Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций на практических занятиях экономических дисциплин'

Формирование профессиональных компетенций на практических занятиях экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-МЕТОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMPETENCIES / CASE METHOD / ECONOMICS DISCIPLINES / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева О. С.

В работе обсуждаются вопросы, связанные с особенностями использования кейс-метода при формировании профессиональных компетенций на практических занятиях дисциплин экономического цикла у студентов технических специальностей. Рассматриваются виды кейс-методов и сложности при его применении на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PRACTICAL STUDIES OF ECONOMICS DISCIPLINES

Issues connected with peculiarities of a case method use in the formation of technical specialities students’ professional competencies in the practical studies of economics cycle disciplines are discussed in the paperwork. Types of the case method and difficulties in its application in practice are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций на практических занятиях экономических дисциплин»

испытывает дефицит в молодых научно-педагогических кадрах, со сформированной профессионально-педагогической идентичностью, необходимой как для творческой самореализации, так и для успешной инновационной профессионально-педагогической деятельности.

Обучение в высшем учебном заведении, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в будущей профессионально-педагогической деятельности способствуют осознанию своего профессионально-педагогического становления, формированию у студентов профессионально-педагогической идентичности, являющейся основной, центральной составляющей профессионально-педагогического самоопределения студентов.

Обнаружение и построение собственной профессиональной идентичности, было, есть и будет актуальной проблемой, встающей перед человеком в период его профессионального самоопределения. Необходимым и первостепенным условием в становлении профессионально-педагогической идентичности студентов высших технических учебных заведений является наличие адекватных представлений студента о мире профессий и выбранной им, так они являются важным условием планирования трудовой жизни. Знания о мире профессий и о профессии будущего преподавателя включают знания не только о трудовых процессах, предметах, средствах и условиях труда, но и о людях, относящихся к педагогическому сообществу их особенностях и личностных качествах. Рассматриваемый нами феномен «профессионально-педагогическая идентичность», является динамичным процессом. Профессия является социальнообъективной частью профессионального мира личности, профессиональная пригодность и профессиональная готовность - формальность реальной жизни, а профессиональная идентичность выступает в роли неформальной, индивидуальной действительности, профессионально-педагогическая идентичность требует сочетания профессионально-педагогической пригодности и готовности к профессионализации. Одним из центральных психологических механизмов обеспечения эффективной профессионально-педагогической деятельности, как в плане ее становления, так и в плане ее развития, является идентификация, ее основная функция - обеспечение осознанного отношения субъекта к профессионально-педагогической деятельности.

Именно развитие профессионально-педагогической идентичности, как качества личности будущего преподавателя, является необходимым условием для его творческой самореализации, профессионально-педагогической компетентности и достижения профессионально-педагогического мастерства. Профессионально-педагогическая идентичность имеет свою специфику в осознании студентом требований профессии преподавателя к его личности. Профессионально-педагогическая идентичность это синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся профессиональной среде. Мы рассматриваем профессионально-педагогическую идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющуюся в осознании себя представителем определенной профессии. Профессионально-педагогическая идентичность - многомерный и интегративный психологопедагогический феномен, представляющий собой результат процесса отождествления себя с определенной специальностью и профессией преподавателя высшей технической школы, ведущего к самостоятельному построению своего профессиональнопедагогического будущего. Профессионально-педагогическая идентичность является совокупностью представлений субъекта о себе, как о представителе определенной профессии, о наличии в себе педагогических знаний и умений, навыков педагогической и научноисследовательской деятельности, а так же своем индивидуальном пути развития, как профессионала, ученого-исследователя и преподавателя.

Таким образом, теоретический анализ позволил сделать вывод, что перед высшей технической школой стоит задача формирования профессионально-педагогической идентичности у студентов технических университетов.

Перспектива данных научных исследований в решении рассматриваемой проблемы, видится в экспериментальном доказательстве необходимости формирования профессионально-педагогической идентичности у студентов высших технических университетов - будущих преподавателей высшей технической школы и создания организационно-методических (педагогических) условий для решения поставленной задачи.

