

Следующим шагом в определении начального уровня сформированности проектной культуры участников эксперимента стало составление многомерной таблицы, элементами которой явились направления проектирования, отражающие состояние проблем в ДОО: «Обучение русскому языку детей мигрантов», «Недостаточность финансирования ДОО», «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для успешной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста» и т.д. Полученные данные позволили нам оценить уровень формирования операционально-деятельностного компонента проектной культуры на начальном этапе эксперимента.

Таблица 3

Распределение средних значений формирования операционально-деятельностного компонента

проектной культуры

Группа I деятельностн. (среднее значение для группы)

Э1 0,46

Э2 0,61

К 0,52

Операционально-деятельностный критерий позволил зафиксировать, обобщить положительные изменения в развитии регулятивных проектных и рефлексивных, а также коммуникативных умений педагогов и определить уровень сформированности.

Включиться в сетевые .. Учиться дистанционно Заниматься самообразованием

ПНЮ ИНН

Посещать курсы повышения .11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рисунок 2. Диаграмма готовности педагогов к овладению проектной деятельностью (в %)

Для выяснения значимости повышения квалификации в формировании проектной культуры педагога респондентам было предложено ответить на несколько вопросов анкеты о готовности педагогов овладевать проектной деятельностью и о выборе форм обучения (Рисунок 2, 3). Для овладения проектной деятельностью респонденты выбирали: обучение на курсах повышения квалификации (81,1%), самообразование (56,2%); примерно в равных частях респонденты предпочитают обучаться дистанционно (27,1%) или готовы включиться в сетевые профессиональные сообщества (25,1%), а также в экспериментальную деятельность (21,6%). Кроме того, заданные вопросы помогли выявить потребность педагогов в курсах повышения квалификации и формах их проведения: каждый второй проанкетированный педагог полагает, что повышение квалификации желательно проводить в очной форме (51,2%). Однако мнение респондентов о форме повышения квалификации разделились: традиционную форму обучения выбрали 35% респондентов, таким же количеством опрошенных была избрана дистанционная форма, а на заочной форме повышения квалификации остановили свой выбор 20% педагогов. Таким образом, система повышения квалификации педагогами ДОО рассматривается «с одной стороны как получение профессиональных знаний, а с другой стороны как их готовность к непрерывности в накоплении этих знаний, их переосмыслению и совершенствованию - непрерывному обучению» [2].

Очная Заочная Традиционная Накопительная Дистанционная Затрудняюсь ответить 111

0,0%

■ниш

2,4%

20,1% ^т |||| 16,6%

51,2%

36,5% 36,5%

10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%

Рисунок 3. Диаграмма форм повышения квалификации, предпочитаемых педагогами

На вопрос о том, какие методы и формы обучения педагоги дошкольного образования предлагают применять в подготовке к проектной деятельности, респонденты отдали предпочтение практическим формам и методам обучения (Рисунок 4).

10

проектное

практические занятия 35%

15/0

II консультации 15% дискуссии 15% семинары 14%

мастер-классы 25%

III111111111111 тр енинги 2 8 % ......................... и^овые занятия

15

20

лекции 25% 25 30

35

40

Рисунок 4. Диаграмма методов и форм обучения, предлагаемых к обучению технологиям проектной деятельности педагогами

Большинство респондентов подчеркнули, что предпочитают курсы повышения квалификации, организованные непосредственно в ДОО на рабочем месте, также они выбирают самообразование как один из вариантов повышения квалификации.

Распределение педагогов каждой группы по исходному уровню сформированности проектной культуры представлены в таблице 4.

3289489023913102328948903002310232892390302331013289239030000000028900903000312391890290300007029189539030020048918923903002312391892332300231239189233230023123918923323023902391892332

Таблица 4

Распределение педагогов по уровням формирования проектной культуры на констатирующем

этапе эксперимента (в %)

Уровень Группа Э1 Группа Э2 Группа К

низкий 51,5 47,5 48,4

средний 38,8 40,7 41,7

высокий 9,7 11,8 9,9

Сопоставление уровневых показателей в двух экспериментальных группах подтвердило, что в группе Э2 прослеживаются более высокие значения сформированности проектной культуры, из чего можно заключить что в данной группе реально ставить перед педагогами проектные задачи, нацеленные на разработку и реализацию истинных инициатив и реализацию концепции привлекательности ДОО. По нашему мнению, участие педагогов в инновационной деятельности ДОО, также изменит сложившуюся картину низкой активности педагогов. В настоящее время важно сформировать у них потребность в самореализации, стремление внести изменения в существующую действительность, готовность к преобразованиям.

Анализ нормативно-правовой документации (программы развития, основной образовательной программы дошкольного образования, рабочих программ педагогов) показал, что в ДОО проектированием программ занимаются заместители заведующих по учебно-воспитательной работе и старшие воспитатели. Только в одном саду созданы творческие группы по проектированию программ, в состав которых входят педагоги ДОО. Кроме того, в ДОО применяется авторитарный стиль управления и не созданы организационно-управленческие условия для формирования проектной культуры педагога, не обеспечена система внешней и внутренней мотивации педагогов-участников проекта, система контроля. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что сетевое взаимодействие в процессе проектной деятельности педагогов осуществляется точечно и непланомерно.

