Научная статья на тему 'Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста'

Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / DIDACTIC POTENTIAL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ / INTERACTIVE GAMES / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE BOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна, Котова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются результаты целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм математического развития старших дошкольников, от которых зависит эффективность реализации дидактического потенциала информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF IMPLEMENTATION DIDACTIC POTENTIAL INFORMATION TECHNOLOGY THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the results of purposeful selection, design and implementation of elements of the content, methods and organizational forms of mathematical development of the senior preschool children, which determine the effectiveness of the implementation of the didactic potential of information technology.

Текст научной работы на тему «Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

И.В. Руденко, С.А. Котова КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ...

CRISIS? WHAT CRISIS? (continuation - part III)

© 2015

© Translation into Russian, O.N. Yarygin, 2015

J. Raven, Ph.D.

Edinburgh, Scotland (UK)

Abstract. This publication is a continuation of Dzh.Ravena published in the journal "Azimuth Scientific Research: Economics and Management" №4, 2014, includes parts I and II. Part I brings together material suggesting that the current financial "crisis" may well have been engineered to strengthen the hand of a relatively small group of people who use international financial institutions to manage the planet more generally. It is concluded that, behind the financial crisis lies a public management crisis. Part II discusses the interlinked crises in our habitat. It seems that we have to radically change the way we live if we are to survive as a species. In Part III it is suggested that these interlinked crises are even more deeply embedded in human societal organization than has been suspected. The trend toward centralized command-and-control management of human societies appears to have been proceeding inexorably since time immemorial. This appears to require the invention of more and more useless work to create the divisions which compel people to participate in the destructive activities which pre-occupy most societies. The financial and management crises then appear as symptoms of dysfunctional social organization, not as crises that can be addressed directly. Most of Part III is devoted to outlining ways in which the socio-cybernetic processes involved may be studied and the results used to design more appropriate sociocybernetic (governance) systems.

Keywords: system-generated crisis, a hierarchical social system, sociocybernetics, autopoiesis, a network of social forces, long-term interests of society, reductionist science, system dynamics, the survival of the human species.

УДК 373

КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2015

И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) С.А. Котова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе д/с № 66 «Матрешка», студент магистратуры Тольяттинского государственного университета

АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются результаты целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм математического развития старших дошкольников, от которых зависит эффективность реализации дидактического потенциала информационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, дидактический потенциал, интерактивные игры, математическое развитие старших дошкольников, интерактивная доска.

Информатизация мирового сообщества, происходящая в настоящее время, является научным и реальным фактом. Этот ообъективный процесс характерен и для России. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в Концепции региональной информатизации (2014 г.) [5]. Важнейшая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении уровня образования, достижении его нового качества. В Концепции модернизации российского образования до 2020 г. наивысший приоритет получило направление информационно-коммуникационных технологий и электроники. В этих условиях, как отмечается в Концепции, решающее значение «приобретает проблема информатизации образования, понимаемая ее не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды образовательного учреждения» [4].

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность педагогической системы. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы понимаем «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения» [3], которые способствуют эффективной реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии старших дошкольников.

К условиям, влияющим на эффективную реализацию дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста, отнесём:

1) программно-методическое обеспечение процесса математического развития, содержащее информацион-

ные технологии;

2) развитие положительной мотивации старших дошкольников в образовательной деятельности;

3) организацию практической деятельности, обеспечивающей увеличение меры субъектности ребёнка в выполнении программных задач.

Итак, первое условие - наличие программно-методического обеспечения процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста, которое предполагает использование информационных технологий, изучение программного обеспечения и создание цифровых образовательных ресурсов. Математическое развитие дошкольников строится в соответствии с основной образовательной программой (ООП) дошкольного учреждения. В рамках реализации Программы процесс формирования элементарных математических представлений представляет собой интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. При постановке и реализации задач математического развития дошкольников учитываются: закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом; возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений; принцип преемственности в работе детского сада и школы.

Наряду с традиционными направлениями развития математических представлений (количественных, величинных, геометрических, пространственных и временных) образовательная программа содержит развивающие задачи:

- развивать логическое мышление (формирование

И.В. Руденко, С.А. Котова педагогические

КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ... науки

представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний);

- развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии - предпосылки творческого продуктивного мышления.

Для реализации поставленных задач по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста используются многообразные формы, методы и средства. Среди нетрадиционных форм математического развития дошкольников отметим: математическую мастерскую, КВН, математический клуб, математическое бюро и лаборатория, викторина, олимпиада. Классифицируя методы развития элементарных математических представлений, предлагаемые программой, можно выделить:

1) методы повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты;

2) методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации; придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.; игры-драматизации; сюрпризные моменты; элементы творчества и новизны;

3) метoды oбучения и развития твoрчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее); игровые приемы; экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы) [9].

Использование методов, обеспечивающих интерактивный характер взаимодействия дошкольников и разнообразную практическую деятельность детей, стимулирующую активность и самостоятельность при решении учебных задач, обеспечивают развитие у дошкольников:

- умения действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умения осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умения выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умения осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умения переносить известные способы действий в новые условия.

