Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Т. А.

В статье обосновывается необходимость целенаправленного формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов в области проектирования программы коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи. На основе проведенного анализа выявлены основные недостатки рабочих программ коррекционной работы учителя-логопеда в структуре АОП. Описывается процесс формирования профессиональных компетенций в ходе реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтухова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE SPEECH THERAPY TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGNING THE CORRECTIVE WORK PROGRAM IN THE STRUCTURE OF THE ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM OF A STUDENT WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The article substantiates the need for the purposeful formation of professional competencies of speech therapy teachers in the field of designing a program of correctional work with students with severe speech impairments. On the basis of the analysis, the main shortcomings of the working programs of the correctional work of the speech therapy teacher in the structure of the AOP were revealed. The process of formation of professional competencies in the course of the implementation of the main professional educational program for the preparation of masters in the specialty 44.04.03 Special (defectological) education is described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© 2020 Т. А. Алтухова

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования e-mail: almalah@rambler. ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В статье обосновывается необходимость целенаправленного формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов в области проектирования программы коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи. На основе проведенного анализа выявлены основные недостатки рабочих программ коррекционной работы учителя-логопеда в структуре АОП. Описывается процесс формирования профессиональных компетенций в ходе реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Ключевые слова: программа коррекционной работы учителя-логопеда, проектирование программы, формирование профессиональных компетенций магистрантов

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE SPEECH THERAPY TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGNING THE CORRECTIVE WORK PROGRAM IN THE STRUCTURE OF THE ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM OF A STUDENT WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

© 2020 T. A. Altukhova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Preschool and Special (Defectological) Education e-mail: almalah@rambler.ru

Belgorod State National Research University

The article substantiates the need for the purposeful formation of professional competencies of speech therapy teachers in the field of designing a program of correctional work with students with severe speech impairments. On the basis of the analysis, the main shortcomings of the working programs of the correctional work of the speech therapy teacher in the structure of the AOP were revealed. The process of formation of professional competencies in the course of the implementation of the main professional educational program for the preparation of masters in the specialty 44.04.03 Special (defectological) education is described.

Keywords: program of correctional work of a speech therapy teacher, program design, formation of professional competencies of undergraduates.

Основную группу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях составляют дети с тяжелыми нарушениями

речи (ТНР), для которых характерны разнообразные речевые нарушения, выраженные в разной степени: от достаточно легких до тяжелых, но имеющих первичное происхождение в структуре нарушенного развития. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ их обучение должно осуществляться по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ТНР (варианты 5.1 и 5.2).

Эти программы ориентированы на учет общих и специфических образовательных потребностей обучающихся с ТНР, независимо от логопедического статуса конкретного ребенка, и определяют стратегию коррекционно-образовательной деятельности, позволяющую устранить, уменьшить проявления нарушений коммуникативно-речевого развития обучающихся, обеспечить возможность овладения ими содержанием программы начального уровня образования.

В связи с тем, что каждый ребенок с ТНР имеет свои индивидуальные образовательные потребности, выявленные в ходе логопедической диагностики, на основе АООП НОО обучающихся с ТНР учителем-логопедом образовательной организации на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы как компонент адаптированной образовательной программы (АОП). И эта программа, по сути, является рабочей программой учителя-логопеда, проектируемой на конкретный учебный год.

Участие учителя-логопеда в командной деятельности субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, учителя начального уровня образования, родителей) по разработке АООП НОО ОО обучающихся с ТНР и АОП конкретного обучающегося с ТНР требует от него определенных знаний, навыков и умений в сфере проектирования программ коррекционной работы, что, в свою очередь, определяет качество этих программ и, соответственно, эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Проведенный в 2017-2018 гг. анализ рабочих программ коррекционной работы учителей-логопедов образовательных организаций г. Белгорода и Белгородской области выявил наличие во всех программах необходимых структурных компонентов: целевого, содержательного и организационного.

