Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / LOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батршина Гузель Сайфулловна

В статье приведено авторское видение содержания логической составляющей дисциплин информатики и математики в начальной школе; обоснованы и сформулированы принципы разработки содержания заданий на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; представлены структура учебно-методического комплекса, ориентированного на формирование логических умений у младших школьников, и результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGICAL ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLBOYS BASED ON INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION

The paper is about the author's vision of the content of the logical component of computer science courses and math in elementary school. Principles of developing of content of tasks based on realization of interdisciplinary communication of computer science and math are formulated. The structure of teaching materials based on the formation of logical skills in primary school children, as well as the results of pedagogical experiment are shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ»

Г.С. Батршина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Ключевые слова: информатика, универсальные учебные действия, межпредметные связи, логические умения.

Аннотация: В статье приведено авторское видение содержания логической составляющей дисциплин информатики и математики в начальной школе; обоснованы и сформулированы принципы разработки содержания заданий на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; представлены структура учебно-методического комплекса, ориентированного на формирование логических умений у младших школьников, и результаты педагогического эксперимента.

Развитие российского образования характеризуется процессом информатизации, который обеспечивает сферу образования теорией, технологией, практикой создания и использования теоретических и учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологией (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе при психологически комфортных и здоровьесберегающих условиях [9].

В ходе информатизации образования в начальной школе, при обучении информатике особую актуальность приобретают формирование и развитие у младших школьников универсальных логических действий [1], которые предполагают умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. Однако в научно-методической литературе недостаточно освещены (и, соответственно, в практике недостаточно реализованы) вопросы формирования логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики с использованием ИКТ.

В данной проблеме усматриваются следующие противоречия:

- между современным состоянием обучения информатике младших школьников, недостаточно понимающих логическую составляющую содержания информатики, не ориентированных на усвоение логических умений и восприятие межпредметных связей «информатика - математика», с одной стороны, и не разработанностью теоретических подходов к формированию содержания заданий с элементами логической составляющей содержания «информатики - математики» с учетом возрастных особенностей и опорой на наглядно-образное представление информационных, описательных, визуальных и математических моделей при решении логических заданий - с другой;

- существующими методическими разработками по формированию логических умений у младших школьников, представляющими собой несистематизированные учебные материалы, не ориентированные на формирование логических умений, и

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(54), 2014 6

не реализующими межпредметные связи при решении логических заданий, с одной стороны, и востребованностью содержательно структурированного учебно-методического комплекса (УМК) для начальной школы, реализующего взаимосвязь логической составляющей содержания заданий по информатике с математикой, при сохранении ведущей роли изучения предмета «Информатика» и методических рекомендаций по его использованию - с другой.

Характеристика разрабатываемой нами проблемы включает: а) актуальность исследования, которая определяется необходимостью теоретического обоснования содержания и разработки методических подходов к обучению информатике младших школьников, ориентированных на формирование логических умений на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; б) объект исследования - формирование логических умений у младших школьников в процессе обучения информатике; в) предмет исследования - теоретические и методические подходы к формированию логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; г) цель исследования - теоретически обосновать и разработать учебно-методический комплекс, методические подходы к формированию логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики. Изложенное позволило выдвинуть гипотезу, что если методические подходы к формированию логических умений у младших школьников будут основаны на реализации принципов разработки содержания заданий на основе межпредметных связей информатики и математики; структуры содержания УМК; методических рекомендаций по его использованию, то это обеспечит достижение большинством учащихся хорошего (включая творческий) уровня обученности в плане выполнения элементарных логических действий и операций.

В действующем ФГОС начального общего образования (НОО) [10] отведена важная роль формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями - основы умения учиться. Особое внимание уделяется развитию у учащихся начальных классов способности решать логические задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Метапредметный результат освоения основной образовательной программы НОО должен отражать овладение учащимися основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, в том числе логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; при этом сле-

йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика оеразоаанип

дует активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач [10, 8].

