Научная статья на тему 'Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий'

Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MATERIAL AND TECHNICAL CONDITIONS / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL RESEARCH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EDUCATIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумакова Ольга Евгеньевна, Евдешина Марина Юрьевна

В статье представлен опыт работы детского сада № 193 Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» по созданию образовательной среды на территории ДС с приоритетным познавательно-исследовательским направлением деятельности в летний период. Авторы раскрывают общие подходы к определению комплекса условий в организации образовательной среды летом в детском саду, выделяя три группы условий: психолого-педагогические, организационно-методические, материально-технические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN AS COMPLEX CONDITIO

The article presents the experience of the kindergarten № 193 «Zemlyanichka» autonomous nonprofit organization «Childhood` Planet «Lada» Togliatti to create an educational environment on the territory of the DS with the priority of cognitive research activity in the summer. The authors describe General approaches to the definition of the complex conditions of the educational environment in the summer in kindergarten, distinguishing three groups of conditions: psychological-pedagogical, organizational-methodological, logistical.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий»

student.km. ru/ref_show_frame.asp?id.

4. Сенашенко, В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С.18-24.

5. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.

6. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.

7. Люсев В.Н. Эвристические средства интеграции образовательной и профессионально-производственной деятельности // Педагогическое образование и наука.

2012. № 1. С. 81-86.

8. Слесарев Ю.В. Разработка модели обучения студентов в вузе на основе компетентностного подхода // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 7 (11). С. 163-168.

9. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.

10. Моисее В.Б., Волков С.Н., Жаткин Д.Н., Сергеева

С.В., Вагаева О.А. Реализация принципов непрерывности и интеграции в системе многоуровневого профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 140-147.

11. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 3. С. 64-68.

12. Гаврилова М.И. Результативно-целевая основа компетентностного подхода в повышении качества подготовки магистра // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 310-313.

13. Моисеев В.Б. Непрерывное образование в условиях многоуровневого технического вуза // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 8. С. 13-16.

14. Иванова, Е.О. Компетенция как вариативно-личностный результат усвоения содержания образования / Е.О. Иванова // [Электронный ресурс] : Материалы Международной научно-практической конференции «Классическая дидактика и современное образование», посвященной 90-летию со дня рождения И.Я. Лернера. 9-10 апреля 2007 г. - М. Режим доступа: http://www. lemer.edu3000.ru/Moskva-2007/ivanova.htm.

© 2014

REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN SYSTEM OF PRAKTIKOORIYENTIROVANNY TRAINING

E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy» Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In article communication of competence-based approach with the personal focused education, difference of the concepts «competence» and «competence», value of competence-based approach at a choice of forms and methods of training is considered.

Keywords: competence-based approach, educational competences, professional education, the praktiko-focused situation.

УДК 373.211.24 (075)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА КАК КОМПЛЕКС УСЛОВИИ

© 2014

О.Е. Туманова, кандидат педагогических наук, заведующий детского сада № 193 «Земляничка» М.Ю. Евдешина, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

детского сада № 193 «Земляничка» АНО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт работы детского сада № 193 Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» по созданию образовательной среды на территории ДС с приоритетным познавательно-исследовательским направлением деятельности в летний период. Авторы раскрывают общие подходы к определению комплекса условий в организации образовательной среды летом в детском саду, выделяя три группы условий: психолого-педагогические, организационно-методические, материально-технические.

Ключевые слова: образовательная среда, психолого-педагогические условия, организационно-методические условия, материально-технические условия, современные образовательные технологии, познавательно-исследовательская деятельность, образовательная ситуация.

Стремительное развитие общества требует от человека умений самостоятельного и творческого освоения информационного пространства, быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Среда - одно из условий передачи традиций между поколениями, становления самосознания ребенка, его самоопределения. Эффективное решение данной задачи может быть обеспечено целесообразным проектированием и созданием образовательной среды на территории детского сада летом.

Анализ литературы показал, что важную роль имеют работы, которые говорят о значении предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка (Р.Б. Стеркина [1], В.С. Мухина [2]). Научный и практический интерес представляют труды, изучавшие пред-

метную среду раннего детства (Л.А. Максимова [3]). Основополагающее значение имеют работы, раскрывающие принципы организации предметно-развивающей среды (В.А. Петровский [4]).

