УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
А.А. КАЛЕКИН, профессор, канд. техн. наук, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета Тел.: (4862) 55-61-62,8-906- 663-72-21;[email protected]
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
Переход общеобразовательной школы на профильное обучение предъявляет требования к подготовке в вузе учителя технологии. Учитель нуждается в специальной технологической (общеинженерной) подготовке для профессиональной ориентации школьников в сферу материального производства.
Ключевые слова: учитель технологии, профильная «наша новая школа», специальная технологическая (общеинженерная) подготовка.
Актуальность проблемы и темы исследования. Сегодня рафинированный академизм в образовании практически у всех вызывает растущее чувство неудовлетворенности. Вот почему направление модернизации российского образования немыслимо без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности современного общества — на компетентностный подход в образовании.
Перед современной общеобразовательной школой встала задача усовершенствования системы образования за счет ее технологизации, т.е. введения профильности обучения.
В основе нового направления общешкольного образования лежит не только развитие потенциала каждого ученика, но и постоянное саморазвитие учителя.
Выпускник педагогической специальности вуза должен приобретать навык интеграции знаний уже в процессе учебы, а не за годы практики в школе, уметь самостоятельно организовывать образовательную среду с первых дней работы по специальности в «нашей новой школе» [1].
Сегодня в школе востребован не только учитель как предметник, но как учитель-методист, учитель-технолог, учитель-консультант, который способен свой предмет «включить» в мотивацию самостоятельного выбора школьником будущей профессии. На первый план выходит личностный потенциал педагога, его установки, направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития.
Трудности реализации профильного обучения в школах вызваны наличием следующих проблем: 1) отсутствия подготовленных учителей для работы в классах пред-профильной подготовки и профильного обучения, что приводит к низкому качеству обучения, доверяемого либо некомпетентным, либо незаинтересованным, либо отставшим от сегодняшних задач общего образования учителям; 2) неподготовленностью школьников к осознанному выбору профиля обучения; 3) материальной трудностью организации профильного обучения в школах.
Наши исследования посвящены решению первой проблемы — подготовки учителя для работы в профильных классах на примере учителя технологии, так как он стоит на «переднем крае» профессиональной ориентации школьников при выборе будущих профессий, особенно в сфере современного материального производства.
Чтобы готовить школьников к выбору будущих профессий, учитель технологии должен быть сам профессионально ознакомленным (а еще лучше — профессионально под-
© А.А. Калекин
готовленным), особенно с профессиями сферы современного материального производства.
Отсюда исследования, проведенные в 20012008 гг. на кафедре технологии и предпринимательства Орловского государственного университета по формированию в вузе профессионально компетентностных будущих учителей технологии для успешной работы в профильных школах, способствующих своими действиями профессиональной ориентации учащихся на продолжение обучения в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях и на трудовую деятельность в сфере современного материального производства, являются актуальными и перспективными в педагогической науке и практике [2-6].
Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии имеет определенную специфику, особенно при работе в профильных школах с индустриально-технологическим направлением. Эта специфика предопределена тем, что в пределах одного класса учитель должен быть готов к профориентации школьников по различным профессиям сферы материального производства.
Действующий в вузах образовательный стандарт специальности «Технология и предпринимательство» дает будущему учителю технологии только общетехническую ориентацию в сфере материального производства (общие сведения о машиноведении и основах производства), не увязывая их с конкретной отраслью производства.
Технологическая деятельность человека занимает центральное место в структуре его трудовой деятельности. Следовательно, одной из главных функций учителя технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Но для того, чтобы четко представлять ту или иную отрасль материального производства, учитель технологии нуждается в специальной, более углубленной технологической подготовке, названной нами общеинженерной. Именно поэтому формирование в вузе учителя технологии с общеинженерной подготовкой, способного своими знаниями отрасли материального производства, педагогическими умениями и личностными качествами в школе приобщить старшеклассника к выбору будущей технологической деятельности в сфере современного материального производства, признано нами в качестве приоритетной цели исследования.
Общеинженерная подготовка будущего учителя технологии по сравнению с общетехнической заключается в том, что здесь знания и умения учителя «увязываются» с определенной отраслью ма-
териального производства. Не случайно сегодняшние выпускники школ в основном идут на получение гуманитарных специальностей, а не технологических, т.е. не ориентируют себя на получение профессий в сфере материального производства. Поэтому следует подчеркнуть важность технологической подготовки учащихся в школе, формирование у них трудовой мотивации и подготовки к дальнейшей социальной адаптации в сфере современного материального производства.
