В. С. Тенетилова
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Правдюк
В рамках новой парадигмы образования меняется система подготовки конкурентоспособных специалистов. В настоящее время идет поиск наиболее эффективного содержания и структуры образования. В статье обосновывается необходимость подготовки к предпринимательской деятельности учителей технологии, рассматриваются основные дидактические условия.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, социальная и профессиональная мобильность, учитель технологии и предпринимательства, предпринимательская деятельность на базе образовательныхучреждений, предпринимательская инфраструктура, технологическое обеспечение курса, профессиональная педагогическая мотивация, бизнес-инкубатор, активные формы обучения, практико-ориентированная направленность курса.
V. Tenetilova
MODERN DIDACTIC CONDITIONS OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS’ PREPARATION FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES
The basic didactic conditions of future technology teachers ’preparation for entrepreneurial activities are presented in the paper. The necessity of training technology teachers for entrepreneurial activities is stated.
Key words: competitive specialist, social and professional mobility, technology and business teacher, entrepreneurial activity on the basis of educational establishments, business infrastructure, technological provision of a course, professional pedagogical motivation, business-incubator, active forms of education, practice-oriented course..
В настоящее время во всем мире активно Сегодняшняя политическая и экономиче-
идет непрерывный процесс совершенствования ская ситуация требует проведения сущест-
профессионального образования. венных преобразований в системе подготовки
конкурентоспособных специалистов. И это неудивительно. Принципиально новые условия и содержание деловой активности кардинальным образом изменили требования к качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие обучение. Жизнь потребовала от учебных заведений, чтобы они начали готовить специалистов с профилем, существенно отличным от того, каким еще несколько лет назад обладали их выпускники.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» более детально раскрывается основная цель профессионального образования - как «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Особо отмечается необходимость удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования» [5, с. 27].
В рамках новой парадигмы обучения резко возрастает ответственность педагогических вузов в подготовке учителя.
Законы Российской Федерации «Об образовании» (2005), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (2005), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002), Государственные образовательные стандарты закрепили за педагогическими вузами обязанность подготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Именно такой специалист сейчас востребован в школе.
Подготовка учителя технологии значительно отличается от подготовки других учи-телей-предметников. Он, как правило, имеет определенные способности (порой уникальные) в области материального производства. Эти способности являются предпосылкой для создания конкурентоспособных товаров и услуг. Другое отличие заключается в том, что учитель технологии и предпринимательства
должен обладать определенными деловыми качествами, необходимыми для организации предпринимательской деятельности.
Специфика деятельности учителя технологии предусмотрена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «050502 - Технология и предпринимательство». Во-первых, одним из главных требований к уровню подготовки выпускника является «владение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг» [6, с. 20]. Во-вторых, Государственный образовательный стандарт в содержание курса «Основы предпринимательской деятельности» включает раздел «Предпринимательская деятельность на базе образовательных учреждений».
Для обучения школьников основам предпринимательства требуется специально подготовленный учитель, способный сформировать положительную мотивацию, дать систему специальных знаний об организации собственного дела, сформировать определенные умения и навыки в области организации собственного дела, воспитать инициативность, предприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность лидерских и других качеств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время идет поиск наиболее эффективного содержания и структуры подготовки учителя технологии (И. В. Брызгалов, Д. В. Коняев, И. А. Сасова, Л. М. Фуксон,
С. Д. Чуркин и др.) по курсу «Основы предпринимательской деятельности». В основе предлагаемых исследователями курсов заложены различные идеи: от развития предприимчивости как комплексного качества личности до осуществления поддержки деятельности практикующих предпринимателей.
При разработке авторской программы курса «Основы предпринимательской деятельности» учитывалась социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране. Ее следствием является тот реальный факт, что многие студенты педагогических вузов, где ведется подготовка по курсу предпринима-
тельских дисциплин (89%) считают предпринимательские знания необходимыми в дальнейшей жизни, важными для профессионального самоопределения и реализации собственных возможностей в условиях рыночной экономики, самостоятельной организации для себя рабочего места, что в то же время немаловажно в сложившейся экономической ситуации в стране.
В основе концепции подготовки учителя технологии к предпринимательской деятельности учитывается подготовленность субъектов данного процесса к началу освоения курса. Данный курс преподается студентам с 8-го семестра согласно учебному плану специальности «050502 - Технология и предпринимательство» и строится на основе экономических, педагогических, психологических знаний студентов, полученных ими в ходе предшествующего обучения по указанной специальности. К этому времени студенты готовы к восприятию курса «Основы предпринимательской деятельности», у них есть базовые знания, на которые они могут опираться при изучении предпринимательства. Программа строится с учетом применения полученных знаний студентов в теоретической и практической деятельности.
Материальная база педагогического вуза в целом способна обеспечить доступ к различным мультимедийным средствам обучения, что позволяет получать необходимую и своевременную информацию для разработки предпринимательских проектов и проектов в сфере обучения предпринимательской деятельности, кроме того, мультимедиа способствуют самостоятельному закреплению полученных знаний, активизации познавательной деятельности студентов, выработке мотивации к получению знаний.
Также при реализации программы подготовки будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности учитывается наличие предпринимательской инфраструктуры, наличие активных рыночных отношений, а также доступность информации о региональной специфике экономических явлений.
