Г.С. Батршина
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Ключевые слова: информатика, универсальные учебные действия, межпредметные связи, логические умения.
Аннотация: В статье приведено авторское видение содержания логической составляющей дисциплин информатики и математики в начальной школе; обоснованы и сформулированы принципы разработки содержания заданий на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; представлены структура учебно-методического комплекса, ориентированного на формирование логических умений у младших школьников, и результаты педагогического эксперимента.
Развитие российского образования характеризуется процессом информатизации, который обеспечивает сферу образования теорией, технологией, практикой создания и использования теоретических и учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологией (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе при психологически комфортных и здоровьесберегающих условиях [9].
В ходе информатизации образования в начальной школе, при обучении информатике особую актуальность приобретают формирование и развитие у младших школьников универсальных логических действий [1], которые предполагают умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. Однако в научно-методической литературе недостаточно освещены (и, соответственно, в практике недостаточно реализованы) вопросы формирования логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики с использованием ИКТ.
В данной проблеме усматриваются следующие противоречия:
- между современным состоянием обучения информатике младших школьников, недостаточно понимающих логическую составляющую содержания информатики, не ориентированных на усвоение логических умений и восприятие межпредметных связей «информатика - математика», с одной стороны, и не разработанностью теоретических подходов к формированию содержания заданий с элементами логической составляющей содержания «информатики - математики» с учетом возрастных особенностей и опорой на наглядно-образное представление информационных, описательных, визуальных и математических моделей при решении логических заданий - с другой;
- существующими методическими разработками по формированию логических умений у младших школьников, представляющими собой несистематизированные учебные материалы, не ориентированные на формирование логических умений, и
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(54), 2014 6
не реализующими межпредметные связи при решении логических заданий, с одной стороны, и востребованностью содержательно структурированного учебно-методического комплекса (УМК) для начальной школы, реализующего взаимосвязь логической составляющей содержания заданий по информатике с математикой, при сохранении ведущей роли изучения предмета «Информатика» и методических рекомендаций по его использованию - с другой.
Характеристика разрабатываемой нами проблемы включает: а) актуальность исследования, которая определяется необходимостью теоретического обоснования содержания и разработки методических подходов к обучению информатике младших школьников, ориентированных на формирование логических умений на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; б) объект исследования - формирование логических умений у младших школьников в процессе обучения информатике; в) предмет исследования - теоретические и методические подходы к формированию логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики; г) цель исследования - теоретически обосновать и разработать учебно-методический комплекс, методические подходы к формированию логических умений у младших школьников на основе реализации межпредметных связей информатики и математики. Изложенное позволило выдвинуть гипотезу, что если методические подходы к формированию логических умений у младших школьников будут основаны на реализации принципов разработки содержания заданий на основе межпредметных связей информатики и математики; структуры содержания УМК; методических рекомендаций по его использованию, то это обеспечит достижение большинством учащихся хорошего (включая творческий) уровня обученности в плане выполнения элементарных логических действий и операций.
В действующем ФГОС начального общего образования (НОО) [10] отведена важная роль формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями - основы умения учиться. Особое внимание уделяется развитию у учащихся начальных классов способности решать логические задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Метапредметный результат освоения основной образовательной программы НОО должен отражать овладение учащимися основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, в том числе логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; при этом сле-
йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика оеразоаанип
дует активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач [10, 8].
В ФГОС НОО [10] соблюдена преемственность с законодательными документами 2004 года по вопросам обучения информатике учащихся начальной школы. Некоторые теоретические разделы по алгоритмизации и наглядно-образному представлению информации включены в курс математики начальной школы, и, в связи с этим, законодательно выделена единая предметная область «Математика и информатика». Кроме того, ИКТ, отделяясь от прикладной информатики, приобрели статус особой системообразующей «метатехнологии» среди школьных учебных курсов (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, Е.А. Ракитина и др.), что предполагает пропедевтическое изучение информатики и ИКТ. Однако в стандарте предмет «Информатика» (как общеобразовательный предмет) так и не приобрел статуса обязательного курса. В то же время, ныне действующий стандарт предоставляет общеобразовательным учреждениям свободу в отборе содержания той части образовательной программы, которая формируется участниками образовательных отношений и образует до 20 % учебной нагрузки [10]. Большинство школ в рамках данного компонента вводят в учебные планы (начальной школы) курс информатики, однако отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане (вплоть до начала изучения базового курса информатики) заставляет в базовом курсе заново вводить основные понятия информатики, даже в том случае, если они изучались на пропедевтическом этапе.
