Научная статья на тему 'О работе с родителями в специализированном (речевом) детском саду'

О работе с родителями в специализированном (речевом) детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТСКИЕ САДЫ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PRESCHOOL LOGOPEDICS / PARENTS / KINDERGARTEN TEACHER / PRESCHOOL CHILDREN / INDIVIDUALIZED EDUCATION ROUTS / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / SPEECH DISORDERS / KINDERGARTENS / WORK WITH PARENTS / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесян Рузанна Давидовна, Белоусова Светлана Васильевна

Статья посвящена проблеме реализации системного подхода в образовании дошкольников с нарушениями речи и участия родителей в коррекционно-образовательном процессе. Авторский коллектив делится опытом создания в детском саду для детей с нарушениями речи системы взаимодействия специалистов с родителями. В статье охвачен период инновационной деятельности с 1995 по 2017 год. Исследовательская, методистская и практическая деятельность авторского коллектива посвящена проблемам раннего выявления (с двух лет) речевых нарушений и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи на всех этапах образования: дошкольном и начальном школьном. Инновационная модель сопровождения ребенка позволяет вовлекать в коллегиальное проектирование индивидуализированного образовательного маршрута родителей. Отличительная позиция авторов статьи заключается в организации коррекционно-образовательной деятельности, направленной не только на выявление нарушений психофизического развития дошкольника, но и на проектирование индивидуализированной зоны ближайшего развития, ориентированной на достижения и успехи ребенка. В статье представлены примеры инновационных проектов взаимодействия с родителями, образец индивидуализированного образовательного маршрута, направленного на поддержание успешности ребенка, разработанные коллективом детского сада № 85 Центрального района Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аванесян Рузанна Давидовна, Белоусова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK WITH PARENTS IN SPECIALIZED (LOGOPEDIC) KINDERGARTEN

The article deals with the problem of realization of the systemic approach to education of preschool children with speech disorders and participation of the parents in the process of rehabilitation and education. The authors share their experience of creation of a system of interaction between specialists and parents at a kindergarten for children with speech disorders. The article describes the period of innovative activity from 1995 to 2017. Research, methodological and practical activity of the authors focus on the problems of early diagnostics (beginning with 2 years of age) of speech defects and social adaptation of children with severe speech disorders at preschool and primary school stages of education. The innovative model of child’s support makes it possible to involve parents in joint design of an individualized educational rout. The specificity of the authors’ position consists in the organization of rehabilitation-educational activity targeted not only at revealing deviations of psychophysical development of the preschooler but also at projecting the individualized zone of proximal development oriented at ensuring success and achievements of the child. The article presents examples of innovative projects of interaction with the parents, and a model of an individualized educational rout aimed at supporting child’s successful development worked out by the specialists of kindergarten No 85 of the Central District of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «О работе с родителями в специализированном (речевом) детском саду»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 376.37:373.25

ББК Ч457.472 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

Р. Д. Аванесян, С. В. Белоусова R D. Avanesyan, S. V. Belousova

Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia

О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ (РЕЧЕВОМ) ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации системного подхода в образовании дошкольников с нарушениями речи и участия родителей в коррекционно-образовательном процессе. Авторский коллектив делится опытом создания в детском саду для детей с нарушениями речи системы взаимодействия специалистов с родителями. В статье охвачен период инновационной деятельности с 1995 по 2017 год. Исследовательская, методистская и практическая деятельность авторского коллектива посвящена проблемам раннего выявления (с двух лет) речевых нарушений и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи на всех этапах образования: дошкольном и начальном школьном. Инновационная модель сопровождения ребенка позволяет вовлекать в коллегиальное проектирование индивидуализированного образовательного маршрута родителей. Отличительная позиция авторов статьи заключается в организации коррекционно-образо-вательной деятельности, направленной не только на выявление нарушений психофизического развития дошкольника, но и на проектирование индивидуализированной зоны ближайшего развития, ориентированной на достижения и успехи ребенка. В статье представлены примеры инновационных проектов взаимодействия с родителями, образец индивидуализированного образовательного маршрута, направленного на поддержание успешности ребенка, разработанные коллективом детского сада № 85 Центрального района Санкт-Петербурга.