В ФГОС НОО [10] соблюдена преемственность с законодательными документами 2004 года по вопросам обучения информатике учащихся начальной школы. Некоторые теоретические разделы по алгоритмизации и наглядно-образному представлению информации включены в курс математики начальной школы, и, в связи с этим, законодательно выделена единая предметная область «Математика и информатика». Кроме того, ИКТ, отделяясь от прикладной информатики, приобрели статус особой системообразующей «метатехнологии» среди школьных учебных курсов (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, Е.А. Ракитина и др.), что предполагает пропедевтическое изучение информатики и ИКТ. Однако в стандарте предмет «Информатика» (как общеобразовательный предмет) так и не приобрел статуса обязательного курса. В то же время, ныне действующий стандарт предоставляет общеобразовательным учреждениям свободу в отборе содержания той части образовательной программы, которая формируется участниками образовательных отношений и образует до 20 % учебной нагрузки [10]. Большинство школ в рамках данного компонента вводят в учебные планы (начальной школы) курс информатики, однако отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане (вплоть до начала изучения базового курса информатики) заставляет в базовом курсе заново вводить основные понятия информатики, даже в том случае, если они изучались на пропедевтическом этапе.

В настоящее время в учебном процессе используется большое количество УМК по информатике для учащихся НОО. В состав данных УМК, разработанных С.А. Бешенковым, Л.Л. Босовой, А.В. Горячевым, А.А. Кузнецовым, Н.В. Макаровой, Н.В. Матвеевой, И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем и другими учеными, входят учебники, практикумы по информатике и информационным технологиям, учебные пособия на CD-ROM, задачники-практикумы, методические пособия, учебные программы и тематическое поурочное планирование. Различные учебники курса информатики ориентированы на выполнение дидактических функций, таких как развивающая, обучающая, воспитательная и интеграционная (подразумеваются межпредметные связи в рамках учебных предметов, которые изучаются в начальной школе). Место предмета «Информатика» в системе других учебных предметов определяется содержанием и основной целью - целенаправленно учить детей работать с информацией с помощью компьютера и ИКТ. Поэтому уже в начальной школе должны быть сформированы первичные представления об информации и информационных объектах (тексты, рисунки, схемы, таблицы и т. д.) информатики и действиях с этими объектами. Именно на уроках информатики учащимся даются представления и знания о свойствах объекта, они

93

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6

учатся выполнять необходимые действия с информационными объектами, используя компьютер, и применять современные ИКТ для решения прикладных учебных задач. Использование ИКТ открывает доступ к новым источникам информации, совершенствует самостоятельную работу учащихся, создает предпосылки для практической деятельности и творчества. По мнению Ю.А. Первина, место «информатического образования» - это начальная школа, а курс информатики в ней способствует активизации взаимодействия между учителем и учащимися на основе ИКТ и межпредметных связей [7]. Развивая суждение о характере взаимодействия учителя и учащихся, И.В. Роберт вводит понятие информационного взаимодействия в современном образовательном процессе с использованием ИКТ: оно обеспечивается в процессе сбора, обработки и передачи информации; осуществляется субъектами образовательного процесса (обучающий, обучаемый, средства обучения с использованием ИКТ); развивает творческие способности личности; формирует систему знаний, умений и навыков по выполнению учебной деятельности [9, 152].

Важная особенность обучения информатике - умение учащегося вести поиск необходимой информации, причем такая поисковая деятельность начинается уже в дошкольном возрасте, развивается в образовательном процессе, приобретая в начальной школе черты системности. Необходимо обучать средствам информационного поиска в электронных источниках, в том числе в сети Интернет, для чего требуется ознакомление с поисковыми системами и информационными структурами (базы данных, таблицы, диаграммы, формулирование поисковых запросов, интерпретация информации и оценка ее адекватности). Такие умения расширяют коммуникативные возможности и способствуют социализации. Поэтому в начальной школе осваиваются современные средства социальной коммуникации: электронная почта, чат, форум, аудио- и видеоконференции. У учащихся формируются умения размещать текстовые или мультимедийные сообщения в информационно-коммуникационной образовательной среде; фиксировать ход и результаты коллективного обсуждения на мониторе и сохранять в файлах; вести дневник общения.

Использование инструментов ИКТ позволяет организовать продуктивную работу по планированию и проведению исследований как виртуальных (информационных), так и реальных объектов. При этом младший школьник может выступать в качестве исследователя (подготовка и реализация соответствующего плана; фиксация и интерпретация полученной информации) либо участника виртуального эксперимента [5, 33]. То есть, информатика - ведущий предмет, способствующий управлению учебной деятельностью и формированию информационного компонента УУД [1]. При этом компьютер - лишь техническое средство, реализующее

94

практика овраэооанип

прикладные возможности информатики, содержащей два взаимодополняющих компонента: научный (устоявшийся) и технологический (прогрессирующий) [5, 33].

