Статья поступила в редакцию 1.10.2021 г.
Синевич О.Ю., Тимошенко Л.В., Чернявская Е.А., Шерешик Н.Н.,
Артемьева В.Д., Кульченко Т.П.
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье освещается специфика, присущая содержанию коррекционной работы на уровне основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено, что проектирование содержания данной работы должно осуществляться с учётом возраста, структуры нарушения, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей школьников. В основу проектирования должна быть положена примерная адаптированная основная образовательная программа. В статье представлен перечень вариантов адаптированных программ, рекомендованных обучающимся разных нозологических групп. В качестве примера приводятся специальные курсы, составляющие содержание коррекционной работы на уровне основного общего образования.
Ключевые слова: адаптированная основная образовательная программа (АООП); программа коррекционной работы; основное общее образование (ООО); особые образовательные потребности; коррекционные курсы; структура нарушения; специалисты узкого профиля; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Sinevich O.Yu., Timoshenko L.V., Chernyavskaya E.A., Shereshik N.N., Artemyeva V.D., Kulchenko T.P.
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
DESIGNING THE CONTENT OF CORRECTIVE WORK AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION FOR PUPILS WITH DISABILITIES
The article highlights the specificity inherent in the content of correctional work at the level of basic general education of pupils with disabilities. It is noted that the design of the content of this work should be carried out taking into account the age, the structure of the disorder, special educational needs, and the individual capabilities of schoolchildren. The design should be based on an approximate adapted basic educational program. The article presents a list of options for adapted programs recommended for pupils of different nosological groups. As an example, special courses are given that make up the content of correctional work at the level of basic general education.
Key words: adapted basic educational program (ABEP); corrective work program; basic general education (BGE);
special educational needs; correctional courses; structure of the violation; narrow specialists; pupils with disabilities
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются гетерогенной группой. Каждая из них имеет довольно широкий спектр особых образовательных потребностей (ООП), для удовлетворения которых требуется реализация комплекса мероприятий медико-социальной, психологической, образовательно-реабилитационной направленности с использованием специальных технологий и методических приёмов, а также средств коррекци-онного воздействия — в соответствии с достижениями современной науки и техники.
К периоду завершения обучения на уровне начального общего образования (НОО) многие школьники с ОВЗ достигают значительных успехов в общем и речевом развитии, в овладении социокультурным опытом в целом. Однако в большинстве
случаев процессы коррекции и компенсации «вторичных нарушений», преодоления «социального вывиха» (по терминологии Л.С. Выготского) ещё не завершены [1]. Это обуславливает необходимость пролонгации сроков коррекционной работы, её ориентации на освоение учащимися академического компонента образования и овладение социальными компетенциями. Прежде всего, это касается младших подростков с тяжёлыми сенсорными и речевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра (РАС), с грубыми двигательными нарушениями, включая детский церебральный паралич (ДЦП), и др.
В пролонгированных сроках коррекционной работы, выходящих за рамки периода НОО, нуждаются также обучающиеся с ОВЗ, с которыми меди-
Информация для цитирования: 10.24411/2686-7338-2021-4-53-57
Синевич О.Ю., Тимошенко Л.В., Чернявская Е.А., Шерешик Н.Н., Артемьева В.Д., Кульченко Т.П. Проектирование содержания коррекционной работы на уровне основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья //Мать и Дитя в Кузбассе. 2021. №4(87). С. 53-57.
ко-психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности были начаты поздно либо, по разным причинам, носили эпизодический характер, что обусловило дефицит познавательных способностей и социальных представлений. Как правило, это подростки, нарушения в развитии которых были выявлены несвоевременно. Этим обучающимся рекомендуется продолжить обучение на уровне основного общего образования (ООО) по адаптированным основным образовательным программам (АООП).
В настоящий период времени примерные АООП ООО, подготовленные сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования, имеют статус проектов [2]. Однако данные программы уже были апробированы и получили одобрение со стороны научной, педагогической, родительской общественности.
АООП ООО представлены разными вариантами.
Сведения о вариантах АООП ООО, которые могут быть рекомендованы подросткам разных нозологических групп (с учётом их возраста, структуры нарушения, ООП), отражены в таблице.
