ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.25588/CSPU.2019.14..7..001
УДК 371.9 о
ББК 74.57
В. А. Бородина1, К. С. Васильева
2
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г Челябинск, Российская Федерация.
Магистрант кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
гическая компетентность родителей детей с тяжелыми нарушениями речи»
I
^RCID № 0000-0002-8339-4134 ¡§
л
Кандидат педагогических наук, и
0
Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, |
Ж
№ д
а
г |
и
E-mail: [email protected] |
о
1
2ORCID № 0000-0002-2808-9575
I
а № Т № Ж
Т
Ж
I о
Т
и I
д
и
т
№ №
№ I
о
Ж
и
Аннотация
Введение. В статье представлены некоторые результаты исследования | по проблемам реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в контексте образования детей с ограниченными возможностями здоровья, связанных с вовлечением родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в образовательную деятельность и повышением их коррекци-онно-педагогической компетентности. Цель статьи - обосновать и раскрыть
(6
авторский подход к определению сущности понятия «коррекционно-педаго- и
и
Ъ
л
и методов оценки его актуального состояния. и
Материалы и методы. В исследовании были использованы логические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение данных научной литературы; методы логопедической диагностики, опросные методы: анкетирование и беседа; методы математической обработки экспериментальных данных.
Результаты. Уточнено понятие «коррекционно-педагогическая компетентность родителей детей с тяжелыми нарушениями речи», его структурно-содержательные компоненты, определены критерии и инструментарий оценивания его форсированности, выявлен актуальный уровень коррекционно-педа-гогической компетентности у родителей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обсуждение. Подчеркивается, что данное исследование расширит представления об особенностях подготовленности родителей к выполнению роли полноправного субъекта коррекционно-педагогического процесса в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
Заключение. Полученные в результате исследования данные позволят определить направления деятельности специалистов и педагогов образовательного учреждения по повышению коррекционно-педагогической компетентности родителей для полноценного продуктивного взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, общее недоразвитие речи, коррекционно-педагогическая компетентность родителей, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основные положения:
- определены содержательные составляющие коррекционно-педаго-гической компетентности родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, представленные мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлек-1 сивным компонентами;
- разработан инструментарий для оценивания уровня сформированнос-
о ти коррекционно-педагогической компетентности у родителей детей с тяже-^ лыми нарушениями речи;
а ж
-•§ - выявлены содержательные характеристики коррекционно-педагоги-
^ ческой компетентности родителей, связанные с оценкой социально-культур-
3 ного потенциала семьи, потребностей родителей в психолого-педагогической
поддержке специалистами образовательного учреждения, удовлетворенности содержанием и качеством коррекционно-развивающей работы с детьми.
1 Введение (Introduction)
Проблема исследования обусловлена основными направлениями государственной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентированной на повышение качества коррекционно-педагогической помощи. Ключевым условием обеспечения эффективности коррекционно-разви-вающего воздействия признается консолидация усилий всех субъектов образовательного процесса, активизация роли семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость повышения качества взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников предельно четко отражена в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Содержательные направления этого взаимодействия ориентированы на оказание помощи родителям в воспитании детей и коррекции нарушений их развития (п. 1.7.6.); учет образовательных потребностей, интересов, мотивов детей, членов их семей (п. 2.11.2.в.);
создание условий для участия родителей в образовательной деятельности (п. 3.1., п. 6); обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в воспитании детей, повышения компетентности родителей (п. 3.2.1., п. 8., п. 3.2.5., п. 5) и др. [1].
Особое значение это имеет в отношении детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Возрастает роль родителей в коррекционно-педагогическом процессе и их согласованное взаимодействие с логопедами и педагогами, что является залогом эффективности в преодолении речевого дефекта у детей. Ученые и исследователи обращают свое внимание на различные аспекты работы с семьями этих детей. Так, методические вопросы взаимодействия специалистов с семьей по преодолению речевых нарушений у детей рассматриваются в трудах Р. Е. Левиной, Ю. В. Мик-ляевой, Е. М. Мастюковой, М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичивой, Г. В. Чир-киной, Е. В. Шереметьевой и др. Организационным аспектам сотрудничества образовательной организации с родителями дошкольников с нарушениями речи посвящены работы
№ ж ж о о
1
1
№ -g
s о ж ж о
s
№ д
а
г о
г s ч № с
о
Kl
s
s
№
№ ж
S ж
о
о
S
s 1
о д s
S
№ №
в о
о s s
X д
№ S №
K
ж ж
у
S №
ж s
s s
1
№
ч s
а
«о
•О
§
О
а сц
и «
Ж Ж
-"О
о £
05
С. В. Артамоновой, Л. С. Калагиной, Н. Е. Новгородской, Н. В. Рыжовой, Е. А. Тютиной и др. Проблемы комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, его организация и содержание раскрыты в исследованиях Э. М. Александровской, М. Р. Битя-нова, Е. И. Казаковой, А. Ю. Коджас-пирова, Е. А. Стребелевой, Л. М. Ши-пицына и др.