В последние годы появилось достаточное число исследований, в которых развивающая среда рассматривается как условие развития познавательной сферы дошкольников, их творческих способностей, основ экологической культуры.

Современные исследователи рассматривают предметно-развивающую среду с точки зрения организации, проектирования, управления.

Несмотря на значительное число исследований по данной теме на современном этапе не уделяется достаточного внимания теоретическим и практическим аспектам создания условий для дошкольников на территории

детского сада в летнии период.

Организация средового пространства на территории детского сада в летний период предполагает создание: условии психолого-педагогические; организационно-методические и материально-технические (рис.1).

Рисунок 1 - Условия создания образовательной среды на территории детского сада.

Определение концептуальных идей с учетом приоритетного познавательно-исследовательского направления ДС - первое психолого-педагогическое условие. Общеизвестно, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует, среда, которая дает ребенку возможность «вычерпывать» из нее информацию, соответствующую интересам, потребностям ребенка, а предметный мир побуждает к самостоятельным активным действиям.

Очевидно, что необходима организация такого пространства, которое ориентирует на становление исследовательской позиции ребенка в окружающей среде, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск в получении новых знаний путем активного взаимодействия с миром. Поэтому лейтмотив - «детский сад «Земляничка» - страна открытий» - ведущий в проектировании и создании образовательной среды в детском саду с приоритетным познавательно-исследовательским направлением. Он базируется на следующих концептуальных идеях

1. Проблемность или противоречие как закономерность познания, является основным механизмом, активизирующим обучение ребенка. (Б.Т. Ананьев[5], С.Л. Рубинштейн[6], А.Н. Леонтьев[7], А.М. Матюшкин[8]). Именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, пробуждение ее мыслительной активности.

2. Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает отношение к ребенку как равноправному партнеру в условиях сотрудничества и направлена на интересы ребенка, перспективы его развития (В.А. Петровский [4]).

3. Ребенок - субъект познания. На становлении позиции субъекта базируется возможность творческого освоения деятельности, достижения в ней высоких результатов (К.А. Абульханова-Славская [9], Б.Г. Ананьев [5], С.Л. Рубинштейн [6]). Развивающий характер предметно-пространственной среды. Развивающее влияние среды тем выше, чем активнее включаются дети в ее изучение и преобразование. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский [10]).

4. Опора на принципы организации предметно-развивающей среды - второе психолого-педагогическое условие создания образовательной среды летом. На современном этапе образовательная среда детского сада формируется в соответствии с принципами: информа-

тивности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, учёта полоролевой специфики педагогической целесообразности (ФГОС ДО [11]).

Третьим психолого-педагогическим условием является программное обеспечение образовательной среды. Его содержание обуславливает создание образовательной среды на территории детского сада в летний период с учетом приоритетного направления деятельности.

Использование современных образовательных технологий, как первое организационно-методическое условие, обеспечивает перевод воспитанника на позицию субъекта детской деятельности, а именно, самостоятельность в целеполагании, мотивации деятельности, в поиске путей и способов ее осуществления, в самоконтроле, способности получить результат [12; 13; 14].

Ведущей технологией в создании условий в детском саду с приоритетным познавательно-исследовательским направлением деятельности является технология проблемного обучения (ТПО) [15; 16], которая отвечает закономерностям развития дошкольника, стимулирует его поисковую деятельность, так как не дает знания в готовом виде, а задает их как предмет поиска, что адекватно целям и содержанию современного образования (И.В.Руденко, О.Е.Тумакова [17]).

Освоению ТПО летом способствуют такие формы организации взаимодействия воспитателей и детей как проблемные образовательные ситуации на экологической тропе, кружковая работа, а также наблюдения и экспериментирование.

Проектирование участков и тематических площадок - второе организационно-методическое условие. Оно реализуется на основе интеграции двух видов: по тематическому принципу и по видам деятельности.

Использование интеграции по тематическому принципу помогает создавать условия для становления целостности опыта дошкольников, системности представлений и обобщенности осваиваемых ими действий, обеспечивающих самостоятельность и инициативность, успешность в решении широкого круга посильных проблем и задач.

Ведущей формой интеграции по тематическому принципу определяем проектную деятельность педагогов, воспитанников и их родителей. Сущность проектного метода рассматриваем как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Дидактический смысл проектной деятельности в летний период заключается в том, что она развивает познавательную активность самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.

