Научная статья на тему 'Программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи'

Программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / СТУДЕНТЫ-ЛОГОПЕДЫ / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROGRAM / SOFTWARE / LINGUISTIC EDUCATION / SOFTWARE REQUIREMENTS / THE APPROXIMATE ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF ELEMENTARY GENERAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS / SPEECH THERAPISTS / LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугайбекова М. А.

Введение. В статье обоснована актуальность анализа специального программного обеспечения лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Представлен обзор основных программ по русскому языку и чтению, созданных за последние тридцать лет, раскрыты особенности современных подходов, отражённых в программах XXI века. Цель статьи проанализировать программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи в течение последних тридцати лет, отметить преемственность в содержании и структуре программ, их научно-практическую значимость. Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ программ по русскому языку и чтению, научной литературы, посвященной программно-методическому обеспечению лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Результаты. Отобрано и обобщено, начиная с 80-х годов ХХ в., программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи, накоплен материал, отражающий отечественный опыт создания программ по русскому языку в специальных (коррекционных) школах. Намечены приемы работы студентов-логопедов с программами по русскому языку. Обсуждение. Подчеркивается, что лингвометодическая компетенция дефектологов невозможна без информированности о содержании, структуре программ по русскому языку, без умений студентов-логопедов работать с ними. Умение специального педагога грамотно формулировать триединство задач занятия или урока объясняется знанием программ, умением с ними работать. Заключение. Делается вывод о том, что изучение программ по русскому языку, ориентировка в программных требованиях должны осуществляться при освоении студентами-логопедами вузовского курса «Специальная методика обучения русскому языку и чтению», в ходе педагогических практик в коррекционных (специальных) образовательных учреждениях. Ретроспективный взгляд учёных на процесс усвоения русского языка школьниками с тяжёлыми речевыми нарушениями, сопоставительный анализ программ должны войти в учебники по дисциплине «Специальная методика обучения русскому языку и чтению». Основные положения: определены составляющие программного лингвистического образования; накоплен материал, отражающий отечественный опыт создания программ по русскому языку для специальных (коррекционных) школ; отмечена научно-практическая значимость проанализированных программ; представлены эффективные приёмы работы студентов-логопедов с программами по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE FOR LINGUISTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH HEAVY SPEECH DISABILITIES

Introduction. The article substantiates the relevance of the analysis of special software for linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders. An overview of the main programs on the Russian language and reading created over the past thirty years is presented, and features of modern approaches reflected in the programs of the 21st century are revealed. The purpose of the article is to analyze the software of linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders for the past thirty years, to note the continuity in the content and structure of programs, their scientific and practical significance. Materials and methods. The main research method is the analysis of programs in the Russian language and reading, scientific literature devoted to the program-methodical support of linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders. Results. Since the 80s of the 20th century, software for linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders has been collected and compiled, and material has been accumulated reflecting the domestic experience of creating Russian language programs in special specialized schools. Outlined the methods of work with speech therapists with Russian language programs. Discussion. It is emphasized that the linguistic and methodological competence of the pathologists is impossible without awareness of the content, structure of the programs in the Russian language, without the skills of speech therapists working with them. The ability of a special teacher correctly formulate a triunity of tasks of a lesson or lesson is explained by the knowledge of programs and the ability to work with them. Conclusion. It is concluded that the study of programs of the Russian language, orientation in the program requirements should be carried out during the mastering by the speech therapists of the university course “Special Methods of Teaching the Russian Language and Reading”, in the course of pedagogical practices in specialized educational institutions. Retrospective views of different authors on the process of mastering the Russian language by schoolchildren with severe speech disorders, a comparative analysis of Russian language programs should be included in the discipline textbooks «Special Methods of Teaching Russian and Reading». Highlights: The components of programmatic linguistic education are defined; Material has been accumulated reflecting the domestic experience of creating programs in the Russian language for specialized schools; Noted the scientific and practical significance of the analyzed programs; Presented effective methods of work of speech therapists with programs in the Russian language.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи»

DOI 10.25588/CSPU.2019.30.85.007

УДК:378.2 ББК 74.3я7 Р89

М. А. Нугайбекова

ORCID № 0000-0003-4047-5628 Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии,

специальной педагогики и специальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность анализа специального программного обеспечения лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Представлен обзор основных программ по усскому языку и чтению, созданных за последние тридцать лет, рас-рыты особенности современных подходов, отражённых в программах 1 века.