В последнее десятилетие в педагогической науке все активнее начинает разрабатываться проблема педагогической компетенции родителей разных категорий детей. Исследования С. С. Пиюковой [2], Н. А. Хрусталь-ковой [3] обращены к компетентности родителей, воспитывающих детей в приемных семьях. М. П. Алиева [4] рассматривает компетентность родителей в области здоровьесбережения младших школьников. Педагогическая компетентность родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения анализируется в работе К. М. Лебедевой [5], детей раннего возраста в исследовании В. В. Селиной [6].
Проблема повышения педагогической компетентности родителей детей с речевыми нарушениями отра-
ражена в работах А. В. Петуховой [7], которая рассматривает в этом контексте интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога, О. П. Мак-сименко [8], предлагающей для этих целей такую форму работы, как семейное чтение.
Анализ работ разных авторов свидетельствует о безусловной необходимости включения семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи. Однако проблема повышения коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями речи, в частности с общим недоразвитием речи 3 уровня, не нашла пока широкого освещения в научной литературе.
В этой связи целью исследования является уточнение понятия «коррек-ционно-педагогическая компетенция родителей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи», его структурные компоненты, критерии оценки исходного уровня ее сформированности.
Для уточнения понятия и его структурных компонентов мы опирались на концептуальные положения компетентностного подхода в образовании, представленного в работах В. А. Болотова, В. В. Серикова [9],
А. В. Хуторского [10] и получивших развитие в исследованиях В. А. Бородиной [11], И. А. Галкиной, Е. В. Галее-вой [12], К. М. Лебедевой, О. П. Макси-менко, А. В. Петуховой. Коррекционно-педагогическая компетентность родителей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи представляет собой интегративное качество личности, основанное на отношении к ребенку как к ценности, мотивации активного содействия ребенку в исправлении речевого дефекта, включающее совокупность знаний об особенностях речевого дефекта ребенка и приемах воспитания правильной речи; умений и навыков практического применения этих знаний при решении конкретных задач по преодолению речевого дефекта; опыта использования приобретенных знаний, умений и навыков в практическом взаимодействии с ребенком. Структурные компоненты коррекционно-педагогической компетентности родителей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи представлены совокупностью мотивацион-ного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Моти-вационный компонент характеризуется готовностью и стремлением взаимодействовать со специалистами и пе-
дагогами в коррекционном процессе по преодолению речевого нарушения у ребенка; к овладению необходимыми для этого знаниями и умениями. Когнитивный компонент предполагает знание и понимание основных понятий и терминов, относящихся к речевому нарушению ребенка и логопедической работе по его преодолению; основных закономерностей и характеристик нормального речевого развития ребёнка; необходимых приемов коррекционно-развивающего воздействия в преодолении речевого дефекта. Деятельностный компонент предусматривает умение вовлечь своего ребёнка в совместное взаимодействие по преодолению речевого дефекта; применять свои знания и умения в области коррекционно-развивающего воздействия в практическом взаимодействии. Рефлексивный компонент связан со способностью самостоятельно оценить результативность и эффективность качества коррекционно-педаго-гического воздействия.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для изучения актуального уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
№ ж
ж о о
о11 1
№ g
s о ж ж
о s
№ д
а г о г s ч № о
ко к
s
s
№
л ж
S ж о о S s 1 о д s S
ее №
в о
о s s
№ а
S
-S g
д
№ S №
к
ж а
№
№
ж s
s 1
№ ч s
а в е
.0
§
с а В
О
,а н и д о
оро
05
был определен состав экспериментальной группы (далее ЭГ), в которую вошли, во-первых, дети старшего дошкольного возраста, в количестве 10 человек, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии «общее недоразвитие речи 3 уровня, стертая дизартрия». У всех детей речевой дефект наблюдался на фоне соматической ослабленности, отягощённой аллер-гопатологией. Во-вторых, в состав экспериментальной группы вошли родители этих детей в количестве 16 человек. В исследовании принимали участие те члены семьи, которые в большей степени принимали участие во взаимодействии со специалистами и брали на себя ответственность за контроль и обучение ребёнка в семье.