Выводы. Анализ данных констатирующего этапа эксперимента показал наличие следующих проблем: недостаточный уровень мотивации педагогов к пониманию назначения и целесообразности проектной деятельности; недостаточный уровень проектных, рефлексивных и коммуникативных умений у большей части педагогов; не созданы организационно-управленческие условия для формирования проектной культуры педагога ДОО; не разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности проектной культуры.

Аннотация. В статье описывается современное состояние и проблемы формирования проектной определено культуры педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: проектная культура, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, глобализация.

Аnnotation. The article describes the current state and problems of the formation of project professional culture of teachers of preschool educational organizations.

Keywords: project culture, Federal state educational standard of preschool education, globalization.

Литература:

1. Вершловский С.Г. «Понятийный словарь» как метод изучения доходчивости словесной пропаганды / С.Г. Вершловский, В.И. Кобзарь, Ю.Н. Солонин // Философские науки. - 1976. - №2. - С. 34-41.

2. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 2 (168). - С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки; автореф. дисс... д-ра пед. наук / Л.А. Филимонюк. - Махачкала, 2008. - 48 с.

5. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: Гросс-Медиа, 2005. - 224 с.

6. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

7. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 346-350.

УДК 376.32

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент 4 курса факультета психологии и педагогики Мухина Любовь Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Современное общество быстро развивается. Базовым положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является формирование универсальных учебных действий (УУД), что способствует достижению основной цели образования - развитие личности каждого ученика [9]. В основу ФГОС НОО, в том числе ФГОС НОО для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), заложен системно-деятельностный подход. Предъявляются требования к активности учащихся. Ученики - субъекты учебной деятельности, а не объекты педагогического воздействия [2].

Проблема деятельностного подхода для учителей не новая. Эта тема освещена в трудах психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В,В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [1, 7].

Безусловно, сегодня рекомендовано обучение по развивающим системам. Однако незрячим детям очень трудно освоить развивающие программы. Очевидно, что дети с нарушениями по зрению учатся либо в специальных коррекционных школах, либо в коррекционных классах общеобразовательных школ, либо в условиях инклюзии [5].

Несомненно, учебник - важное средство обучения школьников, но не единственное. Требуются дополнительные средства обучения, в том числе и наглядные пособия. Подготовить наглядные пособия для незрячего ребенка представляет составляет особую сложность, потому что они должны быть определенных размеров, цветов, текстуры, должны исключать мелкие детали, чтобы ребенок мог обследовать, и т.д. Требуется также дополнительное время на обследование наглядного пособия [8].

По нашему мнению, наглядные пособия способствуют формированию УУД, являются средствами, стимулирующими познавательную активность младших школьников на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Отметим, что обучение незрячих младших школьников осуществляется по учебно-методическому комплексу «Школа России» и его длительность составляет 5 лет в начальной школе. Несмотря на традиционный подход в обучении, педагоги стремятся формировать у незрячих учащихся УУД, в том числе и познавательные логические УУД.

Несмотря на то, что работ по формированию познавательных логических УУД на уроках математики в начальной школе достаточно много, отметим, что исследований данного процесса у незрячих младших школьников крайне мало.

Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день согласно требованиям как ФГОС НОО, так и ФГОС НОО для лиц с ОВЗ, выявлена необходимость применения наглядных средств обучения [9].

В настоящее время происходят изменения, связанные с применением мультимедийных средств обучения, использованием компьютеров на упорах, создание виртуальных лабораторий. Но это не поколебало значимости принципа наглядности, он по-прежнему остается одним из значимых принципов дидактики [10].

Т.С. Назарова, Е.С. Полат выделяют компенсаторную, адаптивную, инструментальную, интерактивную функции наглядности в обучении незрячих младших школьников [6].

Компенсаторная функция предусматривает, что наглядные средства обучения облегчают процесс обучения, способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого. Однако у незрячих детей это не всегда так. Дети много времени тратят на изучение пособий, на усвоение темы не всегда хватает времени. Поэтому, по мнению педагогов, не всегда нужно применять наглядные средства в обучении.

В обучении незрячих школьников уделяется особое внимание наглядности, способствующей обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.

Создавая наглядный материал для незрячих младших школьников необходимо учитывать его сложность, размеры, форму, рельеф. Последовательность предъявления наглядного материала имеет большое значение. Не стоит применять более одного средства наглядности на каждом уроке, поскольку ребенок с нарушениями зрения очень быстро утомляется.

Очень важно научить детей с нарушениями зрения правильно обследовать предмет. Для этого создается определенный план, вырабатывается особая стратегия. Главное - создать реальное представление об объекте.

Дети с нарушениями зрения имеют ограниченные представления об окружающей действительности. Поэтому, используя наглядный материал, педагогу нужно научить школьников исследовать его. При этом важно, чтобы дети использовали все сохранные анализаторы. Эффективным приемом, для того чтобы обучить обследовать предмет и его изображать, является прием «рука в руке». Он заключается в совершении совместных действий педагога и ребенка [4].

Целью нашего исследования являлась разработка и экспериментальная аппробация системы работы по развитию логических УУД на уроках математики средствами наглядных пособий у незрячих учащихся младшего школьного возраста.

Выявление уровня сформированности познавательных логических УУД у незрячих детей младшего школьного возраста осуществлялось с помощью нескольких методик, адаптированных нами для незрячих третьеклассников («Найди несколько различий» С.Д. Забромной, «Четвертый лишний» Л.М. Шипицыной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.