В ФГОС НОО [10] отводится особая роль развитию информационной грамотности учащихся как составляющей УУД. Так, в примерной образовательной программе начальной школы [10] содержится подпрограмма формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), характеризующая ИКТ как инструментарий УУД. Обоснованность, системность и содержание предложенной программы существенно перекрывают ранее разработанные программы формирования компьютерной или информационной грамотности в рамках отдельных курсов начальной школы (с учетом возрастных особенностей младших школьников [8, 132]).

Программа формирования УУД, как обязательный структурный элемент основной общеобразовательной программы (ООП), разрабатывается педагогическим коллективом каждой школы самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В содержании ООП должны быть отражены следующие разделы: связь УУД с содержанием учебных предметов, задачи формирования видов УУД у учащихся, программа формирования УУД НОО, сформирован-ность УУД у учащихся к концу обучения в начальной школе. Системно -деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, направлен на проведение уроков нового типа [10]. Но и сегодня учитель начальной школы, используя возможности традиционного урока, может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты, для чего необходимо пересмотреть эффективность применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Авторы учебно-методических комплексов по информатике предлагают образовательным учреждениям уже готовые варианты программ УУД. В них учитываются структура и содержание учебников, выстраиваются содержательная линия курса и подходы к организации учебной и внеучебной деятельности (некоторые из них находятся в открытом доступе в Интернете и предлагаются образовательным учреждениям). На наш взгляд, заслуживают внимания программы, разработанные в формате УМК: «Гармония», «Планета знаний», «Школа 2100», «Перспектива», «Школа России» и «Школа 2000». Анализ содержания показывает, что, несмотря на единые требования к структуре данного документа, они различаются по степени проработанности (содержание, полнота, глубина); в некоторых предлагается «безмашинный» вариант изучения курса информатики, в то же время без отказа от применения информационных технологий. Исходя из этого, нами поставлена цель исследования - разработка учебно-методического комплекса для формирования универсальных логических действий (логических умений) на уроках инфор-

95

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6

матики в начальной школе с использованием математики и ИКТ. Опираясь на исследования Н.В. Фетисовой [11] и других ученых, в которых рассмотрены вопросы формирования логических умений у младших школьников при обучении математике, под логическими умениями будем понимать умения выполнять элементарные логические операции, многошаговые действия и сценарии (анализ, синтез, сравнение, обобщение; выделение признаков информационных объектов; классификация понятий; формулирование понятий; умозаключение и доказательство).

Вслед за И.И. Коротковой [6], под межпредметными связями информатики и математики в начальной школе будем понимать взаимосвязь содержательных линий соответствующих учебных предметов, а также способы организации информационно-учебной деятельности (И.В. Роберт) по сбору, преобразованию, передаче и тиражированию учебной информации для формирования логических умений и развития, необходимых при решении логических заданий межпредметного содержания. Также, опираясь на требования ФГОС НОО и результаты исследований Н.В. Фетисовой [11] и Н.Ф. Талызиной [12], мы выявили и обосновали логические компоненты составляющей содержания информатики и математики, позволяющие формировать основные логические представления и понятия, необходимые для формирования логических умений: признаки информационных объектов; классификация понятий; формулирование понятий; умозаключения и доказательства.

Раскрытие содержания понятия «признак» как свойства, в котором информационные объекты сходны или различаются, осуществляется с помощью аудиовизуальных заданий на компьютере. Так, например, УУД изучения признаков информационных объектов включает: выделение признаков объектов и их фиксацию; выделение признаков информационного объекта; группировку информационных объектов по выбранному признаку; изменение признака информационного объекта; восстановление объекта по его признакам; выявление признаков распределения; распределение с использованием отрицания одного из признаков; выявление сходства и различия между признаками двух и более информационных объектов; выделение признаков, характерных для группы информационных объектов, в том числе существенного. УУД классификации понятий требует: характеристики классов в заданной классификации; деления на классы по заданному основанию и отнесения объекта к некоторому классу; проведения классификации несколькими способами; распределения информационных объектов некоторого множества на уже готовые классы. Данная классификация понятий как логический прием заключается в подразделении информационных объектов на взаимосвязанные классы по существенным признакам, присущим объектам данного рода и отличающим их от объектов другого рода. Формулирование понятия предполагает: выделение в