Экспериментальное исследование включало: 1) изучение медицинской, психолого-педагогической и логопедической документации детей ЭГ; 2) обследование особенностей речи детей ЭГ; 3) изучение кор-рекционно-педагогической компетентности родителей детей ЭГ.
Обследование особенностей речи детей осуществлялось по методике Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [13]
с использованием стимульного материала О. Б. Иншаковой [14], В. М. Аки-менко [15].
Исследование стартового (актуального) уровня коррекционно-пе-дагогической компетентности родителей проводилось методом опроса (анкетирование) и методом структурированной беседы. Были выявлены содержательные характеристики кор-рекционно-педагогической компетентности родителей, связанные с оценкой социально-культурного потенциала семьи; знаний и представлений родителей о речевом нарушении ребёнка, его очевидных и скрытых проявлениях, негативных влияниях на психическое развитие [16]; потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке специалистами образовательного учреждения; удовлетворённости содержанием и качеством коррек-ционно-развивающей работы с детьми.
Уровни сформированности кор-рекционно-педагогической компетентности мы оценивали по произвольно введенным количественным показателям (1 балл соответствует низкому уровню; 2 балла - среднему уровню; 3 балла - высокому уровню), обобщённый результат определялся на основе методики А. А. Кыверялга [17].
3 Результаты (Results)
Анализ медицинской психолого-педагогической документации показал, что нарушенное речевое развитие детей протекает на фоне достаточно тяжелой соматической патологии. У 30 - ти % детей диагностирована бронхиальная астма, у 40 % - угроза бронхиальной астмы, у 10 - ти % -гиперактивность лёгких, в связи с чем у детей страдает физиологическое и речевое дыхание. У 100 % детей выявлена стёртая дизартрия, соответственно имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых и мимических мышц. У всех детей отмечаются трудности в движении органов артикуляции, их недостаточный объём, трудности удержания артикуляционных поз, неточность выполнения артикуляционных упражнений.
Обобщение результатов логопедического обследования подтвердило наличие нарушений в развитии всех компонентов речевой системы детей. В большей части у детей страдает звукопроизношение, связная речь и слоговая структура слова. При сравнении показателей обследования произносительной стороны речи, фонематических процессов и экспрессивной речи выявлено, что в большей
степени страдают фонематические процессы - фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговая структура слова.
Результаты опроса родителей позволили охарактеризовать социально-культурный потенциал семей. Среди опрошенных преобладают полные семьи (60 %), семьи с двумя детьми (70 %). Высшее образование имеют 90 % родителей. Большинство родителей работают менеджерами в частных организациях (60 %), имеют собственный малый бизнес (20 %) и довольно продолжительный рабочий день (до 10 часов). В целом для родителей характерен средний уровень жизни и доходов, они стремятся дать своему ребенку хорошие образование, но ограничены во времени.
Анализ мотивационной готовности родителей к взаимодействию со специалистами в коррекционно-об-разовательной деятельности показал, что у 70 - ти % родителей нет на это времени. Принимать участие в активных формах взаимодействия со специалистами образовательного учреждения (специальные занятия для родителей, лектории, мастер-классы и др.) готовы в полной мере только 10 % родителей. По их мнению, наиболее
№ ж ж о о
1
1
№
ж о ж ж
0
1
№ д
а
г о
г и ч № с
0 Й
1
Ж
№
№ ж
Т ж
о
о
Т
ж 1
о д ж
т
№ №
№ о
о I
ж
№ а S
-S д
№
т №
Й
ж
№
№
ж ж
ж 1
№
ч ж
а
«о
•О
§
SJ
а сц
U
bi
а ж ж
--о
о £
^ и;
эффективными являются традиционные формы работы: родительские собрания (60 %); совместные праздники, утренники (60 %о); индивидуальные беседы и консультации (50 %); выполнение с детьми домашних заданий (40 %), но при этом у многих возникают трудности, связанные с неумением организовать работу ребенка и завышенными требованиями специалистов к родителям, не соответствующие их знаниям и коррекционно-педаго-гическим навыкам. Большинство родителей (80 %) отдают предпочтение общению с логопедом в режиме удаленного доступа через интернет в блоге группы.