Интеграция по видам деятельности способствует созданию широкого исследовательского пространства. Усиливается развитие исследовательской активности и инициативы детей в условиях новизны, сложности объектов и проблемных ситуаций. При этом открытия, которые совершают дошкольники, сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями.

Окружающая среда летом - это целостная картина мира. Отдельные и разные ее стороны являются интересными объектами для комплексного освоения. Поэтому следующим организационно-методическим условием является разработка инструктивно-методических материалов на основе комплексно-тематического подхода.

Данный подход предполагает создание условий для комплексного решения педагогических задач, объединенных одной темой. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития, текущие явления и яркие события.

В качестве основной формы комплексной организации среды выделена образовательная ситуация. Главным в образовательной ситуации является упражнение в освоенных способах действий, закрепление представлений детей, уточнение их и применение при решении разных задач [18; 19; 20]. Преимущественно комплексный характер образовательных ситуаций обуславливается включением задач, реализуемых в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

В летний период используются различные образовательные ситуации. В младшем возрасте несомненно преобладают игровые формы ситуаций. В старшем значительно усиливается роль реально-практических и условно-вербальных образовательных ситуаций. Вместе с тем, игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, поэтому игровые ситуации продолжают включаться в образовательную деятельность, но они становятся проблемными по своему содержанию, включают более сложные игровые задачи.

Сбор и обобщение инструктивно-методических материалов в рамках комплексного планирования летом соответствует третьему условию группы.

Таблица 1 - Инструктивно-методические материалы.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

По работе с детьми Комплексно-тематическое и перспективное планирование летом Конспекты образовательных ситуаций в рамках проектов Конспекты проблемных ситуаций в летней тематике Содержание экспериментальной деятельности

По работе с коллективом Сетка видов деятельности Графики работы тематических площадок Циклограммы видов деятельности групп Памятки по организации работы летом Паспорт участка Дневники наблюдений Рекомендации по содержанию центров детской деятельности Материалы «Банка идей» Положения по конкурсам Фотоматериалы

По работе с родителями Сценарии совместных мероприятий Рекмендации по содержанию информационных стендов для родителей План работы Центра семейного творчества «Земляничкины друзья»

Разработка дидактических средств по приоритетному направлению - первое в группе материально-технических условий. В соответствии с познавательно-исследовательским направлением деятельности создаются авторские дидактические пособия по проблемному обучению, которые отражают основную идею «Земляничка-страна открытий».

Наличие малых архитектурных форм (МАФов) на территории детского сада дает возможность осуществлять многоцелевое применение разнообразных материалов. Комплексный подход к оборудованию и оформлению участка в целом и отдельных его зон помогает объединить различные варианты архитектурно-художественных решений тематических и групповых площадок.

Это проявляется в единстве стиля, композиционного, цветового и конструктивного решений. Главный ориентир при этом - привлекательное тематическое оформление, которое вызывает у ребенка желание играть, познавать.

Модульное оборудование территории детского сада, как условие третьей группы, используется таким образом, чтобы обеспечить освоение программного содержания на интегративной основе, выдержать многоцелевое применение разнообразных средств и материалов

(Табл. 2).

Таблица 2- Модульное оборудование на территории детского сада.

Оборудование Стационарное Переносное

Базовое Игровые комплексы, сборно-разборные конструкции, модули-скамейки, стенды (ковка), рейлинговые конструкции, балконы Короба с вкладышами, чемоданы, тумбы, столики, стенды, мольберты с рамками, газетни-цы, игровые ширмы, этажерки, комоды, игрушки-, игры-транс-формеры, пособия марки ИКЕЯ

Творческое Настенные - полки, рейки настенные комплексы -накопители, ком-плексы-презента-ции, окна открытий (со ставнями), стены творчества. Напольные - фигуры животных, забавные заборчики, уголки для мальчиков, девочек Ширмы, игрушки-образы (хозяин, или хозяйка участка), коробки- образы, мольберты с рамками, тканевые купола. навесы, панно, витражи, коллажи, комоды для режиссерских игр, интерактивные домики, познавательный стульчик, и поезд, сенсорные витрины

Таким образом, организованная образовательная среда территории детского сада как комплекс условий обеспечивает свободную разнообразную деятельность дошкольников, дает возможность познавать окружающее без принуждения, делать интересные открытия, стремиться к творческому освоению мира в летний период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №16. - С. 2-14.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.

