Научная статья на тему 'Инновационная подготовка будущих учителей технологии в области предпринимательской деятельности и экономики'

Инновационная подготовка будущих учителей технологии в области предпринимательской деятельности и экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE METHODS AND FORMS OF ENTREPRENEURSHIP TRAINING / TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалин Сергей Васильевич

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемами подготовки будущих учителей технологии к преподаванию основ предпринимательства в современных условиях. Автором предлагаются инновационные методы и формы обучения студентов, которые обеспечивают эффективную подготовку будущих учителей технологии в области предпринимательства и основ экономики. В качестве таких методов и форм выступают встречи с представителями бизнеса, наблюдение за рабочим днем предпринимателей, общение с ними, а также подготовка, организация и проведение деловых игр со школьниками и студентами. Представленная в статье авторская методика позволяет формировать профессиональную компетентность учителей технологии в данной области, а также развивать у студентов личностные и профессиональные качества учителя и предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS IN THE FIELD OF BUSINESS AND ECONOMICS’ BASICS

The article covers the main problems of training the technology teachers to teach the business basics in the current conditions. The author suggests innovative methods and forms of students’ training which enable the efficient education of the future teachers. These methods are: the meetings with business representatives, observation of entrepreneurs’ labour days, as well as organization of business simulation games with students. The presented original methodology makes it possible to develop the professional competence of the technology teachers in the field of entrepreneurship and to develop the students’ personal and vocational qualities of a teacher and an entrepreneur.

Текст научной работы на тему «Инновационная подготовка будущих учителей технологии в области предпринимательской деятельности и экономики»

УДК 378.147

Шабалин Сергей Васильевич

Shabalin Sergey Vasilyevich

старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского федерального университета osve@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИКИ

Senior Lecturer, Theory and Methodology of Vocational Education Department, Kazan Federal University (Elabuga Institute) osve@mail.ru

INNOVATIVE TRAINING OF TECHNOLOGY TEACHERS IN THE FIELD OF BUSINESS AND ECONOMICS’ BASICS

Аннотация:

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемами подготовки будущих учителей технологии к преподаванию основ предпринимательства в современных условиях. Автором предлагаются инновационные методы и формы обучения студентов, которые обеспечивают эффективную подготовку будущих учителей технологии в области предпринимательства и основ экономики. В качестве таких методов и форм выступают встречи с представителями бизнеса, наблюдение за рабочим днем предпринимателей, общение с ними, а также подготовка, организация и проведение деловых игр со школьниками и студентами. Представленная в статье авторская методика позволяет формировать профессиональную компетентность учителей технологии в данной области, а также развивать у студентов личностные и профессиональные качества учителя и предпринимателя.

Ключевые слова:

инновационные методы и формы обучения предпринимательству, подготовка учителей технологии.

Summary:

The article covers the main problems of training the technology teachers to teach the business basics in the current conditions. The author suggests innovative methods and forms of students’ training which enable the efficient education of the future teachers. These methods are: the meetings with business representatives, observation of entrepreneurs’ labour days, as well as organization of business simulation games with students. The presented original methodology makes it possible to develop the professional competence of the technology teachers in the field of entrepreneurship and to develop the students’ personal and vocational qualities of a teacher and an entrepreneur.

Keywords:

innovative methods and forms of entrepreneurship training, training of technology teachers.

Главнейшей задачей современного общества является переход к новым технологиям в образовании, которые сегодня имеют четко выраженный инновационный характер. Инновации в образовании связаны в первую очередь с информатизацией общества и развитием информационного образовательного пространства.

Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь с ее постоянно ускоряющимся темпом. Знания, которые сегодня получают учащиеся, устаревают в течение 2-3 лет, и этот процесс со временем будет только обостряться. Экономические и социальные условия, в которых живет и развивается общество, меняются так быстро, что сегодня нет необходимости заучивать большие объемы информации.

Как показывает практика, в настоящее время успеха в жизни часто добиваются совсем не те ученики, которых считали лучшими в школе, и на которых учителя возлагали большие надежды. Более того, результаты исследований, проведенных учеными в разные годы, показывают, что большинство тех, кого по общепринятым стандартам можно считать состоявшимися успешными людьми, никогда не были отличниками. Еще в XIX в. Дарвин утверждал: «Выживают не самые сильные виды и не самые умные, но те, которые лучше всего приспосабливаются к изменениям».

В современных условиях от человека требуется умение видеть возможности и оптимально использовать их, он должен быть самостоятельным, независимым в суждениях, способным активно действовать, принимать обоснованные решения и брать на себя ответственность за их последствия. Кроме того, ему необходимо хорошо разбираться в изменениях, происходящих в российском обществе, связанных с переходом к рыночной экономике.

