кодирования позволяет повысить достоверность передачи пакетов данных, снизить требования к выбору кабеля или увеличить скорость передачи данных. Код должен в идеале обеспечивать низкий уровень ошибок полученных данных, работу с любой длиной передаваемых информационных последовательностей и хорошую синхронизацию приема.
Литература:
1. Березкин Е.Ф. Основы теории информации и кодирования.— Лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие.— 2-е изд., переработанное и дополненное.— Москва, 2009.— С. 23 - 25.
2. В. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 52 - 54.
3. Беляев М.А., Малинина Л.А., Лысенко В.В. Основы информатики: Учебник для вузов.— Феникс. Ростов-на-Дону.— 2006.— С. 9 - 11.
4. Кузьмин И.В., Кедрус В.А. Основы теории информации и кодирования. — Киев, 1986.— С. 70 - 77.
5. Алгоритм формирования пакетов данных для передачи по радиоканалу с использованием модифицированного байтстаффинга — Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 227 - 231.
6. Цымбал В.П. Теория информации и кодирование: Учебник.— 4-е изд., перераб. И доп.— К. 1992.— С. 116 - 120.
7. Ломовицкий В.В., Михайлов А.И., Шестак К.В., Щекотихин В.М. Основы построения систем и сетей передачи информации: Учебное пособие для вузов. — Горячая линия - Телеком. Москва, 2005. — С. 27 - 29.
8. Кодирование информации в локальных сетях — URL:studfiles.net/preview/2873551/ (дата обращения: 8.03.2018).
9. Физическое и логическое кодирование при передаче данных — URL: studfiles.net/preview/5817228/ — С. 3 (дата обращения: 3.02.2018).
10. Методы кодирования — URL: studopedia.ru/6_75840_metodi-kodirovaniya.html (дата обращения: 13.02.2018).
11. Сухман С.М., Бернов А.В., Шевкопляс Б.В. Компоненты телекоммуникационных систем. Анализ инженерных решений: Учебное пособие. — Москва. — 2002. — С. 44 - 46.
12. Жуан Гомес. Математики, шпионы и хакеры. Кодирование и криптография. / Пер. с англ. — М.: Де Агостини, 2014. — С. 77 - 79.
13. Основные сведения о телекоммуникационных системах — URL: studfiles.net/preview/718136/ (дата обращения: 30.03.2018).
Педагогика
УДК: 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Лаптиева Галина Григорьевна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Надежда Андреевна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается один из вариантов схемы анализа современного урока. Авторы приводят критерии анализа урока в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и дают некоторые комментарии к ним.
Ключевые слова: анализ урока, критерии анализа урока, компетентность учителя.
Annotation. In the article one of the variants of modern lesson analysis scheme is considered. The authors give the criteria for lesson analysis in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for primary education and some comments to them.
Keyword: lesson analysis, criteria for lesson analysis, teacher competence.
Введение. Новые требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влекут за собой кардинальное изменение процессуальной стороны обучения в начальной школе и, соответственно, выдвигают на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.
Важнейшие перемены в образовании невозможны без существенных изменений профессионального сознания учителя. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не ради знаний, хранящихся в голове ученика «до востребования», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». То есть учитель должен быть не транслятором знаний, а человеком, способным проектировать образовательную среду ребёнка, класса.
Новые требования предъявляются и к анализу урока.
Изложение основного материала статьи. Анализ/самоанализ урока требует от учителя всесторонних знаний о видах, структуре уроков в начальной школе, специальных умений анализировать, вскрывать то, что не всегда лежит на поверхности. Уровень анализа всегда определяет профессиональную компетентность учителя. Пассов Е.И считает: «Покажите мне, как Вы анализируете урок, и я скажу, какой Вы учитель».
Высокий уровень компетентности, к которому стремится каждый молодой учитель, достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким анализом и самоанализом, изучением и обобщением опыта коллег, внедрением в свою практику интересных и эффективных приёмов работы.
С какой целью необходимо проводить самоанализ?