Как следует из содержания проектов примерных АООП ООО, их реализация по вариантам 1.1, 3.1,
4.1, 5.1, 6.1, 8.1 предусматривается в условиях инклюзивной практики, что подразумевает интеграцию обучающихся с ОВЗ в среду нормативно развивающихся сверстников. Пролонгация сроков обучения в данном случае не предполагается. Период освоения содержания образования на уровне ООО составляет 5 лет (с 5 по 9 классы включительно).
В свою очередь, реализация АООП ООО по вариантам с маркировкой 1.2, 2.2.1, 2.2.2, 3.2, 4.2,
5.2, 6.2, 8.2 предусматривается в системе специального образования: обучающиеся с ОВЗ учатся вместе со сверстниками этой же нозологической группы, в классах с сокращённой наполняемостью. Освоение программного материала по перечисленным примерным АООП осуществляется в сроки, пролонгированные на 1 год: с 5 по 10 классы включительно (за исключением варианта 2.2.2, при котором продолжительность обучения на уровне ООО составляет 5 лет).
Освоение обучающимися с ЗПР программного материала на основе АООП ООО может осущест-
вляться как в системе специального, так и в системе инклюзивного образования, что определяется решением междисциплинарной команды специалистов, входящих в состав территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, а также школьных психолого-педагогических консилиумов. Решение в данном случае принимается с учётом образовательных достижений ученика, зафиксированных к окончанию периода освоения НОО, а также в соответствии с желанием его родителей либо законных представителей.
Отметим: организация образования школьников с ОВЗ, а также программирование результатов освоения ими ООО (предметных, метапредметных, личностных) осуществляется на основе дифференцированного подхода [3]. Это позволяет избежать формализма в образовательном процессе, в т.ч. в отношении оценки учебных достижений подростков.
Следует указать на то, что уровень ООО является цензовым, в связи с чем он не предусматривается для обучающихся с нарушениями интеллекта. Школьники данной категории осваивают академический компонент образования в редуцированном варианте: часть учебных дисциплин ими не изучается, а программный материал по другим предметам, включённым в учебный план, предъявляется в сокращении. Это же касается и обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями (с умеренной, тяжёлой глубокой умственной отсталостью, в т.ч. в сочетании с другими патологиями), для которых силами междисциплинарной команды специалистов разрабатывается специальная индивидуальная программа развития [4].
Особое внимание в образовательно-коррекцион-ной работе с обучающимися, в структуре нарушения которых имеется умственная отсталость, уделяется формированию у них адекватной картины социального мира [5], реалистичных представлений о жизненном пути [6]. Это в полной мере отвечает ООП школьников указанной нозологической группы, содействует их успешному включению в сложную систему общественных отношений, овладению способностью к конструктивным практикам социокультурного взаимодействия.
Проекты примерных АООП ООО, предназначенные для реализации в образовательном процессе
Таблица
Варианты АООП ООО обучающихся с нарушениями развития
Table
Variants of ABEP of BGE for pupils with developmental disabilities
№ п/п Нозологические группы обучающихся Варианты АООП ООО
1. Глухие 1.1 1.2
2. Слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные (КИ) 2.2.1, 2.2.2
3. Слепые 3.1, 3.2
4. Слабовидящие 4.1, 4.2
5. С тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) 5.1, 5.2
6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) .2 6. 6.
7. С задержкой психического развития (ЗПР) Варианты в АООП ООО не выделены
8. С РАС 8.1, 8.2
E9 №4 (87) 2021 и^гга
с 2021-2022 учебного года (за исключением организаций, принявших участие в апробации данных программ, т.е. начавших их внедрение двумя годами ранее), включают ориентиры, необходимые для проектирования содержания коррекционной работы с подростками разных нозологических групп. Прежде всего, сведения об этом представлены в организационном разделе каждой АООП, включая примерный учебный план, в частности, ту его часть, в которой отражено содержание внеурочной деятельности.
