В.Н. ПРАВДЮК, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения, декан факультета технологии,
предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета Тел.: (4862) 76-12-06 (раб.), 89536232100, 89092251760
В.С. ТЕНЕТИЛОВА, доцент кафедры технологии и предпринимательства факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета Тел.: (4862) 76-38-15 (РАБ.), 89103096144; Tenetilova@list.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках новой парадигмы образования меняется система профессиональной подготовки учителей. В настоящее время идет поиск наиболее эффективных содержания и структуры образования, соответствующих требованиям времени. В статье рассматриваются основные подходы к профессиональной подготовке, представлена авторская программа предпринимательской подготовки, а также основные направления формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, профессиональная компетентность, социальная и профессиональная мобильность, учитель технологии и предпринимательства, предпринимательская деятельность на базе образовательных учреждений, предпринимательская инфраструктура, технологическое обеспечение курса, профессиональная педагогическая мотивация, учебно-предпринимательская деятельность, бизнес-инкубатор, активные формы обучения, практико ориентированная направленность курса.
В современной стратегии развития Российской Федерации, представленной в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.09 г., особая роль отводится образованию как двигателю инновационных изменений в экономике и общественном развитии. Еще раз за последние годы на высшем государственном уровне было обозначено приоритетное значение профессии учителя в процессе обеспечения качественных прорывов в общем среднем образовании.
Модернизация российского образования предполагает необходимость формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В связи с этим высшее педагогическое образование призвано формировать высокий уровень профессионального сознания у будущих специалистов, обладающих достаточной компетенцией и компетентностью, способных к пониманию и осознанию своего социального и профессионального бытия, умеющих видеть целостную картину профессионального труда, прогнозировать его результативность, эффективно осуществлять планирование и моделирование своей деятельности [1].
Слово «компетентный» в современном словаре русского языка объясняется как знающий, осведомленный в какой-либо области специалист.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что про© В.Н. Правдюк, В.С. Тенетилова
фессиональная компетентность является одной из важнейших характеристик деятельности учителя, интегративным качеством личности, выступающим как результат профессиональной педагогической подготовки, как важнейшее условие ее эффективности [3, 5].
Решение проблемы подготовки современного учителя технологии и предпринимательства, на наш взгляд, становится возможным, если одним из условий его формирования станет профессиональная компетентность, которая наполнит профессиональное бытие и сознание новым содержанием, выступит регулятором деятельности и поведения, сформирует целостную картину мира, позволит личности заниматься самостроитель-ством, выступит источником постоянного профессионального роста.
Знания, полученные в области технологии и предпринимательства, как правило, определяют развитие личности, готовой на беспрерывное обновление, расширение, совершенствование имеющихся знаний и профессиональных качеств, на овладение системой профессиональных ценностей, приобретение способностей к рефлексии, толерантности мышления. Такой специалист получает возможность абсолютной реализации своего личностного ресурса в системе непрерывного профессионального образования.
Педагогическую основу подготовки учителя технологии и предпринимательства составляет учебно-предпринимательская деятельность (УПД), позволяющая «прожить» любую ситуацию, связанную с организацией нового вида деятельности, в том числе и бизнеса, реально представить все возможные последствия своих начинаний. УПД является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое обучение, это специально организованная форма активности обучаемых, содержание которой включает изменение студентов на основе освоения знаний и развития предпринимательской культуры.
В современном образовании существует четыре основных подхода к профессиональной подготовке специалиста посредством УПД: когнитивный, деятельностный, аксиологический, компетен-тностный [5].
Когнитивный компонент в нашем случае предполагает получение системных знаний по предмету, знание основ экономики как науки, заложенных в программе курса «Основы предпринимательской деятельности». В соответствии с этим содержание курса включает следующие виды знаний:
- основные понятия и термины, отражающие
как деятельность в профессиональной среде, так и научные знания;
- факторный и знаниевой материал, необходимый для доказательства и отстаивания своих идей;
- основные законы экономической науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
- теории прогнозирования и оценки экономических процессов и явлений;
- знания о методах и методологиях, используемых в изучаемой области;
- знания нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности.
Деятельностный компонент включает освоение опыта применения знаний, то есть умений и навыков, выработанных человечеством. Содержание курса «Основы предпринимательской деятельности» развивает как необходимые учителю умения и навыки, так и специфические (способность к принятию управленческих решений, умение составления бизнес-плана, оценки бизнес-ситуаций и т.п.).
Аксиологический компонент содержания включает определение системы ценностей, на основе которых следует формировать личность, способную к предпринимательской деятельности. Учет этого компонента особенно необходим, поскольку в предпринимательстве, то есть в деятельности, ориентированной на прибыль, особенно важно следовать таким основным ценностным ориентирам, принятым обществом, как ответственность перед потребителями и партнерами, чувство долга, патриотизм. Сформированность этих ценностей у будущего учителя технологии станет основой для ориентации на них подрастающего поколения со школьного возраста.