Цель статьи — проанализировать программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи в ечение последних тридцати лет, отметить преемственность в содержа-ии и структуре программ, их научно-практическую значимость.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ программ по русскому языку и чтению, научной литературы, по-вященной программно-методическому обеспечению лингвистического бразования школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Результаты. Отобрано и обобщено, начиная с 80-х годов ХХ в., программное обеспечение лингвистического образования школьников с

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

тяжёлыми нарушениями речи, накоплен материал, отражающий отечественный опыт создания программ по русскому языку в специальных (коррекционных) школах. Намечены приемы работы студентов-логопедов с программами по русскому языку.

Обсуждение. Подчеркивается, что лингвометодическая компетенция дефектологов невозможна без информированности о содержании, структуре программ по русскому языку, без умений студентов-логопедов работать с ними. Умение специального педагога грамотно формулировать триединство задач занятия или урока объясняется знанием программ, умением с ними работать.

Заключение. Делается вывод о том, что изучение программ по русскому языку, ориентировка в программных требованиях должны осуществляться при освоении студентами-логопедами вузовского курса «Специальная методика обучения русскому языку и чтению», в ходе педагогических практик в коррекционных (специальных) образовательных учреждениях. Ретроспективный взгляд учёных на процесс усвоения русского языка школьниками с тяжёлыми речевыми нарушениями, сопоставительный анализ программ должны войти в учебники по дисциплине «Специальная методика обучения русскому языку и чтению».

Ключевые слова: Программа; программное обеспечение; лингвистическое образование; программные требования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; студенты-логопеды; лингвометодическая компетенция.

Основные положения:

- определены составляющие программного лингвистического образования;

- накоплен материал, отражающий отечественный опыт создания программ по русскому языку для специальных (коррекционных) школ;

- отмечена научно-практическая значимость проанализированных программ;

- представлены эффективные приёмы работы студентов-логопедов с программами по русскому языку.

1 Введение (Introduction)

Необходимой составляющей учебного процесса в коррекцион-ной (специальной) школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в инклюзивных классах, где учатся данные дети, является программно-методическое обеспечение.

«Способность к рациональному выбору и реализации коррекци-онно-образовательных программ на основе личностно-ориентиро-ванного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам ограниченными возможностями цоровья» [1, с. 8-9] определяет одну из профессиональных компетенций (ПК-1), формируемых у ба-алавров направления 44.03.03 — Специальное (дефектологическое) бразование.

В современной специальной лингводидактике отсутствует освещение программного обеспечения лингвистического образования [2; 3; 4], поэтому представляется актуальным анализ образовательных

программ, созданных для школьников с речевой патологией.

На наш взгляд, разработка учителем-логопедом рабочих программ по русскому языку для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи должна строиться с учётом опыта создания специальных программ. Цель статьи - проанализировать программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи в течение последних тридцати лет, отметить преемственность в содержании и структуре программ, их научно-практическую значимость.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Первые типовые программы под редакцией Г. В. Чиркиной были разработаны Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР и Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР в 1987 г. [5]. Два варианта данной программы были предназначены для пятилетнего и

шестилетнего (после подготовительного класса) начального обучения.

Формирование полноценной речевой деятельности школьников осуществлялось через «Коррекци-онный лингвистический курс», включающий: «Развитие речи» (подготовительный — V классы); «Произношение» (подготовительный — II классы); «Обучение грамоте» (подготовительный — I классы); «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи» (П^ классы); «Чтение и развитие речи» (П^ классы). Данные разделы похожи на названия разделов в программе В. В. Воронковой для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), программе, созданной несколько раньше [6]. Есть аналогии в требованиях к знаниям и умениям учащихся, в рекомендациях к их оценке.

Наиболее значимы в коррекци-онном отношении два предмета: «Развитие речи» и «Произношение». На занятиях по развитию речи происходит ознакомление детей с окружающим миром, предусмотрена коррекционная работа по

формированию и развитию навыков связной речи. Курс «Произношение» воспитывает у школьников внятную, выразительную и правильную устную речь.

