УДК 376.32
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент 4 курса факультета психологии и педагогики Мухина Любовь Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. Современное общество быстро развивается. Базовым положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является формирование универсальных учебных действий (УУД), что способствует достижению основной цели образования - развитие личности каждого ученика [9]. В основу ФГОС НОО, в том числе ФГОС НОО для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), заложен системно-деятельностный подход. Предъявляются требования к активности учащихся. Ученики - субъекты учебной деятельности, а не объекты педагогического воздействия [2].
Проблема деятельностного подхода для учителей не новая. Эта тема освещена в трудах психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В,В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной [1, 7].
Безусловно, сегодня рекомендовано обучение по развивающим системам. Однако незрячим детям очень трудно освоить развивающие программы. Очевидно, что дети с нарушениями по зрению учатся либо в специальных коррекционных школах, либо в коррекционных классах общеобразовательных школ, либо в условиях инклюзии [5].
Несомненно, учебник - важное средство обучения школьников, но не единственное. Требуются дополнительные средства обучения, в том числе и наглядные пособия. Подготовить наглядные пособия для незрячего ребенка представляет составляет особую сложность, потому что они должны быть определенных размеров, цветов, текстуры, должны исключать мелкие детали, чтобы ребенок мог обследовать, и т.д. Требуется также дополнительное время на обследование наглядного пособия [8].
По нашему мнению, наглядные пособия способствуют формированию УУД, являются средствами, стимулирующими познавательную активность младших школьников на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Отметим, что обучение незрячих младших школьников осуществляется по учебно-методическому комплексу «Школа России» и его длительность составляет 5 лет в начальной школе. Несмотря на традиционный подход в обучении, педагоги стремятся формировать у незрячих учащихся УУД, в том числе и познавательные логические УУД.
Несмотря на то, что работ по формированию познавательных логических УУД на уроках математики в начальной школе достаточно много, отметим, что исследований данного процесса у незрячих младших школьников крайне мало.
Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день согласно требованиям как ФГОС НОО, так и ФГОС НОО для лиц с ОВЗ, выявлена необходимость применения наглядных средств обучения [9].
В настоящее время происходят изменения, связанные с применением мультимедийных средств обучения, использованием компьютеров на упорах, создание виртуальных лабораторий. Но это не поколебало значимости принципа наглядности, он по-прежнему остается одним из значимых принципов дидактики [10].
Т.С. Назарова, Е.С. Полат выделяют компенсаторную, адаптивную, инструментальную, интерактивную функции наглядности в обучении незрячих младших школьников [6].
Компенсаторная функция предусматривает, что наглядные средства обучения облегчают процесс обучения, способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого. Однако у незрячих детей это не всегда так. Дети много времени тратят на изучение пособий, на усвоение темы не всегда хватает времени. Поэтому, по мнению педагогов, не всегда нужно применять наглядные средства в обучении.
В обучении незрячих школьников уделяется особое внимание наглядности, способствующей обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.
Создавая наглядный материал для незрячих младших школьников необходимо учитывать его сложность, размеры, форму, рельеф. Последовательность предъявления наглядного материала имеет большое значение. Не стоит применять более одного средства наглядности на каждом уроке, поскольку ребенок с нарушениями зрения очень быстро утомляется.
Очень важно научить детей с нарушениями зрения правильно обследовать предмет. Для этого создается определенный план, вырабатывается особая стратегия. Главное - создать реальное представление об объекте.
Дети с нарушениями зрения имеют ограниченные представления об окружающей действительности. Поэтому, используя наглядный материал, педагогу нужно научить школьников исследовать его. При этом важно, чтобы дети использовали все сохранные анализаторы. Эффективным приемом, для того чтобы обучить обследовать предмет и его изображать, является прием «рука в руке». Он заключается в совершении совместных действий педагога и ребенка [4].
Целью нашего исследования являлась разработка и экспериментальная аппробация системы работы по развитию логических УУД на уроках математики средствами наглядных пособий у незрячих учащихся младшего школьного возраста.
Выявление уровня сформированности познавательных логических УУД у незрячих детей младшего школьного возраста осуществлялось с помощью нескольких методик, адаптированных нами для незрячих третьеклассников («Найди несколько различий» С.Д. Забромной, «Четвертый лишний» Л.М. Шипицыной
(словесный материал), «Лабиринт» А. Венгер, «Простые аналогии» У. Гордон, «Продолжи ряд» Л.М. Шипицыной, задание на классификацию, подведение под понятие и доказательство).