Вместе с тем, у родителей есть потребность в получении коррекционно-педагогических знаний. Так, 70 % родителей хотели бы освоить приёмы коррекционной работы; 60 % - ознакомиться с рабочими программами; 50 % родителей интересуются теоретическими основами логопедии, деятельностью учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной группе; 30 - ти % родителей интересны методы диагностики речи ребёнка.
На вопрос о том, от кого зависит эффективность в преодолении речевых нарушений у ребенка, большинст-
во родителей отвечают, что от учителя-логопеда. Только 20 % утверждают, что это совместная работа всех участников коррекционно-образователь-ного процесса. Своё участие в кор-рекционно-педагогическом процессе считают необходимым 20 %.
Обобщенные результаты опроса родителей детей экспериментальной группы позволили оценить уровень сформированности у них коррекци-онно-педагогической компетентности. Высокого уровня выявлено не было. Средний уровень был отмечен у 20 -ти % родителей. Родители знакомы с некоторыми специальными логопедическими терминами и понятиями; они сознательно уделяют время для игры и общения с ребёнком; но создать в семье условия, позволяющие решать коррекционно-педагоги-ческие задачи, не могут.
Большинство родителей (80 %) отнесены к группе с низким уровнем коррекционно-педагогической компетентности. Они беспомощны в оценке и решении проблем речевого развития ребёнка, безынициативны, ссылаются на занятость.
4 Обсуждение (Discussion)
Оценка сформированности компонентов коррекционно-педагогической
компетентности показала, что основные проблемы сводятся к несформи-рованности мотивационного компонента, который является системообразующим в общей структуре компетентности и влечет за собой низкие показатели в формировании остальных компонентов. Родители не понимают собственной роли и значимости в целостном коррекционно-педа-гогическом процессе и комплексном логопедическом воздействии, возлагая всю ответственность на учителя-логопеда и других специалистов образовательного учреждения. Тем не менее, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты имеют характеристики ниже среднего уровня. Это связано с тем, что родители так или иначе вовлечены в процесс коррек-ционно-логопедической работы и выполняют те функции, которые требует от них образовательное учреждение.
5 Заключение (Conclusion)
Авторами рассмотрены теоретико-
методологические основы проблемы формирования коррекционно-педаго-гической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи, уточнена сущность понятия «коррек-ционно-педагогическая компетентность и его структурные компоненты. Приведены данные экспериментального изучения сформированности коррек-ционно-педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, со стёртой дизартрией, на фоне аллерго-патологии, характеризующейся недостаточным уровнем её сформирован-ности. Дальнейшее изучение заявленной проблемы заключается в определении психолого-педагогических условий повышения коррекционно-пе-дагогической компетентности родителей в процессе коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Библиографический список
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ М-ва образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант» : [сайт]. URL: http://www.ga rant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 30.11.18).
2. Пиюкова С. С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей : автореф. дис.. ..канд. пед. наук / С. С. Пиюкова. - Самара. 2002. - 23 с.
3. Хрусталькова Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформирован-ности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 3. - С. 109-115.
1 ж
ж о с
о11 1
g
s о ж ж
о s
е д
а г о г s ч е с
ко к
s
s
е
л ж
S ж о с S s 1 о д s S е
,
в
о с s s
№ а
S
S g
д
е S е
к
ж а
1
е
ж s
1
е ч s
4. Алиева М. П. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбе-режения младших школьников : автореф. дис.. ..канд. пед. наук. Калининград., 2017. - 23 с.
5. Лебедева К. М. Сформированность педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения как актуальная педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. Раздел Педагогические науки. 2014. - № 6, дата публикации: 20 января 2015. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16976 (дата обращения: 30.11.2018).
6. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис....канд. пед. наук. Великий Новгород, 2009. - 23 с.
7. Петухова А. В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога // Научные труды Sworld. Иваново : Научный мир. Том 7, № 3. - 2012, 3-5 с.