Отметим, что задача каждой образовательной организации, реализующей АООП ООО, заключается в определении номенклатуры и содержания специальных курсов, входящих в программу кор-рекционной работы — с учётом возраста, структуры нарушения, ООП, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся с сенсорными нарушениями предложены конкретные названия коррекционных курсов, однако с сохранением статуса примерные, что, в частности, следует из учебных планов. Это означает, что на основе результатов комплексного обследования обучающихся с ОВЗ, ориентированного на уточнение структуры нарушения и их ООП, специалисты имеют возможность как сохранять, так и изменять не только наименования, но и направленность данных курсов. Однако любые изменения должны быть обоснованными, исключать формальный подход. Крайне непродуктивно переориентировать коррекционные курсы в репетиционные занятия, направленные на «натаскивание» учеников в освоении программного материала по тем или иным учебным дисциплинам, в т.ч. на подготовку к разным видам аттестационных испытаний, проведение которых не является самоцелью, а позволяет объективно оценить учебные достижения школьников, установить их реабилитационный потенциал и своевременно оказать коррекционную помощь.
Так, для обучающихся с нарушениями слуха, а также для школьников с КИ, предусмотрены следующие коррекционные курсы, реализация которых предусматривается по вариантам 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2 АООП ООО:
1. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи (реализуется учителем-дефектологом — сурдопедагогом).
2. Развитие учебно-познавательной деятельности (реализуется учителями-предметниками и/или педагогом-психологом, тьютором — в зависимости от решения, принимаемого на уровне образовательной организации по результатам комплексной диагностики каждого обучающегося, включая результаты, полученные при проведении учителями стартовых контрольных работ по разным учебным дисциплинам).
В программу коррекционной работы со слепыми обучающимися, получающими образование в соответствии с вариантами 3.1 и 3.2 АООП ООО, рекомендуется включить следующие курсы:
1. Тифлотехника.
2. Пространственная ориентировка.
3. Охрана и коррекция остаточного зрения / Общее интеллектуальное направление.
4. Социально-бытовая ориентировка.
Все перечисленные выше курсы, направленность которых детерминирована структурой нарушения и ООП обучающихся с патологией зрения, реализуются учителем-дефектологом — тифлопедагогом. При этом в рамках внеурочной деятельности со школьниками данной нозологической группы рекомендуется проведение коррекционно-развивающих занятий такими узкими специалистами, как тьютор, педагог-психолог и др.
При реализации образовательного процесса на основе вариантов 4.1 и 4.2 АООП ООО представленный выше перечень коррекционных курсов может быть дополнен занятиями тифлопедагога «Изучение рельефно-точечной системы Брайля». Занятия этого вида, предназначенные для реализации в течение одного учебного года, вводятся на основе запросов обучающихся либо их родителей/ законных представителей.
При определении содержания коррекционной работы с обучающимися других нозологических групп (с ТНР, НОДА, ЗПР, РАС) специалисты самостоятельно определяют наименования и направленность коррекционных курсов с учётом структуры нарушения и ООП этих подростков. При этом для обучающихся с ТНР не менее 2-х часов в неделю (из расчёта на одного обучающегося) следует отводить на логопедические занятия. Аналогичные занятия и в таком же объёме рекомендуется проводить с подростками, имеющими ЗПР.
Занятия, организуемые в рамках специальных курсов (вне зависимости от категории обучающихся), проводятся в индивидуальной и групповой формах, что содействует персонификации образовательного процесса и интенсификации коррекцион-ного воздействия.
Проектирование содержания коррекционной работы и подготовку её программы необходимо, как было упомянуто выше, предварять комплексным обследованием каждого обучающегося, которое проводится профильным учителем-дефектологом, педагогом-психологом, а также учителями-предметниками в рамках стартовой диагностики. В течение всего учебного года программа может корректироваться, например, дополняться новым содержанием либо предусматривать его упрощение. Допускается также изменение состава обучающихся в составе подгрупп; решение по этому поводу целесообразно принимать по результатам той или иной учебной четверти.
Результаты комплексного обследования подростков с ОВЗ подлежат обсуждению специалистами, входящими в состав школьного психолого-педагогического консилиума, заседания которого следует проводить как в начале учебного года, так и по завершении каждой учебной четверти, а в случае необходимости — чаще. Это позволяет своевременно скорректировать образовательную траекторию каждого ученика, выявить те проблемы, которые ранее,
по тем или иным причинам, оказались скрытыми, неявными.
В составе школьного консилиума целесообразным является участие медицинского работника, а при отсутствии такой возможности на регулярной основе — обсуждение и следующий за этим учёт его предписаний. Это позволит осуществлять выполнение требований, касающихся обеспечения охранительного режима, использования в образователь-но-коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий, рационального распределения нагрузки на обучающихся, её дозирования.