96

практика овраэооанип

определенной предметной области системы понятий и представление их в виде совокупности действий; описание алгоритма действий и схемы логического вывода; формулирование понятий. Умозаключения и доказательства предполагают формулирование умозаключения на основе заключений и отрицаний; построение цепочки логических рассуждений и логических высказываний; доказательство или опровержение утверждений с помощью примера и контрпримера; использование различных математических ситуаций, схем, таблиц и их графических заместителей на экране компьютера. Выполнение умозаключения и доказательства как логических действий направлено на получение из одного или нескольких суждений нового суждения, содержащего иные сведения об информационном объекте.

Опираясь на логические составляющие содержания информатики и математики, мы обосновали и сформулировали принципы разработки содержания заданий с учетом межпредметных связей (возрастные особенности младших школьников, решающих логические задачи, проявляются при восприятии визуальной информации, представленной на экране компьютера):

- принцип поэтапного овладения учащимися умениями и навыками решения задач, ориентированный на интерактивное взаимодействие при поэтапном решении логически взаимосвязанных заданий;

- принцип реализации компьютерной визуализации содержания заданий, опирающийся преимущественно на наглядно-образное представление информации;

- принцип учета межпредметных связей, способствующий расширению кругозора в областях знаний, связанных с информатикой и математикой;

- принцип ориентации на создание информационных, описательных, визуальных и математических моделей при решении логических задач и использование графического моделирования математических объектов и математических ситуаций на компьютере;

- принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий (соответственно, описательно-логической и предметно-практической деятельностью);

- принцип повышения самостоятельности ученика при решении логических задач путем использования активных и интерактивных форм проведения занятий.

Опираясь на существующие подходы к определению УМК (И.И. Короткова [6] и другие ученые), попытаемся представить понятие УМК как «совокупность взаимодополняемых компонентов (цели, набор учебных модулей, тематическое планирование учебных материалов по предмету, комплекс средств обучения), необходимых для изучения каждой темы учебной программы и обеспечения межпредметных связей информатики и математики с использованием ИКТ».

97

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП H 5(54), SOI 4 gSgggffB

Далее приведена характеристика УМК, предназначенного для формирования логических умений у младших школьников и реализующего вышеотмеченные принципы разработки содержания заданий на основе межпредметных связей информатики и математики. Так, в состав УМК включен расширенный вариант учебно-тематического плана по курсу информатики для начальной школы (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ»), предусматривающий 1 час занятий в неделю, 34 часа в год; включены методические разработки уроков для 12-х классов (составлены на основе учебно-методических комплектов «Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах»); разработана структура комбинированного урока информатики и ИКТ для 1-2 классов (состоит из этапов: организационный момент с объявлением целей урока; активизация деятельности учащихся - короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, повторение ранее изученного; объяснение нового материала с наглядно-образным представлением информации на экране компьютера; фронтальная работа по решению новых заданий, сопровождаемая компьютерной презентацией; введение новых понятий при организации совместного поиска и анализа примеров в игровой форме; работа за компьютером по выполнению заданий, направленных на развитие логических операций; подведение итогов урока). В УМК представлены сложные логические задания межпредметного характера, разноуровневые по содержанию, решаемые с применением информационных технологий (в частности, используется графический редактор MS Paint). Данные задания направлены на усвоение учащимися понятий и определений из предметных областей «информатика» и «математика» (при ведущей роли предмета «Информатика»); задания сопровождаются мультимедийной презентацией в MS Power Point и проходят в игровой форме творческого характера.