8. Максименко О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М. : Мозаика-синтез, 2016. - № 5 - с. 731-736.
9. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. - № 10.- С. 8 - 14.
10. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с. (Серия «Новые стандарты»).
11. Бородина В. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : монография. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2017. - 249 с.
12. Галкина И. А., Галеева Е. В. Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагога по вопросам речевого развития дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. - Т. 7. -№3 (24). - С.170-183.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2001. - 44 с.
14. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. : Владос, 2017. - 279 с. (Серия: Кор-рекционная педагогика).
15. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 45 с.
16. Солдатов Д. В., Роденко Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. - Т. 7. -№ 3 (24) - С. 225.
§ 17. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике : мо-
нография. Таллин : Валгус, 1980. - 335 с.
8
V. A. Borodina1, K. S. Vasilyeva2
^ 1ORCID No. 0000-0002-8339-4134
| Candidate of Sciences (Education),
TIS
^ Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, ^ South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
N
^ E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-2808-9575 Master of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
FEATURES OF CORRECTION-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH HEAVY DISORDERS OF SPEECH
Abstract
Introduction. The article presents some results of research on the implementation of the requirements of the Federal state educational standards for preschool education in the context of education of children with disabilities related to the involvement of parents raising children of preschool age with severe speech disorders in educational activities and increasing their correctional and pedagogical competence. The purpose of the article is to substantiate and disclose the author's approach to determining the essence of the concept of "correctional and pedagogical competence of parents of children with d severe speech disorders" and methods for assessing its current state.
Materials and methods. The study used logical methods - analysis, synthesis, comparison, synthesis of scientific literature data; methods of logopedic diagnostics, survey methods - questioning and con- | versation; methods of mathematical processing of experimental data. pP
Results. The concept of "correctional and pedagogical competence of parents of children with severe speech disorders", its structural and substantive components was clarified, criteria and tools for evaluating its forcing were determined, the current level of correc- | tional and pedagogical competence of parents of children with severe speech disorders was identified. !
Discussion. It is emphasized that this study will expand the understanding of the features of parents' preparedness for fulfilling the role of a full-fledged subject of the correctional and pedagogical process in working to overcome speech disorders in children.
&
a E
0
1 o' n
t o
a
0
1
I
i
i i O
Conclusion. The data obtained as a result of the research will allow to determine the directions of the activities of specialists and teachers of an educational institution to improve the correctional and pedagogical competence of parents for the full productive interaction of all participants of the correctional and pedagogical process.
Keywords: children with disabilities, children with severe speech disorders, general speech underdevelopment, correctional and pedagogical competence of parents, Federal State Educational Standard for Pre-School Education
Highlights:
- the substantive components of the correctional and pedagogical competence of the parents of children with severe speech disorders, represented by the motivational, cognitive, activity and reflexive components, were determined;
- developed tools for assessing the level of development of correctional and pedagogical competence among parents of children with severe speech disorders;
- the substantive characteristics of the correctional and pedagogical competence of parents were identified, related to the assessment of the socio-cultural potential of the family, the needs of parents for psychological and pedagogical support by specialists of the educational institution, satisfaction with the content and quality of correctional and developmental work with children.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dosh-kol'nogo obrazovaniya : prikaz M-va obrazovaniya i nauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013 g. | № 1155 (2013) [On approval of the federal state educational standard for preschool education: ^ Order of the Ministry of Education and Science of Russia of October 17, 1155]. Ministry of ^ Education and Science of the Russian Federation. Moskow, Enlightenment Publ, 2013. 29 p. ^ (In Russian).
<3 2. Piyukova S. S. (2002) Formirovaniye pedagogicheskoy kompetentnosti roditeley
^ priyemnykh detey [Piyukova S.S. Formation of pedagogical competence of parents of adopté tive children] Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Samara. 23 p. (In Russian).
^ 3. Khrustal'kova N. A. (2008) Pedagogicheskaya kompetentnost' u roditeley v profession-
al^
nal'no-zameshchayushchey sem'ye: soderzhaniye, struktura, kriterii i urovni sformirovannosti
[Pedagogical competence of parents in a professional substitute family: content, structure, criteria and levels of developmenty Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnyye nauki. 3, 109-115. (In Russian).