Данные, полученные в ходе комплексного обследования школьников, обсуждаются с их родителями. Более того, лица, представляющие интересы обучающихся с ОВЗ, участвуют в проектировании либо обсуждении содержания коррекционной работы, подготовленного специалистами. Это позволяет не только реализовать законное право семьи на участие в образовательно-коррекционном процессе, но и усилить её роль в оказании адресной специализированной помощи своему ребёнку, а также обеспечивать формирование реабилитационной
культуры родителей [7]. Это, несомненно, одна из принципиально важных и сложных профессиональных задач, стоящих перед коллективами, участвующими в реализации АООП на всех уровнях образования, включая ООО.
Подытоживая, отметим, что программа коррек-ционной работы является обязательным компонентом учебных планов, представленных в организационном разделе всех примерных АООП ООО. Данная программа предстаёт в виде значимого инструмента определения содержания и прогнозирования результатов образования обучающихся с ОВЗ. Её ориентация на ООП школьника и запросы его семьи, персонифицированная направленность, а также гибкий подход к реализации в педагогической практике (возможность внесения корректив, смены образовательного маршрута с учётом учебных трудностей и достижений учеников) обеспечивает возможность оптимизировать образовательный процесс, усилить его коррекцион-ную составляющую, консолидировать усилия специалистов разного профиля и родительской общественности.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ АДРЕСОВАТЬ:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д.14, ФГБОУ ВО ОмГПУ, E-mail: [email protected]
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией
настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Vygotsky LS. Defectology problems. M.: Prosveshchenie. 1995. 527 с. Russian (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.)
2. Solovyova TA. New requirements for the organization of basic general education for learners with limited health abilities: the first results and tasks of testing. Education and upbringing of children with disabilities. 2019; 8: 13-17. Russian (Соловьева Т.А. Новые требования к организации основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты и задачи апробации //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019. № 8. С. 13-17.)
3. Solovyova TA. Programming of e results of basic general education of students with special needs. Defectology. 2019; 6: 7-12. Russian (Соловьева Т.А. Программирование результатов основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. 2019. № 6. С. 7-12.)
4. Sinevich OYu. Medical and pedagogical aspects of designing of individual program of development of children with heavy and multiple disorders. Mother and Baby in Kuzbass. 2017; 3(70): 53-58. Russian (Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Медико-педагогические аспекты разработки индивидуальной программы развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями //Мать и Дитя в Кузбассе. 2017. № 3(70). С. 53-58.)
5. Stebliak EA. Methodological approaches to correction of perception and understanding of social world by children with intellectual impairment. Defectology. 2016; 1: 27-34. Russian (Стебляк Е.А. Методические подходы к коррекции восприятия и понимания социального мира детьми с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. 2016. № 1. С. 27-34.)
6. Stebliak EA. Formation of representations about the course of life among students with intellectual disabilities. The science of person: humanitarian researches. 2017; 2(28): 80-86. Russian (Стебляк Е.А. Формирование представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью о жизненном пути //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 2(28). С. 80-86.
7. Vikzhanovich SN, Chetverikova TYu. Indicators of rehabilitation culture of a family raising a child with special educational needs. Scientific potential. 2019; 4 (27): 28-30. Russian (Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю. Показатели реабилитационной культуры семьи, воспитывающей ребёнка со специальными образовательными потребностями //Научный потенциал. 2019. № 4(27). С. 28-30.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected] SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
ТИМОШЕНКО Людмила Васильевна, канд. пед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected] TIMOSHENKO Lyudmila Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
ЧЕРНЯВСКАЯ Елена Александровна, канд. психол. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected] CHERNYAVSKAYA Elena Aleksandrovna, candidate of psychology sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
ШЕРЕШИК Наталья Николаевна, канд. психол. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: shereshik [email protected] SHERESHIK Natalya Nikolaevna, candidate of psychology sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: shereshik [email protected]
АРТЕМЬЕВА Валерия Дмитриевна, ст. преподаватель, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected] ARTEMIEVA Valeria Dmitrievna, senior lecturer, department of defec-tological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
КУЛЬЧЕНКО Татьяна Петровна, ассистент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected] KULCHENKO Tatyana Petrovna, assistant, department of defectologi-cal education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]