Компетентностныйподход, который сформировался в ответ на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе, заключается в подготовке высокообразованных специалистов, конкурентоспособных в своей профессиональной области.
Реализация выделенных компонентов возможна при создании определенных организационнопедагогических условий.
Вопросы о составе педагогических условий рассматривались П.Р. Атутовым [5], В.А. Сластениным [3], В.Д. Симоненко [4], С.М. Чистяковым [4] и др.
В качестве педагогических условий исследователями выделяются следующие: организация профессионально направленного процесса обучения; профессиональная активность будущего учителя; профинформированность; осознанность и свобо-
да выбора; структурирование и планирование системы управления процессом подготовки будущего учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности; создание активизирующей образовательной среды; создание материальнотехнической базы и учебных площадок для отработки профессиональных умений.
Реализация организационно-педагогических
условий начинается с отбора содержания подготовки, форм, методов обучения и продолжается в организации педагогического процесса.
При отборе содержания подготовки будущих учителей технологии учитывалось прежде всего то, что формирование профессиональной компетентности и ее реализация происходят в единой образовательной среде (рис. 1).
Рис. 1. Образовательная среда формирования профессиональной компетентности будущего учителя
технологии и предпринимательства
В предложенной схеме «специалист» рассматривается нами как будущий учитель технологии и предпринимательства - личность, проходящая процесс становления, «ставшая» специалистом, но стремящаяся к самореализации, саморазвитию, саморегуляции, переносящая свои идеи-новообразования в профессиональную деятельность в той же образовательной среде, вернее, в среде, являющейся продолжением той, где он «становился». По сути, это специалист, готовый к реализации не только своей профессиональной деятельности как учитель, но и как предприниматель в области образования, имеющий теоретическую и практическую базу. Причем процесс развития, становления его не закончен, а только переходит в новую плоскость.
При составлении структуры комплексной профессиональной подготовки будущего учителя технологии, разработке программ, составляющих её элементов нами учитывалась социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране. Ее следствием является тот реальный факт, что многие студенты педагогических вузов, где ведется подготовка по курсу экономических и предпринимательских дисциплин (89%), считают предпринимательские знания необходимыми в дальнейшей жизни, важными для профессионального самоопределения, профессиональной компетентности и реализации собственных возможностей в условиях рыночной экономики, самостоятельной организации для себя рабочего места, что в то же время немаловажно в сложившейся экономической ситуации в стране.
Первым шагом в реализации профессиональной
подготовки будущего учителя технологии является создание авторской программы курса «Основы предпринимательской деятельности».
При разработке программы мы исходили из того, что основной целью процесса обучения является повышение уровня предпринимательских знаний, умений и навыков, воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование у неё внутренней готовности к организации и реализации предпринимательской деятельности на базе образовательного учреждения. Работа по данной программе включала в себя использование инновационных технологий обучения, практическую подготовку на базе студенческого бизнес-инкубатора, созданного на базе межшкольного учебного комбината № 1 г. Орла, обучение элективным курсам, обеспечивающим взаимосвязь дисциплин специализации и предпринимательских дисциплин: «Производственный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг образовательных учреждений», «Профессиональное самоопределение», «Малый бизнес на базе образовательных учреждений», разработку бизнес-проекта по организации предпринимательской деятельности на базе реального образовательного учреждения г. Орла.
Следующим шагом в реализации организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии посредством учебно-предпринимательской деятельности было определение форм, методов обучения.
Совокупность традиционных и инновационных методов подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, на наш взгляд, должна составить обучающую творческую среду, где система «знания - умения - навыки» будет рассматриваться не как цель, а как средство всестороннего развития личности будущего педагога, его творческого потенциала.
С точки зрения интенсификации процесса профессиональной подготовки большой интерес представляют методы, активизирующие познавательную деятельность студентов. Повышение эффективности обучения достигается за счет применения в учебном процессе активных методов обучения (метод исследований, метод творческих проектов, деловые игры, метод конкретных ситуаций). В настоящее время в современной дидактике они получают все большее распространение.
Метод исследования применяется в лабораторных, практических работах, при проведении курсового и творческого проектирования. Особенно ярко метод исследования применяется в проектировании. Проектная деятельность имеет чрезвычайно важное значение для организации предпринимательской подготовки будущих учителей технологии, поскольку она не только в целом активизирует учебную деятельность студентов, но и служит основным условием формирования профессиональной компетентности.
Применение метода творческих проектов, направленного на активизацию всех сторон учебной деятельности студентов, также способствует эффективному усвоению и интеграции знаний. Преимуществами данного метода являются всестороннее вовлечение в выполнение учебных заданий мыслительных способностей, возможность реальной организации индивидуализации и дифференциации процесса обучения. При выполнении творческих проектов обучение опирается на потребности практики, может учесть социальные ценности и запросы общества, осуществляет взаимосвязь теории и практики. В качестве самостоятельной работы в подготовке студентов к учебно-предпринимательской деятельности применяется курсовое проектирование.
