Научная статья на тему 'Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка'

Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / A PEDAGOGICAL POTENTIAL / THE INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL / THE WORK WITH THE PARENTS / THE TEENAGER UPBRINGING / THE SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генварева Ю. А., Левченко Д. В.

В статье раскрываются особенности развития педагогического потенциала семьи в аспекте самореализации личности подростка через включение родителей в активные формы взаимодействия с образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF A FAMILY AS THE FACTOR OF A TEENAGERS SELF-REALIZATION

The article reveals the peculiarities of pedagogical potential development of a family in the aspect of a teenagers selfrealization through the parents including in the active forms of interaction with an educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка»

УДК 371.018

Ю. А. Генварева, Д. В. Левченко

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

В статье раскрываются особенности развития педагогического потенциала семьи в аспекте самореализации личности подростка через включение родителей в активные формы взаимодействия с образовательным учреждением.

Ключевые слова: педагогический потенциал, взаимодействие семьи и школы, работа с родителями, воспитание подростков, самореализация личности.

В условиях глобального рынка, в котором участвует Россия, востребованы такие качества личности, как инициативность, способность неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, т. е. личности, способной реализоваться в современных социокультурных условиях. Это обстоятельство и определило необходимость новаций в области образования, которые отражены в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». В этом проекте идет речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, а умение обучаться в течение всей жизни, выбирая и обновляя профессиональный путь. От того как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования и вся система гражданских отношений.

Особое внимание в проекте уделяется вопросу взаимодействия образовательного учреждения с семьей: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым» [1].

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, которая дезориентировала и рассогласовала процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в свое время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений - в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бы-

товыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице, проблема приобщения родителей к формированию личности ребенка приобретает особую актуальность.

Родители нуждаются в специальной психологопедагогической помощи по вопросам воспитания со стороны образовательного учреждения. Обмен информацией в диаде «семья - школа» зачастую носит однобокий характер, в результате нет единства ни в целях, ни в содержании, ни в методах воспитания школьников. Налицо необходимость активизации и обновления содержания взаимодействия родителей и образовательного учреждения.

Изучение литературы по проблеме педагогического потенциала семьи позволяет утверждать, что однозначного определения понятию «потенциал» нет, чаще всего под ним понимаются либо возможности, либо способности, либо ресурсы. Опираясь на идеи направленности потенциала и социальности педагогики, педагогический потенциал выступает «как присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования» [2].

Проблема педагогического потенциала семьи раскрывается в трудах таких ученых, как В. В. Бойко, Е. П. Белинский, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер, И. Г. Песталоцци, И. В. Куликова,

В. А. Сысенко, Е. И. Курбатова, О. В. Кучмаева и др. Под педагогическим потенциалом семьи эти исследователи понимают совокупность имеющихся объективных и субъективных возможностей, способностей и ресурсов для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями сознательно и интуитивно. Он характеризуется возможностями реальными, конкретными, фиксированными, сформированными в процессе какой-либо деятельности и в настоящее время находящимися в готовом и реальном виде.

Педагогический потенциал семьи представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. В ходе исследования было установлено, что основными характе-

ристиками современной семьи являются неготовность родителей учитывать необходимость воспитания всех качеств личности ребенка, недостаточность психоло-го-педагогических знаний о возрастных нормах, формах и методах воспитания, с одной стороны, современной, конкурентоспособной, а с другой - морально устойчивой и нравственно ответственной личности. Но вместе с тем психолого-педагогическая грамотность не может выступать единственным необходимым условием успешности реализации педагогического потенциала семьи. Это доказывают теоретические и экспериментальные исследования, проводимые с целью изучения детско-родительского взаимодействия в семьях.

Б. С. Гершунский предложил концепцию самореализации личности в качестве цели системы образования. Технологии реализации данной цели предлагают Е. И. Тихомирова, Г. К. Селевко и др.

Охарактеризуем в общем виде факторы, влияющие на процесс самореализации.

1. Семья создает пространство для самореализации, в рамках которого осуществляется становление человека, и выступает в качестве чрезвычайно важного условия самореализации. Вместе с тем на семью есть две альтернативные точки зрения: семья максимально способствует самореализации или препятствует ей.

2. Образовательная среда. Сформированный в семье потенциал получает развитие в процессе обучения. В различных образовательных средах расширяются границы приобщения человека к культуре, приобретается определенный запас знаний, открывающий человеку возможности включения в разнообразные структуры. Достигнутый им уровень самореализации в школе может закрепиться и получить дальнейшее развитие в условиях социальной среды вуза. Весь накопленный в рамках различных образовательных сред потенциал человека позволяет ему включиться в образовательную среду [3].

