ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ
УДК 37.047 (571.12)
А. А. Калекин
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается один из дидактических аспектов совершенствования системы подготовки в вузе учителей технологии для работы в профильных школах (классах) посредством реализации в образовании самостоятельного направления общей педагогики, названного автором «общеинженерной педагогикой».
Ключевые слова: профильная школа; учитель технологии; общеинженерная педагогика; общеинженерная компетенция.
Abstract. The paper deals with one of the didactic aspects of improving the system of university preparation of future vocational trainers by developing an independent educational trend, which is called by the author “general engineering pedagogics”.
Index terms: vocational school, vocational trainer, general-engineering pedagogics, general-engineering competence.
Новые требования к учителю профильной школы
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, является ориентация образовательного процесса не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников служит важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах: ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в девятом, выпускном классе основной школы.
В основе нового направления педагогического процесса лежит не только развитие потенциала каждого ученика, но и постоянное саморазвитие учителя.
По словам руководителя группы разработчиков стандартов второго поколения общеобразовательной школы А. М. Кондакова, «...когда мы говорим о современном учителе и его конкурентоспособности, то мы, ко-
нечно, должны видеть в нем не только блестящего предметника, но и педагога - личность, человека, который должен чувствовать себя конкурентоспособным, спокойно общаться с представителями любой семьи, конфессии, культурной группы, он должен быть абсолютно конкурентоспособен по отношению к современным технологиям, Интернету, компьютерам и так далее. Это очень сложная задача - подготовка такого учителя. На сегодняшний день система педагогического образования, за очень редким исключением, обеспечить подготовку такого учителя нам не может. Если мы говорим о стандарте второго поколения, то без решения ключевой проблемы - подготовки современного, конкурентоспособного учителя, который уважаем в обществе, - нам ничего не сделать» [2].
На первый план выходит личностный потенциал педагога, его установки и направленность, готовность к проектированию своего профессионального развития.
Проблема профессиональной подготовки учителя технологии имеет определенную специфику, особенно для работы в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением, которое в большей степени, чем другие направления профилизации, ориентирует старшеклассников на выбор профессий в сфере современного материального производства.
Как следует из Концепции профильного обучения, учитель должен не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий), завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование компетенций, необходимых им для продолжения образования в соответствующей профессиональной деятельности.
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания и означает создание опережающей проекции того, что затем будет воплощено на практике. Педагогическое проектирование оптимизирует деятельность педагога, а его результатом является информационная модель или дидактический проект взаимодействия педагога и обучаемых, обусловленный определенным педагогическим замыслом.
Новые требования, предъявляемые к учителю, диктуют необходимость модернизации высшего педагогического образования. В этой связи акцентируется внимание к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня, способных успешно вести образовательный процесс в профильных классах. Базой для разработки комплексной системы подготовки будущего учителя в вузе должны стать общие закономерности развития высшей и общеобразовательной школ.
Действующие Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ориентированы, как правило, на подготовку учителя-предметника. Сейчас этого уже недостаточно. Чтобы осуществлять профессиональную функцию в современных условиях, учи-
телю необходимо в совершенстве владеть методологией педагогической науки, основными положениями психологии, формировать индивидуальный стиль деятельности. Задача эта сложная, комплексная, но ее необходимо решать.
Проектирование траектории профессионального становления современного учителя, по нашему мнению, необходимо начинать с построения модели готовности выпускника вуза к работе в профильных классах. Она позволит определить ключевые компетенции, дающие возможность адекватно вписаться в образовательный процесс современной школы и осуществлять его достаточно успешно.
Основной задачей вуза должна стать подготовка учителя, хорошо знакомого со сферой материального производства и владеющего профессионально значимыми компетенциями, способными обеспечить формирование образовательно-профессионального маршрута старшеклассников в условиях профильной дифференциации.
Поскольку учителям технологии предстоит в рамках одного и того же технологического профиля осуществлять подготовку старшеклассников по самым различным направлениям, требуется пересмотр содержания обучения этих специалистов.
Представляется очевидным, что обучить учащихся различным видам технологической деятельности сможет лишь учитель, сам владеющий таковыми. Однако практически осуществить подготовку будущих учителей технологии одновременно по нескольким рабочим профессиям, на наш взгляд, невозможно. С одной стороны, есть ограничение определенными временными рамками, с другой - слишком широк и разнообразен круг формируемых технологических знаний и умений.
Поэтому исследования по оптимизации процесса формирования в вузе профессионально компетентностных будущих учителей технологии являются актуальными и перспективными.
Сегодняшний образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Технология и предпринимательство» дает будущему учителю технологии только общетехническую ориентацию в сфере материального производства (прикладная механика, машиноведение, основы производства, электрорадиотехника и электроника), не увязывая их с конкретной производственной отраслью региона.
Подобная профессиональная подготовка ограничивает осведомленность будущего учителя о профессиях современного производства, не позволяя грамотно ориентировать школьников в профессиональном выборе.
Общеинженерная деятельность занимает центральное место в структуре трудовой производственной деятельности человека, следовательно, одной из главных функций учителя технологии является передача школьникам опыта ее осуществления. Именно поэтому формирование готовности к реализации общеинженерной деятельности признается нами приоритетной целью изучения цикла общетехнических дисциплин учеб-
ного плана специальности «Технология и предпринимательство». На наш взгляд, современный учитель технологии должен обладать общеинженерной подготовкой [1].
Что представляет собой общеинженерная подготовка будущего учителя технологии и чем она отличается от общетехнической (заложенной в требованиях Государственного образовательного стандарта)?
Особенность общеинженерной подготовки будущего учителя технологии состоит в том, что знания и умения учителя «увязываются» с определенной отраслью материального производства региона. Не случайно при выявлении ценностных ориентаций и городских, и сельских школьников обнаруживается, что к наиболее значимым для них ценностям относятся счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода, независимость в действиях и поступках. Одновременно важнейшие социально значимые ценности, такие как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа по созданию материальных ценностей и познание через обучение отвергаются большинством подростков. Вот почему сегодняшние выпускники школ стремятся в основном к получению гуманитарных, а не технических специальностей. Это еще раз подчеркивает важность технологической подготовки учащихся, необходимость формирования у них трудовой мотивации и подготовки к дальнейшей социальной адаптации в современных условиях развития общества.
Комплексной задачей подготовки будущего учителя технологии для работы в профильной школе является выработка и закрепление у него общеинженерной компетенции как главной составляющей его профессиональной педагогической компетентности.
Общеинженерная компетенция учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации включает:
• общеинженерные знания отраслей современного материального производства;
• умения и личностные качества, способствующие формированию у старшеклассников (особенно юношей) трудовой мотивации;
• способность стимулировать интерес к получению специальностей по профильным направлениям, востребованным в данном регионе.
Овладения будущими учителями технологии общеинженерной компетенцией можно достичь за счет введения в учебный план специальности «Технология и предпринимательство» «практичных» специализаций, позволяющих успешно работать в профильных школах, особенно с индустриально-технологическим направлением, в которых учащиеся объединены по образовательно-профессиональным интересам, связанным с продолжением образования и сферой их будущей трудовой деятельности.
В Орловском государственном университете (ОГУ) с целью подготовки будущих учителей технологии для работы в профильных школах еще на стадии организации факультета технологии, предпринимательст-
ва и сервиса (1997 г.) в учебный план специальности «Технология и предпринимательство» (по нашей инициативе и решению УМО по педагогическому образованию Министерства образования и науки РФ) были введены две специализации, определяющие важные отрасли материального производства:
1) «Строительство и ремонт индивидуального жилья»;
2) «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)».
Указанные специализации позволяют будущему учителю обстоятельно изучить сущность таких больших и важных отраслей материального производства, как строительство и сельское хозяйство, служащие базой народного хозяйства страны.
Согласно вышесказанному, для подготовки учителей технологии профильных школ, занимающихся профессиональным самоопределением учащихся в сфере материального производства, необходимо применение особого направления общей педагогики, взаимодействующего с техническими науками. Такое направление, называемое инженерной педагогикой, используется в технических вузах, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим техническим образованием [4].
Учитель технологии не готовит из школьников специалистов, его главная задача - способствовать осознанному выбору ими будущей профессии. Следовательно, для подготовки учителя технологии необходима педагогика, основанная на базе инженерной педагогики, но выполняющая другую, школьную задачу. Такую педагогику мы условно называем общеинженерной [1].
Общеинженерная педагогика, ее методология, объект, предмет и задачи
исследования
Понятие «инженерная педагогика» ввел в педагогическую науку профессор Клагенфуртского университета (Австрия) Адольф Мелецинек в книге «Инженерная педагогика: Практика передачи технических знаний». В 1972 г. он основал Международное общество по инженерной педагогике - Internationale Gesellschaft jur Ingenieurpadagogik (IGIP)/ International Society for Engineering Education, которое является одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования.
В России на базе Казанского государственного технологического университета и Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) создана научная школа по инженерной педагогике под руководством академика РАО А. А. Кирсанова.
Общеинженерная педагогика - самостоятельное направление общей педагогики, которое базируется на педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы (раздел «Жизненное и профессиональное самоопределение школьников») и, взаимодействуя с техническими науками, технологиями и техникой, изучает теоретические и практи-
ческие проблемы подготовки учителей технологии для работы в профильных классах (школах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
В чем совпадают и чем различаются понятия «инженерная педагогика» и «общеинженерная педагогика»?
Главное отличие общеинженерной педагогики от инженерной педагогики состоит в том, что она выдвигает иные цели и утверждает новые ценности формирования профессиональной компетентности учителя технологии с общеинженерной подготовкой. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые учителю технологии профильной школы.
Если инженерная педагогика предполагает использование педагогической науки для обучения специалистов с высшим техническим образованием, то общеинженерная педагогика применяется для подготовки в вузе учителей технологии, обладающих общеинженерными знаниями отраслей материального производства.
Методология общеинженерной педагогики - это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах жизненного и профессионального получения будущим учителем технологии в вузе общеинженерных знаний для их последующей реализации в школе при подготовке учащихся к обоснованному профессиональному самоопределению в сфере современного материального производства путем выбора профиля обучения в старших классах.
Объектом общеинженерной педагогики служит процесс профессиональной подготовки учителя технологии в вузе.
Вопрос о предмете общеинженерной педагогики - фундаментальная методологическая проблема. Категория «предмет науки» имеет онтологическое и гносеологическое измерения. Это означает, что она выражает объективную и субъективную стороны познания, а также изменение и развитие изучаемой действительности.
Предметом общеинженерной педагогики является система специальной (общеинженерной) подготовки в вузе учителя технологии к профильному обучению учащихся в школе с индустриально-технологическим направлением профилизации.
К задачам исследования в сфере общеинженерной педагогики относятся:
1) разработка методологии и технологий проектирования педагогических систем подготовки учителей технологии профильных школ;
2) выявление закономерностей, принципов функционирования и развития инновационного процесса подготовки учителей профильных школ;
3) изучение процесса формирования учителя как личности и профессионала в условиях инновационной образовательной, научно-исследовательской и учебной деятельности;
4) анализ содержания и процесса профессионального самоопределения учащихся в сфере современного материального производства.
С учетом вышесказанного нами сформулировано понятие общеинженерной компетенции учителя технологии.
Общеинженерная компетенция учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации -владение специальными технологическими знаниями отраслей производства и способность своим умением и личностными качествами формировать у школьников в период предпрофильной подготовки и профильного обучения на уроках технологии трудовую мотивацию, стимулировать интерес к получению специальностей по профильным направлениям сферы современного материального производства, востребованным в данном регионе.
Не все выдвигаемые в статье положения бесспорны и однозначны, в частности предлагаемые понятийно-терминологические трактовки. Вероятно, прав академик РАО В. В. Краевский, утверждая, что педагогика как наука единственна, но, поскольку она может быть приложена к различному контингенту обучающихся, возникают новые дополнения к термину «педагогика» [3]. Автор этой статьи, опираясь на многолетний опыт подготовки учителей технологии в вузе (как в должности декана, так и заведующего кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета), обозначает свою позицию в контексте реформирования как высшей, так и общеобразовательной школы.
Выводы
1. Анализ современного состояния подготовки в вузе будущих учителей технологии и реализуемой сегодня государственной политики перехода на профильное обучение в школах обнаруживает необходимость и целесообразность введения в педагогическую науку нового понятия -«общеинженерная педагогика».
2. В статье дано понятийно-терминологическое определение понятия «общеинженерная педагогика» и связанных с ним терминов.
3. Автором предложена, обоснована на базе общеинженерной педагогики и внедрена в практику высшего профессионального педагогического образования целостная концепция системы специальной технологической подготовки учителя технологии с общеинженерной компетенцией к работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации [1].
4. Статистические данные позволяют говорить об эффективности предлагаемой концепции. С 1995 г. в ОГУ осуществляется подготовка учителей технологии с общеинженерной компетенцией, а с 2000 г. ежегодно наблюдается увеличение доли набора учащихся в 34 учреждениях начального и среднего специального профессионального образования Орловской области на профессии строительного и сельскохозяйственного профиля. Это объясняется тем, что пришедшие в школу учителя технологии, получившие в вузе общеинженерную подготовку, способствуют про-
фессиональному самоопределению старшеклассников в выборе будущих профессий. Те выпускники вуза, которые не нашли себе место работы по специальности в школе (из-за сокращения контингента учащихся в городских и сельских школах или низкой зарплаты учителя), успешно трудоустраиваются в фирмах, оказывающих населению услуги промышленнопроизводственного характера, так как общеинженерная подготовка способствует мобильности учителя на рынке труда.
Литература
1. Калекин А. А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: моногр. Орел: Изд-во ОГУ, 2009. 478 с.
2. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность // Учит. газ. 2008 (07.10). № 41.
3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.
4. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жура-ковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. 498 с.