WORK WITH PARENTS IN SPECIALIZED (LOGOPEDIC) KINDERGARTEN

Abstract. The article deals with the problem of realization of the systemic approach to education of preschool children with speech disorders and participation of the parents in the process of rehabilitation and education. The authors share their experience of creation of a system of interaction between specialists and parents at a kindergarten for children with speech disorders. The article describes the period of innovative activity from 1995 to 2017. Research, methodological and practical activity of the authors focus on the problems of early diagnostics (beginning with 2 years of age) of speech defects and social adaptation of children with severe speech disorders at preschool and primary school stages of education. The innovative model of child's support makes it possible to involve parents in joint design of an individualized educational rout. The specificity of the authors' position consists in the organization of rehabilitation-educational activity targeted not only at revealing deviations of psychophysical development of the preschooler but also at projecting the individualized zone of proximal development oriented at ensuring success and achievements of the child. The article presents examples of innovative projects of interaction with the parents, and a model of an individualized educational rout aimed at supporting child's successful development worked out by the specialists of kindergarten No 85 of the Central District of St. Petersburg.

Ключевые слова: дошкольная логопедия; родители; воспитатели; дошкольники; индивидуализированные образовательные маршруты; дети с нарушениями речи; нарушения речи; детские сады; родители; работа с родителями; педагогическое взаимодействие.

Сведения об авторе: Аванесян Рузанна Давидовна.

Место работы: заведующий, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи».

Сведения об авторе: Белоусова Светлана Васильевна, учитель-логопед.

Место работы: государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи»

Контактная информация: 191123, Сан

E-mail: 85@dou-center.spb.ru.

Keywords: preschool logopedics; parents; kindergarten teacher; preschool children; individualized education routs; children with speech disorders; speech disorders; kindergartens; work with parents; pedagogical interaction.

About the author: Avanesyan Ruzanna Davidovna, Headmistress.

Place of employment: State budgetary preschool education institution kindergarten No. 85 of compensatory type of the Central District of St. Petersburg "Psycho-pedagogical Center for Social Adaptation of Children with Severe Speech Disorders", St. Petersburg, Russia.

About the author: Belousova Svetlana Vasil'evna, teacher-logopedist.

Place of employment: State budgetary preschool education institution kindergarten No. 85 of compensatory type of the Central District of St. Petersburg "Psycho-pedagogical Center for Social Adaptation of Children with Severe Speech Disorders", St. Petersburg, Russia.

-Петербург, Захарьевская ул., д. 35А.

На протяжении 20 лет наш детский сад № 85 Центрального района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи» проводит инновационную работу по созданию условий для повышения социальной адаптации детей с нарушениями речи различного генеза.

Основой инновационной образовательной системы нашего детского сада являются идея непрерывного образования в цепи «ясли — детский сад — начальная школа»; компетент-ностный подход к образованию ребенка с ТНР, способного жить в условиях современного мира. © Аванесян Р. Д., Белоусова С. В., 2017

О создании в России учреждения такого типа говорила профессор Н. Н. Трауготт, с которой нас связывала творческая дружба в «Клубе логопедов» при детской больнице Св. Магдалины.

В процессе создания проекта образовательного учреждения нового типа, реализующего идеи ранней диагностики и помощи детям с проблемами речевого развития, мы опирались на научную поддержку (консультации, экспертная оценка) ведущих специалистов: по общей педагогике чл.-кор. РАН проф. А. П. Тря-пициной; коррекционной педагогике проф. Л. М. Шипициной, канд. пед. наук В. А. Ковшикова, канд. пед.

наук Г. М. Сумченко, канд. пед. наук Г. А. Волковой, канд. пед. наук Э. Я. Сизовой, дошкольной педагогике д-ра пед. наук С. Н. Цейтлин; нейропсихологии — канд. психол. наук М. Г. Храковской, проф. А. А. Шепо-вальникова, д-ра мед. наук А. Н. Кор-нева.

Результатом этого сотрудничества стало новое понимание цели комплексного коррекционного воздействия как динамического процесса, предполагающего ясное видение перспективы развития ребенка. Анализ пятилетнего опыта работы показал, что наши дети не успевают подготовиться к школе из-за позднего овладения речью и психологической коммуникативной незрелости.