Содержание заданий выстраивается согласно возрастным особенностям младшего школьника и с нарастающим уровнем сложности: они, во-первых, «привязаны» к теоретическому курсу информатики с использованием компьютера; во-вторых, решение каждой предыдущей задачи ориентировано на восприятие и решение следующих задач; и, в-третьих, учитываются межпредметные связи. Особое внимание уделяется пониманию специальных речевых структур с употреблением связок (и, или, тоже, только) и слов (все, некоторые, любые). В первом классе такие задания оформляются графически, а во втором классе имеют частично текстовую форму [3]. Решения заданий на компьютере в программах MS Word, MS Power Point и MS Paint соответствуют комплексу требований: технико-технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим, содержательно-методическим (И.В. Роберт). В-четвертых, УМК включают тесты по инфор-

98

msbssj^^ практика овраэооанип

матике, составленные на базе учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой и ориентированные на курс «Информатика в играх и задачах» в 1-2-х классах (А.В. Горячев и др.). Они предназначены для самостоятельного выполнения заданий в графическом редакторе MS Paint и рассчитаны на 10-12 минут урока при закреплении полученных знаний. В каждом тесте - три задания, два из которых имеют базовый уровень сложности, а одно - повышенный уровень сложности. Тесты выполняются как самостоятельная и индивидуальная работа.

Для формирования логических умений используются следующие методические подходы: описательные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и тетрадью); наглядно-образные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, презентация); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; игровые и ролевые методы в групповой, парной и индивидуальной форме работы с учащимися; анимированные изображения (обучающие видеоролики с добавлением комментариев и объяснений учителя в аудиоформате).

Оценку знаний, умений и навыков обучаемых в области использования ИКТ предлагается наряду с традиционными подходами (собеседование, опрос, контрольная работа, тест и др.) проводить с использованием «портфолио» ученика, обеспечивающего фиксацию достижений учащегося (в электронной форме) при интеграции количественной и качественной оценок.

Разработанные методические рекомендации по использованию УМК в процессе обучения информатике младших школьников для формирования логических умений на основе реализации межпредметных связей информатики и математики предусматривают четыре позиции: план действий и алгоритмы его описания; отличительные признаки и свойства предметов; логические рассуждения; применение простейших моделей (информационные, описательные, визуальные и математические) для решения логических задач межпредметного содержания. На каждую позицию отводится учебная четверть; школьники каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Задачи по каждой из тем включены в уроки различных четвертей для обеспечения межпредметных связей информатики и математики. Занятия проводятся один раз в неделю; каждая учебная четверть завершается контрольной работой; для фиксации результатов обучения тестовые уроки проводятся в начале и в конце каждого учебного года. В ходе обучения элементы теста даются как отдельные задания или как самостоятельные и индивидуальные работы для учащихся; уроки проводятся за счет часов школьного или регионального компонента [2].

Комбинированные уроки включают этапы решения заданий в виде логических математических вопросов и заданий на сообразительность, внимание

99

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(54), 2014 6

и память. При объяснении нового материала рекомендуются две формы подачи учебного материала: манипуляция с физическими предметами (модели геометрических фигур); ролевая игра, допускающая манипуляции с информационными объектами на экране компьютера самостоятельно, а также под руководством и контролем учителя.

Нами показано, что оценить уровень обученности учащегося выполненять элементарные логические действия и логические операций можно с помощью тестирования, при этом педагогический тест должен содержать не менее восьми игровых тестовых заданий, правильность выполнения каждого из которых можно оценить с помощью дихотомической шкале. При разработке тестовых заданий и организации эксперимента должны учитываться «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по максимальной продолжительности работы младших школьников за компьютером. Согласно В.П. Беспалько [4], 8-балльную шкалу измерения правильности выполнения педагогического теста можно разбить на четыре части - (0-2), (34), (5-6), (7-8), соответствующих репродуктивному, адаптивному, эвристическому и творческому уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций.

Педагогический эксперимент проводился с августа 2010/2011 по май 2011/2012 учебного года на базе МБОУ «Гимназия муниципального района Чиш-минский район Республики Башкортостан», в нем принимали участие 49 школьников первых классов «А» и «Б» набора 2010/2011 учебного года и 44 школьника первых классов «А» и «Б» набора 2011/2012 учебного года, а также 2 учителя начальных классов. На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две экспериментальные группы (1 «А» классы: из 25 человек в 2010/2011 учебном году и из 24 человек в 2011/2012 учебном году) и две контрольные группы (1 «Б» классы: из 24 человек в 2010/11 учебном году и 20 человек в 2011/12 учебном году). Выдвинутая нулевая статистическая гипотеза (сначала Н0 (1), затем Н0 (2)) гласила, что экспериментальная и контрольная группы, сформированные в одном учебном году, по уровням начальных знаний в области информатики и математики являются однородными.