Актуально для современных специалистов-практиков содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, тесно связанных с уроками русского языка. В большей мере устарел лингвистический материал, не актуальны художественные произведения, связанные с идейно-политическим воспитанием школьников.

Опыт разработки первой программы был учтён в 1997 году создателями Программы для начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида под руководством Р. И. Лалаевой. Принципиально важно в Программах 1987 и 1997 годов представление двух вариантов учебного плана, что позже, в XXI веке, получит развитие в Федеральном государственном стандарте начального общего образования обучающихся с огра-

ниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт НОО ОВЗ). Пролонгированный начальный этап обучения обеспечивает коррекцию расстройств речи, нарушений психомоторного развития, что облегчает овладение последующими школьными программами.

Коррекционный курс носит иное название: «Коррекция нарушений речи» [7, с. 4], рассчитан на подготовительный — II классы, как и в предыдущей программе. Программа отражает деятельност-ный подход, поэтапное формирование умственных действий, что

За практике означает их «пошаго-ое» закрепление в устной, письменной и внутренней речи.

В программу Р. И. Лалаевой внесены добавления и уточнения в некоторые формулировки предыдущей Программы. Так, при определении усвоения выпускниками начальной школы нового словаря обращается внимание педагогов не только на ошибки на смысловую замену слов, но и на ошибки при употреблении многозначных слов, слов с переносным значением. При оценке связной речи в Программе

под редакцией Р. И. Лалаевой точнее применяются речеведческие понятия: умеет использовать при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства [7, с. 110]. В Программе 1987 года также предусматривалось овладение различными типами речи, однако они необоснованно приравнивались к стилям речи [5, с. 6].

В конце XX века в средней школе осуществлялся переход на одиннадцатилетнее обучение, предметом стандартизации впервые стало образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой выделены все этапы школьного обучения языку и речи: добукварный; букварный и послебукварный (1-2 классы); этап первоначального знакомства с системой правил родного языка (3-4 классы); этап систематического изучения законов родного языка, совершенствование языковых и речевых навыков (5-9 классы); этап повторения и обобщения (9-10 классы) [8].

К концу начального обучения за 4 - 5 лет предусмотрено овладение языковыми и речевыми умениями и навыками, уровень которых несколько ниже, чем в школе общего назначения. Овладение языковыми умениями, например, анализом значений слов с опорой на контекст или морфемный состав осуществляется под руководством учителя, анализ текста упрощён (выделение частей текста, составление его плана). Речевые умения и навыки отражают практическое освоение языковых закономерностей.

В основной школе обзорно изучается ряд тем, связанных с редко употребляющимися языковыми элементами: причастиями, деепричастиями, причастными и деепричастными оборотами, производными предлогами.

Авторами Стандарта впервые созданы учебники и рабочая тетрадь, адресованные школьникам с тяжёлыми нарушениями речи [9; 10; 11].

В начале XXI века в республике Беларусь созданы учебные про-

граммы на русском языке для детей с тяжёлыми нарушениями речи и с трудностями в обучении [12; 13]. Программа начального обучения состоит из традиционных разделов. Белорусскими методистами предпринята попытка создания программы для 6-11 классов (автор-составитель Т. А. Григорьева). Она опирается на антропоцентрическую парадигму, коммуника-тивно-деятельностный подход. Необходимость программно-методического обеспечения на этапах общего и среднего образования (59; 10-11 классы) не раз отмечалась российскими учёными [14; 15].

В 2013 году автор-ским коллективом (Т. А. Алтухова, Ю. Е. Вят-лева, Е. Н. Российская) под руководством Г. В. Чиркиной был подготовлен сборник программ в соответствии с концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ставилась двоякая цель — определение содержания и организации коррекционной работы по устранению или минимизации проявлений

речевой патологии, её вторичных отклонений при сохранении цензового уровня начального образования. Особое внимание обращено на дифференциацию содержания обучения в соответствии с уровнем речевого развития.