3. Максимова, Л.Н. Гуманизация обучения как средство развития профессионально - педагогической культуры будущих учителей / Л.Н. Максимова. - Саратов, 2000. - 158 с.

4. Петровский, А.В. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.- М.: Просвещение, 1993. - 68 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - т.1. - 212 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1976. - 416 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 352 с.

8. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 168 с.

9. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности: учебное пособие для вузов / К.А. Абульханова-Славская.- М. : Наука, 1980. - 335 с.

10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http:// rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html .

12. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 423-426.

13. Лебедева Л.М. Управление формированием готовности педагогов к использованию в образовательном

процессе современных педагогических технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 173-175.

14. Лискина О.А. Инновационные технологии и педагогическая деятельность в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 169-171.

15. Люсев В.Н., Мишин А.В. Проблемное обучение как метод интегрирующий образовательную и производственную деятельность // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012.№ 28. С. 856-859.

16. Ларькина Т.В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 198-200.

17. Тумакова, О.Е. Технология проблемного обучения в детском саду / О.Е. Тумакова [и др.] ; под ред. И.В. Руденко. - 2-е изд., перераб. и доп. -Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 154 с.

18. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

19. Георгян А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «учитель-ученик» на основе субъект -субъектных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 60-62.

20. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю., Сыротюк С.Д. Классификация ситуационных заданий в контексте изучения курса «Основы педагогического мастерства» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 446-450.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN AS COMPLEX CONDITIONS

© 2014

O.E. Tumakova, candidate of pedagogical sciences, Head of kindergarten № 193 "Zemlyanichka" M.Y. Evdeshina, deputy head educational-methodical work of kindergarten № 193 "Zemlyanichka"

Independent non-profit organization "ChildhoodPlanet" Lada ", Togliatti (Russia)

Annotation: The article presents the experience of the kindergarten № 193 «Zemlyanichka» autonomous nonprofit organization «Childhood4 Planet «Lada» Togliatti to create an educational environment on the territory of the DS with the priority of cognitive research activity in the summer. The authors describe General approaches to the definition of the complex conditions of the educational environment in the summer in kindergarten, distinguishing three groups of conditions: psychological-pedagogical, organizational-methodological, logistical.

Keywords: educational environment, psycho-pedagogical conditions, organizational and methodological conditions, material and technical conditions, modern educational technology, educational research, educational situation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

© 2014

В.А. Филиппова, заведующий ДС № 206 «Сударушка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация: Одним из стратегических направлений в образовании на сегодня является инновационная деятельность образовательных учреждений. Введения инноваций в образовательный процесс приводит к неизбежности включения всех педагогических работников в инновационные процессы, постоянного нахождения в своем «инновационном поле». Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, дает оценку эффективности, применяемого новшества.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационное поле; инновация; управление.

Отличительной чертой современного дошкольного образовательного учреждения является и внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия используемых образовательных развивающих технологий педагогической деятельности.

По мнению Думовой Н.И. инновационная деятельность в детском саду включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с федеральными государственными требованиями; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо» (Р.Н.Юсуфбекова). Таким образом, управлять инновациями - значит давать ход, направление «новому, правильному и хорошему» (Методический центр «Раменский дом учителя»).

Инновационных идеи в образовании на современном этапе могут решать проблемы качественного дошкольного образования. Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала успешность данного процесса.

На стадии внедрения инноваций нами был сделан анализ состояния работы детского сада в направлении работы в режиме развития, который позволил выделить существующие противоречия между:

- необходимостью развития инновационных процессов, обеспечивающих развитие образовательного учреждения, и ограниченностью применяемых прогрессивных технологий управления в детском саду;

- требованием опережающего непрерывного профессионально-личностного развития педагогических кадров и характером повышения квалификации педагогических кадров, не учитывающим вопросы подготовки к инновационной деятельности;

- потребностью в объективной оценке результатов собственной инновационной деятельности образовательных учреждений и применяемыми формальными субъективными критериями и оценками.

Выявленные противоречия послужили основой для разработки технологии управления инновационной деятельностью образовательного учреждения. Управление инновационной деятельностью, с нашей точки зрения, является тем элементом, который способен упорядочить изменения, сделать их планируемыми. Управление инновациями будет состоятельным, если оно концептуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.