УДК 159.9 E. М. Малышева
ББК 74.9 Студент
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье описана проблема развития воспитательного потенциала в семьях. Семья - это главная ячейка общества, в которой закладываются нормы, правила морали и поведения. Нами было выдвинуто противоречие, обозначена проблема исследования, цель, объект, предмет. Сформулирована гипотеза, для проверки которой поставлены задачи. Исследование проводилось в три этапа, сформулированы выводы.
Ключевые слова: семья, потенциал, развитие, воспитательный
потенциал, диагностика, уровень, ребенок.
E. M. Malysheva Student
THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
In this article describes the problem of development of educational potential of the families. The family is the basic unit of society, in which lays norms, rules of morality and behavior. We put forward a contradiction, indicated by the problem of the study, the purpose, the object, the subject. Formulated hypothesis, for the check of which the tasks have been set. The study was conducted in three stages, formulated conclusions.
Key words: family, capacity, development, the educational potential, diagnostics, level, child.
Семья - первая ступень в жизни человека. Традиционно она является главным институтом воспитания. С раннего возраста именно семья направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Так О. В. Кучмаева под «воспитательным потенциалом семьи» понимает реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом
конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи [1].
Проблеме изучения воспитательного потенциала семьи уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: Ю.П.Азаров, А.И.Антонов, Е.П.Арнаутова, Т.В.Воликова, И.В.Гребенников, В.Н.Дружинин, В.П.Дуброва, В.И.Загвязинский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.Н.Леонтьев, В.Г.Максимов, и многие другие.
Е. П. Арнаутова в учебном пособии «Основы сотрудничества педагога с семьей» дает развернутую характеристику современной семьи и понятие о ее воспитательном потенциале, рассматривает современные подходы к изучению воспитательного потенциала семьи [2].
Т. В. Воликова в пособии «Учитель и семья» раскрывает функции семьи в обществе, психолого-педагогические основы успешного воспитания детей, дает конкретные рекомендации по изучению воспитательного потенциала семьи [3].
В. П. Дуброва в учебном пособии «Теоретико-методические основы взаимодействия с семьей» раскрывает основы психолого-педагогической диагностики семьи, методику педагогического просвещения и формы сотрудничества с родителями младшего школьника [4].
В. Г. Максимов в учебном пособии «Педагогическая диагностика в школе» дает понятие о воспитательном потенциале семьи школьника, характеризует методы диагностики воспитательного потенциала семьи школьника [5].
Изучение педагогической литературы, состояния работы по данному вопросу в начальной школе выявило противоречие: между необходимостью всестороннего изучения воспитательного потенциала семей учащихся, с одной стороны, и существующей практикой работы школы, т.к. именно учителя начальных классов способны оказать наибольшее влияние на развитие воспитательного потенциала семей младших школьников, используя совокупность адекватных методов диагностики, учитывая результаты диагностики при построении позитивного взаимодействия с членами семей и осуществлении психолого-педагогического просвещения родителей, - с другой.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: возможно ли развить воспитательный потенциал семей младших школьников во взаимодействии педагогов и родителей.
Все вышеизложенное определило выбор темы работы: «Развитие воспитательного потенциала семей младших школьников».
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем доказать что используя методы активного социально-психологического обучения можно развить воспитательный потенциал семей.
Объект исследования: процесс развития воспитательного потенциала семей младших школьников.
Предмет исследования: факторы и способы развития воспитательного потенциала семьи.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие воспитательного потенциала семьи будет возможным при выполнении следующих условии: диагностика, использование методов активного социально-психологического обучения и индивидуальные формы работы с родителями.
Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить степень проработанности проблемы развития воспитательного потенциала в педагогической теории и практики.
2. Определить уровень воспитательного потенциала в семьях младших школьников.
3. Разработать программу по развитию уровня воспитательного потенциала семей и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Методологической основой исследования явились теоретические положения по изучению воспитательного потенциала семьи следующих авторов: Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. Г. Максимова, М. П. Осиповой, А. Г. Харчева и других.
Научная новизна: конкретизировано понятие воспитательного
потенциала семьи.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть
использованы в практической деятельности педагогов-психологов, а также педагогов начального образования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностические методы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
База исследования: МАОУ СОШ №5 г. Ишима Тюменской области, семьи учащихся 1 «б» и 1«в» классов.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап. На констатирующем этапе была проведена диагностика воспитательного потенциала семей контрольной и экспериментальной групп;
2 этап. На формирующем этапе с семьями экспериментальной группы
была реализована программа развития воспитательного потенциала, представленая различными формами работы: тренинг - практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы; родительское собрание - основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома; просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений; лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу и теме вопроса; беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах;
3 этап. На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование семей контрольной и экспериментальной групп с целью проверки эффективности проведенной работы.
С учетом цели исследования были определены три критерия оценки уровня развития воспитательного потенциала семьи: высокий - семья относится к разряду благополучных; средний - социальное благополучие семьи в пределах допустимой нормы; низкий - семья относится к разряду неблагополучных.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня воспитательного потенциала семей младших школьников контрольной и экспериментальной групп, на основе разработанных нами критериев, используя для этого специально подобранный пакет методик.
На формирующем этапе нами была реализована программа по развитию уровня воспитательного потенциала семей.
На контрольном этапе проведен контрольный срез, с помощью которого была проверена результативность реализованной программы. Здесь же мы сравнили данные, полученные на первом и последнем этапе произошедшие в экспериментальной группе.
После реализации программы по развитию уровня воспитательного потенциала семей, в 3 (19%) семьях уровень воспитательного потенциала повысился до высокого, а в 2 (13%) - до среднего;
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основе проделанной экспериментальной работы выдвигаемая ранее гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования были достигнуты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучмаева, О.В. Демографические характеристики развития современной семьи [Текст] / О. В. Кучмаева, О. В. Коновалова, А. В. Синельникова // Семья в России. -2002. - №3. - С. 30-33.
2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей [Текст] /Е. П. Арнаутова. - М.: Педагогика, 1994. - 312 с.
3. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] /Т. В. Воликова. - М.: Просвещение, 1980. -111 с.
4. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия с семьей [Текст] / В. П. Дуброва. - Минск, 1997. - 346 с.
5. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] /В. Г. Максимов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
REFERENCES
1. Kuchmaeva O.V. Konovalova O.V., Sinel'nikova A.V. The demographic characteristics of modern family development. Sem'ia v Rossii - Family in Russia, 2002, no.3, pp. 30-33 (in Russian).
2. Arnautova E.P. Osnovy sotrudnichestvapedagoga s sem'ei [The bases of cooperation of the teacher with the family]. Moscow, Pedagogy., 1994. 312 p.
3. Volikova T.V. Uchitel'isem'ia [The teacher and the family]. Moscow, Education., 1980. 111 p.
4. Dubrova V.P. Teoretiko-metodicheskie osnovy vzaimodeistviia s sem'ei [Theoretical-methodical bases of cooperation with the family]. Minsk, 1997. 346 p.
5. Maksimov V.G. Pedagogicheskaia diagnostika v shkole [Pedagogical diagnostics in school]. Moscow, Academy., 2002. 272 p.
Информация об авторе
Малышева Елена Михайловна (Россия, Тюменская область, г. Ишим) - студент 5 курса педагогического факультета. Ишимский государственный педагогический институт. E-mail: [email protected]
Information about the author
Malysheva Elena Mikhailovna (Russian Federation, Tyumen region, Ishim) - 5 th year student of the pedagogical faculty. Ishim state pedagogical institute. E-mail: [email protected]