Названия некоторых разделов изменены, приближены к названиям массовой общеобразовательной школы: «Развитие речи (Окружающий мир)» — подготовительный — IV классы; «Обучение грамоте» — подготовительный

— I классы; «Русский язык» - II-IV классы, «Литературное чтение»

- П-^ классы.

В пояснительной записке раскрыты теоретические и методические позиции авторов, предусмотрены варианты получения начального образования детьми с нарушениями психоречевого развития. Представлены основные требования к знаниям и умениям обучающихся, впервые определены требования к компетенциям учащихся, даны рекомендации к оценке академической

успешно-сти и к разработке индивидуальных образовательных программ [16, с. 82].

Неоценим вклад в программно-методическое обеспечение начального лингвистического образования обучающихся с речевым недоразвитием профессора Г. В. Чиркиной. Ею написаны разделы программ для специальной (кор-рекционной) школы V вида [5; 16] и ряд учебников и пособий [1720], обеспечивающих Программу 2013 года.

Наибольшую ценность для практиков представляет краткое содержание лексических тем. По каждой теме подробно описана: 1) работа над словом (указан конкретный предметный, предикативный, признаковый словарь); 2) работа над словосочетанием и предложением (отмечены определённые грамматические конструкции, подлежащие усвоению); 3) работа над связной речью (к примеру, составление связного учебного высказывания, где сравниваются предметы по цвету, форме, величине, состоянию, назначению).

Академическая результативность оценивается с учётом не только уровня актуального развития (обучающиеся должны знать, должны уметь), но и уровня ближайшего развития (обучающиеся могут знать, могут уметь).

В ходе усвоения содержания программы по литературному чтению предполагается достижение обучающимися предметных (академических), личностных (жизненной компетентности) и речевых результатов [16; с. 149].

Таким образом, Программа 2013 года во многом предопределила подходы, обозначенные в ФГОС НОО ОВЗ. Внедрение этого важного государственного документа стало сложным и многоплановым процессом, потребовавшим от образовательных учреждений кардинальных изменений. На основе Стандарта разработана Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее — ПАООП НОО ТНР).

Опираясь на традиции отечественной специальной лингводи-дактики, разработчики создали современную образовательную программу, обеспечивающую всестороннее развитие обучающихся, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учётом особенностей психофизического и речевого развития детей [21]. Учебный план включает обязательные предметные области и обязательную часть внеурочной деятельности — коррекционно-развивающую область, специальные курсы для школьников с речевой патологией: «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика» — новый курс, воспитывающий координацию речи с темпом и ритмом музыки.

Принципиально нова итоговая оценка освоения Программы — достижение метапредметных результатов, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий. Так, при освоении предметной области «Филология» сформированность коммуникативных универсальных учебных действий проявляется в

умении ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Для обучающихся с ТНР разработаны разные по продолжительности варианты программ: для обучающихся с ОНР Ш-^ уровней речевого развития (1-4 классы) и с ОНР II и III уровней (15 классы). Обязательными условиями реализации первого варианта являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда и учителя ачальных классов. Второй вари-нт предназначается для обучающихся с большей выраженностью арушений, для преодоления кото-ых, кроме вышеуказанных усло-

Зий, требуется систематическое оррекционное воздействие, созда-ие особых педагогических усло-ий.

В содержании Стандарта, ПАООП НОО ТНР два взаимодополняющих компонента: академи-еский компонент и жизненная оциальная) компетенция, по-

(

следняя отражает развитие жизненно важных умений в аспекте речевого развития.

Разделы начального курса русского языка в целом соответствуют программе по русскому языку массовой школы, что обеспечивает возможность перехода обучающихся в общеобразовательную организацию. В ходе развития фонематических процессов восприятия, анализа, синтеза, закрепления навыков дифференциации звуков, трудных случаев буквенной символики много внимания уделяется коррекции дислексий и дисграфий, предупреждению ди-зорфографии.

Результатом деятельности педагогов и психологов признаётся личностное продвижение ребенка к оптимальному уровню речевого развития, обеспечивающему ему возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах деятельности, коммуникативных ситуациях.

