Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
качество образования / профессиональная подготовка / профессиональная компетентность / акмеология / акмеологический подход / акмеологическое развитие / quality of education / professional training / professional competence / acmeology / acmeological approach / acmeological development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шикаров Толиб Тавакалович

в статье раскрывается сущность акмеологической позиции учителя в системной интеграции профессионального, личностного и духовно-нравственного его становления; рассматриваются основные показатели акмеологической позиции специалиста как компонента его профессиональной компетентности; описываются результаты исследования, заключавшегося в выявлении степени сформированности у студентов ценностей педагогической профессии, обнаружении приоритетных мотивов профессионального становления, мотивации к осуществлению педагогической деятельности в структуре профессиональной акмеологической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шикаров Толиб Тавакалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS

the article reveals the essence of the teacher's acmeological position in the system integration of his professional, personal, spiritual and moral formation; the main indicators of the acmeological position of a specialist as a component of his professional competence are considered; describes the results of the study, which consisted in identifying the degree of formation of the values of the pedagogical profession among students, identifying the priority motives of professional development, motivation for the implementation of pedagogical activity in the structure of the professional acmeological position.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE ACTIVITIES OF

FUTURE TEACHERS Shikarov T.T. (Republic of Uzbekistan)

Shikarov Tolib Tavakalovich - Master, DIRECTION: PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FACULTY OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the essence of the teacher's acmeological position in the system integration of his professional, personal, spiritual and moral formation; the main indicators of the acmeological position of a specialist as a component of his professional competence are considered; describes the results of the study, which consisted in identifying the degree of formation of the values of the pedagogical profession among students, identifying the priority motives of professional development, motivation for the implementation of pedagogical activity in the structure of the professional acmeological position.

Keywords: quality of education, professional training, professional competence, acmeology, acmeological approach, acmeological development.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ Шикаров Т.Т. (Республика Узбекистан)

Шикаров Толиб Тавакалович - магистр, направление: педагогика и психология, факультет педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается сущность акмеологической позиции учителя в системной интеграции профессионального, личностного и духовно-нравственного его становления; рассматриваются основные показатели акмеологической позиции специалиста как компонента его профессиональной компетентности; описываются результаты исследования, заключавшегося в выявлении степени сформированности у студентов ценностей педагогической профессии, обнаружении приоритетных мотивов профессионального становления, мотивации к осуществлению педагогической деятельности в структуре профессиональной акмеологической позиции.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, акмеология, акмеологический подход, акмеологическое развитие.

Акмеология как фундаментальная наука об изучении общих закономерностей достижения вершин человеческой жизнедеятельности интегрирует в себе целый комплекс научных знаний о человеке с позиций психологии, педагогики, культурологии, философии и других наук. Целевая установка акмеологии образования заключается в обеспечении его субъектов продуктивными технологиями творческой мобильности в различных видах деятельности, в том числе и в сфере избранной профессии. На сегодняшний день к современному специалисту предъявляются определенные требования, согласно которым он должен быть готов совершать активные действия в ситуации выбора, уметь ставить цели и достигать их, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит важная задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных к высокой творческой мобильности в профессии.

Б. Маъмуров отмечает, что акмеологический подход направлен на развитие образовательных систем и субъектов учебно-воспитательного процесса при осуществлении различных видов творческой деятельности. Данный подход предполагает определение позитивных инвариантов субъективных качеств педагога как положительной характеристики его личностного и профессионального роста, способствующих достижению высоких результатов в профессии [1]. К этим качествам относятся:

- открытость для освоения нового опыта;

- стремление к выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности;

- способность к адекватной самооценке своего профессионального поведения;

- высокая мотивация, направленная на творческие достижения в труде.

Акмеологическая теория образования включает в себя все компоненты образовательной системы: целевые установки, содержание, технологии обучения и воспитания, педагогическое сопровождение, результаты и их диагностику, управление учебно-воспитательным процессом. Б. Маъмуровой в контексте проблемы качества образования представлена акмеологическая модель педагога, составляющими которой являются его профессиональная, личностная и духовная зрелость, а также такой важный структурный компонент, как акмеологическая позиция учителя. Определяющие характеристики профессиональной зрелости - способность к инновациям и наличие устойчивых мотивов к осуществлению педагогической

деятельности, профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в решении образовательных задач

Личностная зрелость учителя означает самостоятельность в принятии жизненных и профессиональных решений и готовность нести за них ответственность, способность определять перспективы своего непрерывного личностно-профессионального роста, стремление к обогащению пространства саморазвития. В своей деятельности педагог постоянно принимает решения о выборе целевых установок и технологий в организации образовательного процесса, в отборе актуального содержания учебного материала; диагностических методик для выявления качества обучения и воспитания; способов взаимодействия с субъектами образовательного пространства. В процессе личностного роста учителя на основе объективного самоанализа осуществляется коррекция профессиональных личностных качеств, повышается ответственность за принятие педагогически целесообразных решений, формируются навыки прогнозирования эффективности осуществления педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к профессии.

Духовная зрелость педагога связана с его жизненным опытом, с осознанием необходимости реализации профессиональной деятельности с опорой на эталоны нравственности; гуманистические ценности добра и справедливости, любви и уважения к воспитанникам; ориентацию на развитие их духовно-нравственного потенциала. Духовную зрелость в структуре акмеологической модели принято рассматривать как способность к духовному саморазвитию на основе высших духовных потребностей и ценностей в профессиональном сознании педагога, которое представляет собой регулирующий механизм его поведения, отношений, деятельности. Духовность как проявление нравственной жизненной и профессионально устойчивой позиции учителя служит показателем его духовной зрелости.

В интеграции процессов профессионального, личностного и духовного становления педагога формируется его акмеологическая позиция, напрямую связанная с гуманистической направленностью профессиональной деятельности. Благодаря этому появляется возможность обеспечить ситуации успеха в обучении для каждого обучающегося на основе эмпатии, толерантности, положительной аттракции во взаимодействии «учитель - ученик». Такая позиция ориентирует на постоянный творческий поиск новых технологий обучения и воспитания; на отказ от стереотипных подходов к профессиональной деятельности, исходя из объективной самооценки и рефлексии педагога, что способствует высокому качеству педагогического труда, эффективной результативности образовательного процесса и повышению качества современного образования в целом. Акмеологическая позиция является показателем профессиональной компетентности специалиста в процессе непрерывного педагогического образования: вузовского и постдипломного.

Список литературы /References

1. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения: 08.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.