В 2000 г. в экспериментальном режиме на базе нашего детского сада была открыта начальная школа, для которой была разработана новая образовательная программа с речевым компонентом и сделано два выпуска детей, готовых к обучению в массовой основной школе.

Анализ катамнестических данных позволил проследить обучение детей в новых социальных условиях школьной среды. Наши выпускники достаточно быстро адаптировались в новых коллективах, успешно освоили базовые и дополнительные образовательные программы, закончили высшие и средние образовательные учреждения в России и зарубежом.

Работа в экспериментальном режиме выявила проблемы сопровождения детей с нарушениями речи на всех этапах и ступенях образования: отсутствие целостной медико-психолого-педагогической системы речевого сопровождения детей, новых видов непрерывного образования в

звене «детский сад — начальная школа». Мы пришли к выводу, что особую актуальность приобретает решение проблемы переходного этапа между школой и дошкольным детством. Разработана стратегия работы с детьми в предшкольном звене, связанной с тем, что уже отработано в условиях «Речевой школы 1—4 классов» и «детского сада». Разработана уровневая модель образовательного маршрута ребенка с проблемами речевого развития, в которой были отработаны три взаимосвязанных образовательных модуля: 1) 1995— 2000 гг., звено «Детский сад»; 2) 2000—2006 гг., звено «Начальная школа»; 3) 2005—2008 гг., звено «Предшкольный класс».

В 2014 г. начался новый этап инновационной деятельности в нашем детском саду по разработке «Инновационной модели комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников и их семей с целью индивидуализации образования детей с нарушениями речевого развития».

Современные требования к дошкольному образованию, как никогда раньше, позволяют нам реализовать наше концептуальное понимание образования ребенка с нарушениями речи разного генеза.

За последние десятилетия к нам все больше стало обращаться родителей, чьи дети имеют сложные речевые нарушения. Системное речевое нарушение очень часто сочетается с минимальными признаками недоразвития функциональных систем, на которые не обращают внимание медики и родители. Эти нарушения затрудняют адаптацию ребенка в детском саду и в школе.

Практический опыт экспериментальной работы ГБДОУ № 85 показал, что в условиях индивидуализированного дошкольного образования дети с нарушениями речевого развития успешнее достигают целевых ориентиров ДО. Сегодня к ребенку необходим действительно индивидуальный подход в образовательной и коррекци-онной деятельности. Он осуществляется в проектировании индивидуализированного образовательного маршрута, в котором участвуют и специалисты-педагоги, и дети с родителями.

Особую значимость приобретает роль родителей в образовательном процессе. Родители учатся видеть и понимать своего ребенка, сотрудничать с ним. Это позволяет ребенку с нарушениями речевого развития комфортно себя чувствовать и активно содействовать коррекционно-об-разовательной работе специалистов.

Созданная «модель образовательных взаимоотношений» (ребенок, родитель, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог изодеятельно-сти) интегрирует все компоненты коррекционно-образовательного процесса, ориентированного на линию развития достижений каждого ребенка.

Нам помог многолетний опыт командной работы взаимодействия с родителями, содержание которого корректируется по мере «поступления проблем».

Технологическая цепочка решения «проблем»: опора на «объективную картину» развития ребенка на основе медико-психолого-педагогической диагностики, обмен информацией с родителями, согласование выбора образовательных маршрутов.

Система направлена на решение следующих задач: 1) обеспечение открытости сопровождения дошкольника и его семьи; 2) создание условия для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность; 3) индивидуальная поддержка и консультирование специалистами родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей; 4) вовлечение семей в коллегиальное обсуждение индивидуальных достижений развития ребенка и планирование дальнейшей совместной образовательной деятельности по реализации индивидуального образовательного маршрута; 5) создание условий для взрослых (специалистов и родителей) по использованию и поиску методических материалов.

Алгоритм проектирования индивидуализированной образовательной деятельности

Основным документом, отражающим взаимосвязь родителей и специалистов, в нашем детском саду является «Дорожная карта достижений и проектирования индивидуализированного образовательного маршрута» — форма обобщения результатов мониторинга и целевых ориентиров в работе с ребенком.