Наиболее ярким проявлением рыночных отношений в обществе является конкуренция, которая определяет пути развития фирм и организаций, формирует определенную культуру отношений деловых партнеров, заставляет людей гибко реагировать на изменение ситуации [1]. По мнению А.Я. Флие-ра, понятие «социальная конкурентоспособность» включает в себя профессиональную устойчивость,

способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности: ее обучаемость, восприимчивость к инновациям, способность к перемене профессиональной сферы деятельности, повышение социального статуса, уровня образования. Формальным критерием социальной конкурентоспособности является профессиональное признание и уважение со стороны коллег [2].

В современной школе экономические знания даются учащимся, в основном, преподаватели гуманитарного цикла, в то время как практическую предпринимательскую подготовку школьников осуществляют учителя технологии. Именно образовательная область «Технология» закладывает прочную основу для получения школьниками базовых компетенций в сфере предпринимательства и экономики.

Подготовка учащихся в области предпринимательства должна базироваться на глубоких знаниях и практических умениях по освоению конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. При этом они должны познакомиться с такими понятиями и категориями как: предмет потребления; потребительная стоимость продукта труда; функциональные и стоимостные характеристики продукта, его себестоимость; экономия сырья, энергии, труда; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Помимо этого, в процессе изучения предмета «Технология» студенты должны овладеть умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, которые предъявляются сегодня различными профессиями к личным качествам человека. Поэтому основной задачей учителя технологии в современных условиях является обучение ребенка определенным полипрофессиональ-ным знаниям и на их основе формирование соответствующих практических умений и навыков, которые впоследствии будут являться основой для самореализации в профессиональной деятельности.

Не вызывает сомнения тот факт, что для того, чтобы будущий учитель мог воспитать активных, социально ответственных, предприимчивых людей, он сам должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков в области предпринимательской деятельности, а также обладать индивидуальными деловыми качествами [3]. Отсюда вытекает объективная необходимость инновационной подготовки учителей технологии в области предпринимательской деятельности и основ экономики согласно требованиям современного этапа общественного развития.

Накопленный опыт в трудовом и профессиональном обучении создает основу для расширения и углубления подготовки студентов в области предпринимательства, имеющей практическую направленность. В этой связи перед высшими учебными заведениями, готовящими будущих учителей технологии, встает задача совершенствования практической предпринимательской подготовки своих выпускников, ориентированной на эффективную производительную деятельность и отвечающей современным требованиям общества, а также перспективам развития страны.

Вузовская подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства предполагает изучение ими на 4 курсе дисциплины «Основы предпринимательства», целями освоения которой являются:

- знакомство с теорией и практикой предпринимательства;

- изучение основ создания собственного дела;

- приобретение навыков адаптации теоретических знаний к российской практике предпринимательства;

- ознакомление с процессом предпринимательской деятельности, реализацией предпринимательского проекта, бизнес-планированием, привлечением ресурсов.

В результате изучения основ предпринимательства студенты получают практические навыки по открытию собственного дела, по решению задач текущей предпринимательской деятельности, по поиску новых идей и ресурсов для развития бизнеса.

Методическую основу подготовки учителя технологии составляет учебнопредпринимательская деятельность, позволяющая моделировать и проигрывать любую ситуацию, связанную с организацией нового вида деятельности, в том числе и бизнеса, реально представить все возможные последствия своих начинаний. Такая деятельность является продуктивной, так как позволяет соединить теоретические и практические занятия, формирует и развивает предпринимательскую культуру студентов.

Содержание предпринимательской подготовки будущих учителей технологии в вузе можно условно разделить на два блока. Первый блок - технико-технологический - включает в себя знания по таким дисциплинам как материаловедение, техническая механика, сопротивление материалов, электрорадиотехника, основы современного производства, гидравлика, теплотехника и т.п. Второй блок - экономический, интегрирует знания из таких дисциплин как экономическая теория, менеджмент, бухгалтерский учет и налогообложение, основы предпринимательства и т.п. При этом она должна включать широкий набор профессиональных знаний и практических умений, а также определенные качества личности. Таким образом, предпринимательская подготовка будущих учителей -это интегративное понятие, включающее в себя формирование профессиональных знаний и умений по основным техническим, технологическим и экономическим дисциплинам, а также таких качеств личности как предприимчивость, инициативность, ответственность, организованность, бережливость, коммуникабельность [4].

Осуществление обучения в вузе требует от преподавателя знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма обучения представляет собой целе-

направленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений преподавателя и обучаемого.

В вузе в основном используют следующие традиционные формы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы. Однако в последние десятилетия происходят изменения в характере обучения, а именно создание и использование инновационных форм обучения. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х гг. XX в. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Авторами наиболее известных из них являются К. Ангеловски, М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А. Ямбург и другие.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

- интенсивное развитие личности студента и педагога;

- демократизацию их совместной деятельности и общения;

- ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления студента [5].

