Научная статья на тему 'Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии "ролевое проектирование"'

Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии "ролевое проектирование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / SOCIAL SKILLS / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / CASE TECHNOLOGY / РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ROLE INTERACTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Марина Анатольевна

Статья раскрывает аспекты использования кейс-технологии «ролевое проектирование» в процессе формирования у дошкольников социальных умений. Описаны этапы работы с педагогами при организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION SOCIAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN CASE BY TECHNOLOGY "ROLE DESIGN"

The article reveals aspects of the use case technology "role design" in the formation of social skills in preschool children. Stages of work with teachers in the organization of innovative activities in preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии "ролевое проектирование"»

Е.Е. Денисова

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 2003.

8. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 423-426.

9. Габова И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 57-59.

10. Гаранина Е.А., Филатова И.В. Оппозиции в текстах сказок как средство обогащения словаря дошкольников // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С.

22-25.

11. Карих (Канащенкова) В.В. Особенности метафоричности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 100-102.

12. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 92-96.

13. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 63-65.

METHODS AND METHODS OF TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN IN TELLING

© 2014

E.E. Denisova, the tutor

MBDOU kindergarten of the combined look No 34 "Goldfish", Tolyatti (Russia)

Annotation: Methods and methods of training of preschool children in telling are given in article. To teach the child to tell is means to form his coherent speech. This task enters as compound the general problem of development of the speech of children of preschool age.

Keywords: telling, training method, training reception, preschool training, development of the speech.

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ «РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

© 2014

М.А. Дружинина, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

д/с №184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья раскрывает аспекты использования кейс-технологии «ролевое проектирование» в процессе формирования у дошкольников социальных умений. Описаны этапы работы с педагогами при организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: социализация; социальные умения; кейс-технология; ролевое взаимодействие; образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Современное дошкольное образование характеризуется повышением его качества в соответствии с чётко обозначенными целями и продуманными задачами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.), определяя обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольных образовательных организациях, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится формирование у детей социальных умений; усвоение культурных норм и ценностей; принятие социальных ролей, образцов поведения; освоение различных способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование социальных умений - важная проблема, которая в психолого-педагогической литературе изучалась в контексте понятия «социализация».

Разработкой теоретических аспектов проблемы социализации человека занимались Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Д. Парыгин. Основным результатом эффективной социализации, по мнению данных авторов, является приобщение к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализации они предлагают использовать отношение человека к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Б.Д. Парыгин даёт следующее определение процессу социализации - это «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении

всей истории своего формирования и развития» [11]. Автор делает акцент на личности, ее природной активности и подчёркивает, что в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к деятельности, соответствующей социальному опыту.

Г.М. Андреева же отмечает, что «социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей» [4]. Автор подчёркивает, что процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, социальных связей и отношений. Г.М. Андреева отмечает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает определённую активность, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а его воспроизводство [4].

А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации. Основываясь на субъект-субъектном подходе, А.В. Мудрик трактует процесс «социализации» как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8].

Несмотря на различную трактовку термина «социализация» совершенно очевидно, что авторы акцентируют внимание на качественные изменения, происходящие в процессе социализации. Такими качественными

М.А. Дружинина психолого-педагогическое

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ... направление

изменениями можно назвать вхождение в социальный мир, освоение социального опыта, усвоение социальных норм и правил, формирование набора определённых умений. Социализация предстаёт как творческий процесс включения личности дошкольника в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом, т.е. формирования определённых умений.

Наиболее важным в процессе социализации личности является период дошкольного детства, так как имеет особую значимость для всего последующего развития человека. Именно поэтому в отечественной психолого-педагогической науке ведется поиск эффективных условий становления социального опыта дошкольников. Многие исследователи в области отечественной детской психологии затрагивали эту проблему в связи с общим ходом развития ребенка [12, 13, 14].

Отечественные учёные В.Н. Белкина, М.И. Лисина, В.С. Мухина подчёркивают, что формирование социальных умений у ребёнка дошкольника происходит через общение и взаимодействие с окружающими его людьми. Именно в условиях общения со сверстниками и взрослыми ребенок постоянно сталкивается с необходимостью усваивать и применять на практике нормы поведения, выстраивать взаимоотношения в игровых и реальных ситуациях. В свою очередь наличие у детей определенного уровня социальной зрелости очень важно для процесса становления форм и средств детского сотрудничества.

Сформированность социальных умений определяет ролевое поведение дошкольника, отражает степень его знакомства с правилами, регулирует его поведение в ситуациях общения и взаимодействия, и является одной из важнейших задач социально-личностного развития. Социальные умения помогают понять других людей и быть понятыми ими; устанавливать доброжелательные отношения, налаживать контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Педагоги и психологи рассматривают социальные умения как необходимое условие для достижения эмоционального комфорта. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования определяет круг умений, которые относятся к социальной сфере развития ребёнка.