• Во-первых, с целью рефлексии. Самоанализ - универсальный и лучший способ погружения в ситуацию, ведущую учителя в режим саморазвития;
• во-вторых, самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога, так как право на самоанализ и оценку своего творчества может избавить учителя от лишних тревог и переживаний,
не закрывая при этом путь к действительно конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающим урок, кем бы они ни были;
• в-третьих, без самоанализа урока невозможно реально улучшить качество своей работы за счет передового опыта и научных достижений. Путь от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность;
• в-четвертых, без самоанализа урока учителю трудно осознать себя его полноценным и полноправным автором;
• в-пятых, без оперативного самоанализа только что проведенного урока невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель -учащийся» [3].
Для того чтобы осуществить анализ/самоанализ урока необходим ориентир, который даёт возможность учителю оценить свой урок и уроки своих коллег.
Целью данной статьи является ознакомление с одним из вариантов объективных критериев анализа современного урока в начальной школе (выступающими в качестве такого ориентира), составленными авторами с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
I. Целеполагание.
1) Наличие цели.
2) Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные. Например:
• личностные результаты: уважение к своей родине; освоение личностного смысла учения; оценка поступков героев художественного произведения с точки зрения общечеловеческих норми т.п.;
• метапредметные результаты: готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; освоение начальных форм личностной рефлексии; освоение способов решения проблем поискового характера и т.п.;
• предметные результаты: на уроках русского языка - умения отличать диалогическую речь от монологической, отличать текст от других записей по его признакам и т.п.; на уроках математики - умения классифицировать многоугольники, анализировать математические тексты, освоить шкалу перевода одних единиц в другие и т.п.; на уроках литературного чтения - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении, находить и придумывать рифмы, выделять главную мысль прочитанного произведенияи т.д.
3) Практическая направленность урока, позволяющая учителю создать условия для формирования у младших школьников самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
II. Организационные аспекты урока.
1) Тип урока.
2) Структура урока, логическая последовательность этапов и дозировка во времени (анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС - «открытия» нового знания, построения системы знаний, развивающего контроля, рефлексии - каждый из которых имеет свою структуру).
3) Соответствие структуры поставленной цели и содержанию урока.
III. Способы мотивирования учащихся на изучение данной темы.
В данном разделе следует указать использованные учителем конкретные способы для создания условий возникновения внутренней потребности включения школьников в деятельность, а затем оценить их.
Например: распределение полномочий и ответственности; личностная значимость учебного материала; апелляция к жизненному опыту школьников; учет разных способностей учащихся; конкретность и очевидность конечного результата; состязательность, игровой характер проведения занятий; решение нестандартных задач на смекалку и логику; творческий характер учебно-познавательной деятельности, в т.ч. проектная работа, создание презентаций; интерактивные экскурсии; конкурсы, кроссворды, творческие сочинения (написание сказки, фантастического рассказа); использование исторического материала и др.
IV. Соответствие урока требованиям ФГОС НОО.
1) Ориентированность на ФГОС НОО.
2) Нацеленность деятельности на формирование универсальных учебных действий (УУД).
3) Результаты, продемонстрированные в виде УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В данной графе важно описать определенные виды действий и группу, к которой они относятся, а затем оценить их. Например:
• личностные УУД: учащиеся демонстрируют желание учиться, оценивают собственную учебную деятельности и свои достижения, отличают оценку поступка от оценки самого человека и т.п.;
• регулятивные УУД: учащиеся самостоятельно или с помощью учителя определяют цель урока, проблему в деятельности, составляют план, действуют по плану, контролируют деятельность своих товарищей, критично оценивают ход своей работы и полученный результат, умеют устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности и пр.;
• познавательные УУД: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, анализируют/классифицируют/сравнивают/ обобщают и др., строят модель/схему на основе условий задачи или способа ее решения и т.п.;
• коммуникативные УУД: учащиеся четко формулируют свою позицию, отстаивают собственную точку зрения, применяют правила делового сотрудничества (правила работы в паре и в группе) и т.д.
4) Применение современных образовательных технологий: проектной, исследовательской, игровой и др.
V. Содержание урока.
1) Соответствие содержания урока требованиям образовательной программы.
2) Научность изложения материала, его соответствие возрастным особенностям учащихся.
3) Направленность деятельности учащихся на развитие психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания).