Проанализированный нами опыт работы вузов по внедрению в образовательную практику инновационных педагогических технологий позволяет утверждать, что их использование дает следующие положительные результаты:

- студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.

Мы предлагаем использование нескольких инновационных методов и форм обучения студентов основам предпринимательства в вузе, которые практикуем уже несколько лет на инженернотехнологическом факультете Елабужского института Казанского федерального университета.

Одной из этих форм является работа студентов с представителями бизнеса, которая заключается в организации и проведении встреч с бизнесменами и предпринимателями, наблюдении за их рабочим днем предпринимателей и его анализе, общении и взаимодействии с ними.

Данная форма подготовки будущих учителей технологии предполагает непосредственное общение с деловыми людьми, являющимися профессионалами своего дела. Это позволяет студентам лучше узнать о правилах эффективного ведения бизнеса, адекватно оценить финансовое положение дел фирмы, рассмотреть конкретные примеры из опыта работы предпринимателей, раскрыть особенности и возможности различных видов предпринимательской деятельности, проанализировать действия предпринимателей и определить перспективы их дальнейшей деятельности.

Знания, получаемые студентами в процессе подобных занятий, позволяют им самостоятельно определить критерии ведения успешного бизнеса, выработать собственные алгоритмы осуществления предпринимательской деятельности в современных условиях. Кроме того, личностные контакты с предпринимателями и бизнесменами обогащают опыт делового общения студентов, позволяют им развивать свои организаторские и коммуникативные способности.

Следующей формой инновационной подготовки будущих учителей технологии служит организация и проведение уроков и учебных занятий самими студентами в школах, лицеях и колледжах по основам предпринимательства и основам экономики. Во время учебного семестра, перед началом педагогической практики студенты готовят конспекты лекций, планы проведения семинаров, сценарии и методические разработки игр, внеклассных мероприятий по предпринимательству. Навыки преподавательской деятельности будущие учителя отрабатывают перед своими сокурсниками и студентами младших курсов. Затем, во время прохождения педагогической практики они дают уроки в школах и проводят учебные занятия в колледжах и лицеях по предпринимательству и основам экономики.

Для организации и проведения игр и игровых упражнений по предпринимательству и экономике, разработчиками многих из которых являются сами студенты, требуется большое количество наглядных средств и материалов, электронных презентаций, информационных баз данных. Все это также изготавливается студентами. Так, на инженерно-технологическом факультете разработаны и используются авторские деловые игры «Путь миллионера», «Ступени успеха», «Как составить бизнес-план», «Мое резюме» и другие. Эти игры с успехом проводятся как в школах среди старшеклассников, так и в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования среди обучающихся.

Выступая в качестве модераторов, будущие учителя формируют в себе все необходимые компетенции, которые позволят им осуществлять подготовку учащихся к предпринимательской деятельности.

Имеющийся у нас многолетний опыт подготовки будущих учителей к преподаванию основ предпринимательства позволяет нам утверждать, что применение в учебном процессе инновационных форм и методов обучения меняет их мотивацию к обучению в лучшую сторону. Кроме того, студенты проявляют высокую познавательную активность, выражающуюся в повышенном интересе к предмету и включенности в самостоятельную творческую деятельность, заключающуюся в разработке деловых игр и игровых упражнений по предпринимательству.

Проведенный нами опрос выпускников инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета 2011 и 2012 гг. показал, что в системе образования работают 37 % бывших студентов, в сфере бизнеса и предпринимательства - 26 %. Эти данные говорят о достаточно высоком интересе студентов нашего факультета, получивших квалификацию учителя технологии как к предпринимательской, так и к педагогической деятельности.

Таким образом, описанная в данной статье инновационная подготовка будущих учителей технологии в области предпринимательства и основ экономики обеспечивает:

- формирование профессиональной компетентности учителей технологии на основе сочетания теоретической и практической направленности курса;

- развитие у студентов личностных и профессиональных качеств учителя и предпринимателя.

Ссылки:

1. Щуплова О.А. Формирование основ культуры предпринимательства у студентов педагогического университета в рыночных условиях // Вестник ОГПУ. 2005. № 4. С. 119-121.

2. Тенетилова В.С. Современные дидактические условия подготовки будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 208-211.

3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень, 1990. С. 8-23.

4. Правдюк В.Н., Тенетилова В.С. Формирование профессиональной компетентности специалиста посредством учебно-предпринимательской деятельности // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2010. № 3 (37). Ч. 2. С. 271-276.

5. Лаврентьев С.Ю., Комелина В.А. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства // Совр. проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: http://www.science-education.ru/100-5218 (дата обращения: 15.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.