Профессиональная компетентность будущего учителя технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением в значительной степени определяется его уровнем общеинженерной подготовки, т.е. общеинженерной компетенцией. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего учителя технологии для работы в профильной школе является формирование у него специальной технологической (общеинженерной) компетенции, главной составляющей его профессиональной компетентности.
Исходя из вышесказанного, проблема подготовки в вузе учителей технологии профильных школ с общеинженерной компетенцией, способных помочь школьникам в профессиональном самоопределении осознанного выбора будущей трудовой деятельности в сфере современного материального производства на старшей ступени обучения в школе, является актуальной для российской системы образования.
Постановка проблемы. На пути движения к желаемому успеху в новых социально-экономических условиях возникает общее противоречие между объективной необходимостью повышения профессиональной подготовки учителя технологии в условиях перехода общеобразовательных школ на профильное обучение (особенно при реализации индустриально-технологического направления) и остающимися пока традиционными методами обучения в вузе, как правило, информационного характера.
Для подготовки конкурентоспособного учителя технологии профильной школы необходимо преодолеть ряд частных противоречий между:
— возросшей ролью технологического знания в жизни личности и общества и уровнем его отражения в педагогическом образовании;
— возрастающей потребностью в учителях технологии с высоким уровнем общеинженерной подготовки в сфере современного материального производства, с практико ориентированным мышлением реальных потребностей рынка труда и отсутствием целостной концепции подготовки
в вузе такого специалиста, теоретической неразработанностью этой проблемы.
С учетом представленных противоречий была определена проблема исследования: каковы теоретико-методологические условия разработки и реализации педагогической системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии, которая позволит ему получить в вузе и применить в профильной школе знания, педагогические умения и личностные качества для стимулирования у школьников (особенно у юношей) на уроках технологии трудовой мотивации к профессиональному самоопределению в сфере современного материального производства?
Социальная значимость проблемы, потребность в формировании в вузе творческого и профессионально мобильного учителя технологии с практико ориентированным мышлением реальных потребностей рынка труда, способного решать в школе профессиональные задачи в условиях рыночной экономики, определили выбор темы исследования — «Дидактическая система специальной технологической подготовки в вузе учителя технологии профильной школы». В связи с этим определились объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования — процесс профессиональной подготовки в вузе учителя технологии.
Предмет исследования — педагогическая система специальной технологической подготовки в вузе учителя технологии к профильному обучению учащихся в школе с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Цель исследования — разработка теоретических основ педагогической системы специальной технологической подготовки в вузе будущего учителя технологии, структура, совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов которой обеспечат формирование его профессиональной компетентности для работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Гипотеза исследования — эффективность подготовки в вузе компетентностного учителя технологии будет достигнута, если:
1) система специальной технологической подготовки будущего учителя технологии в теории и методике высшего профессионального образования рассматривается в качестве системообразующего компонента, способствующего становлению компетентностного специалиста к работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации;
2) подготовка будущего учителя технологии осуществляется по специально разработанной целостной концептуальной модели;
3) технология реализации содержательных и функциональных возможностей дисциплин предметного блока и дисциплин специализаций учебного плана специальности 050502 «Технология и предпринимательство» в системе специальной технологической подготовки осуществляется посредством определения их сущности, содержания и разработанной соответствующей модели системы;
4) процесс реализации системы специальной технологической подготовки будущих учителей технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации ведется с учетом педагогических условий использования общеинженерных задач и дидактических материалов специального курса «Гидравлика и гидравлические машины», применяемого для формирования прогностических умений, реализуемым ими в будущей педагогической работе;
5) математическая обработка статистических данных исследования подтвердит целосообраз-ность предложенной системы подготовки учителя технологии.
Задачи исследования. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач.
1. Обосновать методологические и теоретические основы концепции педагогической системы специальной технологической подготовки в вузе учителя технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации.
2. Разработать целостную концептуальную модель системы специальной технологической подготовки учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации.
3. Разработать технологию реализации концептуальной модели подготовки компетентностного учителя технологии к его работе в профильной школе на основе содержательных и функциональных возможностей дисциплин предметного блока и блока дисциплин специализации в соответствии со специальностью 050502 «Технология и предпринимательство».
4. Выявить педагогические условия, разработать инженерные задачи и дидактический материал по курсу «Гидравлика и гидравлические машины» для формирования прогностических умений, реализуемых будущим учителем технологии в сво-
ей педагогической работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
5. Доказать методами математической статистики эффективность реализации системы специальной технологической подготовки учителя технологии профильной школы.