3 Результаты (Results)

Лингвометодическая компетенция дефектологов невозможна без

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

информированности о содержании, структуре программ по русскому языку, без умений работать с ними [22-24]. Для специалиста-практика полезно иметь информацию о поисках эффективных подходов к обучению языку и речи школьников с речевой патологией, о научно-практической значимости программ, возможностях их применения в профессиональной деятельности, прежде всего при разработке индивидуальных кор-рекционных программ. К сожалению, неумение специального педагога грамотно формулировать триединство задач занятия или урока во многом объясняется незнанием программ или нежеланием к ним обращаться.

4 Обсуждение (Discussion)

Практика ведения дисциплины «Специальная методика обучения русскому языку и чтению» показала эффективность следующих приёмов работы с программами по русскому языку и чтению: 1) срав-

нение одного раздела в двух программах: для детей с речевыми нарушениями и для детей с нормальным развитием; 2) формулировка коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач урока или занятия с опорой на Программу; 3) подбор лингвистического материала к определённому разделу Программы; 4) соотнесение лингвистического материала с программными требованиями и т. п. [25].

5 Заключение (Conclusion)

Ретроспективный взгляд на лингвистическое образование, сопоставительный анализ программ по русскому языку должны войти в учебники по дисциплине «Специальная методика обучения русскому языку и чтению» [26]. Обращение к программным требованиям рекомендуется в ходе педагогических практик в коррекционных (специальных) образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1087 (Зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2015 N 39561) URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71237790/paragraph/39:0 (дата обращения: 02.03.2019).

2. Кривовязова Н. Д. Методика обучения русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов. Минск : Зорны верасень, 2007. - 215 с.

3. Демиденко С. А. Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Челябинск : ЧГПУ.

- 2010. - 71 с.

4. Шеховцова Т. С. Методика преподавания русского языка (специальная) : учебное пособие. Ставрополь : СКФУ, 2016.- 143 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459254 (дата обращения: 17.01.2019).

5. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Подготовительный, 1-5 классы. I отделение / под ред. Г. В. Чиркиной. М. : Просвещение, 1987. - 70 с.

6. Русский язык : программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) / под ред. В. В. Воронковой. В 2

- х сб. Сб. 1 : М. : Просвещение, 1986. - 298 с.

7. Русский язык : программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Начальные классы / Л. В. Венедиктова [и др.]. М. : Просвещение, 1997. - 118 с.

8. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Стандарт общего образования обучающихся тяжёлыми нарушениями речи : государственный стандарт общего образования лиц ограниченными возможностями здоровья. Проект / под ред. Е. Е. Чепурных [и др.]. 1, 1999. - 324 с.

9. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Развитие речи : учебник для подготовитель-ого класса школы V вида (1 отделение). М. : Просвещение, 1994. - 207 с.

10. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Рабочая тетрадь по развитию речи (прило-ение к учебнику по развитию речи для подготовительного класса школы V вида (1

отделение). М. : Просвещение, 1994. - 31 с.

11. Бессонова Т. П., Саенкова Н.А. Русский язык: 3 кл. : учеб. для школ для етей с тяжелыми нарушениями речи. М. : Просвещение, 1995. - 254 с.

12. Русский язык для специальных общеобразовательных учреждений с рус-ким языком обучения : учебные программы для специальных общеобразовательных чреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обу-ении I-V классы. Минск: Национальный институт Образования, 2008. - 110 с.

13. Григорьева Т. А. Русский язык. VI—XI классы : программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с

У

трудностями в обучении с русским языком обучения, для детей с нарушением слуха. Минск : Национальный институт Образования, 2006. - 45 с.

14. Алмазова А. А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения // Проблемы современного образования. 2013. - № 2. - С. 114-122.

15. Алмазова А. А. Особенности обучения русскому языку школьников с нарушениями речи // Вестник Тамбовского университета. 2009. - № 11 (79). - С. 308313. (Серия: Гуманитарные науки).

16. Чиркина Г. В., Алтухова Т. А., Вятлева Ю. Е. Коррекционный лингвистический курс («Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение») : программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. М. : Просвещение, 2013. - С. 1-93.

17. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. М. : АРКТИ, 2003. - 256 с.

18. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. М. : АРКТИ, 2003. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Развитие речи : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. М. : АРКТИ, 2009. - 240 с.