Факторы семьи и образовательного уровня действуют на самореализацию не изолированно, а в сочетании. Тогда взаимодействие этих факторов в их совокупном влиянии обеспечит эффективное формирование условий самореализации.

В рамках данной статьи рассматривается взаимодействие семьи и школы, направленное на самореализацию подростка. За рабочее определение принимается следующее: Взаимодействие семьи и школы, направленное на самореализацию подростка, - это создание целостной, целенаправленной системы, которая характеризуется активизацией включения родителей в жизнедеятельность школы и актуализацией субъектной позиции родителей и педагогов в выработке единых действий (целей, средств и методов воспитания) в развитии субъектности и личностного потенциала подростка.

Самореализация продуктивно осуществляется в том случае, если востребована активная, позитивная деятельность, обеспечивается успешность как результат достижений.

Субъектную самореализацию личности в образовательном учреждении мы рассматриваем вслед за Е. И. Тихомировой как процесс успешного освоения информационного, коммуникативного, деятельностного и эмоционального пространства. Существует несколько основных направлений субъектной самореализации личности в образовательном учреждении: когнитивное, поведенческое, деятельностное, эмоциональное.

Стратегия современного воспитания в парадигме личностно ориентированного образования определяет значимым в процессе субъектной самореализации поведенческое направление, которое реализуется в действии или бездействии, взаимодействии или невзаимодействии, в поступках как способах приобретения опыта субъектной самореализации [4, 5].

Деятельностное направление субъектной самореализации формируется из тех видов деятельности, в которые включается личность. Данное направление дает возможность самореализовываться в соответствии со своими потребностями, способностями, установками, ценностными ориентациями. Деятельность как основа стратегии современного воспитания в парадигме личностно ориентированного образования предъявляет к человеку ряд требований, определяющих успешность его субъектной самореализации. К их числу относятся понимание значимости и перспектив развития выполняемой деятельности, интерес к ее процессу и результату, овладение способами выполнения деятельности, умение эффективно взаимодействовать в процессе ее выполнения. Понимание значимости выполняемой деятельности проявляется в умении определять ее цель. Именно поэтому одним из значимых результатов современного воспитания является наличие у воспитанников стратегической и тактической цели, что, в свою очередь, влияет на развитие их интереса к процессу и результату планируемой и выполняемой деятельности [4, 5].

Нами разработана целевая программа «ТРИАДА: семья-подросток-школа». Ключевая идея программы «ТРИАДА» - воздействие на ребенка через семью в целях его самореализации. Тогда объектом взаимодействия семьи и школы является процесс самореализации подростка. Субъектом взаимодействия семьи и школы выступает педагог (классный руководитель, учителя-предметники) и образовательное учреждение как коллективный субъект. Субъектом собственной самореализации - подросток. Подросток - связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-воспитательный процесс, организуется микросоциум. В этой ситуации ребенок

становится субъектом не только учебной и внеучеб-ной деятельности, но и собственной самореализации. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса - учителей, сверстников и родителей. Выделение субъектов взаимодействия семьи и школы, направленного на самореализацию, предполагает, что процесс постановки цели, выбора объекта, видов, форм деятельности осуществляется совместно педагогом и подростком. Образовательное учреждение как коллективный субъект обеспечивает организационно-педагогические условия для такой деятельности (в том числе повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах самореализации подростков). Взаимодействие семьи и школы осуществляется посредством активных форм и методов, к которым относятся беседы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», проектирование, моделирование и т. п. Их характерными чертами являются диалогичность, творческий характер деятельности. Направленность на саморазвитие, самореализацию, предоставление подростку свободы в принятии решений, творчестве, выборе содержания, способов деятельности, создание ситуации успеха.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами разработана «рабочая тетрадь для родителей», в которой последовательно изложен материал цикла родительских собраний «На пути самореализации подростка» в виде проблемного и тестового материала, диагностических анкет и педагогических ситуаций. На родительских собраниях родителями осуществляется работа в рабочих тетрадях под руководством классного руководителя. Психологами по результатам диагностики заполняются маршрутные карты на каждого ребенка. Данная форма работы с родителями позволяет установить контакт таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела педагогов и подростков, в которых принимают участие и родители.

Проведенное исследование показало, что эффективность самореализации подростка в определенной степени зависит от знаний о собственном развитии, биологических и психологических возможностях. В этой связи нами был разработан цикл классных часов «Реализуй себя», направленных на познание подростками своей индивидуальности, развитие положительного отношения к себе и другим, активизацию личностных средств самореализации. Вторым этапом программы выступает организация клубной работы, отвечающая интересам учащихся. Родители видят свою роль в материальном обеспечении интересов

своих детей. Педагоги же в основном оказывают индивидуальную помощь в форме консультирования и индивидуальных занятий. Причем родители и педагоги приводят разные аргументы в пользу выбора направления реализации интересов подростков (кружки, секции и т. д.). Нашей задачей было организовать кружки и секции, отвечающие запросам современных подростков. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности внутренних целей учащихся. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности, поэтому работа в кружках организуется посредством внедрения педагогических технологий: «Обучение как учебное исследование», «Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов». При наличии общего дела, в котором каждый выполняет часть его, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. Таким образом, обеспечение субъектной позиции подростка достигалось позитивным, уважительным отношением к самостоятельности мнений, суждений подростка, стимулированием расширения его круга общения и сферы применения способностей, установлением доверительных отношений, когда педагог, родители готовы оказать помощь подростку, а подросток готов ее принять.