ФГОС дошкольного образования констатирует, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен уметь проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других; уметь разрешать конфликты. К показателям успешного социального развития можно отнести и умение различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам. Целевые ориентиры направлены также на умение дошкольника следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстникам, умение соблюдать правила безопасного поведения.

Специально организованный процесс по формированию у детей социальных умений можно рассматривать как один из компонентов социального воспитания и как одно из условий, необходимых для полноценной социализации ребенка. Эффективность данного процесса во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Изменения, происходящие в современном обществе и в системе современного образования, требуют от педагога поиска новых форм и методов для решения поставленных задач. В последние годы активным становится использование в практике дошкольного образования современных образовательных технологий. Наибольший интерес педагогов вызывает кейс-технология, которая нацелена на личностно-ориентиро-ванное деятельностное обучение.

Кейс-технология - это интерактивная технология

краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Главное предназначение данной технологии

- развивать способность прорабатывать проблемы и находить их решение, научиться использовать уже имеющиеся знания [15, 16].

В рамках лаборатории «Современные образовательные технологии» под руководством доктора педагогических наук, профессора Тольяттинского государственного университета Ирины Викторовны Руденко было проведено экспериментальное исследование по адаптации кейс-технологии для работы с дошкольниками. На основе концептуальных положений использования кейс-технологии в работе с дошкольниками (авторы: д.п.н., профессор Руденко И.В., педагоги - Гончарова И.Г., Кривошеева О.В., Лаврикова О.А.) творческим коллективом детского сада № 184 «Жигулёнок» разработана и внедрена в образовательный процесс кейс-технология «ролевое проектирование».

Цель данной технологии в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией проблемную ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Важной особенностью данного метода является ролевое взаимодействие. Ролевая игра

- способ расширения социального опыта дошкольников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Основное отличие кейс-технологии «ролевое проектирование» в том, что дошкольникам выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать.

Особое внимание при использовании кейс-технологии «ролевое проектирование» уделено рефлексии - процессу, который предполагает возможность для дошкольников оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией. По окончании игрового взаимодействия у детей может появиться потребность поспорить о происходившем, проиграть ситуацию заново. Рефлексия устраняет негативное послеигровое действие, осуществляет логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом — как к детям. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем. Рефлексия даёт возможность детям развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу, позволяет закрепить социальные умения, при необходимости исправить ошибки [6].

Реализация задач по внедрению кейс-технологии в образовательный процесс детского сада связана с формированием педагога, способного работать творчески. Именно поэтому, первоначально была определена цель данной работы - организация в дошкольном учреждении системы по внедрению в образовательный процесс ДОО новой инновационной кейс-технологии - «ролевое проектирование». Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Формирование мотивационной готовности у участников творческой группы к разработке и апробации новой технологии.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОО.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. На подготовительном этапе происходит осознание собственного Карельский научный журнал. 2014. № 4

М.А. Дружинина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ...

опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности. Кроме этого, выявляются проблемы, происходит поиск их причин и пути их решения. Используются такие формы работы как заседания творческой группы, работа круглого стола, изучение документации, консультации, семинары и т.д.

Основной этап - систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, разрабатываются методические рекомендации по внедрению кейс-технологии в образовательный процесс ДОО. На данном этапе наиболее эффективны взаимопосещения и взаимопросмотры, мастер-класс, практические занятия, видеозаписи, стажировочные площадки.

Итоговый этап - это подведение итогов и анализ работы за определённый период, определение дальнейших целей и задач, путей их реализации. Педагоги принимают участие в конференциях разного уровня, представляют свой опыт работы в печати, организуют презентации на уровне дошкольной организации, города, региона.

Деятельность педагогов в рамках инновационной деятельности направлена на формирование и совершенствование их профессиональных компетентностей [17-23] и позволяет не только познакомить педагогов с технологией, но и способствует её успешной реализации в работе с дошкольниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 8от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384)

3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа. - 2008.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - М., 2003.

5. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Голованова Н.Ф. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

6. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения / http://www.vshu.ru/lections.php?tab_ id=3&a=info&id=2600.

7. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией А.Г. Рузской — М.: Издательство «Институт практической психологи». - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1997. — 383 с

8. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

9. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития. / В.С. Мухина. - М.: 2006. - 608 с.

10. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Академия, 2007. - 176 с.

11. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. -СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

12. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 101-103.

13. Галеева Е.В., Галкина И.А. Эмоциональные представления и их вербализация у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 53-55.

14. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168-174.

15. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.

16. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 107110.

17. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

18. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 83-86.

19. Тарасова С.М. Исследование уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций студента-педагога как фактора успешной социальной адаптации к будущей профессии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 272-276.

20. Платонова Р.И. Формирование творческого отношения студентов педагогических специальностей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 111-116.

21. Люсев В.Н., Мишин А.В. Проблемное обучение как метод интегрирующий образовательную и производственную деятельность // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012.№ 28. С. 856-859.

22. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

23. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции педагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132.

24. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.:Академия, 2007. - 468 с.