Общая методология исследования включает: философскую трактовку всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность образования как высшей формы развития личности и общества; теории человеческой деятельности, воспитания и образования; теории разностороннего развития личности как субъекта и объекта деятельности; соединения обучения с производительным трудом. Существенное значение имело использование нормативной правовой и методической документации по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся в общеобразовательных школах.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложена, обоснована и внедрена в систему высшего профессионального педагогического образования целостная концепция специальной технологической подготовки учителя технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации. Она включает принципиально новый методологический подход к решению проблемы.
1. Дано понятийно-терминологическое определение концепции: «специальная технологическая подготовка будущего учителя технологии профильной школы (классов) с индустриально-технологическим направлением профилизации».
2. Разработанная концепция системы специальной технологической подготовки в вузе учителя технологии включает:
— положения системы (связь фундаментальности и профессиональной направленности подготовки; интеграция специальной технологической и методической составляющих; учет внутри-профессиональной дифференциации, характерной для деятельности учителя технологии; инновационность педагогических задач в области использования средств новых технологий в обучении, обусловленных непрерывным развитием современных технологий производства);
— принципы системы (системность, адекватность, синергетичность, поэтапность);
— условия реализации системы (личностная направленность процесса обучения, изменение
роли преподавателя, открытость процесса познания, свобода пользования различными информационными источниками);
— методологические подходы к проектированию и реализации системы (системно-функциональный, личностно ориентированный, интегративный, дифференцированный);
— средства реализации системы (активация, междисциплинарность, мотивация, стимулирование изучения общеинженерных дисциплин; обоснование ступени абстракции изучаемого материала с учетом интеллекта студентов; применение научных результатов педагога в своей деятельности; комплекс педагогических ситуаций, творческих заданий; активация самостоятельной работы обучающихся);
3. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии. Она может служить основой для поиска новых педагогических направлений в современной теории и практике подготовки учителей школ, особенно в период перехода общеобразовательных школ на профильное обучение.
4. Выявлены дополнительные педагогические условия при реализации системы специальной технологической подготовки учителя технологии:
1) идейная и содержательная адекватность требований стандартов вуза и средней школы. При этом уровень среднего образования — эта та реальность, от которой вуз должен отталкиваться при организации системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии, профессиональная компетентность которого должна быть востребована в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации;
2) профориентационная работа в вузе с будущими учителями технологии по их представлению в школе своих профессиональных обязанностей, мотивации и заинтересованности к лучшему исполнению через осознанный и целеустремленный подход к процессу приобретения знаний в системы специальной технологической подготовки;
3) дифференцированный подход к различным категориям будущих учителей технологии в зависимости от их технологической подготовки в школе, связанные с этим реалиями;
4) обеспечение баланса взаимодействия вуза и школы путем реагирования на изменения в общественной жизни общества — переход экономики на рыночные отношения и, следовательно, на уточнение содержания системы специальной технологи-
ческой подготовки будущих учителей технологии;
5) использование творчески развивающей технологии в системе специальной технологической подготовки будущих учителей технологии.
5. Уточнено содержание методологической, психологической, педагогической, дидактической, методической функций общеинженерных дисциплин в процессе формирования будущего учителя технологии профильной школы (классов) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
6. Научно обосновано содержание спецкурса «Гидравлика и гидравлические машины» как пример использования технологических задач и дидактических материалов в реализации системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ технологического образования. Он заключается в разработке концепции, построения модели и практической реализации системы специальной технологической подготовки в вузе учителей технологии, способных своей профессиональной компетентностью ориентировать старшеклассников (особенно юношей) профильных школ с индустриально-технологическим направлением профилизации к будущей преобразовательной деятельности в сфере современного материального производства.
Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем.
1. Разработаны и реализованы две новые специализации к специальности «Технология и предпринимательство»: «Строительство и ремонт индивидуального жилья» и «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)».
2. Разработан комплекс дидактических и методических материалов, включающий:
— учебные пособия автора для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» (специальностей 050502 «Технология и предпринимательство» и 050501 «Профессиональной обучение»);
— систему лабораторно-практических работ, отражающих структуру и функции учебной деятельности студентов;
— систему самостоятельных заданий, направленных на более глубокое изучение специальных технологических дисциплин;
— творчески развивающую технологию обучения, нацеленную на формирование у будущего учителя технологии за счет специальной технологической подготовки прогностических умений, необходимых для их реализации в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации;
— программы специальных технологических дисциплин подготовки будущих учителей технологии.