4. Aliyeva M. P. (2017) Formirovaniye kompetentnosti roditeley v oblasti zdorov'yesbere-zheniya mladshikh shkol'nikov [Formation of the competence of parents in the field of health preservation of younger schoolchildren] Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad. 23 p. (In Russian).
5. Lebedeva K. M. (2014) Sformirovannost' pedagogicheskoy kompetentnosti rodite-ley vospitannikov doshkol'nogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak aktual'naya ped-agogicheskaya problema [Formation of pedagogical competence of parents of pupils of preschool educational institutions as an actual pedagogical problem] Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya : elektronnyy nauchnyy zhurnal. Razdel Pedagogicheskiye nauki. 6. (In Russian). 20.01.2015. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16976 (Accessed: 30.11.18).
6. Selina V. V. (2009) Razvitiye pedagogicheskoy kompetentnosti roditeley detey rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Development of pedagogical competence of parents of young children in preschool educational institutions] Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Veliky Novgorod. 23 p. (In Russian).
7. Petukhova A. V. (2012) Povysheniye urovnya kompetentnosti semey, imeyushchikh detey s rechevymi narusheniyami cherez integratsiyu raboty uchitelya-logopeda i pedagoga- ^ psikhologa [Increasing the level of competence of families with children with speech disorders ° through the integration of the work of a speech therapist and educational psychologist]. Nauch-nyye trudy Sworld, Ivanovo, Nauchnyy mir Publ. 7, 3, 3-5. (In Russian).
8. Maksimenko O. P. (2016) Formirovaniye pedagogicheskoy kompetentsii roditeley a
v razvitii rechevykh navykov rebenka v sem'ye. Semeynoye chteniye. [Formation of the pedo' a
a ?
3
c i o'
s &
agogical competence of parents in the development of the child's speech skills in the family. Family reading]. Vospitaniye i obucheniye detey mladshego vozrasta/Moskow, Mozaika-sintez 0 publ. 5, 731-736 (In Russian). 3
9. Bolotov V. A., Serikov V. V. (2003) Kompetentnostnaya model': ot idei k obra- § zovatel'noy programme [Competence Model: From Idea to Educational Program]. Moskow, Pedagogika Publ. 10, 8-14. (In Russian). ^
10. Khutorskoy A. V. (2013) Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii [Competence-based s approach to learning: Scientific and methodological manual].Moskow, "Eydos". 73 p. (In Russian).
&
11. Borodina V. A. (2017) Kompetentnostnyy podkhod v podgotovke budushchikh S pedagogov-defektologov k rabote po sotsializatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Competence-based approach in preparing future defectology teachers to work on the socialization of children with disabilities]. Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. gos. gumanit.-ped. unta Publ. 249 p. (In Russian).
12. Galkina I. A., Galeyeva E. V. (2018) Metodicheskoye soprovozhdeniye profession-al'noy kompetentnosti pedagoga po voprosam rechevogo razvitiya doshkol'nikov v usloviyakh FGOS doshkol'nogo obrazovaniya [Methodological support of professional competence of a teacher on the issues of speech development of preschool children in the conditions of the ^ Federal State Educational Standards of preschool education]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhur
a-&
a
& &&
nal. 7, 3 (24), 170-183. (In Russian). I
13. Filicheva T. B., Chirkina G. V. (2001) Korrektsionnoye obucheniye i vospitaniye detey 5-letnego vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi [Correctional training and education of children of 5 years of age with a general underdevelopment of speech]. Moskow, 44 p. (In Russian).
14. Inshakova O. B. (2017) Al'bom dlya logopeda [Album for a speech therapist]. Moskow, Vlados Publ. 279 p. (In Russian).
15. Akimenko V. M. (2015) Logopedicheskoye obsledovaniye detey s rechevymi narusheniyami [Logopedic examination of children with speech disorders]. Rostov n / D, Feniks Publ. 45 p. (In Russian).
16. Soldatov D. V., Rodenko, L. N. (2018) Logopsikhologicheskiye aspekty fonemat-icheskogo ontogeneza i dizontogeneza [Logopsychological aspects of phonemic ontogenesis and diontogenesis]. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 7, 3 (24), 225229. (In Russian).
17 .Kvyeryalg A. A. (1980) Metody issledovaniya v professional'noy pedagogike [Research methods in professional pedagogy]. Tallinn, Valgus Publ. 335 p. (In Russian).
a
S fi
a
R O
o oq