20. Чиркина Г. В. Методическое пособие для учителя-логопеда к учебнику «Развитие речи» для образовательных учреждений V вида. 1 класс. М. : Аркти, 2010. 148 с.

21. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Одобрена решением от 22 декабря 2015 г. Протокол 4/15. [Электронный ресурс] : реестр основных общеобразовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 15.06.2018).

22. Анисимова А. Н. Лингвистическая подготовка дефектологов как необходимое условие их профессиональной компетентности // Дефектология. 2003. - № 5. - С. 32-37.

23. Синичкина Н. Е. К определению понятия «лингвометодическая компетенция» учителя-словесника / Начальное языковое образование в современной школе : сб. науч.ст. междунар. науч.-практ.конф. СПб. : САГА, 2008. - С. 333-341.

24. Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В. Проблема формирования лингвоме-тодической компетенции у бакалавров, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2013. - № 3. - С. 107-112.

25. Нугайбекова М. А. Специальная методика обучения русскому языку и чтению : учебно-методический комплекс в 2-х ч. Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2018. - Ч. 2 : Практикум. 100 с.

26. Нугайбекова М. А. Специальная методика обучения русскому языку и чтению : учебно-методический комплекс в 2-х ч. Ч. 1 : словарь-справочник по модулям. Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН. - 2018. -150 с.

M. A. Nugaybekova

ORCID No. 0000-0003-4047-5628 Associate Professor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Samara State Socio-Pedagogical University, Samara, Russia.

E-mail: [email protected]

SOFTWARE FOR LINGUISTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH HEAVY SPEECH DISABILITIES

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the analysis of special software for linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders. An overview of the main programs on the Russian language and reading created over the past thirty years is presented, and features of modern approaches reflected in the programs of the 21st century are revealed.

The purpose of the article is to analyze the software of linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders for the past thirty years, to note the continuity in the content and tructure of programs, their scientific and practical significance.

Materials and methods. The main research method is the nalysis of programs in the Russian language and reading, scientific literature devoted to the program-methodical support of linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders.

Results. Since the 80s of the 20th century, software for linguistic education of schoolchildren with severe speech disorders has been collected and compiled, and material has been accumulated reflecting the domestic experience of creating Russian language programs in special specialized schools. Outlined the

methods of work with speech therapists with Russian language programs.

Discussion. It is emphasized that the linguistic and methodological competence of the pathologists is impossible without awareness of the content, structure of the programs in the Russian language, without the skills of speech therapists working with them. The ability of a special teacher correctly formulate a triu-nity of tasks of a lesson or lesson is explained by the knowledge of programs and the ability to work with them.

Conclusion. It is concluded that the study of programs of the Russian language, orientation in the program requirements should be carried out during the mastering by the speech therapists of the university course "Special Methods of Teaching the Russian Language and Reading", in the course of pedagogical practices in specialized educational institutions. Retrospective views of different authors on the process of mastering the Russian language by schoolchildren with severe speech disorders, a comparative analysis of Russian language programs should be included in the discipline textbooks «Special Methods of Teaching Russian and Reading».

Keywords: program; software; linguistic education; software requirements; The approximate adapted basic general educational program of elementary general education of students with severe speech disorders; speech therapists; linguistic and methodological competence.

Highlights:

The components of programmatic linguistic education are defined;

Material has been accumulated reflecting the domestic experience of creating programs in the Russian language for specialized schools;

Noted the scientific and practical significance of the analyzed programs;

Presented effective methods of work of speech therapists with programs in the Russian language.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.03 Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (uroven' bakalavriata). Zaregistrirovan vMinyuste Ros-sii 30.10.2015 N 39561 [On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.03 Special (defectological) education" (undergraduate level) (Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 01.10.2015 N 1087). Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 30.10.2015 N 39561]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71237790/paragraph/39 Watch. (Accessed: 03.02.2019). (In Russian).

2. Krivovyazova N.D. (2007) Metodika obucheniya russkomu yazyku detej s tya-zhyolymi narusheniyami rechi (uchebnoye posobiye dlya studentov) [Methods of teaching Russian language children with severe speech disorders (a training manual for students)]. Minsk, Zorny verasen'. 215 p. (In Russian).