3. Изданный и внедренный в предложенную систему специальной технологической подготовки учителей учебно-методический комплект автора позволяет им реализовать полученные знания при работе как в городских, так и в сельских малокомплектных профильных школах.
4. Приемы и методы активизации творческой деятельности студентов при изучении дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины» пригодны как для общеинженерных, так и для других дисциплин предметной подготовки. Особенно эффективна реализация принципа непрерывного формирования и развития творческого мышления при выполнении заданий по методике реального курсового и дипломного проектирования.
5. Специальная технологическая подготовка студентов — будущих учителей технологии, ориентированных на работу в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, в Орловском государственном университете ведется на факультете технологии, предпринимательства и сервиса с 1995 г. на основе рекомендаций данного исследования.
В заключении представлены основные результаты исследования на уровне обобщений и рекомендаций к их использованию [6].
1. Одним из путей совершенствования процесса обучения в вузе будущих учителей технологии для работы в профильных школах с индустриально-технологическим направлением профилизации является формирование у них специальной технологической подготовки.
2. Разработаны теоретические основы системы подготовки в вузе будущего учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации, включающие:
а) научную базу в виде предложенной и обоснованной системы специальной технологической подготовки как самостоятельной междисциплинарной области научно-педагогического знания;
б) теоретическую систематизацию объективных знаний о системе специальной технологической подготовки будущего учителя технологии:
предмет и задачи исследований; понятия и категории, формируемые у будущего учителя технологии интегративные качества (образовательный потенциал; творческую активность, интеллектуальный потенциал, индустриально-технологические способности, общую и профессиональную культуру, профессиональную компетентность);
в) методологию системы специальной технологической подготовки к педагогической деятельности через законы и закономерности, как учение об организации деятельности (преподавателя вуза и студента — будущего учителя технологии), как учение о логике и методах педагогического исследования.
3. Разработана концепция процесса реализации системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии, содержащая:
а) методологию проектирования педагогической системы формирования общеинженерной компетенции, включающую определение сущности самого проектирования, анализ роли проектирования в педагогике, выделение этапов проектирования, принципов педагогического проектирования, обоснование системообразующего фактора и принципов его реализации, принципов построения дидактической модели и разработки технологии реализации ее элементов, а также признаков технологичности реализации педагогической системы;
б) разработана концептуальная модель системы, состоящая из целевой, информационной, познавательной и управляющей частей, и реализована на ее основе педагогическая система формирования специальной технологической подготовки будущего учителя технологии профильной школы на принципах педагогического проектирования (адекватности, системности, поэтапности и синергетики);
в) принципы реализации системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии (адаптации, соответствия интеллекта обучающегося и ступени абстракции изучаемого материала, единства научной и педагогической деятельности преподавателя вуза, непрерывного формирования и развития профессионального творческого мышления) и средства их реализации;
г) условия реализации системы: соответствие прогнозируемой модели реальному учебному процессу; учет положения системы преподавания общеинженерного предмета в иерархии системы профессионального образования; соблюдение последовательности этапов проектирова-
ния педагогической системы; проектирование деятельности преподавателя (алгоритм управления) и деятельности студентов (алгоритм функционирования).
4. Разработана творчески развивающая технология обучения общеинженерным дисциплинам, позволяющая обеспечить реализацию системы специальной технологической подготовки будущих учителей технологии к непосредственной педагогической деятельности и к профессиональной мобильности на рынке труда, реализованная в различных основных организационных формах (в лекциях, лабораторно-практических занятиях, в курсовом и дипломном проектировании, в активизации самостоятельной работы студентов).
5. Разработана технология реализации модели системы специальной технологической подготовки на примере спецкурса «Гидравлика и гидравлические машины».
6. Изданы и внедрены в 2004-2009 гг. в учебный процесс учебные пособия автора для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование».
7. Выявлены педагогические условия подготовки будущего учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением:
1) адекватность требований стандартов вуза и средней школы;
2) профориентационная работа в вузе с будущими учителями технологии к целеустремленному подходу к приобретению знаний в специальной технологической подготовке;
3) дифференцированный подход к различным категориям будущих учителей технологии в зависимости от их школьной технологической подготовки, связанной с этими различиями;
4) использование творчески развивающей технологии как студентами, так и преподавателями вуза;
5) обеспечение баланса взаимодействия вуза и школы путем реагирования на изменения в обществе — переход экономики на рыночные отношения и, следовательно, на уточнение содержания специальной технологической подготовки будущих учителей технологии;
6) наличие материально-технической базы школы в соответствии с индустриально-технологическим направлением профилизации.