И.А. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время [2]. В связи с этим, функцию педагога мы видим - в использовании различных интерактивных методов, в предоставлении детям возможности действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности, в создании разнообразной игровой среды для практической деятельности детей, обеспечивающую познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

Разнообразие средств развития элементарных математических представлений в Программе представлено как традиционными комплектами наглядного дидактического материала для занятий, оборудованием для самостоятельных игр и занятий детей, пособиями для воспитателя детского сада, учебно-познавательными 102

книгами для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи, так и современными образовательными технологиями [8]. К их числу относятся:

1. Интерактивные технологии («Дерево знаний», «Цепочка», «Аквариум», «Калейдоскоп подсказок», «Корзина идей», «Соты» и т.д.). Технология «Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Тeхнoлoгия «Цетчш» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Тeхнoлoгия «Аквaриyм» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот приём дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

Технoлогия «Калейдоскoп подсказoк», основой которой служит кубик, на гранях которого с помощью значков представлены подсказки для мышления (описать внешний вид предмета, сравнить его с другими предметами, как и где можно применять этот предмет, сформулировать все «за» и «против» предмета), позволяет создавать у детей целостное представление об изучаемом предмете.

Технoлогия «Корзина идей», когда обозначенная проблема обсуждается с помощью корзины идей. Дети обмениваются информацией в группах, заполняют корзину идей карточками, рисунками, заданиями, совместно обсуждают выбранные идеи, с помощью педагога делают выводы.

Технoлогия «Соты». Участники-дети в малых группах выбирают карточку-задание и в сотах выполняют задание. После выполнения дети раскладывают карточки в ячейки «Сот», рассказывают о выполненном задании, распределив част выступления между собой или выбрав отвечающего.

2. Кейс-технологии, сущностью которых является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети учатся получать необходимую информацию в общении и доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; принимать помощь; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений [7]. В результате использования кейс-технологий обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.

3. Технология проблемного обучения - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При этом знания и способы деятельности не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска и весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника [8-12].

4. Здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз) - система мер, включающая взаи-

И.В. Руденко, С.А. Котова КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ...

мосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах обучения и развития дошкольников, активное формирование здорового образа жизни и здоровья детей дошкольного возраста [13-16].

5. Информационные технологии (интерактивная доска, приставка, мультимедийное оборудование, компьютеры и прочие информационные средства) [17; 18].

Использование информационных технологий в математическом развитии дошкольников предполагает наличие медиатеки готовых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и создание новых ресурсов в соответствии с требованиями общей образовательной программы, разработанных с помощью предлагаемого программного обеспечения. Таким образом, необходимым условием для реализации дидактического потенциала информационных технологий для математического развития дошкольников стала разработка дополнительной образовательной программы для старшего дошкольного возраста с использованием информационных технологий (интерактивной доски).

Второе условие - развитие положительной мотивации старших дошкольников в процессе математического образования с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Исследования показали, что формирование положительной мотивации - не стихийный процесс, её надо специально развивать [1923]. Положительная мотивация чаще всего является следствием стимулирующих влияний педагога. При формировании положительной мотивации у старших дошкольников главная задача воспитателя состоит в том, чтобы перевести внешнее стимулирование в самовоспитание внутренней мотивации, чтобы выявить интересы детей. Одним из самых распространенных внешних проявлений заинтересованности информационными технологиями является увлечение детей игровыми программами. Если эту заинтересованность не трансформировать и не развивать, то интерес к изучению математики, развитию различных видов мышления, использованию широкого дидактического потенциала информационных технологий исчезает и остается только внешняя привлекательность оборудования.

Несмотря на то, что практически все игровые программы имеют разные стороны, их можно использовать и как развлекательные, и как средства обучающие, расширяющие кругозор, интересы, выбор в данном случае падает именно на занимательную составляющую, которая практически не оказывает влияния на развитие детей. Важно, чтобы внешняя занимательность обязательно переросла во внутренний мотив, необходимый для процесса формирования положительной мотивации дошкольника [2]. Когда педагог получит информацию о том, чем увлекаются дети, он должен подобрать и предложить им такие задания и игры, которые бы в большей степени опирались на их интересы. Однако важно, чтобы эти задания содержали не только материал, представляющий интерес для дошкольников, но и новую информацию, уже изначально связанную с математическим содержанием. Важно, чтобы дети обязательно обратили внимание на вводимую информацию, желательно использовать эффект неожиданности, удивления.

В следующий раз педагог опять подбирает такие задания, которые опираются на интересы детей, но для решения важно привлечь новую информацию, часть которой была обозначена в предыдущем задании. Оказавшись в подобных условиях, дошкольники на основе своего опыта пытаются получить новые знания. Новая информация, новые способы деятельности по достижению цели приводят к положительным эмоциям, следовательно, появляется желание вторичного переживания. Как следствие закладываются основы формирования познавательной мотивации к процессу математического развития с использованием информационных

технологий, формируется потребность пополнять свои знания в данной области. При многократном использовании данного механизма формируется познавательный интерес, познавательная мотивация, которым уже не нужны внешние подкрепления со стороны педагога.

