УДК 373
СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
© 2014
С.А. Котова, специалист развивающего обучения д/с № 137 «Чижик», студент магистратуры Тольяттинского государственного университета
АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к современной тенденции использования интерактивной доски в работе с дошкольниками. Представлен опыт внедрения технологии интерактивной доски при организации занятий с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, информационно - коммуникационные технологии, интерактивная доска.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) и нового оборудования (интерактивных досок (ИД), приставок, проекторов).
Отечественные и зарубежные исследователи такие как, С. Новосёлова, Ю. Горвиц, Г. Петку, И. Пашелите, Б. Хантер и др., изучающие развитие дошкольников в условиях использования ИКТ, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста. В целом сделанные ими выводы таковы:
- новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
- новые ИКТ в разной степени доступны детям младшего возраста;
- родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ, и какая информация доходит до них через ИКТ;
- возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;
- многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;
- педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;
- уровень обеспечения дошкольных образовательных учреждений инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;
- общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует [1].
Появление нового элемента (интерактивной доски) в педагогической системе во многом может изменить её функции и позволит достичь нового педагогического эффекта вследствие преобразования предметно - развивающей среды, создание новых, научно обоснованных средств для развития дошкольников, а так же обновления средств и форм работы с детьми [2].
На данном этапе современные исследования Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании под руководством И. Калаш позволяют предположить, что использование интерактивной доски может обеспечить условия для сотрудничества и позитивного опыта обучения среди детей или в общении детей и взрослых. При этом такой результат не возникает сам собой. Педагоги дошкольного образования должны уметь прогнозировать результат, в частности, какого именно обучающего взаимодействия они хотели бы достичь при использовании интерактивной доски (включая взаимодействие взрослых и детей или взаимодействие между самими детьми), и применять технологию интерактивной доски в соответствии поставленным целям.
Очевидно, что применение интерактивной доски позволяет повысить эффективность процесса обучения и
развития ребёнка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска [4-10]. Вероятнее всего, если использовать интерактивную доску для поддержки дошкольного образования по всем образовательным областям, включенным в программу, то эту технологию следует интегрировать таким образом, чтобы способствовать развитию у детей позитивного настроя на обучение. Необходимо поощрять дошкольников к использованию инструментов интерактивной доски в целях, которые возникают у самих детей в процессе игр. Применяя интегрированный подход, когда интерактивная доска используется в процессе взаимодействия педагога и детей, можно обеспечить детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.
В дошкольном образовании выделяют четыре главные области обучения, в которых роль интерактивной доски можно реализоваться оптимально:
• Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, конструировании, обсуждении того, что дети видят на интерактивной доске. Но для достижения максимальной пользы от применения интерактивной доски требуется совместная деятельность педагогов и дошкольников.
• Творчество. Для того, чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых ситуациях. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого оценивания и понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога и детей. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если...». Чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить всевозможные варианты действий, всегда видеть вероятность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.
• Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции интерактивной доски в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики. Хотя существует явная необходимость большего развития программных продуктов для интерактивной доски, новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого.
• Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что интерактивные доски можно применять, чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении (сначала думать, а потом действовать), и что инструменты интерактивной доски, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности, помогающие в обучении обучению, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом
поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры [1].
В нашем дошкольном учреждении АНО ДО «Планета детства «Лада» дс №»137 «Чижик» города Тольятти установлена многопользовательская интерактивная доска SMART Board нового поколения, позволяющая детям выполнять задания у доски, как с помощью руки, так и с помощью использования специальных маркеров. Коллектив детского сада с повышенным интересом воспринял появление нового оборудования, несмотря на то, что раньше ничего подобного педагоги в своей работе не использовали, и освоение новой технологии требовало определенных усилий.
Несомненно, что одним из главных условий внедрения технологии работы с ИД является наличие специалистов и педагогов, знающие технические возможности нового оборудования; чётко выполняющие санитарные нормы и правила использования интерактивной доски в учреждениях образования; хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым информационно - коммуникационным технологиям. Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что для овладения технологией работы с ИД предварительно необходимо уметь выполнять следующие задачи:
- устанавливать на свой ПК необходимое ПО - программу Smart Notebook и сопровождающие ее коллекции и галереи интерактивных объектов;
- технически научиться работать в среде этой программы, находясь за компьютером;
- освоить практические приемы работы, находясь непосредственно у интерактивной доски.
По данным анкетирования, проведённого среди педагогов детского сада вначале внедрения ИД, из 24 опрошенных педагогов у 13 (54%) имелись дома компьютеры. Владели компьютером лишь 6 (25%) воспитателей. Поэтому возникли проблемы обучения педагогов и интеграции ИД в воспитательно - образовательный процесс дошкольного учреждения, успешное решение которых способствовало бы всестороннему воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и соответственно повышению качества образования.
Новое оборудование удалось внедрить в работу относительно быстро, чему содействовали:
- организация стажировочных площадок на базе детских садов лаборатории «Современные образовательные технологии» под научным руководством д.п.н., профессора Тольяттинского государственного университета И.В. Руденко;
- серия учебных пособий лаборатории образовательных технологий по разработке и внедрению конспектов занятий с использованием интерактивной доски.