4) Воспитательная направленность урока (ознакомление школьников с духовно-нравственными и культурными ценностями, обогащение жизненного опыта учащихся, формирование социально-значимых мотивов поведения, личностных качеств - аккуратность, целеустремленность, усидчивость, трудолюбие и др.).
5) Соотношение репродуктивной и исследовательской деятельности. Здесь необходимо сравнить примерное количество репродуктивных заданий (чтение, пересказ, упражнения по образцу, ответы на вопросы по содержанию текста, решение задачи по аналогии) и исследовательских (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, применить знания в новой ситуации, изобрести новый способ или скомбинировать уже известные способы решения задачи и др.)
6) Актуализация жизненного опыта школьников с целью развития самостоятельности и познавательной активности.
7) Связь нового с ранее изученным учебным материалом, наличие межпредметных связей.
8) Разнообразие видов заданий (по содержанию). В данной графе необходимо назвать конкретные виды заданий, используемые учителем на уроке. Например, на уроке русского языка - списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти, распределение слов на группы по определённому признаку, различного рода аналитические упражнения (звуко-буквенный разбор слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения), составление таблиц и их заполнение словами из текста и т.п.
На уроке математики - решение задач, нахождение значения выражений, сравнение выражений, решение уравнений, задания с геометрическим материалом, задания на усвоение величин и т.п.
На уроке литературного чтения - чтение стихотворения наизусть, чтение произведения по ролям, словесное и графическое иллюстрирование, составление плана к тексту произведения и его пересказ и т.п.
9) Организация работы по профилактике и ликвидации пробелов в знаниях, повторение.
10) Наличие элементов здоровьесберегающих технологий: физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, пауза для эмоциональной разгрузки учащихся, "минутка покоя".
VI. Методические аспекты урока.
1) Способы актуализации имеющихся знаний. Формулировка проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
2) Объём и характер самостоятельной работы учащихся.
3) Активность и работоспособность учащихся: высокая, низкая, средняя.
4) Соотношение деятельности учащихся и деятельности педагога.
5) Методы получения новых знаний, применяемые учителем. В данной графе необходимо описать какие конкретно методы и на каких этапах урока используются.
Можно использовать любую классификацию методов: а) словесные, наглядные, практические, б) объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
Например: репродуктивные методы (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму) используются на этапе обобщения и повторения. Частично-поисковые методы (комментирование практических действий с последующим выводом, перенос общеизвестных признаков в новые условия) используются на основном этапе урока. И т.д.
6) Использование диалога/полилога в качестве формы коммуникации.
7) Наличие обратной связи. Количество опрошенных учащихся.
8) Оптимальное сочетание фронтальной, групповой, парной, индивидуальной форм работы.
9) Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
10) Реализация принципа наглядности с целью решения поставленных задач. Соответствие объема наглядного материала (пособия, раздаточный материал, материал на электронных носителях) целям и содержанию урока.
11) Целесообразность применения средств обучения в соответствии с содержанием урока.
12) Виды контроля на уроке: фронтальный, групповой, индивидуальный, устный, письменный и др.
13) Действия учителя, направленные на развитие умений самоконтроля/ взаимоконтроля учащихся.
14) Композиционное строение урока: соблюдение логики в подаче материала, четкости припереходе от одного этапа к другому, наличие выводов и обобщений, завершенность.
15) Организация работы с домашним заданием (объем домашнего задания - оптимален, недостаточен, завышен; реализация принципа дифференциации домашнего задания - разный уровень сложности в зависимости от степени обученности учащихся; информирование учащихся о домашнем задании; наличие инструктажа по его выполнению.
16) Временные рамки урока: окончен вовремя, раньше времени, учащихся задержали после звонка на перемену.
VII. Организация рефлексии учебной деятельности.
1) Способы организации рефлексивной деятельности в процессе урока (определение степени сложности заданий; оценивание своей работы по критериям, выработанным совместно в классе; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека - учителя, одноклассников).
2) Способы рефлексии на этапе подведения итогов урока (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся; анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; выявление недостатки и показ путей их преодоления).
VIII. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
1) Адекватность отметки качеству ответа.
2) Аргументирование отметки, полученной младшим школьником в ходе урока.
3) Действия учителя, направленные на развитие умений самооценки/взаимооценки.