В настоящее время в учебном процессе используется большое количество УМК по информатике для учащихся НОО. В состав данных УМК, разработанных С.А. Бешенковым, Л.Л. Босовой, А.В. Горячевым, А.А. Кузнецовым, Н.В. Макаровой, Н.В. Матвеевой, И.Г. Семакиным, Н.Д. Угриновичем и другими учеными, входят учебники, практикумы по информатике и информационным технологиям, учебные пособия на CD-ROM, задачники-практикумы, методические пособия, учебные программы и тематическое поурочное планирование. Различные учебники курса информатики ориентированы на выполнение дидактических функций, таких как развивающая, обучающая, воспитательная и интеграционная (подразумеваются межпредметные связи в рамках учебных предметов, которые изучаются в начальной школе). Место предмета «Информатика» в системе других учебных предметов определяется содержанием и основной целью - целенаправленно учить детей работать с информацией с помощью компьютера и ИКТ. Поэтому уже в начальной школе должны быть сформированы первичные представления об информации и информационных объектах (тексты, рисунки, схемы, таблицы и т. д.) информатики и действиях с этими объектами. Именно на уроках информатики учащимся даются представления и знания о свойствах объекта, они
93
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6
учатся выполнять необходимые действия с информационными объектами, используя компьютер, и применять современные ИКТ для решения прикладных учебных задач. Использование ИКТ открывает доступ к новым источникам информации, совершенствует самостоятельную работу учащихся, создает предпосылки для практической деятельности и творчества. По мнению Ю.А. Первина, место «информатического образования» - это начальная школа, а курс информатики в ней способствует активизации взаимодействия между учителем и учащимися на основе ИКТ и межпредметных связей [7]. Развивая суждение о характере взаимодействия учителя и учащихся, И.В. Роберт вводит понятие информационного взаимодействия в современном образовательном процессе с использованием ИКТ: оно обеспечивается в процессе сбора, обработки и передачи информации; осуществляется субъектами образовательного процесса (обучающий, обучаемый, средства обучения с использованием ИКТ); развивает творческие способности личности; формирует систему знаний, умений и навыков по выполнению учебной деятельности [9, 152].
Важная особенность обучения информатике - умение учащегося вести поиск необходимой информации, причем такая поисковая деятельность начинается уже в дошкольном возрасте, развивается в образовательном процессе, приобретая в начальной школе черты системности. Необходимо обучать средствам информационного поиска в электронных источниках, в том числе в сети Интернет, для чего требуется ознакомление с поисковыми системами и информационными структурами (базы данных, таблицы, диаграммы, формулирование поисковых запросов, интерпретация информации и оценка ее адекватности). Такие умения расширяют коммуникативные возможности и способствуют социализации. Поэтому в начальной школе осваиваются современные средства социальной коммуникации: электронная почта, чат, форум, аудио- и видеоконференции. У учащихся формируются умения размещать текстовые или мультимедийные сообщения в информационно-коммуникационной образовательной среде; фиксировать ход и результаты коллективного обсуждения на мониторе и сохранять в файлах; вести дневник общения.
Использование инструментов ИКТ позволяет организовать продуктивную работу по планированию и проведению исследований как виртуальных (информационных), так и реальных объектов. При этом младший школьник может выступать в качестве исследователя (подготовка и реализация соответствующего плана; фиксация и интерпретация полученной информации) либо участника виртуального эксперимента [5, 33]. То есть, информатика - ведущий предмет, способствующий управлению учебной деятельностью и формированию информационного компонента УУД [1]. При этом компьютер - лишь техническое средство, реализующее
94
практика овраэооанип
прикладные возможности информатики, содержащей два взаимодополняющих компонента: научный (устоявшийся) и технологический (прогрессирующий) [5, 33].
В ФГОС НОО [10] отводится особая роль развитию информационной грамотности учащихся как составляющей УУД. Так, в примерной образовательной программе начальной школы [10] содержится подпрограмма формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), характеризующая ИКТ как инструментарий УУД. Обоснованность, системность и содержание предложенной программы существенно перекрывают ранее разработанные программы формирования компьютерной или информационной грамотности в рамках отдельных курсов начальной школы (с учетом возрастных особенностей младших школьников [8, 132]).
Программа формирования УУД, как обязательный структурный элемент основной общеобразовательной программы (ООП), разрабатывается педагогическим коллективом каждой школы самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В содержании ООП должны быть отражены следующие разделы: связь УУД с содержанием учебных предметов, задачи формирования видов УУД у учащихся, программа формирования УУД НОО, сформирован-ность УУД у учащихся к концу обучения в начальной школе. Системно -деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС НОО, направлен на проведение уроков нового типа [10]. Но и сегодня учитель начальной школы, используя возможности традиционного урока, может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты, для чего необходимо пересмотреть эффективность применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Авторы учебно-методических комплексов по информатике предлагают образовательным учреждениям уже готовые варианты программ УУД. В них учитываются структура и содержание учебников, выстраиваются содержательная линия курса и подходы к организации учебной и внеучебной деятельности (некоторые из них находятся в открытом доступе в Интернете и предлагаются образовательным учреждениям). На наш взгляд, заслуживают внимания программы, разработанные в формате УМК: «Гармония», «Планета знаний», «Школа 2100», «Перспектива», «Школа России» и «Школа 2000». Анализ содержания показывает, что, несмотря на единые требования к структуре данного документа, они различаются по степени проработанности (содержание, полнота, глубина); в некоторых предлагается «безмашинный» вариант изучения курса информатики, в то же время без отказа от применения информационных технологий. Исходя из этого, нами поставлена цель исследования - разработка учебно-методического комплекса для формирования универсальных логических действий (логических умений) на уроках инфор-
95
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП Н 5(54), Я014 6
матики в начальной школе с использованием математики и ИКТ. Опираясь на исследования Н.В. Фетисовой [11] и других ученых, в которых рассмотрены вопросы формирования логических умений у младших школьников при обучении математике, под логическими умениями будем понимать умения выполнять элементарные логические операции, многошаговые действия и сценарии (анализ, синтез, сравнение, обобщение; выделение признаков информационных объектов; классификация понятий; формулирование понятий; умозаключение и доказательство).
Вслед за И.И. Коротковой [6], под межпредметными связями информатики и математики в начальной школе будем понимать взаимосвязь содержательных линий соответствующих учебных предметов, а также способы организации информационно-учебной деятельности (И.В. Роберт) по сбору, преобразованию, передаче и тиражированию учебной информации для формирования логических умений и развития, необходимых при решении логических заданий межпредметного содержания. Также, опираясь на требования ФГОС НОО и результаты исследований Н.В. Фетисовой [11] и Н.Ф. Талызиной [12], мы выявили и обосновали логические компоненты составляющей содержания информатики и математики, позволяющие формировать основные логические представления и понятия, необходимые для формирования логических умений: признаки информационных объектов; классификация понятий; формулирование понятий; умозаключения и доказательства.
Раскрытие содержания понятия «признак» как свойства, в котором информационные объекты сходны или различаются, осуществляется с помощью аудиовизуальных заданий на компьютере. Так, например, УУД изучения признаков информационных объектов включает: выделение признаков объектов и их фиксацию; выделение признаков информационного объекта; группировку информационных объектов по выбранному признаку; изменение признака информационного объекта; восстановление объекта по его признакам; выявление признаков распределения; распределение с использованием отрицания одного из признаков; выявление сходства и различия между признаками двух и более информационных объектов; выделение признаков, характерных для группы информационных объектов, в том числе существенного. УУД классификации понятий требует: характеристики классов в заданной классификации; деления на классы по заданному основанию и отнесения объекта к некоторому классу; проведения классификации несколькими способами; распределения информационных объектов некоторого множества на уже готовые классы. Данная классификация понятий как логический прием заключается в подразделении информационных объектов на взаимосвязанные классы по существенным признакам, присущим объектам данного рода и отличающим их от объектов другого рода. Формулирование понятия предполагает: выделение в
96
практика овраэооанип
определенной предметной области системы понятий и представление их в виде совокупности действий; описание алгоритма действий и схемы логического вывода; формулирование понятий. Умозаключения и доказательства предполагают формулирование умозаключения на основе заключений и отрицаний; построение цепочки логических рассуждений и логических высказываний; доказательство или опровержение утверждений с помощью примера и контрпримера; использование различных математических ситуаций, схем, таблиц и их графических заместителей на экране компьютера. Выполнение умозаключения и доказательства как логических действий направлено на получение из одного или нескольких суждений нового суждения, содержащего иные сведения об информационном объекте.
Опираясь на логические составляющие содержания информатики и математики, мы обосновали и сформулировали принципы разработки содержания заданий с учетом межпредметных связей (возрастные особенности младших школьников, решающих логические задачи, проявляются при восприятии визуальной информации, представленной на экране компьютера):
- принцип поэтапного овладения учащимися умениями и навыками решения задач, ориентированный на интерактивное взаимодействие при поэтапном решении логически взаимосвязанных заданий;
- принцип реализации компьютерной визуализации содержания заданий, опирающийся преимущественно на наглядно-образное представление информации;
- принцип учета межпредметных связей, способствующий расширению кругозора в областях знаний, связанных с информатикой и математикой;
- принцип ориентации на создание информационных, описательных, визуальных и математических моделей при решении логических задач и использование графического моделирования математических объектов и математических ситуаций на компьютере;
- принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий (соответственно, описательно-логической и предметно-практической деятельностью);
- принцип повышения самостоятельности ученика при решении логических задач путем использования активных и интерактивных форм проведения занятий.
Опираясь на существующие подходы к определению УМК (И.И. Короткова [6] и другие ученые), попытаемся представить понятие УМК как «совокупность взаимодополняемых компонентов (цели, набор учебных модулей, тематическое планирование учебных материалов по предмету, комплекс средств обучения), необходимых для изучения каждой темы учебной программы и обеспечения межпредметных связей информатики и математики с использованием ИКТ».
97
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП H 5(54), SOI 4 gSgggffB
Далее приведена характеристика УМК, предназначенного для формирования логических умений у младших школьников и реализующего вышеотмеченные принципы разработки содержания заданий на основе межпредметных связей информатики и математики. Так, в состав УМК включен расширенный вариант учебно-тематического плана по курсу информатики для начальной школы (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ»), предусматривающий 1 час занятий в неделю, 34 часа в год; включены методические разработки уроков для 12-х классов (составлены на основе учебно-методических комплектов «Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах»); разработана структура комбинированного урока информатики и ИКТ для 1-2 классов (состоит из этапов: организационный момент с объявлением целей урока; активизация деятельности учащихся - короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, повторение ранее изученного; объяснение нового материала с наглядно-образным представлением информации на экране компьютера; фронтальная работа по решению новых заданий, сопровождаемая компьютерной презентацией; введение новых понятий при организации совместного поиска и анализа примеров в игровой форме; работа за компьютером по выполнению заданий, направленных на развитие логических операций; подведение итогов урока). В УМК представлены сложные логические задания межпредметного характера, разноуровневые по содержанию, решаемые с применением информационных технологий (в частности, используется графический редактор MS Paint). Данные задания направлены на усвоение учащимися понятий и определений из предметных областей «информатика» и «математика» (при ведущей роли предмета «Информатика»); задания сопровождаются мультимедийной презентацией в MS Power Point и проходят в игровой форме творческого характера.
Содержание заданий выстраивается согласно возрастным особенностям младшего школьника и с нарастающим уровнем сложности: они, во-первых, «привязаны» к теоретическому курсу информатики с использованием компьютера; во-вторых, решение каждой предыдущей задачи ориентировано на восприятие и решение следующих задач; и, в-третьих, учитываются межпредметные связи. Особое внимание уделяется пониманию специальных речевых структур с употреблением связок (и, или, тоже, только) и слов (все, некоторые, любые). В первом классе такие задания оформляются графически, а во втором классе имеют частично текстовую форму [3]. Решения заданий на компьютере в программах MS Word, MS Power Point и MS Paint соответствуют комплексу требований: технико-технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим, содержательно-методическим (И.В. Роберт). В-четвертых, УМК включают тесты по инфор-
98
msbssj^^ практика овраэооанип
матике, составленные на базе учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой и ориентированные на курс «Информатика в играх и задачах» в 1-2-х классах (А.В. Горячев и др.). Они предназначены для самостоятельного выполнения заданий в графическом редакторе MS Paint и рассчитаны на 10-12 минут урока при закреплении полученных знаний. В каждом тесте - три задания, два из которых имеют базовый уровень сложности, а одно - повышенный уровень сложности. Тесты выполняются как самостоятельная и индивидуальная работа.
Для формирования логических умений используются следующие методические подходы: описательные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и тетрадью); наглядно-образные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, презентация); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; игровые и ролевые методы в групповой, парной и индивидуальной форме работы с учащимися; анимированные изображения (обучающие видеоролики с добавлением комментариев и объяснений учителя в аудиоформате).
Оценку знаний, умений и навыков обучаемых в области использования ИКТ предлагается наряду с традиционными подходами (собеседование, опрос, контрольная работа, тест и др.) проводить с использованием «портфолио» ученика, обеспечивающего фиксацию достижений учащегося (в электронной форме) при интеграции количественной и качественной оценок.
Разработанные методические рекомендации по использованию УМК в процессе обучения информатике младших школьников для формирования логических умений на основе реализации межпредметных связей информатики и математики предусматривают четыре позиции: план действий и алгоритмы его описания; отличительные признаки и свойства предметов; логические рассуждения; применение простейших моделей (информационные, описательные, визуальные и математические) для решения логических задач межпредметного содержания. На каждую позицию отводится учебная четверть; школьники каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Задачи по каждой из тем включены в уроки различных четвертей для обеспечения межпредметных связей информатики и математики. Занятия проводятся один раз в неделю; каждая учебная четверть завершается контрольной работой; для фиксации результатов обучения тестовые уроки проводятся в начале и в конце каждого учебного года. В ходе обучения элементы теста даются как отдельные задания или как самостоятельные и индивидуальные работы для учащихся; уроки проводятся за счет часов школьного или регионального компонента [2].
Комбинированные уроки включают этапы решения заданий в виде логических математических вопросов и заданий на сообразительность, внимание
99
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(54), 2014 6
и память. При объяснении нового материала рекомендуются две формы подачи учебного материала: манипуляция с физическими предметами (модели геометрических фигур); ролевая игра, допускающая манипуляции с информационными объектами на экране компьютера самостоятельно, а также под руководством и контролем учителя.
Нами показано, что оценить уровень обученности учащегося выполненять элементарные логические действия и логические операций можно с помощью тестирования, при этом педагогический тест должен содержать не менее восьми игровых тестовых заданий, правильность выполнения каждого из которых можно оценить с помощью дихотомической шкале. При разработке тестовых заданий и организации эксперимента должны учитываться «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по максимальной продолжительности работы младших школьников за компьютером. Согласно В.П. Беспалько [4], 8-балльную шкалу измерения правильности выполнения педагогического теста можно разбить на четыре части - (0-2), (34), (5-6), (7-8), соответствующих репродуктивному, адаптивному, эвристическому и творческому уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций.
Педагогический эксперимент проводился с августа 2010/2011 по май 2011/2012 учебного года на базе МБОУ «Гимназия муниципального района Чиш-минский район Республики Башкортостан», в нем принимали участие 49 школьников первых классов «А» и «Б» набора 2010/2011 учебного года и 44 школьника первых классов «А» и «Б» набора 2011/2012 учебного года, а также 2 учителя начальных классов. На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две экспериментальные группы (1 «А» классы: из 25 человек в 2010/2011 учебном году и из 24 человек в 2011/2012 учебном году) и две контрольные группы (1 «Б» классы: из 24 человек в 2010/11 учебном году и 20 человек в 2011/12 учебном году). Выдвинутая нулевая статистическая гипотеза (сначала Н0 (1), затем Н0 (2)) гласила, что экспериментальная и контрольная группы, сформированные в одном учебном году, по уровням начальных знаний в области информатики и математики являются однородными.
Проверка нулевых статистических гипотез Н0 (1) и Н0 (2) проводилась на уровне значимости а=0,05 по выборкам, полученным по результатам педагогического тестирования учащихся этих групп соответственно. Тест содержал семь игровых тестовых заданий, на выполнение которых учащимся отводилось 15 минут. Правильность выполнения каждого тестового задания оценивалась в дихотомической шкале измерения. При этом статистика критерия Пирсона в 2010/2011 учебном
практика овраэооанип
году оказалась равной 1,27, в 2011/2012 учебном году - 1,01. Соответствующие
2
табличные значения / крит в обоих случаях были равны 7,81 (при трех степенях
свободы). Это позволило принять нулевые статистические гипотезы об однородности экспериментальной и контрольной групп, сформированных в одни и те же учебные годы, по уровням начальных знаний в области информатики и математики, как правдоподобные.
На формирующем этапе педагогического эксперимента проводилось обучение экспериментальных групп информатике - по разработанному УМК и математике - по традиционной методике; контрольных групп - по традиционным методикам. Продолжительность формирующего этапа эксперимента для каждой учебной группы - два учебных года. По завершении обучения школьники выполняли тестовые задания, разработанные для оценки уровней их обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций.
На заключительном этапе педагогического эксперимента проводилась статистическая обработка экспериментальных данных: была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (3) об однородности всех экспериментальных и контрольных групп по уровням начальных знаний их учащихся в области информатики и математики; результаты статистической проверки позволили принять нулевую статистическую гипотезу И0 (3) в качестве правдоподобной; затем была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (4) о том, что все группы, принимавшие участие в педагогическом эксперименте, по уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций являются однородными. Проверка данной гипотезы проведена на уровне значимости а=0,05 по критерию %2 Пирсона по выборкам, полученным в результате педагогического тестирования учащихся экспериментальных и контрольных групп на формирующем этапе педагогического эксперимента. Статистика критерия %2 Пирсона оказалась равной 13,59,
при табличном значении ^ = 7,81 (при трех степенях свободы), вследствие
чего нулевая гипотеза Н0 (4) была отвергнута и принята альтернативная гипотеза И1 (4). После этого была выдвинута нулевая статистическая гипотеза И0 (5) о том, что первая и вторая экспериментальные группы по уровням обученности выполнению элементарных логических действий и логических операций являются однородными. Результаты статистической проверки позволили принять нулевую статистическую гипотезу И0 (5) в качестве правдоподобной и объединить результаты педагогического тестирования групп в одну общую выборку по экспериментальным группам. Затем была выдвинута нулевая гипотеза И0 (6) о том, что первая и вторая контрольные группы по уровням обученности учащихся выполнению элементар-
101
П€/1Пготический ЖИРНПЛ СПШКОРТОСТПНП H 5(54), SOI 4 gSgggffB
ных логических действий и логических операций являются однородными, а результаты статистической проверки ее позволили принять нулевую статистическую гипотезу H0 (6) в качестве правдоподобной и объединить результаты педагогического тестирования этих групп в одну общую выборку по контрольным группам.
Анализ данных общей выборки по экспериментальным группам показал, что из 49 учащихся этих групп творческого уровня обученности достигли 8 учащихся (16 %), эвристического уровня - 23 учащихся (46 %), что в сумме составляет 31 учащийся (63 %) и позволяет принять гипотезу исследования за правдоподобную.
1. 1 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.
2. Батршина, Г.С. Особенности изучения информатики в начальной школе с использованием УМК «Школа 2100»[Текст] / Г.С.Батршина // Информатика в школе. - 2013. - №5. С.45-54.
3. Батршина, Г.С. Способы и средства развития логического мышления младшего школьника [Текст] / Г.С. Батршина // Начальная школа. - 2012.-№4. С. 91-94.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) : учеб.-метод. пособие. М. - Воронеж: РАО, 2002.
5. Зайцева, С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе [Текст] : дис. ... д-ра. пед. Наук / С.А.Зайцева. - Ш., 2011.- 379 с.
6. Короткова, И.И. Разработка и использование учебно-методического комплекса обеспечения межпредметных связей на базе информационных и коммуникационных технологий (на примере информатики и английского языка) : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 160с.
7. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатике : метод. пособие / Ю.А. Первин. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 228 с.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с.
9. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический технологический аспекты). - 3-е изд. - М. : ИИО РАО, 2010. - 356 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
11. Фетисова, Н.В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике : дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2010. - 244 с.
12. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.