На этапе подготовки все участники совета: и специалисты, и родители — проводят мониторинг развития ребенка. Мониторинг отражается в диагностических картах, дневниках наблюдений. Лонгитюдное исследование и поэтапная фиксация результатов позволяют четко отслеживать динамику: промежуточные достижения по образовательным областям, развитие интегративных качеств ребенка. Участники обсуждают достиг-

нутые ребенком успехи, выделяют направления и формы работы на ближайший период, проектируя «Дорожную карту достижений и проектирования индивидуализированного образовательного маршрута» (табл. 1).

В первую графу вносятся достижения ребенка, выделенные родителями, что позволяет специалистам отслеживать те направления, которые актуальны для родителей. Во второй графе отмечаются достижения ребенка по образовательным областям, выявленные специалистами в ходе диагностики. Анализ этих показателей позволяет делать выводы о сенситивных периодах формирования у ребенка определенных навыков, психологических свойств. В третью графу вносятся те характеристики, работа над которыми в ближайшее время даст наилучшую динамику. В четвер-

той графе приводятся конкретные методы, методики, действия участников совета, способствующие достижению ожидаемого результата.

В таблице 1 приведен пример проектирования индивидуализированного образовательного маршрута по образовательной области «Речевое развитие». Так же проводится проектирование по познавательному, физическому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.

Анализ индивидуализированных маршрутов является основой для взаимодействия «всех с каждым и каждого с одним». Примеры совместной деятельности: Совет всех специалистов и родителей, совместная образовательная деятельность с участием родителей, коррекционная деятельность с участием родителей

Таблица 1

Пример индивидуального образовательного маршрута воспитанника Вани (5 лет). Логопедический диагноз — ТНР, ОНР 2—3 ур., дизартрия.

Карта достижений и проектирования индивидуализированного образовательного маршрута

Достижения, успехи ребенка

Результаты диагностики

Совместная работа

Как работать

Повысился уровень самоконтроля над звукопроизношени-ем, пытается самостоятельно читать (просит писать ему слова), исправляет собственные ошибки в речи. Старается строить развернутые предложения с союзами «чтобы» (что ли).

Говорит развернутыми предложениями. Владеет диалогической и монологической речью. Знает обобщающие слова.

Общительный. Использует формы вежливого обращения.

Активно участвует в театрализованной деятельности. С удовольствием учит стихи наизусть.

Составление рассказа по схемам и картинкам. Участие в праздниках (заучивание стихов) и в театрализованной деятельности. Театрализованные игры.

Пересказ простых текстов.

Стихи. (начиная с 4 строк)

театр.

Кукольный Театр теней. Постановка спектаклей по собственной задумке с предварительным прого-вариванием сюжета. Чтение детских рассказов (Толстой) с последующим пересказом: по картинке, своими словами, по ключевым словам.

«Среда у логопеда», творческая мастерская, хор детей и родителей, зарядка с родителями, интерактивные проекты.

Эффективность организации работы с родителями в нашем детском саду подтверждается анализом результатов экспериментальной деятельности 2014—2017 гг., которые позволяют сделать вывод о положительной динамике в деятельности учреждения по следующим показателям: участие детей в образовательных проектах районного и городского уровней (2014 г. — 0, 2015 — 5 %, 2016 — 12 %, 2017 — 16,5 %), участие родителей в проектировании образовательной деятельности (за 3 года: 10 %, 62 %, 95 %).

Перечислим достижения нашей совместной образовательной деятельности. В детском саду сложились партнерские отношения с семьями воспитанников. Расширилось совместное освоение социального пространства. У детей отмечается снятие тревожности, повышение адаптационных возможностей при поступлении в школу. Повысилась родительская образовательная компетентность. Диалог стал ведущим способом общения с ребенком и специалистами. Родители готовы к сопровождению ребенка в адаптационный период начального образования.

Литература

1. Аванесян, Р. Д. Организация и принципы работы психолого-педагогического центра социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи / Р. Д. Аванесян, М. А. Виноградова // Диагностика и коррекция речевых нарушений : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб., 1997.

2. Аванесян, Р. Д. Карта обследования ребенка с системными нарушениями ре-

чи / Р. Д. Аванесян, О. А. Румянцева, О. Б. Сизова // Проблемы патологии развития и распада речевой функции : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

3. Аванесян, Р. Д. Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи / Р. Д. Аванесян, О. А. Румянцева, О. Б. Сизова // Диагностика и коррекция речевых нарушений : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб., 1997.