Литература

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.131-142.

2. Атанов Г. О. Теорiя дiяльнiсного навчання : навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл. / Г. О. Атанов. - К. : Кондор, 2007. - 185 с.

3. Богданова I. М. Професшно-педагопчна тдготовка майбутшх учш^в на основi застосування шновацшних технологи : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / 1нна Михайлшна Богданова. - К., 2003. - 360 с.

4. Джемс У. Психология / У. Джемс ; под ред. Л. А. Петровской. - М. : Педагогика, 1991. - 367 с. - (Классика мировой психологии).

5. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е. П. Ермолаева // Психолог. обозрение. - 1998. - № 2. - С. 35-40.

6. Назыров А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов : дис. . канд. психолог. наук : 19.00.07 / Анвар Санваретдинович Назыров. - М., 1999. - 170 с.

7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инж. психология» / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЕК, 1997. - С. 52.

8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психолог. наук : 19.00.13 / Лидия Бернгардовна Шнейдер. - М., 2001. - С. 5.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 634 с.

Малышева О.С.

Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», кафедра электрооборудования и автоматики промышленных предприятий/ соискатель кафедры педагогики Башкирского государственного университета ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация

В работе обсуждаются вопросы, связанные с особенностями использования кейс-метода при формировании профессиональных компетенций на практических занятиях дисциплин экономического цикла у студентов технических специальностей. Рассматриваются виды кейс-методов и сложности при его применении на практике.

Ключевые слова: компетенции, кейс-метод, экономические дисциплины, творческое мышление.

Malysheva OS

Senior Lecturer FGBOU VPO "Ufa State Oil Technical University", Department of Electrical and Automation industry / competitor of

the Department of Pedagogy of the Bashkir State University

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PRACTICAL STUDIES OF ECONOMICS DISCIPLINES

Abstract

63

Issues connected with peculiarities of a case method use in the formation of technical specialities students ’ professional competencies in the practical studies of economics cycle disciplines are discussed in the paperwork. Types of the case method and difficulties in its application in practice are considered.

Keywords: competencies, case method, economics disciplines, creative thinking.

Главное требование, предъявляемое работодателем к инженеру - это приложение знаний в сфере производства и управления. Наряду с этим. Инженер должен обладать способностью к самостоятельному пополнению этих знаний и анализу своей деятельности. Специалисту нужны не только профессиональные знания, но и системное мышление, способность принимать решения, личная ответственность.

В процессе изучения дисциплин экономического цикла у студентов технических специальностей должны сформироваться компетенции согласно рабочей программе дисциплины. Традиционный процесс обучения «сообщение знаний» - «запоминание знаний» привел к тому, что имеющиеся знания человек не может применить на практике.

Взгляд на становление личности как на «восхождение человека к все более высоким индивидуально-личностным культурнообразовательным приобретениям» по схеме: грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет позволяет целостно представить образовательный процесс, а также роль и место сферы образования. Сквозь призму профессионального развития личности знания, умения и навыки, а также процессуальная часть их приобретения в виде форм, методов и средств обучения представляется лишь компетентно-тактической стороной формирования профессиональной компетенции и профессиональной культуры.

Вузовская подготовка должна сформировать творческое мышление, творческие способности студента. Это, прежде всего:

1) самостоятельно сформулировать проблему;

2) способность выдвинуть гипотезу;

3) собрать и проанализировать данные, методически их обработать;

4) сформулировать выводы;

5) осознать возможности практического применения полученных результатов.

Формирование профессиональных компетенций на практических занятиях дисциплин экономического цикла целесообразно проводить с помощью кейс-заданий.

Кейс-метод как интенсивная образовательная технология дает прекрасные возможности сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы, творчества преподавателя и студента. Кейсы - это учебные материалы, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения (англ. case «случай, обстоятельство, дело»).