Третье условие - организация практической деятельности, обеспечивающей увеличение меры субъектности ребёнка в выполнении учебных задач. В философском энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия «субъект». «Субъект-индивид, познающий внешний мир, воздействующий на него в своей практической деятельности» [6]. Как считает В.В. Давыдов, «субъектность - это качество, приобретаемое субъектом, если он занимает активную позицию в процессе деятельности, это высший уровень развития человека, проявляющийся в активном преобразовании окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями» [1]. Согласно возрастной периодизации развития субъектности, разработанной В.И. Слободчиковым, ребёнок старшего дошкольного возраста может действовать не только как исполнитель, «способен сам замыслить необходимое для решения поставленной задачи действие, он способен действовать как субъект при овладении способами необходимых видов деятельности, мобилизации ресурсов для реализации этих видов деятельности» [24].

В связи с этим возникает необходимость изменения отношения к ребёнку и повышению его субъектной позиции. Роль педагога сводится к актуализации, стимулированию детей в выполнении учебных задач, созданию условий для саморазвития, самодвижения, включающие материалы и средства для конструктивных, творческих, обучающих, сюжетно-дидактических, развивающих, компьютерных, интерактивных, двигательных игр для индивидуальной, парной, подгрупповой и коллективной деятельности детей по математическому развитию. Непосредственно-образовательная деятельность с дошкольниками по математическому развитию должна строиться с направленностью на:

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех детей;

- применение заданий, позволяющих ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую);

- стимулирование дошкольников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

- обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

- оценка (поощрение) не только правильного ответа ребёнка, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

Такая организация непосредственно-образовательной деятельности предполагает: свободное перемещение дошкольников по группе в течение занятия; сопровождение некоторых занятий тихой музыкой; различная расстановка столов для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение, соединение в общий стол для занятий командой и т.д.); широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, интерактивной доски, что также в полной мере будет способствовать реализации дидактического потенциала компьютерных средств обучения и информационных технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно предположить, что реализация дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии старших дошкольников будет более успешна, если продуманы условия, которые в своей совокупности будут соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

И.В. Руденко, С.А. Котова

КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ...

(ФГОС ДО), основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.

Условия реализации дидактического потенциала информационных технологий оказывают достаточное влияние, как на математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, так и на формирования у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологиза-ции, происходящим в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

3. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих / Под. ред. Д.А. Поспелова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 350 с.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования). Утверждена Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г. Распоряжение №1662-р. - 2008. - URL: http://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

5. Концепция региональной информатизации. Утверждена Правительством Российской Федерации 29 декабря 2014 г. Распоряжение №2769-р. - 2014. - URL: http://govemment.ru.

6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: ООО «Мир и образование», 2004. - 1200 с.

7. Дружинина М.А. Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии «ролевое проектирование» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.

8. Руденко, И.В. Проблемное обучение в детском саду: учебно-методическое пособие / И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. - Тольятти, 2012. - (9 п.л./ 2п.л.)

9. Першина Н.А. Проблемные ситуации как инструмент формирования познавательного интереса при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 183-185.

10. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.

11. Кочеткова И.А. Методологические основы задач-ного подхода к процессу обучения младших школьников математике // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 57-59.

12. Альмагамбетова Л.С. Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского

государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 19-21.

13. Меркулова Н.Г., Романова Н.Н. Включение здо-ровьесберегающих технологий в работу с детьми, имеющими нарушение функций опорно-двигательного аппарата // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 78-80.

14. Ремезова Л.А. Проектирование социально-пе-дагогическтих условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 98-102.

15. Ошкина А.А. Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 160-163.

16. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 88-91.

17. Котова С.А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 65-69.

18. Руденко, И.В. Современные образовательные технологии в детском саду/ И.В. Руденко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3. С. 423-426

19. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 54-57.

20. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168-174.

21. Галеева Е.В., Галкина И.А. Эмоциональные представления и их вербализация у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. 4 (15). С. 53-55.

22. Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 124-127.

23. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психологические и психолигнгвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 53-55.

24. Слободчиков, В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания) / В.И. Слободчиков. - М.: Дрофа, 2003. - 115.

COMPLEX OF IMPLEMENTATION DIDACTIC POTENTIAL INFORMATION TECHNOLOGY THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2015

I.V. Rudenko, Doctor of Education, Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia) S.A. Kotova, Deputy Director for educational-methodical work detskiy sad № 66 «Matryoshka»,

student magistracy Togliatti State University

ANO DO «Planeta detstva «Lada», Togliatti (Russia)

Abstract. The article discusses the results of purposeful selection, design and implementation of elements of the content, methods and organizational forms of mathematical development of the senior preschool children, which determine the effectiveness of the implementation of the didactic potential of information technology.

Keywords: information and communication technologies, digital educational resources, didactic potential, interactive games, mathematical development of the senior preschool children, interactive board.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.