4. Аванесян, Р. Д. Обучение диалогу детей с нарушениями речевого развития / Р. Д. Аванесян, О. А. Юнтунен (Румянцева) // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

5. Аванесян, Р. Д. Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР ГБДОУ № 85 (2015—2020 г.) [Электронный ресурс] / Р. Д. Аванесян, С. В. Белоусова, Н. М. Боярчук, Н. Н. Матвеева, М. А. Ми-куцкая, Л. В. Калиниа, И. Б. Румянцева, М. В. Янчевская // Нескучный сад : официальный сайт ГБДОУ № 85 Центрального района. — Электрон. дан. — СПб., 2017. — Режим доступа: http://www.gdouds85kvpokkofprvpptcsadtnrts ars.acentr.gov.spb.rU/_ld/0/89_

6. Боярчук, Н. М. Адаптация детей с нарушениями речи в условиях начальной школы (из опыта работы) / Н. М. Бо-ярчук, С. В. Васильева // Актуальные проблемы логопедической практики : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб., 2004.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика-Пресс, 1999.

8. Инновационная модель комплексного сопровождения ребенка и его семьи с целью индивидуализации образования

дошкольника с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Р. Д. Аванесян, С. В. Бе-лоусова, А. В. Мосина // Нескучный сад : офиц. сайт ГБДОУ .№85 Центрального района. — Электрон. дан. — СПб., 2017. — Режим доступа: http://www.gdouds85kvpok kofprvpptcsadtnrtsars.acentr.gov.spb.ru/_ld/1 /115_9yg.pdf.

9. Ковшиков, В. А. Экспрессивная ала-лия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — СПб. : КАРО, 2006.

10. Мониторинг развития дошкольника : метод. пособие (опыт работы ГБДОУ N° 85 СПб по сопровождению индивидуализированной образовательной деятельности дошкольников с нарушениями речевого развития) / под. ред. Р. Д. Аване-сян, С. В. Белоусовой, А. В. Мосиной, М. В. Янчевской. — СПб. : Копимания, 2017.

11. Румянцева (Юнтунен), О. А. Звукоподражания (ономатопеи) — начало кор-рекционной работы с неговорящими детьми / О. А. Румянцева (Юнтунен), Н. Е. Старосельская // Проблемы детской речи — 1996 : материалы межвуз. конф. — СПб. : Образование, 1996.

12. Румянцева, О. А. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми / О. А. Румянцева, Н. Е. Старосельская // Диагностика и коррекция речевых нарушений : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб., 1997.

13. Старосельская, Н. Е. О новом в методике обучения чтению детей с недоразвитием речи / Н. Е. Старосельская // Диагностика и коррекция речевых нарушений : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи». — СПб., 1997.

14. Трауготт, Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия) / Н. Н. Трауготт. — СПб. : Смарт, 1994.

15. Юнтунен (Румянцева), О. Забота как принцип дошкольного воспитания / О. Юнтунен (Румянцева) // Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности :

материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2013.

References

1. Avanesyan, R. D. Organizatsiya i print-sipy raboty psikhologo-pedagogicheskogo tsentra sotsial'noy adaptatsii detey s tyazhe-lymi narusheniyami rechi / R. D. Avanesyan, M. A. Vinogradova // Diagnostika i korrekt-siya rechevykh narusheniy : metod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhaniz-my rechi». — SPb., 1997.

2. Avanesyan, R. D. Karta obsledovaniya rebenka s sistemnymi narusheniyami rechi / R. D. Avanesyan, O. A. Rumyantseva, O. B. Si-zova // Problemy patologii razvitiya i raspada rechevoy funktsii : metod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhanizmy rechi». — SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999.

3. Avanesyan, R. D. Programma pervogo goda korrektsionnoy raboty s trekhletnimi det'mi, imeyushchimi sistemnoe nedorazvitie rechi / R. D. Avanesyan, O. A. Rumyantseva, O. B. Sizova // Diagnostika i korrektsiya rechevykh narusheniy : metod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhanizmy rechi». — SPb., 1997.

4. Avanesyan, R. D. Obuchenie dialogu detey s narusheniyami rechevogo razvitiya / R. D. Avanesyan, O. A. Yuntunen (Rumyan-tseva) // Sovremennye podkhody k diagnos-tike i korrektsii rechevykh rasstroystv : me-tod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhanizmy rechi». — SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2001.