Но также было установлено, что не всегда данный документ может рассматриваться в качестве действенного инструмента обеспечения специальных условий получения образования обучающимся с ТНР. Были выявлены следующие существенные недостатки проанализированных программ:

1. Учителя-логопеды не в полной мере разводят такие понятия, как «программа коррекционной работы учителя-логопеда» в структуре АООП НОО ОО обучающихся с ТНР и «программа коррекционной работы учителя-логопеда» в структуре АОП обучающегося с ТНР, из-за чего отмечается избыточность текстового объема рабочей программы в целевом, содержательном разделах; отсутствует конкретизация коррекционно-образовательной деятельности в текущем учебном году с учетом выявленных коммуникативно-речевых особенностей ребенка. В пояснительной записке не всегда представляется характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка, базирующаяся на результатах исходной диагностики в текущем учебном году, что не позволяет определять и конкретизировать задачи, планируемые результаты на конец года, планировать индивидуальную и подгрупповую работу.

В АООП НОО ОО обучающихся с ТНР программа коррекционной работы учителя-логопеда в содержательном отношении носит формальный характер и не отражает специфику образовательной организации, в ней не представлен

Алтухова Т. А. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей - логопедов в области проектирования программы

коррекционной работы в структуре адаптированной образовательной программы

обучающегося с тяжелыми нарушениями речи

программно-методический комплекс коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, отсутствует описание мониторинга и оценочных средств.

2. Поставленные в целевом разделе программы коррекционной работы учителя-логопеда задачи ориентированы преимущественно на формирование у обучающегося с ТНР средств общения, нежели на его коммуникативно-речевое развитие в целом. Согласно же ФГОС НОО, примерным АООП обучающиеся с ТНР должны овладевать коммуникативными универсальными учебными действиями, при этом следует также понимать, что коммуникативное развитие детей с нарушениями речи является важной задачей в области формирования их жизненной компетенции.

3. В индивидуальной программе коррекционной работы учителя-логопеда не всегда прослеживается взаимосвязь между речевыми особенностями обучающегося, задачами, планируемыми результатами, направлениями, содержанием, методами и средствами коррекционно-развивающей работы и, соответственно, не реализуется важный принцип коррекционного обучения - принцип индивидуализации и дифференциации.

4. В программе зачастую отсутствуют данные о ребенке, полученные в ходе первичной, текущей и итоговой диагностики, демонстрирующие продвижение ребенка и эффективность коррекционных стратегии и тактики.

5. Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий в большинстве программ вынесено в приложение, что не является, на наш взгляд, правильным, так как это планирование представляет собой конкретизацию содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, ее распределение в текущем учебном году, определение количества занятий, выделяемых на усвоение того или иного материала с учетом коммуникативно-речевых особенностей и особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР. В связи с этим планирование, по нашему мнению, необходимо включать в организационный раздел рабочей программы.

6. В программах отсутствуют содержание и формы взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начального уровня образования, родителей обучающегося) в реализации коррекционно-образовательной деятельности.

Выявленные в процессе анализа программ недостатки, по нашему мнению, указывают на недостаточную профессиональную компетентность учителей-логопедов в разработке рабочих программ коррекционной работы и, соответственно, в организации и реализации коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения. Это определило необходимость целенаправленного формирования у будущих учителей-логопедов умений и навыков проектирования программ коррекционной работы.

В связи с этим в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (магистерская программа «Комплексное сопровождение образования лиц с нарушениями речи») были определены в качестве планируемых результатов следующие компетенции (рис. 1).

ПКО-1 Способен к проектированию и реализации адаптированных основных образовательных программ

ПКО-2 Способен к оказанию психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

ПК-2 Готов к планированию коррекционно-педагогической работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся с нарушениями речи

Рис. 1. Компетенции, необходимые для проектирования и реализации программ коррекционной работы учителя-логопеда

Согласно компетентностному подходу образовательная компетенция предполагает овладение обучающимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов, и они формируются в процессе деятельности обучающегося, его продвижения и развития при усвоении определенного социального опыта [Хуторской 2003].

Для поэтапного формирования указанных компетенций в ОПОП были включены дисциплины и определено содержание педагогической практики (рис. 2).

Вариативные формы

образования лиц с

ограниченными

возможностями

здоровья

1 курс

(1 семестр)

еоретические

Разработка и и реализация методические адаптированных аспекты основных логопедии

образовательных Раздел 3 программ для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1 курс

(2 семестр)

едагогическая практика

2 курс

(3 семестр)

«Теоретико-

методические

аспекты

профилактики

и коррекции

нарушений

письменной

речи»

2 курс

(3 семестр)

Рис. 2. Последовательность освоения дисциплин и прохождения практики, содержание которых ориентировано на формирование компетенций области проектирования и реализации программ коррекционной работы учителя-логопеда

Алтухова Т. А. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей - логопедов в области проектирования программы

коррекционной работы в структуре адаптированной образовательной программы

обучающегося с тяжелыми нарушениями речи

Поэтапность формирования компетенций обучающихся предполагает ориентацию содержания дисциплин и практики на 3 уровня освоения учебных целей согласно таксономии Блума [Бактыбаев 2017].

В соответствии с компетентностным подходом все указанные дисциплины имеют модульную структуру и включают диагностический, теоретический, технологический и контрольно-рефлексивный модули.

Теоретическая компонента изучаемых дисциплин способствует достижению обучающимися 1 и 2 уровня учебных целей - «знаю» и «понимаю»; предполагает использование информационных и операционных технологий; нацелена на формирование знаний и различных способов умственной деятельности в процессе выполнения кейсов-заданий, анализа адаптированных образовательных программ (АОП), рабочих программ коррекционной работы учителя-логопеда образовательной организации.

Технологический модуль предполагает формирование уровня учебных целей -«применение»; реализуется с использованием действенно-практических, групповых, интерактивных технологий; ориентирован на формирование навыков командной деятельности, педагогического проектирования.

Диагностический, контрольно-рефлексивный модули нацелены

на формирование профессионально-личностной компоненты с применением коммуникативных технологий и технологии индивидуализации обучения. Предполагается формирование навыков самооценки учебной деятельности, личностных и профессиональных изменений и построения стратегии профессионального саморазвития.

В качестве основных форм контроля освоения каждой дисциплины определены: тестирование, индивидуальная карта профессионального развития, аналитические справки о состоянии специальных условий образования обучающихся с ОВЗ, о состоянии АООП НОО обучающихся с ТНР ОО, АОП/программы коррекционной работы учителя-логопеда и проекты АОП/ программы коррекционной работы учителя-логопеда.

Педагогическая практика ориентирована на формирование у обучающихся следующих навыков:

• проектирование и реализация программы коррекционной работы учителя-логопеда в структуре АООП НОО ОО/АОП обучающихся с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей;

• планирование коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися в рамках АООП НОО ОО/АОП обучающихся с ТНР и оценка ее результативности;

• определение и реализация основных формы и содержания взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР;

• отбор методов и технологий коррекционно-педагогической работы на логопедическом занятии в соответствии с календарно-тематическим планированием и с учетом коммуникативно-речевых особенностей обучающихся с ТНР.

Основными оценочными средствами на данном этапе выступают: аналитическая справка о создании специальных условий в ОО, аналитическая справка о состоянии программы коррекционной работы в структуре АООП НОО обучающихся с ТНР ОО, аналитическая справка о состоянии АОП обучающегося с ТНР, аналитическая справка

о состоянии рабочей программы коррекционной работы учителя-логопеда, рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда.

Реализация указанной ОПОП в Белгородском государственном национальном исследовательском университете началась в 2019/20 учебном году, и представленные содержание и технология реализации образовательного процесса по формированию компетенций в области проектирования и реализации программ находятся на стадии апробирования. В качестве ожидаемого результата выступает достаточный уровень знаний, умений и навыков магистрантов в области разработки АООП НОО обучающихся с ТНР ОО, АОП, рабочих программ коррекционной работы учителя-логопеда, что, на наш взгляд, позволит создавать оптимальные специальные образовательные условия для обучающихся с ТНР.

Библиографический список

1. Бактыбаев Ж.Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 150-153.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. №5 (1328). С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.