Кейсы могут развивать учебные навыки и умения, иллюстрировать и закреплять теоретический материал, формировать практические навыки; вырабатывать навыки принятия управленческого решения, могут быть итоговыми. Выбор кейса зависит от его педагогической роли, местонахождения в учебном процессе, от решаемых с его помощью целей и задач, от продолжительности работы над кейсом, степени его сложности, от имеющегося профессионального опыта, наличия навыков работы по кейс - методу, от возможности использования технических средств обучения.

Опыт работы показал, что кейс состоит из нескольких информационных блоков:

1) обозначается действие и действующие лица;

2) описывается ситуация (традиционно или в форме диалога между действующими лицами), указываются элементы среды;

3) характеризуется проблема.

В этом плане кейс очень похож на античную контроверсию. Только контроверсия была риторической задачей и требовала от обучаемых составления и произнесения речей на предложенную педагогом тему, а кейс обучает способам принятия управленческого решения.

Кейс желательно сопроводить инструкцией по его выполнению, которая облегчает выбор типа кейса и руководство группой при его выполнении.

Обычно материал кейса актуален и соответствует трем «С»: соответствие, современность, своевременность.

При создании кейса обычно принимают во внимание три его элемента: аналитический, концептуальный, презентационный. В аналитической части планируются ответы трех уровней. Первый уровень простейший - это проблема: «Какую аналитическую задачу вы хотите поставить перед студентами?», вопросы: «Является ли предложенное решение оптимальным?», «Можете ли Вы предложить альтернативные варианты решения?». Второй уровень - средний; проблема четко сформулирована. Студенты должны самостоятельно разработать альтернативные варианты и выбрать из них оптимальные. Третий уровень: наивысший; описана конкретная педагогическая ситуация. Студенты сами определяют и четко формулируют проблему, разрабатывают альтернативные варианты решения, выбирают оптимальный вариант.

На первом уровне в концептуальной части предполагается использование полностью известных студентами категорий и понятий. На втором уровне требуется обязательный комментарий преподавателя. На третьем уровне необходимо индивидуальное консультирование студентов в процессе работы.

Презентационная часть отвечает на вопрос: «Как много информации содержится в кейс - материале и насколько просто и понятно она представлена?»

Кейсы могут отличаться количеством фактуальной информации:

1) в кейсе нет избыточной информации;

2) в кейсе присутствует некоторый объем избыточной информации и данные, представленные в косвенном виде, которые надо

увидеть;

3) в кейсе представлено большое количество избыточной информации, студенты затратят немало времени на “сортировку” и “конвертацию” данных.

Использование кейс - метода полностью обеспечивает организацию эвристической деятельности студентов: преподаватель формулирует практические задачи; определяет критерии по возможности достижения цели, затрате времени и ресурсов; студенты ищут пути решения проблемы; получают определенный результат, оценивают его[1, с.37].

64

Практические занятия в такой форме - это дополнение к лекционному курсу. Материал, положенный в основу кейса, сначала необходимо объяснить на лекции, а для этого нужно рассказать об общих проблемах данной темы, представить широкий спектр информации, включая и те сведения, которые не заложены в кейс.

Результатом такого практического занятия является соединение воедино теоретических знаний с практической деятельностью, выработка практических навыков, повышение интереса к изучаемому предмету, возникновение у студентов положительных эмоций, стремления к успеху, удовлетворение от правильно принятых решений.

Кейс-задания могут иметь различную тематику, цели, задачи, содержание, но при этом обязательно должны использоваться общие рыночные закономерности, условия конъюнктуры, действующее законодательство Российской Федерации.

Главным результатом кейс-метода является, прежде всего, апробация полученных теоретических знаний на практике, в конкретной рыночной ситуации. Подготавливаемый вузом специалист уже на студенческой скамье должен знать, для чего ему нужны знания экономики и как он будет использовать их в своей практической деятельности.