5. Avanesyan, R. D. Adaptirovannaya ob-shcheobrazovatel'naya programma doshkol'-nogo obrazovaniya dlya detey s TNR GBDOU № 85 (2015—2020 g.) [Elek-tronnyy resurs] / R. D. Avanesyan, S. V. Be-lousova, N. M. Boyarchuk, N. N. Matveeva, M. A. Mikutskaya, L. V. Kalinia, I. B. Ru-myantseva, M. V. Yanchevskaya // Neskuch-nyy sad : ofitsial'nyy sayt GBDOU N° 85 Tsentral'nogo rayona. — Elektron. dan. — SPb., 2017. — Rezhim dostupa: http://www.gdouds85kvpokkofprvpptcsadtnr tsars.acentr.gov.spb.ru/_ld/0/89_.pdf.

6. Boyarchuk, N. M. Adaptatsiya detey s narusheniyami rechi v usloviyakh nachal'noy shkoly (iz opyta raboty) / N. M. Boyarchuk,

S. V. Vasil'eva // Aktual'nye problemy logo-pedicheskoy praktiki : metod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhaniz-my rechi». — SPb., 2004.

7. Vygotskiy, L. S. Pedagogicheskaya psi-khologiya / L. S. Vygotskiy ; pod red. V. V. Da-vydova. — M. : Pedagogika-Press, 1999.

8. Innovatsionnaya model' kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka i ego sem'i s tsel'yu individualizatsii obrazovaniya doshkol'nika s narusheniyami rechi [Elektronnyy resurs] / R. D. Avanesyan, S. V. Belousova, A. V. Mo-sina // Neskuchnyy sad : ofits. sayt GBDOU № 85 Tsentral'nogo rayona. — Elektron. dan. — SPb., 2017. — Rezhim dostupa: http:// www.gdouds85kvpokkofprvpptcsadtnrtsars.a centr.gov.spb.ru/_ld/1/115_9yg.pdf.

9. Kovshikov, V. A. Ekspressivnaya alaliya i metody ee preodoleniya / V. A. Kovshikov. — SPb. : KARO, 2006.

10. Monitoring razvitiya doshkol'nika : me-tod. posobie (opyt raboty GBDOU № 85 SPb po soprovozhdeniyu individualizirovannoy obrazovatel'noy deyatel'nosti doshkol'nikov s narusheniyami rechevogo razvitiya) / pod. red. R. D. Avanesyan, S. V. Belousovoy, A. V. Mosinoy, M. V. Yanchevskoy. — SPb. : Kopimaniya, 2017.

11. Rumyantseva (Yuntunen), O. A. Zvuko-podrazhaniya (onomatopei) — nachalo kor-rektsionnoy raboty s negovoryashchimi det'mi / O. A. Rumyantseva (Yuntunen), N. E. Starosel'skaya // Problemy detskoy re-chi — 1996 : materialy mezhvuz. konf. — SPb. : Obrazovanie, 1996.

12. Rumyantseva, O. A. Nachal'nyy etap korrektsionnoy raboty s negovoryashchimi det'mi / O. A. Rumyantseva, N. E. Staro-sel'skaya // Diagnostika i korrektsiya reche-vykh narusheniy : metod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhanizmy rechi». — SPb., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Starosel'skaya, N. E. O novom v metodi-ke obucheniya chteniyu detey s nedorazvi-tiem rechi / N. E. Starosel'skaya // Diagnos-tika i korrektsiya rechevykh narusheniy : me-tod. materialy nauch.-prakt. konf. «Tsentral'nye mekhanizmy rechi». — SPb., 1997.

14. Traugott, N. N. Kak pomoch' detyam, kotorye plokho govoryat (Motornaya i sen-sornaya alaliya) / N. N. Traugott. — SPb. : Smart, 1994.

15. Yuntunen (Rumyantseva), O. Zabota kak printsip doshkol'nogo vospitaniya / O. Yun-tunen (Rumyantseva) // Filosofiya, psikholo-giya, pedagogika razvitiya sotsial'noy aktivnosti i tvorchestva lichnosti : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — SPb., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.