25. Руденко, И.В. Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие / И.В. Руденко [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 288 с.

26. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб. - М.: ВПО, 2000.

27. Технология кейс-стади в работе с дошкольниками: учеб. - методическое пособие / М.А. Дружинина и др. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. - 89с.

28. Шимутина, Е. Н. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Н. Шимутина / Образовательные технологии, 2009. - N 1. - С. 103-1

М.А. Дружинина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ..

FORMATION SOCIAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN CASE BY TECHNOLOGY «ROLE DESIGN»

© 2014

M.A. Druzhinina, Deputy head of educational and methodical work

d/s №184 «Zhigulenok" ANO "ChildhoodPlanet" Lada ", Tolyatti (Russia)

Annotation: The article reveals aspects of the use case technology "role design" in the formation of social skills in preschool children. Stages of work with teachers in the organization of innovative activities in preschool educational institution.

Keywords: socialization; social skills; Case technology; role interaction; educational process of preschool educational organizations.

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.О.ТОЛЬЯТТИ)

© 2014

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования.

Ключевые слова: траектория, профессия, образование, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, рынок труда, специальность, активность, выборка, исследование, учащиеся, планы, самоопределение, занятость, профориентация, работа, образование.

Рассмотрим эти проблемы с точки зрения эмпирических исследований. Проблема социально-трудовой мобильности молодежи (возраст 14-30 лет) стоит особо остро. Специфичность данной демографической группы состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта категория населения наиболее активна в своем самоопределении в силу юношеского оптимизма и мобильности.

Исходя из поставленной цели изучения факторов воздействующих на различных этапах выбора молодежи профессиональной сферы деятельности образовательного учреждения, образа жизни и места работы, в рабочий исследовательский инструментарий была включена разработка социологического исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуществлении исследования «Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города» методом анкетного опроса в ноябре-декабре 2013 года, при генеральной совокупности - 3254 человек, выборочная совокупность составила 732 человек - выпускники 9 и 11 классов средних школ города Тольятти, 126 человек-выпускников школ поселка Поволжский Самарской области, также методом случайной выборки были опрошены учащиеся профессиональных технических колледжей Автозаводского района города Тольятти. При генеральной совокупности обучающихся в 565 человек, выборочная совокупность составила 238 человек. Результатом пилотажного исследования явилась адаптация уже существующих анкет для изучения круга факторов, влияющих на социально-трудовую мобильность молодежи.

Всего было опрошено 732 человек (6,2 %) общеобразовательных школ города Тольятти. Выпускников 9-х классов - 376 человек, из них 182 юношей и 194 девушки, выпускников 11-х классов - 356 человек, соответственно - 149 и 207. Анкета содержит ряд вопросов позволяющих выявить уровень информированности выпускников о ситуации на рынке труда и образования Самарского региона и определить круг факторов, влияющих на выбор профессии. Что касается объективных характеристик личности, то среди них были выделены пол, класс, социально-профессиональный статус родителей.

Учитывая ситуацию, в которой находились учащиеся в момент опроса, мы сконцентрировали внимание на

образовательных и профессиональных планах учащихся 9 и 11 классов города Тольятти, необходимость конкретной постановки которых старшеклассникам диктует сама жизнь. Одним из важнейших факторов воздействия на профессиональное самоопределение является время выбора профессии и конкретного учебного заведения, в котором желал бы обучаться будущий специалист. По результатам исследования в целом для выпускников характерна высокая активность социально-трудовой мобильности: подавляющее большинство опрошенных уже имеют определенные планы на будущее.

Таким образом, можно сделать вывод, что к завершению 11 класса школьники уже имеют осознанные жизненные планы по дальнейшему направлению своей трудовой деятельности. Анкетировать данную аудиторию на освоение рабочих специальностей на ОАО «АВТОВАЗ» или других предприятиях практически бесперспективное занятие, за исключением случаев, когда такое решение было принято школьниками раньше. Результаты опросов показывают слабое знание учащимися учебных заведений, существующих в городе: не обозначены ряд ПТУ, ссузов, готовящих студентов по дефицитным специальностям, а также не просматривается возможность обучения в филиалах различных учебных заведений в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и других. Структура профессиональных устремлений выпускников представлена нами по семи группам профессий (правоохранительные органы; здравоохранение; экономика, финансы, управление; сфера обслуживания; работники культуры и искусства; работники транспорта; работники связи). Необходимо отметить, что никто из учащихся при планировании будущей профессиональной деятельности не имеет намерения пойти работать в систему образования или в коммерческие структуры. Возможно, непрестижность профессии и низкий уровень зарплаты преподавателей сформировали у учащихся стойкое нежелание работать с подрастающим поколением. Отношение к предпринимательству также оставляет желать лучшего вследствие того, что большинство молодых людей считают данную деятельность криминализированной и опасной.

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе опросов и ранее осуществляемых социологических исследований по схожей тематике, свидетельствуют о том, что до рыночных реформ городские и сельские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.