8. Разработанная система специальной технологической подготовки учителей технологии профильной школы (классов) с индустриально-техно-
логическим направлением профилизации является открытой, представляет собой «каркас», предусматривающий возможность дополнения, изменения и развития системы.
9. Используя приведенные теоретические предпосылки и методологический подход, преподаватель общеинженерных дисциплин (и не только их) может разработать свою педагогическую систему на разном иерархическом уровне (в макросреде — по профессии, специальности, квалификации; в мидисреде — по предмету, курсу, дисциплине; в минисреде — по учебному модулю, разделу, тему; в микросреде — на отдельное учебное занятие по конкретной теме).
10. Формирующий эксперимент подтвердил, что внедрение в учебный процесс интегрирующей общеинженерной дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины» способствует повышению уровня профессиональной подготовки будущего учителя технологии, создает базу для успешного овладения другими дисциплинами учебного плана специальности 050502 «Технология и предпринимательство».
11. Динамика трудоустройства выпускников вуза специальности 050502 «Технология и предпринимательство» показала, что учитель технологии на сегодняшний период состояния нашего общества более мобилен на рынке труда из-за имеющейся у него специальной технологической подготовки.
12. Эффективность разработанной системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии профильной школы подтверждена экспериментально. Качественные различия между результатами испытуемых экспериментальных и контрольных групп студентов с учетом высокой репрезентативности и надежности экспериментального исследования подтвердили исходные предположения о позитивном влиянии
специальной технологической подготовки как на становление личности будущего учителя, так и на качество знаний, что в конечном итоге приводит к их профессиональной компетентности для работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Вместе с тем результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы и не претендуют на полноту изучения и освещение всех сторон подготовки в вузе будущего учителя технологии. В рамках одного исследования, которое является первым опытом проектирования и реализации системы специальной технологической подготовки будущего учителя технологии, трудно полностью рассмотреть и решить столь разностороннюю проблему. Сделав акцент на теоретической части проблемы, разработав целостную концептуальную модель организационно-педагогических основ и реализовав ряд ее положений на практике, мы видим и наиболее важные направления дальнейших исследований. Это, например, исследование по разработке и учебно-методическому обеспечению новых профессионально-педагогических специализаций специальности «Технология и предпринимательство», соответствующих спросу рынка труда; разработка инновационных программ дисциплин системы специальной технологической подготовки будущих учителей технологии профильных школ; разработка лич-ностно ориентированных технологий подготовки учителей технологии; проектирование технологии развития рефлексивного управления познавательной деятельностью будущих учителей технологии; исследования по внедрению информационных технологий в образовательный процесс подготовки будущих учителей профильных школ и др.
Библиографический список
1. Возовикова Т. Ценная концепция. Новую школу построят выпускники обновленных педвузов [Текст] / Т. Возовикова // Поиск. — 2009. — № 41 от 9.10.2009.
2. Калекин А.А. (сост. и научн. ред.). Формирование профессиональной компетентности специалистов в области педагогической деятельности и сервиса: Монография [Текст] / А.А. Калекин [и др.]. — Орел: ОГУ, 2007. — 266 с. (16,5 п. л., вклад автора — 30 %).
3. Калекин А.А. (сост. и научн. ред.). Формирование в вузе профессиональной компетентности будущего учителя технологии для работы в профильной школе: Монография [Текст] / А.А. Калекин [и др.]. — Орел: ОГУ, 2009. — 282 с. (17,6 п.л., вклад автора — 30%). — ISBN 978-5-9929-0061-3.
4. Калекин А.А. Проектирование педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография [Текст] / А. А. Калекин. — Орел: ОГУ, 2009. — 220 с. (13, 7 п.л.). — ISBN 978-5-9929-0061-3.
5. Калекин А.А. Методология педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография [Текст] / А. А. Калекин. — Орел: ОГУ, 2009. — 162 с. (10, 1 п. л.). — ISBN 978-5-9929-0043-9.
6. Калекин А.А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография [Текст] / А.А. Калекин. — Орел: ОГУ, 2009. — 478 с. (29,93 п. л.). — ISBN 978-5-9929-0045-3.
A. A. KALEKIN
DIDACTIC SYSTEM OF TECHNOLOGICAL PREPARATION OF THE TEACHER OF TECHNOLOGY
IN HIGH SCHOOL
Transition of a comprehensive to vocational training makes new demands to preparation in High School of the teacher of technology. The teacher requires in special technological (general-engineering) preparation for vocational counseling schoolboys in sphere of production of goods.
Key words: the teacher of technology, profile «our new school», special technological (general-engineering) preparation.