3. Demidenko S.A. (2010) Metodikaprepodavaniya russkogoyazyka v special'noj korrekcionnoj shkole dlya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi [Methods of teaching Russian language in a specialized school for children with severe speech disorders]. Chelyabinsk, ChGPU. 2010. - 71 p. (In Russian).

4. Shekhovtsova T.S (2016) Metodika prepodavaniya russkogo yazyka (spe-cial'naya) [Methods of teaching Russian language (special) (educational allowance)]. Stavropol, SKFU. 143 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459254 (Accessed: 17.01.2019). (In Russian).

5. Edr Chirkina G.V. (1987) Programmy special'nyh obshcheobrazovatel'nyh shkol dlya detej s tyazhyolymi narusheniyami rechi. [Russian language special education Programs-schools for children with severe speech disorders preparatory, 1-5 classes]. Mos-

ow, Prosveshcheniye. 70 p. (In Russian).

6. Edr Voronkova V.V. (1986) Russkij yazyk: programmy special'nyh obshcheobrazovatel'nyh shkol dlya umstvenno otstalyh detej (vspomogatel'naya shkola), v 2 - kh

bornikakh [Russian language: Programs of special secondary schools for mentally retarded lildren (auxiliary school)]. MoscowProsveshcheniye. 1, 298 p. (In Russian).

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

7. Russkij yazyk : programmy special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij V vida (dlya detej s tyazhyolymi narusheniyami rechi). Nachal'nye klassy [Programs of specialized educational institutions V type (for children with severe speech disorders). Elementary classes Russian language]. Authors: L.V. Venediktov, Lalaeva R.I., Martynov Y.A., Yakovlev S.B. M.: Prosveshchenie, 1997. 118 p. [In Russian].

8. Gribova O.E., Bessonova T.P. Standart obshchego obrazovaniya obuchayush-chihsya s tyazhyolymi narusheniyami rechi : gosudarstvennyj standart obshchego obra-zovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Standard of General education of students with severe speech disorders] / State standard of General education of persons with disabilities. Project / ed. E. E. Chepurnykh et al. M., 1999. 324 p. [In Russian].

9. Bessonova T.P., Gribova O.E. Razvitie rechi. Uchebnik dlya podgotovitel'nogo klassa shkoly V vida (1 otdelenie). [Speech Development. Textbook for preparatory school class V type (1 Department)]. Moscow, Education, 1994. 207 p. [In Russian];

10. Bessonova T.P., Gribova O.E. Rabochaya tetrad' po razvitiyu rechi (prilozhenie k uchebniku po razvitiyu rechi dlya podgotovitel'nogo klassa shkoly V vida (1 otdelenie). [Workbook on the development of speech (Appendix to the textbook on the development of speech for the preparatory class of the school V type (1 Department)]. Moscow, Education. 1994. 31 p. [In Russian]/

11. Bessonova T.P. Russkij yazyk: 3 kl. : ucheb. dlya shkol dlya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi. [Russian language: 3 CL.: Proc. for schools for children with severe speech disorders]. Moscow, Education, 1995. 254 p. [In Russian].

12. Russkij yazyk dlya special'nyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij s russkim yazykom obucheniya : uchebnye programmy dlya special'nyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij dlya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi i detej s trudnostyami v obuche-nii [Russian language for special educational institutions with Russian language of instruction] / Training Programs for special educational institutions for children with severe speech disorders and children with learning difficulties I-V classes. Minsk, National Institute of Education, 2008. 110 p. [In Russian].

13. Russkij yazyk. VI-XI klassy : programmy special'nyh obshcheobrazovatel'nyh shkol dlya detej s tyazhyolymi narusheniyami rechi, dlya detej s trudnostyami v obuchenii s russkim yazykom obucheniya, dlya detej s narusheniem sluha. [Programs of special schools for children with severe speech disorders, for children with difficulties in learning with the Russian language of instruction, for children with hearing impairment. Russian. VI-XI classes]. Author: T. Grigorieva. Minsk, National Institute of Education, 2006. 45 p. [in Russian].

14. Almazova, A.A. (2013) Aktual'nye problemy obucheniya russkomu yazyku shkol'nikov s rechevymi narusheniyami i vozmozhnye puti ih resheniya [Actual problems of teaching Russian language pupils with speech disorders and the possible ways of solutions]. Problems of modern education. 2, 114-122. [In Russian].