Исследование в образовательных учреждениях (МОУ «Гимназия № 1», МОУ «Гимназия № 5», МОУ «СОШ № 76» г. Оренбурга) позволило нам определить пути, которые мы выбираем в процессе самореализации. Подростки получили задание - самостоятельно выбрать семь путей будущей самореализации. По итогам опроса, включенного наблюдения, мониторинга мы обнаружили несколько групп подростков, выбравших разные способы самореализации.

Первую группу подростков условно назвали «Фортуна». Это деятельные школьники, которые участвуют в детской общественной организации «Фортуна», проявляя свою активность, креативность. Такие дети участвуют во всевозможных мероприятиях, семинарах, конференциях. Они с энтузиазмом выполняют практические дела: организуют конкурсы, устные журналы, практикумы, раскрывая свой творческий потенциал, самореализуясь в активной деятельности.

Вторая группа детей - «Интеллектуалы». Они выбрали интеллектуальную самореализацию: учеба, внимание, анализ и рассуждение, посещение библиотек, занятие научной работой (написание докладов, рефератов, проведение исследований). Подростки в этом случае выбрали интеллектуальную самореализацию, совершенствуясь как интеллектуальные личности. Работа в основном с ними проводится индивидуально по выбранной теме и предмету.

Третью группу подростков по способу самореализации условно можно назвать «социально ориентированные». Они реализуются больше во внеурочной деятельности, социальной сфере. Это коммуникабельные

дети, посещающие секции, например баскетбол, дополнительные занятия по другим предметам, например английский язык, где происходит взаимодействие со сверстниками, младшими школьниками.

Педагогам необходимо создавать реальные ситуации значимого взаимодействия родителей и детей, совместного проектирования актуальных аспектов жизнедеятельности ребенка, построения стратегии его дальнейшего жизненного пути и образовательной карьеры.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что потребность в самореализации - высшая в иерархии

потребностей, и в результате ее удовлетворения личность должна стать тем, кем она может и должна стать в этом мире. Выбор жизненных целей, пути самореализации является серьезным испытанием для подростка. Ориентация во взаимодействии семьи и школы на долгосрочные цели развития личности подростка, а не на разрешение текущих проблем обеспечивает становление субъектности всех участников воспитательного процесса и создает условия для самореализации личности подростка.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” // Рос. газ. 2008. № 4786. Федеральный выпуск. 6 ноября.

2. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия: монография. М.: Педагогический вестник, 1997. 25 с.

3. Зобов Р А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека: учебник / Под общ. ред. проф. В. Н. Келасьева. СПб: Изд-во

С.-Петерб. ун-та, 2008. 235 с.

4. Тихомирова Е. И. Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие. Изд-е 2-е, стереотипное. М.: «Академия», 2007. 148 с.

5. Тихомирова Е. И. Продуктивные технологии самореализации личности в образовательном учреждении // Самореализация личности. Теория и практика: сборник научно-практических исследований. Самара, СГПУ, 2008. С. 135-138.

Генварева Ю. А., аспирант.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Ул. Советская, 19, г. Оренбург, Оренбургская область, Россия, 460844.

E-mail: genvar@mail.ru

Левченко Д. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Ул. Советская, 19, г. Оренбург, Оренбургская область, Россия, 460844.

Материал поступил в редакцию 20.01.2010

Yu. A. Genvareva, D. V. Levchenko

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF A FAMILY AS THE FACTOR OF A TEENAGER’S SELF-REALIZATION

The article reveals the peculiarities of pedagogical potential development of a family in the aspect of a teenager‘s selfrealization through the parents including in the active forms of interaction with an educational institution.

Key words: a pedagogical potential, the interaction offamily and school, the work with the parents, the teenager upbringing, the self-realization of personality.

Genvareva Yu. A.

Orenburg State Pedagogical University

Ul. Sovetskaya, 19, Orenburg, Orenburgskaya oblast, Russia, 460844.

E-mail: genvar@mail.ru

Levchenko D. V.

Orenburg State Pedagogical University.

Ul. Sovetskaya, 19, Orenburg, Orenburgskaya oblast, Russia, 460844.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.