IX. Характеристика профессиональной компетентности педагога.
1) Наличие элементов нового/нестандартного в педагогической деятельности учителя.
2) Способность учителя адекватно реагировать на неожиданный ответ ученика, на незапланированный поворот в ходе урока.
3) Умение учителя добиться ответа на свой вопрос, помочь детям найти решение поставленной перед ними задачи.
4) Умение педагога распределять внимание на уроке (излагать материал и одновременно следить за его усвоением учащимися, наблюдать за дисциплиной в классе, вести записи на доске и т.д.).
5) Требовательность, соблюдение норм педагогического такта (уравновешенность поведения учителя, выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении, доверие к ученику и т.п.).
6) Эрудированность педагога, речь (четкость, ясность, правильность, эмоциональность, убедительность и т.п.).
Каждый критерий следует оценить по следующей шкале: 0 баллов - критерий отсутствует, 1 балл -проявляется частично, 2 балла - проявляется в высокой степени.
После подсчета общего количества баллов делается следующее заключение: 55-100 баллов - отзыв положительный, свыше 100 баллов - рекомендуется тиражирование опыта
Выводы. Анализ/самоанализ урока - работа сложная и творческая, ничуть не уступающая по трудности его подготовке и проведению. Квалифицированное проведение анализа (по предлагаемым критериям), с нашей точки зрения, будет способствовать совершенствованию моделирования уроков и действий учителя, и, в конечном итоге, значительному продвижению в развитии педагога.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
3. Сухомлинский В.А. Авторитарная педагогика похоронила саму идею самоанализа урока - Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1433580-11 .html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Лаптиева Галина Григорьевна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается один из вариантов схемы анализа современного внеурочного занятия как важнейшей составляющей процесса воспитания. Автор приводит критерии анализа внеурочного занятия и дает некоторые комментарии к ним.
Ключевые слова: воспитание младших школьников, внеурочная деятельность, критерии анализа внеурочного занятия.
Annotation. In the article modern extra-curricular activity as an essential part of education process is analyzed and one of its scheme variants is described. The author gives the criteria for extra-curricular activity analysis and some comments to them.
Keyword: younger students education, extracurricular activity, criteria for extra-curricular activity analysis.
Введение. Сегодня педагогу приходится работать в сложных условиях. Как отмечает П.В. Степанов [2], социальная ситуация развития детей в начале XXI века сильно изменилась:
• резко возросла информированность обучающихся. Однако главным фактором расширения их кругозора и роста оказываются СМИ, а не школа. При этом зачастую бессистемная и агрессивная информация может вызывать информационный шок, представляя прямую угрозу психологической безопасности ребенка;
• современные дети мало читают. Чтение вытесняется Internet, телевидением и пр. Непосредственным же следствием невысокого уровня культуры чтения становятся трудности обучения в школе;
• многие дети лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, так как практически не участвуют в деятельности детских общественных организаций. Кроме того, в целом для жизнедеятельности детей характерна ограниченность внешкольного общения со сверстниками;
• происходит явная поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития. Наряду с повышением удельного веса группы одаренных и способных детей наблюдается увеличение числа школьников из группы риска: интеллектуально пассивных, испытывающих трудности в обучении, а также со «специальными нуждами».
Поэтому сегодня для образовательной организации чрезвычайно важным является вопрос организации внеурочной деятельности. Благодаря ей учащиеся вовлекаются в спортивные мероприятия, занятия творческой направленности, исследовательские проекты, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, приобретают способность выражать собственные мысли, принимать самостоятельные решения и помогать друг другу, осознавать собственные возможности.
Внеурочная деятельность, являющаяся важной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и имеющая выраженную воспитательную направленность, играет огромную роль в развитии личности младшего школьника и классного коллектива. Данный вид деятельности ориентирован на создание условий для духовно-нравственного воспитания, решения спортивно-оздоровительных задач, развития общекультурных, общеинтеллектуальных, социальных интересов школьников, а также неформального общения учащихся.
Главное во внеурочной деятельности - характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. возникающие в её процессе воспитательные отношения, основанные на партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и обучающихся, заботе друг о друге и окружающих. Это создает условия для формирования целостной системы работы педагога, определяет его роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности, что, в свою очередь, позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися.