УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
А.А. КАЛЕКИН
кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета E-mail: KalekinOGU@yandex.ru Тел. 8 906 663 72 21
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В связи с переходом общеобразовательной школы на профильное обучение старшеклассников предложена в вузе инновационная система подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: бакалавр технологии, технологическая отраслевая подготовка, инженерная педагогика школы, индустриально-технологическое направление.
Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе бакалавров технологии для работы в профильной школе. Бакалавр технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда.
Проблема профессиональной подготовки бакалавра технологии имеет определенную специфику, особенно для работы в профильных школах (классах) индустриально-технологического направления, которое в большей степени, чем другие направления профилизации, ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей после окончания школы в сфере современного материального производства, т. е. на технологическую деятельность.
Под технологической деятельностью человека мы понимаем активное отношение его к окружающему миру и последовательность использования приемов при целесообразном преобразовании материалов, энергии и информации для создания материальных и духовных ценностей в интересах людей. Следовательно, одной из главных функций бакалавра технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Но для того, чтобы четко представлять ту или иную отрасль современного материального производства, бакалавру технологии необходима соответствующая подготовка, названная нами технологической отраслевой подготовкой.
Технологическая отраслевая подготовка будущего бакалавра технологии по сравнению с традиционной в педагогических вузах (факультетах) отличается тем, что здесь знания, умения, навыки и компетенции выпускника соизмеряются с опреде-
ленной отраслью материального производства и педагогической деятельностью в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников.
Для реализации в вузе отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии потребовалась разработка соответствующей инновационной системы [1,2].
Под системой технологической отраслевой подготовки бакалавра технологии мы понимаем совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ общетехнических и технологических дисциплин, отражающих специфику отраслей сферы материального производства (в рамках общих требований ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология»), средств, методов и процессов, составляющих целостную подготовку в вузе бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально -технологическим направлением профилизации старшеклассников.
Преподавание общетехнических и технологических дисциплин в вузах базируется на анализе теоретического развития такого научного направления, как педагогика в обучении техническим дисциплинам, получившая известность как инженерная педагогика, впервые в 1972 г. предложенная австрийским профессором А. Мелецинеком и в дальнейшем получившая развитие в России благодаря работам профессоров А.А. Кирсанова, В.М. Жураковского, В.М. Приходько и И.В. Федорова. В инженерной педагогике интегрируются педагогические и технические знания и методика преподавания соответствующих дисциплин.
Научной основой системы технологической отраслевой подготовки в вузе будущего бакалавра технологии нами определена именно инженерная
© А.А. Калекин
^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая
педагогика применительно как к требованиям подготовки педагога, так и в целом к технологическому образованию школьников, названная нами инженерной педагогикой школы.
Главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной педагогической деятельности бакалавра в школе, решения широкого круга инновационных образовательных задач, присущих профильной школе с индустриально-технологическим направлением профессиональной ориентации старшеклассников.
Если инженерную педагогику школы рассматривать в аспекте технологического образования, то она может выступать педагогической теорией системы подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников при выборе ими профессий и специальностей в сфере современного материального производства.
Подготовка будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации в значительной степени определяется уровнем его знаний в соответствующей области материального производства. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе является формирование у него отраслевых технологических знаний - одной из составляющей его профессиональной компетентности.
Именно поэтому исследование системы технологической отраслевой подготовки бакалавра технологии, способного своими знаниями отрасли материального производства, педагогическими умениями и личностными качествами способствовать старшекласснику в выборе будущей технологической деятельности в сфере современного материального производства, признано нами в качестве приоритетного. Это является инновационным процессом для сегодняшней российской системы образования.
Исследования, проведенные в Орловском государственном университете в течение 1995 - 2010 гг., позволили получить значимые научные и практические результаты при реализации в вузе отраслевой профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии [3,4].
1. Целесообразно использовать инженерную педагогику (скорректированную в виде условно названной нами инженерной педагогики школы) в
качестве теоретико-методологической базы технологической отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к его работе в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников.
2. Ввести в терминологическое обеспечение отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии следующее понятие: «инженерная педагогика школы», «система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии». Инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой педагогически способствует созданию и реализации системы технологической отраслевой подготовки в вузе бакалавра педагогического образования.
Общеинженерная компетенция бакалавра технологии - познанная готовность бакалавра применять технологические знания отраслей материального производства, умения, навыки, компетенции и личностные качества для формирования у школьников на уроках технологии и элективных курсах в период предпрофильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации, стимулирования интереса к получению профессий и специальностей по профильным направлениям сферы материального производства, востребованным в данном регионе, и в целом подготовки молодежи к дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.
3. Разработана концепция системы технологической отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии, которая представляет собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих её суть, содержание и особенности. Ее основными компонентами являются:
- положение о том, что знания, умения, навыки и компетенции будущего бакалавра соотносятся с отраслями сферы современного материального производства за счет отраслевых специализаций или регионального компонента;
- инженерная педагогика в виде теоретико-методологической базы, соотнесенной как с подготовкой бакалавра технологии, так и в целом с технологическим образованием школьников;
- единство теоретико-методологических подходов к подготовке бакалавра технологии, где общенаучной основой выступает системный подход, теоретико-методологической стратегией - деятель-ностный подход, практико-ориентированной тактикой - личностно ориентированный подход.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Проведенная опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной системы технологической отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников выявила положительную динамику влияния предложенной системы на уровень готовности будущего бакалавра технологии к профессиональной деятельности, на процесс формирования мотивов иннова-
С
ционного поведения, развития самостоятельности и творческой активности будущего педагога.
Анализ динамики трудоустройства выпускников Орловского государственного университета, получивших технологическую отраслевую профессиональную подготовку, показал, что такой педагог на сегодняшний период состояния нашего общества более востребован на рынке труда из-за имеющейся у него подготовки.
Библиографический список
1. Калекин А.А. Проектирование педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы. Монография. Орел: ОГУ, 2009. 220 с.
2. Калекин А.А. Методология педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы. Монография. Орел: ОГУ, 2009. 162 с.
3. Калекин А.А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии. Монография. Орел: ОГУ, 2009. 478 с.
4. Калекин А.А. Теоретико-методологические основы системы отраслевой подготовки бакалавра технологии к работе в профильной школе. Монография. Орел: ОГУ, 2012 г. 157 с.
A.A. KALEKIN
DESIGNING OF PEDAGOGICAL SISTEM ON THE PASIS OF SYNERGETICS
It is considered the synergetics approach to designing pedagogical system of teaching in High school of general - engineering disciplines. By preparation of the future teachers of technology ofprofile schools with of technology of profile schools with an industrially - technological direction.
Key words: synergetics, pedagogical system, the teacher of technology, general - engineering disciplines -engineering competence.