Для эффективной реализации программы подготовки будущих учителей технологии
к предпринимательской деятельности были определены четыре основные задачи:
• формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности;
• развитие профессиональной педагогической мотивации;
• подготовка будущего учителя к прак-тико-ориентированной профессиональной деятельности;
• развитие личностных качеств учителя и предпринимателя.
В процессе традиционной подготовки учителя технологии было выявлено, что уделялось внимание в основном формированию у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности, что не позволяет считать данную подготовку удовлетворительной.
Формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности осуществляется за счет сочетания различных форм и методов обучения, включая лекционную форму подачи фундаментальных положений, практикумы, деловые игры, тренинги, тестирование. Выполнение практических работ позволяло поддерживать интерес у учащихся к содержанию курса, активизировать самостоятельную деятельность, сформировать практические навыки предпринимательской деятельности. Студенты выполняли самостоятельные работы по разработке и проведению маркетинговых исследований (анкетирования), поиску предпринимательской идеи, разработке разделов учебных бизнес-планов, рекламной компании и др. Прочному усвоению теоретических знаний способствует решение задач по расчету себестоимости продукции, оптовой и розничной цены, налогов, а также анализ конкретных экономических ситуаций.
Также в ходе изучения курса акцентируется внимание студентов на формирование юридической грамотности и понимании юридической ответственности предпринимателей и юридических лиц, а также этических и нравственных норм предпринимательской деятельности.
Развитие профессиональной педагогической мотивации происходит за счет включения технологии, позволяющей проектировать
предпринимательскую деятельность на базе общеобразовательных учреждений.
Подготовка будущего учителя к практи-ко-ориентированной профессиональной деятельности. В содержательную основу курса «Основы предпринимательской деятельности» были включены разделы и темы, направленные на подготовку студентов к осуществлению практической предпринимательской деятельности. Так, на базе Межшкольного учебного комбината № 1 г. Орла существует бизнес-инкубатор, позволяющий отрабатывать определенные практические умения и навыки по организации предпринимательской деятельности.
Развитие личностных качеств учителя и предпринимателя. При подготовке человека к какой-либо профессиональной деятельности нужно обеспечить не только усвоение базовых и прикладных знаний, но и развитие профессионально значимых качеств личности. Для решения этой задачи используется элективный курс «Профессиональное самоопределение», в ходе которого происходит выявление качеств предпринимателя, приоритетных для его профессиональной деятельности, и развитие их при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности» (тренинги, деловые
игры, метод конкретной ситуации, экономические эссе и т. д.).
Такая комплексная целенаправленная предпринимательская подготовка обеспечивает подготовку конкурентоспособного компетентного учителя, на основе сочетания теоретической и практико-ориентированной направленности с развитием у студента личностных качеств учителя и предпринимателя и его мотивации к учительской профессии.
В ходе экспериментальной работы отслеживалось усвоение базисных знаний по учебным блокам курса и готовность студента к профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о доступности курса «Основы предпринимательской деятельности» (осознанные и прочные знания показали более 68% студентов). Оказались коррелированны уровень действенности знаний (более 60%) и отзывы выпускников, работающих в сфере предпринимательства.
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают целесообразность и эффективность выявленных дидактических условий подготовки учителя технологии к предпринимательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова И. И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. 20 с.
2. Боголюбов, В. В. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 6. С. 36-39.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «030600 - Технология и предпринимательство». Квалификация - учитель технологии и предпринимательства. М.: Министерство образования РФ, 2005. 22 с.
4. Каганов В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 42-45.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-42.
6. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Закон Российской Федерации // Бюллетень Госкомиздат РФ по высшему образованию. 2005. № 10. С. 1-60.
7. Об образовании. Закон Российской Федерации. М.: Новая школа, 2005. 61 с.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 2002. 255 с.
REFERENCES
1. Antonova I. I. Didakticheskiye usloviya podgotovki budushchikh uchiteley tekhnologii i predprinimatel’stva po osnovam menedzhmenta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2000. 20 s.
2. Bogolyubov V. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya: evolyutsiya ponyatiya // Sovetskaya pedagogika. 1991. N 6.
S. 36-39.
3. Gosudarstvenny obrazovatel’ny standart vysshego professional’nogo obrazovaniya. Spetsial’nost’ «030600 -Tekhnologiya i predprinimatel’stvo». Kvalifikatsiya - uchitel’ tekhnologii i predprinimatel’stva. M.: Ministerstvo obrazovaniya RF, 2005. 22 s. 4. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda // Vestnik obrazovaniya. 2002. N 6. S. 11-42.
4. Kaganov V., Mukhin A., Tolokonnikov A. Tekhnologiya podgotovki predprinimateley // Vestnik vysshey shkoly. 1999. N 2. S. 42-45.
5. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda // Vestnik obrazovaniya. 2002. N 6. S. 11-42.
6. O vysshem i poslevuzovskom professional’nom obrazovanii. Zakon Rossiyskoy Federatsii // Byulleten’ Goskomizdat RF po vysshemu obrazovaniyu. 2005. N 10. S. 1-60.
7. Ob obrazovanii. Zakon Rossiyskoy Federatsii. M.: Novaya shkola, 2005. 61 s.
8. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii: ucheb. posob. dlya pedagogicheskikh vuzov i in-tov povysheniya kvalifikatsii. M.: Narodnoye obrazovaniye, 2002. 255 s.