Литература

1. Малышева О.С. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе изучения экономики: учебнометодический комплекс для преподавателей технических вузов/Авт.-сост. О.С.Малышева, Р.Р.Гильванов. - Салават: типография «Фобос», 2013. - 95с.

2. 1. Курманов М.К. Организация дистанционного обучения в системе технического, профессионального послесреднего образования: Учебно-методическое пособие, г. Караганда: ТОО «САНАТ-Полиграфия», Соколова М.Г., Жайлыбаева А.Р.,2010-126с.

3. 2. Нургалиева Г.К., Артыкбаева Е.В. Методология и технология электронного обучения. Монография.- г. Алматы,2010г. -198с.

4. 3. И.Д. Брегеда, С.П. Грушевский, Е.Б. Крымская. Синтез педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении. - Информационное общество, 2001, вып. 1.

Малышева Е.М.

Студентка, Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития воспитательного потенциала семей младших школьников. Описаны этапы проведенного исследования по данной проблеме, обозначены выводы.

Ключевые слова: потенциал, воспитательный потенциал, семья.

Malysheva EM

Student, Ishim state pedagogical Institute named after Ershov PP THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract

In this article the problem of development of educational potential of the families ofpupils of Junior school. Describes the stages of the carried out research on this problem, outlined the conclusions.

Keywords: the potential, the educational potential, the family.

Семья является величайшей ценностью, созданной человечеством. Одной из главных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Под руководством родителей дети приобретают первый свой жизненный опыт. Многое зависит от того, какие ценности будут вложены в маленького человечка и каким он станет в будущем. В неблагополучных семьях дети не знают, какие действия и какие чувства нормальны, а какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. В таких семьях ребенок испытывает дефицит внимания и контроля со стороны родителей, отсутствие благоприятных жилищных условий. В благополучных же семьях с такими проблемами дети не сталкиваются, так как родители уделяют должное внимание детям, занимаются их воспитанием. Таким образом, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом.

Проблеме воспитательного потенциала семей уделяли внимание такие педагоги и психологи, как А.И.Антонов, Е.П.Арнаутова, Т.В.Воликова, В.П.Дуброва, В.И.Загвязинский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.Н.Леонтьев, В.Г.Максимов, и другие.

Ученые в понятие воспитательного потенциала включают много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Так, О.В. Кучмаева под "воспитательным потенциалом семьи" понимает реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи [1].

Е. П. Арнаутова в учебном пособии «Основы сотрудничества педагога с семьей» дает развернутую характеристику современной семьи и понятие о ее воспитательном потенциале, рассматривает современные подходы к изучению воспитательного потенциала семьи [2].

В.П.Дуброва в своих исследованиях раскрывает основы психолого-педагогической диагностики семьи, методику педагогического просвещения и формы сотрудничества с родителями младшего школьника [3].

В.Г.Максимов в учебном пособии «Педагогическая диагностика в школе» дает понятие о воспитательном потенциале семьи школьника, характеризует методы диагностики воспитательного потенциала семьи школьника [4].

Изучив психолого - педагогическую литературу по данной проблеме мы выявили противоречие: между необходимостью всестороннего изучения воспитательного потенциала семей учащихся, с одной стороны, и существующей практикой работы школы, т.к. именно учителя начальных классов способны оказать наибольшее влияние на развитие воспитательного потенциала семей младших школьников, используя совокупность адекватных методов диагностики, учитывая результаты диагностики при построении позитивного взаимодействия с членами семей и осуществлении психолого - педагогического просвещения родителей, - с другой.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: возможно ли развить воспитательный потенциал семей младших школьников во взаимодействии педагогов и родителей.

Все вышеизложенное определило выбор темы работы: «Развитие воспитательного потенциала семей младших школьников».

Цель исследования: опытно - экспериментальным путем доказать что с используя методы активного социально -психологического обучения можно развить воспитательный потенциал семей.

Объект исследования: процесс развития воспитательного потенциала семей младших школьников.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.