Большинство детей младшего школьного возраста (80%) обладают средним уровнем сформированности логических УУД. У 20% учащихся 3 «А» класса обнаружен низкий уровень сформированности логических УУД. К сожалению, нет ни одного ребенка, у которого бы наблюдался высокий уровень сформированности логических УУД.
Как мы видим, познавательные логические УУД у незрячих учащихся младшего школьного возраста сформированы в недостаточной степени, поэтому требуется определенная система работы над развитием УУД, относящихся к данной группе.
Нами была разработана система работы, способствующая формированию познавательных логических универсальных учебных действий у незрячих младших школьников.
На каждом уроке у детей младшего школьного возраста устный счет проводился с использованием абаков с движущимися лентами, счетного материала [3]. Использовался прием материализации геометрических образов. Опишем математическое содержание уроков с применением наглядности.
Третьеклассникам предлагалась для решения серия задач разных типов.
Сначала задачи решались с использованием натуральной наглядности, игрушек, счетных материалов, затем - с использованием моделей-схем, составленных детьми на приборе «Школьник» (где это возможно), далее - без использования наглядности. Учащиеся решали как простые, так и составные задачи. Им предлагались, в том числе и такие задачи, которые имели лишние или недостающие данные.
С целью развития УУД сравнения были предложены задания на сравнение текстов, фигур, выражений. Также школьникам предлагались задачи с разными формами записи решения: по действиям, выражением.
С целью формирования аналитико-синтетических способностей, знаний геометрических фигур и установления пространственных отношений предлагались следующие упражнения: «Найди девятое», «Дай характеристику числу», разнообразные ребусы, лабиринты.
Выводы. Для проверки эффективности системы формирующих упражнений, направленных на формирование познавательных логических универсальных учебных действий, был проведен контрольный эксперимент.
Следует отметить появление учащихся с высоким уровнем сформированности логических универсальных учебных действий (20%), а также с уровнем сформированности логических УУД выше среднего и ниже среднего (60% и 20%). Учащиеся с низким уровнем сформированности логических универсальных учебных действий отсутствуют.
В целом, работа по формированию познавательных логических универсальных учебных действий проведена эффективно. Общий уровень сформированности логических УУД у каждого учащегося 3 класса повысился. Таким образом, на наш взгляд, необходимо продолжать применение наглядных средств не только на уроках математики, но и на других уроках, а также в процессе воспитательной работы.
Аннотация. Статья посвящена актуальной и значимой для начального образования для лиц с ОВЗ теме -формированию познавательных логических универсальных учебных действий у незрячих младших школьников на уроках математики. Анализируется проблема использования наглядности в коррекционных школах для незрячих детей, обозначаются требования к применению наглядности на уроках математики. Для подтверждения гипотезы описывается проведение педагогического эксперимента, включающего 3 части: констатирующую, формирующую, контрольную.
Ключевые слова: познавательные логические универсальные учебные действия, урок математики в начальной школе, незрячие младшие школьники, наглядные средства обучения.
AnMtation. The article is devoted to a topic that is relevant and significant for primary education for people with disabilities - the formation of cognitive logical universal educational actions for blind younger students in mathematics. The problem of the use of visualization in correctional schools for blind children is analyzed, the requirements for the use of visualization in mathematics lessons are identified. To confirm the hypothesis, a pedagogical experiment is described, which includes 3 parts: ascertaining, forming, control.
Keywords: cognitive logical universal educational actions, a math lesson in elementary school, blind primary schoolchildren, visual teaching aids.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - Национальное образование, 2019. - 368 с.
2. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №3. С. 7. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-7
3. Денискина, В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. — М.: АПКиПРО, 2002. - 31 с.
4. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 240 с.
5. Зайцева С.А., Колышкина Е.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // В сб.: Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 99-101
6. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования: Учеб. пособие. / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 203 с.
7. Талызина, Н.Ф. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления: учеб. пособие для СПО / под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 193 с.
8. Панина, М.В. Формирование познавательных УУД у младших школьников средствами учебного содержания. / М.В. Панина // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. 2019. Том 2. С. 276-279.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
10. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развививающего обучения. - М.: Владос, 2009. - 136 с.
УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
ведущий специалист координационно-аналитического центра развития карьеры Землина Екатерина Михайловна ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
Постановка проблемы. Развитие современного общества определятся политикой государства, развитием инноваций, что, в свою очередь, влияет на развитие нашей страны, а также влечет за собой необходимость привлечения студенческой молодёжи к решению актуальных проблем в социальной и экономической сферах. На сегодняшний день в Российской Федерации одним из основных направлений развития страны выделяют поддержку молодёжных инициатив в сфере инновационного предпринимательства.
Стремительная эволюция технологий является причиной появления инновационных конкурентоспособных рынков, экспортирующих ключевые технологические разработки и новейшие решения для различных сфер. Для достижения преимущества нашей страны на международной научной арене, а также для развития государственной политики президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 04 декабря 2014 года выделил одним из направлений указанного развития Национальную технологическую инициативу (далее - НТИ). Данная программа направлена на формирование проектных групп, в которые могут входить технологические предприниматели, учёные ведущих университетов и научно-исследовательских центров, государственные корпорации, институты развития, экспертные и профессиональные сообщества, представители власти [7]. В связи с этим возникает необходимость формирования у обучающихся технических направлений подготовки помимо профессиональных компетенций, ещё и предпринимательских.
Однако, проведённый анализ ФГОС ВО (бакалавр) показал, что по ряду технических направлений подготовки ЮФУ, например 03.03.02 Физика, 04.03.01 Химия, 27.03.05 Инноватика: Системный анализ и управление инновациями, присутствует набор общекультурных и универсальных компетенций: ОК-3 -способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; УК-2 -способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Среди них лишь перечисленные в той или иной мере могут отвечать за формирование качеств, необходимых предпринимателю (разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, экономические знания), однако этого далеко недостаточно.
Изложение основного материала исследования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений развития российского образования выделено то, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется <...> с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации...» [9]. Поэтому обучающиеся и выпускники вузов должны максимально быстро приспосабливаться и эффективно действовать в постоянно изменяющихся окружающих условиях [4, С. 13-16]. Современная студенческая молодежь имеет возможность получения дополнительных знаний, умений и навыков, «прокачивая» свои soft skills, а также анализируя истории успеха топовых предпринимателей и свой личный опыт, что способствует развитию и коммерциализации своих стартапов, в том числе и инновационных [5, С. 17]. По этой причине увеличивается престиж высших образовательных учреждений, поскольку от качества образования зависит уровень подготовки кадров, отвечающих запросам современного общества и позволяющих ему достигать социально значимые цели [4, С. 95-101]. Среди задач, поставленных перед высшими учебными заведениями, главной становится формирование у обучающихся умений быть мобильными и отвечать на запросы современной экономики, а, следовательно, навыков создания и внедрения инноваций в условиях глобальной технологической революции, которая оказывает существенное влияние на смену типов социума [8, С. 162-166]. Именно современные трансформационные процессы, оказывающие значительное влияние на процесс развития современного общества, определяют необходимость построения нового типа образования, новых моделей подготовки современных кадров, которые способны решать технологические и стратегические задачи на блага развития общества и государства [6, С. 218]. Современные университеты, одни из первых приняли данный вызов и ответили на него модернизацией своих систем [2, С. 118-121]. Трансформация университетов как университетов нового типа, должна обеспечить каждому студенту создание условий для формирования предпринимательской компетенции на достаточно высоком уровне [3, С. 26-36]. Кроме того, форматы проведения образовательных событий должны быть направлены на повышение мотивации и качества образования у обучающихся [1, С. 106-112]. Потребности запросов работодателей в специалистах, обладающих предпринимательскими компетенциями и готовых к предпринимательской деятельности, можно удовлетворить посредством привлечения обучающихся к прохождению акселерационных и преакселерационных программ, реализующихся на базе Южного федерального университета.
Отечественный бизнес, в том числе Южного федерального округа, остро нуждается в кадрах, способных управлять инновационным процессом на всех его стадиях - от исследований и разработок до запуска в производство и вывода продукта на рынок. Подготовка таких кадров - одна из приоритетных задач Южного федерального университета. Разработка и обоснование целостной стратегии системной научно-образовательной подготовки в ЮФУ инноваторов-исследователей, предпринимателей, способных внедрять наукоёмкие технологии, а также менеджеров для инновационной экономики, исходя из намеченной в стратегии «Инновационная Россия - 2020» программы многоэтапной ориентации системы высшего профессионального образования на удовлетворение потребностей инновационной экономики и развитие инновационной культуры российского общества, должны быть нацелены на интеграцию образовательной и научной деятельности, на развитие сектора исследований и разработок, на углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями.