Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / высшее образование / информатизация / творческое мышление / концептуальный анализ. / professional competence / higher education / informatization / creative thinking / conceptual analysis.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамраева Азиза Фархадовна

данная статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций студентов в условиях информатизации высшего образования. При этом уточняется понятие профессиональной компетенции, рассматриваются некоторые аспекты повышения эффективности ее формирования, приводится пример оценки уровня компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF IT TECHNOLOGIES

this article is devoted to the peculiarities of the formation of professional competencies of students in the context of the informatization of higher education. At the same time, the concept of professional competence is clarified, some aspects of increasing the efficiency of its formation are considered, an example of assessing the level of competence is given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ»

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF IT TECHNOLOGIES Khamraeva A.F. (Republic of Uzbekistan)

Khamraeva Aziza Farkhadovna - Lecturer, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION METHODS, JIZZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, JIZZAKH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the peculiarities of the formation ofprofessional competencies of students in the context of the informatization of higher education. At the same time, the concept of professional competence is clarified, some aspects of increasing the efficiency of its formation are considered, an example of assessing the level of competence is given.

Keywords: professional competence, higher education, informatization, creative thinking, conceptual analysis.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

ВУЗА СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ Хамраева А.Ф. (Республика Узбекистан)

Хамраева Азиза Фархадовна - преподаватель, кафедра методики дошкольного образования, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций студентов в условиях информатизации высшего образования. При этом уточняется понятие профессиональной компетенции, рассматриваются некоторые аспекты повышения эффективности ее формирования, приводится пример оценки уровня компетентности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, информатизация, творческое мышление, концептуальный анализ.

Как известно, с переходом общества к информационной модели развития резко возросла потребность в специалистах, способных применять современные средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это накладывает на высшее образование новые требования, связанные с необходимостью использования современных подходов и способов формирования профессиональной компетентности студентов. И прежде всего, это более широкое и эффективное использование информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин.

В условиях информатизации высшего образования можно включить в структуру профессиональных компетенций еще и информационный компонент, показывающий умение и навыки студента по сбору, хранению и обработке информации. Данный компонент будет показывать, насколько студент готов вести свою профессиональную деятельность в условиях всё усиливающихся информационных процессов в обществе, когда информационный ресурс приобретает статус, эквивалентный статусу материальных ресурсов. Таким образом, можно предложить следующие компоненты внутренней структуры профессиональных компетенций:

- гносеологический (получение и накопление новых знаний);

- деятельностный (умения, навыки);

- личностный (профессионально-личностные качества);

- рефлексивный (способность к самооценке);

- мотивационно-ценностный (мотивы и ценностное отношение);

- коммуникативный (владение навыками общения с людьми, умение работы в коллективе);

- информационный.

Все данные компоненты связаны между собой и образуют единое целое в сознании студента, а их взаимосвязь осуществляется за счет систем коммуникаций. Под развитием профессиональной компетентности при этом понимается процесс ее совершенствования путем овладения знаниями и умениями решения профессионально ориентированных задач в условиях информационного общества.

Можно выделить следующие направления информатизации образовательного процесса в вузе:

- развитие информационной среды вуза, включая информатизацию процесса управления учебным заведением;

- применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, в ходе обучения студентов различным учебным дисциплинам и при контроле полученных знаний;

- использование информационных технологий в качестве средства, обеспечивающего научно -исследовательскую деятельность вуза.

Очевидно, что информатизация образовательного процесса в системе высшего образования должна проводиться на основе комплексного подхода (совершенствование материально-технической базы вуза,

приобретение необходимых лицензионных программ, повышение готовности преподавателей к применению информационных технологий в своем учебном процессе, разработка соответствующего методического обеспечения и др.).

Надо заметить, что до сих пор не определены четкие критерии оценки уровня информатизации учебных заведений. Как правило, учитываются только количественные показатели (количество вычислительной техники на одного студента, наличие и пропускная способность локальных вычислительных сетей, количество выходов в Интернет, наличие своего сайта у образовательного учреждения и т.д.). При этом не учитываются качественные показатели эффективности применения информационных технологий, например эффективность внедрения систем дистанционного образования и др.

Основным направлением информатизации образовательного процесса в вузе является использование разнообразных информационных технологий с целью развития личности студента, его творческих способностей, а также формирование его профессиональной компетентности. Необходимым условием для этого является создание специализированных лабораторий компьютерного моделирования промышленного задач, наличие разнообразных электронных библиотек из полнотекстовых электронных документов и др. К сожалению, несмотря на имеющийся потенциал системы переподготовки педагогических кадров, преподаватели высших учебных заведений достаточно часто сами не готовы к широкому применению информационных технологий в процессе преподавания. Многие из них до сих пор недостаточно используют возможности IT-технологий в профессиональной деятельности, применяют лишь текстовые редакторы.

В связи с этим необходимо повысить эффективность формирования готовности преподавателя к применению информационных технологий в учебном процессе. Одним из важных моментов информатизации высшего образования является вопрос развития и дальнейшего совершенствования информационной среды вуза. Здесь можно отметить автоматизацию оперативного управления учебным процессом (составлением расписаний, распределением учебной нагрузки), компьютеризацию финансово-экономической деятельности вуза, кадровой политики, делопроизводства и т.д. При этом очевидно, что информатизация высшего образования сможет дать необходимый педагогический эффект только при условии, что внедряемые информационные технологии станут не чужеродной частью традиционной системы высшей школы, а будут естественным образом интегрированы в существующую модель образования.

Подготовка специалиста, способного к самостоятельному творческому мышлению, - задача современной высшей школы. Только такой специалист сможет непрерывно повышать свои знания, улучшать навыки и умения, адаптироваться к новым технологиям производства, будет способен к самостоятельной исследовательской работе.

В соответствии с деятельностным подходом к обучению мышление - это по своей сути познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Деятельностное развитие мышления и усвоение знаний происходит только в том случае, если в ходе учебного занятия ставится задача, возникает проблема, которая побуждает у студентов поиск нестандартных, новых решений. Одна из основных проблем современного образования - низкая творческая рефлексия учащихся. Зачастую студенты проявляют почти полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. В психологии творческого мышления рефлексия понимается как процесс осмысления и переосмысления учащимся стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. И именно использование информационных и коммуникационных технологий может показать студентам уже изученный материал в новом ракурсе, открыть в нем новые неожиданные возможности и, кроме этого, повысить интерес студентов к учебным занятиям. Всё это в итоге позволит более эффективно формировать у учащихся необходимые профессиональные компетенции - как в процессе аудиторных учебных занятий, так и при самостоятельной работе и дистанционном обучении. Развитие творческого мышления - это не самоцель, а лишь средство, инструмент формирования профессиональных компетенций. Как уже отмечалось, развитие мышления происходит только в процессе решения новых проблем.

Список литературы /References

1. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications

/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения:24.11.2021).

2. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков.

Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения:24.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.