Наиболее приемлемым активным методом обучения для подготовки будущего учителя к учебно-предпринимательской деятельности является применение деловых игр, определяемых обычно как метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, в ходе игры, по заданным правилам, группой людей, человеком, ЭВМ [3].
Кроме того, большое внимание в процессе подготовки отводится методу активного обучения, ориентированному на практическое знакомство с пред-
метом изучения, - методу конкретных ситуаций. Этот метод был разработан в Гарвардском университете и иногда носит название «метод кейсов». «Кейс - это описание какой-то реальной проблемы, написанное обычным языком (хотя иногда может быть дано на аудио- или видеокассетах), содержащее информацию и сведения, имеющиеся у лиц, принимающих эти решения, и доступные широкому кругу лиц» - так доктор Дж. Эрскин дал определение кейса [3]. Специфика метода конкретных ситуаций заключается в том, что это особый вид учебного материала, описывающего реальную, а не выдуманную управленческую проблему. Деятельность студентов при использовании этого метода состоит в решении различными путями реальных проблем конкретного образовательного учреждения. Особенностью является то, что преподаватель является руководителем и исследователем, а студент - участником исследования. Работа может осуществляться как индивидуально, так и в группах.
Важное место в создании организационно-педагогических условий подготовки отведено средствам обучения, дающим возможность проведения учебного процесса. Это прежде всего оборудование мастерских (металлообрабатывающее, деревообрабатывающее, швейное), технические средства обучения (аудио- и видеотехника, кодос-копы, ЭВМ). В современных условиях, когда уровень информации, частота и скорость её изменения огромны, трудно представить какую-либо область деятельности без компьютерной поддержки, без использования информационных технологий. Качественный процесс подготовки специалиста в высшей школе также невозможен без применения компьютеров, современного программного обеспечения, Интернета, мультимедиапроекторов.
Для формирования профессиональной компетентности посредством учебно-предпринимательской деятельности и создания единого образовательного пространства с целью формирования локальных связей между вузовским и школьным образованием, для обеспечения возможности более тесного сотрудничества факультета технологии, предпринимательства и сервиса со школами, глубокого изучения потребности школы в реализации технологической подготовки учащихся, в том числе и предпринимательской, осуществляется сотрудничество с межшкольным учебным комбинатом № 1 г. Орла. Он является центром технологической подготовки студентов факультета, центром сотрудничества школьников со студентами - будущими учителями технологии.
Одной из целей деятельности бизнес-инкубатора является повышение качества подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства
на основе практического осуществления предпринимательской деятельности. Эта цель определяет следующие задачи:
- совместная работа со школами города и области на договорной основе по внедрению предмета «Технология», осуществление координации деятельности школ в этом направлении;
- учет реальных потребностей личностно ориентированного образования с включением практико ориентированного обучения и расширением использования информационных технологий;
- организация экономически целесообразной хозрасчетной деятельности по производству товаров и услуг, обеспечивающей в соответствии с учебными планами и программами предпринимательскую и профессиональную подготовку студентов.
Такая комплексная целенаправленная предпринимательская подготовка обеспечивает формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства на основе сочетания теоретической и практико ориентированной направленности курса, с развитием у студента личностных качеств учителя и предпринимателя и мотивации к учительской профессии, что было подтверждено экспериментальным путем.
В ходе экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах отслеживались следующие показатели: мотивация к профессиональной деятельности, готовность к предпринимательской деятельности, усвоение базисных знаний по учебным блокам курса, сформиро-ванность профессионально значимых качеств. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне мотивации и готовности к профессиональной деятельности (86,25% студентов), о доступности курса «Основы предпринимательской деятельности» (осознанные и прочные знания показали более 68% студентов), о сформированности профессиональной компетентности (высокий и средний уровень сформированности показали 82,3% студентов). В процессе экспериментальной работы для оценки эффективности формирования профессиональной компетентности посредством учебно-предпринимательской деятельности осуществлялись разные формы контроля, при этом они отвечали следующим требованиям: объективность, валидность, простота применения, достоверность.
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают целесообразность и эффективность учебнопредпринимательской деятельности в формировании профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11-42.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «030600 - Технология и предпринимательство». Квалификация - учитель технологии и предпринимательства. - М.: Министерство образования РФ, 2005. - 22 с.
3. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. / Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.
4. Каганов В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей [Текст] // Вестник высшей школы. - М., - 1999. - № 2. - С. 42-45.
5. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
V.N. PRAVDUK, V.S. TENETILOVA
THE FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE PROCESS A BUSINESS EDUCATIONAL
ACTIVITY
Here the basic didactic conditions of future technology and interprise teachers forming are presented. The necessity of interprise activity of technology teacher training is stated. The article states the basic approaches to professional training; the author’s programme of enterprise training as well as the main professional competence orientation of future teacher of technology and enterprise are presented.
Key words: a competitive specialist, professional competency, social and professional mobility, teacher of technology and enterprise, interprise activity on the base of educational establishment, interprise infrastructure, technological provision of the course, professional and pedagogical motivation, a business educational activity, business-incubator, active forms of education, practically-orientated course.