Проверка нулевых статистических гипотез Н0 (1) и Н0 (2) проводилась на уровне значимости а=0,05 по выборкам, полученным по результатам педагогического тестирования учащихся этих групп соответственно. Тест содержал семь игровых тестовых заданий, на выполнение которых учащимся отводилось 15 минут. Правильность выполнения каждого тестового задания оценивалась в дихотомической шкале измерения. При этом статистика критерия Пирсона в 2010/2011 учебном

практика овраэооанип

году оказалась равной 1,27, в 2011/2012 учебном году - 1,01. Соответствующие

2

табличные значения / крит в обоих случаях были равны 7,81 (при трех степенях

свободы). Это позволило принять нулевые статистические гипотезы об однородности экспериментальной и контрольной групп, сформированных в одни и те же учебные годы, по уровням начальных знаний в области информатики и математики, как правдоподобные.

На формирующем этапе педагогического эксперимента проводилось обучение экспериментальных групп информатике - по разработанному УМК и математике - по традиционной методике; контрольных групп - по традиционным методикам. Продолжительность формирующего этапа эксперимента для каждой учебной группы - два учебных года. По завершении обучения школьники выполняли тестовые задания, разработанные для оценки уровней их обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций.

На заключительном этапе педагогического эксперимента проводилась статистическая обработка экспериментальных данных: была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (3) об однородности всех экспериментальных и контрольных групп по уровням начальных знаний их учащихся в области информатики и математики; результаты статистической проверки позволили принять нулевую статистическую гипотезу И0 (3) в качестве правдоподобной; затем была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (4) о том, что все группы, принимавшие участие в педагогическом эксперименте, по уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций являются однородными. Проверка данной гипотезы проведена на уровне значимости а=0,05 по критерию %2 Пирсона по выборкам, полученным в результате педагогического тестирования учащихся экспериментальных и контрольных групп на формирующем этапе педагогического эксперимента. Статистика критерия %2 Пирсона оказалась равной 13,59,

при табличном значении ^ = 7,81 (при трех степенях свободы), вследствие

чего нулевая гипотеза Н0 (4) была отвергнута и принята альтернативная гипотеза И1 (4). После этого была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (5) о том, что первая и вторая экспериментальные группы по уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций являются однородными. Результаты статистической проверки позволили принять нулевую статистическую гипотезу И0 (5) в качестве правдоподобной и объединить результаты педагогического тестирования групп в одну общую выборку по экспериментальным группам. Затем была выдвинута нулевая гипотеза И0 (6) о том, что первая и вторая контрольные группы по уровням обученности учащихся выполнению элементар-

101

П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП H 5(54), SOI 4 gSgggffB

ных логических действий и логических операций являются однородными, а результаты статистической проверки ее позволили принять нулевую статистическую гипотезу H0 (6) в качестве правдоподобной и объединить результаты педагогического тестирования этих групп в одну общую выборку по контрольным группам.

Анализ данных общей выборки по экспериментальным группам показал, что из 49 учащихся этих групп творческого уровня обученности достигли 8 учащихся (16 %), эвристического уровня - 23 учащихся (46 %), что в сумме составляет 31 учащийся (63 %) и позволяет принять гипотезу исследования за правдоподобную.

1. 1 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

2. Батршина, Г.С. Особенности изучения информатики в начальной школе с использованием УМК «Школа 2100»[Текст] / Г.С.Батршина // Информатика в школе. - 2013. - №5. С.45-54.

3. Батршина, Г.С. Способы и средства развития логического мышления младшего школьника [Текст] / Г.С. Батршина // Начальная школа. - 2012.-№4. С. 91-94.

4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) : учеб.-метод. пособие. М. - Воронеж: РАО, 2002.

5. Зайцева, С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе [Текст] : дис. ... д-ра. пед. Наук / С.А.Зайцева. - Ш., 2011.- 379 с.

6. Короткова, И.И. Разработка и использование учебно-методического комплекса обеспечения межпредметных связей на базе информационных и коммуникационных технологий (на примере информатики и английского языка) : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 160с.

7. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатике : метод. пособие / Ю.А. Первин. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 228 с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с.

9. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический технологический аспекты). - 3-е изд. - М. : ИИО РАО, 2010. - 356 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

11. Фетисова, Н.В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике : дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2010. - 244 с.

12. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.