15. Almazova A.A. (2009) Osobennosti obucheniya russkomu yazyku shkol'nikov s narusheniyami rechi [Peculiarities of teaching the Russian language to students with speech disorders]. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 11 (79), 308-313. [In Russian].

16. Chirkina G.V., Altukhova T. A., Vyatleva J. E. Korrekcionnyj lingvisticheskij kurs («Razvitie rechi», «Proiznoshenie», «Obuchenie gramote», «Russkij yazyk», «Litera-turnoe chtenie») : programmy special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij V vida. Podgotovitel'nyj klass. 1-4 klassy. [Correctional linguistic course ("speech Development", "Pronunciation", "literacy Training", "Russian language", "Literary reading") / Programs of special (correctional) educational institutions of the V type. Preparatory class. 14 classes]. Moscow, 2013. pp. 1-93. [In Russian].

17. Chirkina G.V., Russiana E.N. Proiznoshenie. Mir zvukov : uchebnik dlya special'nyh (korrekcionnyh) shkol V vida. 1 klass. [Pronunciation. World of sounds: The textbooks for specialized schools of type V. 1 class]. Moscow, ARKTI, 2003. 256 p. [in Russian].

18. Chirkina G.V., Russiana E.N. Proiznoshenie. Mir zvukov : uchebnik dlya spe-ial'nyh (korrekcionnyh) shkol V vida. 2 klass. [Pronunciation. World of sounds : Textbook

for specialized schools of V type. 2 class]. Moscow, ARKTI, 2003. 176 p. [in Russian].

19. Chirkina G.V., Russiana E.N. Razvitie rechi : uchebnik dlya special'nyh (korrekcionnyh) shkol V vida. 1 klass. [The development of speech : Textbook for a spe-

ialized schools of type V. 1 class]. Moscow, ARKTI, 2009. 240 p. [In Russian].

20. Chirkina G.V. Metodicheskoe posobie dlya uchitelya-logopeda k uchebniku Razvitie rechi» dlya obrazovatel'nyh uchrezhdenij V vida. 1 klass. [Methodical manual

for the teacher-speech therapist to the textbook "development of speech" for educational istitutions of V type. 1 class]. Moscow, Arkti, 2010. [In Russian].

21. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma achal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s tyazhyolymi narusheniyami re-ii. [Approximate adapted basic General education program of primary General education

of students with severe speech disorders]. Available at: http://fgosreestr.ru. (accessed: 5.06.2016). [In Russian].

22. Anisimova A. N. (2003). Lingvisticheskaya podgotovka defektologov kak ne-obhodimoe uslovie ih professional'noj kompetentnosti [Linguistic training of speech

pathologists as a necessary condition for their professional competence]. Defectology. 5, 32-37. [In Russian].

23. Sinichkina N. E. (2008). K opredeleniyu ponyatiya "lingvometodicheskaya kompetenciya" uchitelya-slovesnika [To the definition of "linguistic competence" teacher of Russian language and literature]. The Starting language education in the modern school: collection of scientific works of art at the end of the international scientific.- prakt.Conf. 2008. SPb.: SAGA. pp. 333 - 341. [In Russian].

24. Khristolyubova L.V., Tsygankov A.V. (2013). [Problema formirovaniya lingvo-metodicheskoj kompetencii u bakalavrov, obuchayushchihsya po napravleniyu "Spe-cial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie"[The Problem of formation linguistic competence of bachelors studying in the field of "Special (defectological) education"]. Special education. 3, 107-112. [In Russian].

25. Nugaybekova M.A. (2018). Special'naya metodika obucheniya russkomu yazyku i chteniyu. [Special methods of teaching Russian language and reading]. Samara, Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Pt. 2, 100 p. [In Russian].

26. Nugaibekova M.A. (2018). Special'naya metodika obucheniya russkomu yazyku i chteniyu. [Special methods of teaching Russian language and reading]. Educational and methodical complex. The Dictionary of modules. 2-e Izd. reclaiming I DOP. Samara: Publishing house of the Samara scientific center RAS. Pt. 1, 150 p. [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.