Ожидаемый положительный результат применения интерактивной доски перевесил возникавшие сложности. В настоящее время интерактивную доску активно применяют в работе с детьми специалист развивающего обучения, психолог, музыкальные руководители, воспитатели (7 педагогов - 29%).
Непосредственно образовательную и развивающую деятельность с использованием доски педагоги проводят один - два раза в неделю, при этом используются как готовые электронные образовательные ресурсы, так и собственные разработки в PowerPoint и программном обеспечении доски. Применяя многообразие инструментов ИД и возможности их использования в развитии и обучении детей дошкольного возраста, можно выделить следующие направления использования педагогами интерактивной доски:
• ИД и грамотность;
• ИД и математическое мышление;
• изобразительное искусство;
• музыкальное образование;
• психоэмоциональная саморегуляция дошкольни-
ков.
Занятия организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. После проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятиях (94% дошкольников).
В старших группах интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности: развитие элементарных математических представлений (РЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т.д. При тематическом планировании часто используется прием интерактивных путешествий («В осенний лес», «Наш любимый город Тольятти», «Ферма», «Магазин», «Овощи-фрукты» и др.). Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии. Подготовка одного занятия занимает не более 15-20 мин. На занятиях с интерактивной доской очень приятно услышать от детей: «Вот здорово! Хотим ещё поиграть!»
Педагоги активно используют в работе готовые игры с дисков серии «Несерьезные уроки» (разработки компании «Новый диск»). Эти материалы адаптированы для детей дошкольного возраста, содержат множество заданий, воспитатели могут легко встроить их в свою педагогическую разработку. Так, в течение трехлетнего использования интерактивной доски наш детский сад выпустил два собственных пособия «Интерактивная доска Smart Board в работе с дошкольниками», «В мир природы с интерактивной доской».
У детей, по наблюдению педагогов, повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Несмотря на то, что воспитатели пока не в полном объеме задействуют возможности доски, она способствует повышению динамики воспитательно-образовательного процесса, помогает детям лучше осваивать и осмысливать новую информацию, применять её в своей повседневной жизни, успешно пройти предшкольную подготовку.
В результате анкетирования 80% родителей (в 2013 г.) и 89% родителей (в 2014 г.) считают, что интерактивную доску необходимо использовать как средство пред-школьной подготовки в детском саду, которое расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Несмотря на несомненную и очевидную практическую значимость ИД в детском саду, задача использования и организации работы по предшкольной подготовке в условиях образовательного учреждения остаётся открытой для дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального изучения. Выявленные недостатки на практике использования ИД на современном этапе объясняются наличием противоречий между:
- значительным образовательным потенциалом дошкольников и его недостаточным использованием при работе с ИД;
- возможностью осуществления предшкольной подготовки с использованием интерактивных игр и недостаточной методической базой дошкольного образовательного учреждения;
- между доступностью большого количества обучающих дидактических игр и отсутствием их системати-
45
зации.
Обозначенные противоречия определили проблему дальнейшего исследования: каков дидактический потенциал интерактивных игр для осуществления предшколь-ной подготовки у старших дошкольников?
Принятые ФГОС задают определенную перспективу для дошкольного образования, в частности в том, как в нём используются современные технологии. Практический опыт использования технологий как инструментария педагогического процесса показал, что воспитатели, владеющие ими, умело и гибко могут перестраивать структуру совместной деятельности детей и взрослых, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка; продумывать во всех деталях организацию учебной среды с безусловным созданием комфортных условий для дошкольника [3].
Мы также видим, насколько высокую оценку на сегодняшний день дают использованию интерактивных досок педагоги дошкольного образования. Понятно, что им необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира.
Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в новаторских дошкольных образовательных учреждениях тщательно продумывают и анализируют образовательные цели и возможные выгоды от использования интерактивной доски в процесс обучения, игры и развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании / И. Калаш. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. - 177 с.
2. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером. / В.
Н. Могилёва. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
3. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 423-426.
4. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 113-115.
5. Моисеева Е.В. Интерактивное обучение как средство развития и самореализации школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 118120.
6. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.
7. Роенко Л.Н. Роль инновационных технологий в методике подготовки учителей начальных классов к преподаванию родного языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 259-260.
8. Ахметжанова Г.В., Богданова А.В. Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 51-55.
9. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 196-198.
10. Морнов К.А. Интерактивное обучение как педагогическое условие развития личностно-профессиональ-ной компетентности будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 218-221.
THE MODERN TENDENCY FOR USING INTERACTIVE BOARD IN WORK WITH CHILDREN PRESCHOOL
© 2014
S.A. Kotova, speciality intelligent instruction sad № 137 «Chiqik», student magistracy Togliatti State University
ANO DO «Planeta detstva «Lada», Togliatti (Russia)
Annotation: In this article we can see principal approachs in the modern tendency for using interactive board in work with children preschool. Also we have presentation experiment application technology interactive board when organizing activities for children of preschool age.
Keywords: Federal state educational standards of preschool education, information and communication technologies, interactive board.