А.Ь. Efimov, V.N. Pravduk PROBLEM OF RURAL SCHOOLS GRADUATES ORIENTATION OF ON AGRARIAN TRADES
Article is devoted a problem of rural schools graduates orientation of on agrarian trades. The attention to value of preprofile preparation of pupils of the basic school with use of elective courses and subjects in training is paid.
Key words: preprofile preparation, vocational guidance, rural school, elective courses.
Получено 14.02.0212 г.
УДК 378
B. Н. Правдюк, д-р пед. наук, проф., 8-953-627-12-01, [email protected] (Россия, Орёл, ОГУ),
C. В. Дерепаско, доцент, (8-4862) 76-38-15, rector@univ-orel .ru (Россия, Орёл, ОГУ),
С.И.Маслов, д-р. пед. наук, проф., (4872) 33-25-08, [email protected] ( Россия, Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается проблема подготовки педагогов профессионального обучения. Дается определение профессионально-педагогической подготовки будущего педагога; рассматриваются подходы в обучении будущего педагога: педагогический,
информационный, технологический, творческий; выделены педагогические условия. Одной из эффективных форм накопления педагогического мастерства является педагогическая практика в профессиональных учебных учреждениях. Выделено несколько направлений в содержании самостоятельной практической деятельности студентов.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, подходы:
педагогический, информационный, технологический, творческий, педагогические условия, педагогическая практика.
Система высшего образования в России претерпевает существенные преобразования: переход на двухуровневую подготовку в образовании по новым стандартам. В связи этим проводится работа по совершенствованию подготовки педагогов профессионального обучения, разрабатываются новые образовательные технологии на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства.
Изменение социальных и экономических условий в стране требует и подготовки экономически грамотного и предприимчивого педагога профессионального обучения, умеющего рационально использовать
потенциал своих знаний. Он должен иметь глубокие и разносторонние знания в различных областях производства, способность принимать самостоятельные решения с учетом разнообразных педагогических и экономических условий.
Кроме этого подготовка будущих педагогов профессионального обучения будет считаться эффективной, если он обладает высокими профессионально-педагогическими знаниями, с развитой профессиональной культурой, который воспринимает обучение учащихся в профессиональном учебном заведении, как процесс формирования у них жизненных позиций и отношений, воспитывающих развитую человеческую личность, готовую к осуществлению трудовой деятельности.
Учитывая вышесказанное, следует подчеркнуть, что профессиональным учебным заведениям нужен педагог, глубоко осмысливающий значение подготовки учащихся и студентов в соответствии с развитием производственной сферы в государстве и регионе. Сегодня все более востребованной становится творчески активная личность педагога профессионального обучения.
Профессионально-педагогическая подготовка будущего педагога профессионального обучения - это научно - обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе, направленный на формирование личностных качеств преподавателя, необходимых ему для выполнения учебно-педагогических задач в соответствии с программами профессионального обучения в условиях лицея и техникума. Она определяется как процесс и результат профессиональной подготовки, в которых в интегрированном единстве сочетаются:
мотивационная, содержательно-процессуальная и профессионально-
личностная готовность к формированию знаний, умений и навыков учащихся и студентов.
В процессе подготовки педагога профессионального обучения у студентов факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета формируются знания и умения направлять свои усилия на управление учебно-воспитательным процессом, на руководство познавательной, трудовой, творческой и иной деятельностью учащихся и студентов; формировать из них людей мыслящих, способных адаптироваться в производственной среде и в новых социально-
экономических условиях.
На кафедре профессионального обучения ведется многопрофильная подготовка педагогов для профессиональных лицеев и средних специальных учебных учреждений. Формирование и развитие педагогических и профессиональных (соответственно отрасли обучения) студентов ведется на основе принципов системности, научности, перспективности, связи теории с практикой, межпредметных связей и других. Также обращаем внимание на
важные современные подходы в обучении будущего педагога:
- педагогический подход направлен как на подготовку будущего педагога профессионального обучения, так и на создание педагогических условий эффективного обучения, для активизации самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе; для овладения ими жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения;
- информационный подход связан с использованием технических средств обучения и отвечает требованиям внедрения интерактивных технологий (на семинарских занятиях, в организации деловых и ролевых игр, творческого проектирования и др.). Опыт научно-педагогической работы, проводимый на факультете технологии, предпринимательства и сервиса, показал, что использование в процессе обучения компьютерных технологий повысил активность самостоятельной работы студентов. Это особенно заметно в ходе выполнения ими курсовых и дипломных работ: поиск необходимой информации в сети Интернет; разработка электронных презентаций, в том числе в формате 3D; обработка статистических данных в Excel и много другое.
Внедрение общедоступных информационных технологий в образовательный процесс переходит от простого репродуктивного воспроизведения к самостоятельному поиску, обобщению и систематизации полученной информации. Педагоги кафедры профессионального обучения рассматривают применение информационных технологий как целостную информационную технологическую цепочку. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать самостоятельную работу студентов и направить ее на развитие совокупности знаний, умений и навыков по иерархии уровней усвоения от целостного понимания предмета изучения до творческой деятельности;
- технологический подход направлен на ознакомление студентов с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с применением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний; на овладение общетрудовыми умениями и навыками, этикой трудовых отношений. Это необходимо в связи с подготовкой педагога профессионального обучения по различным отраслям (агроинженерия, дизайн, строительство и д.р.) в соответствии с образовательным стандартом. Студенты изучают специальные дисциплины, требующие глубоких знаний технологических процессов на производстве, их экономические, экологические основы и особенности охраны труда;
- творческий подход направлен на развитие у студентов самостоятельного решения творческих задач, поставленных в курсовых и дипломных работах, решение которых помогает увидеть перспективу
изменяющихся человеческих потребностей и спроса в улучшение образовательных, производственных, жилищных, коммунальных и других условий.
В результате обучения в университете у будущего педагога профессионального обучения формируется готовность к работе в профессиональном учебном учреждении, которая включает мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Поэтому преподаватели кафедры профессионального обучения акцентируют внимание студентов на особенности и специфику работы в лицее или техникуме. Они определяются целым рядом объективных факторов, оказывающих свое влияние на процесс и результаты обучения и воспитания учащихся в профессиональном учебном учреждении.
На факультете ТПС ведется планомерная работа по совершенствованию педагогических условий для подготовки будущего педагога:
- учет особенностей изучаемых предметов в профессиональноориентированном обучении студентов;
- педагогизация учебного процесса на этапе их специализации;
- выделение и создание интегрированных тем, разделов, курсов, в процессе изучения различных дисциплин, связанных с профессиональным учебным заведением, в том числе и методиками преподавания их основ;
- взаимосвязь учебных педагогических и производственных практик, способствующая формированию у студентов целостного представления о будущей профессии;
- развитие креативности студентов в процессе обучения.
Одной из эффективных форм накопления педагогического мастерства является педагогическая практика в профессиональных учебных учреждениях. В ходе своей практики студенты выполняют задания по психологии и педагогике и, кроме этого, занимаются исследовательской работой в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. В период практики студенты имеют возможность самоутвердиться в правильности выбора педагогической профессии, опробовать свои знания и умения, проявить свой творческий потенциал в работе с учащимися, провести педагогический эксперимент.
На педагогической практике создаются условия для реализации знаний, приобретенных в процессе обучения в университете, для формирования методических умений и развития качеств личности будущего педагога. Совместное участие в исследовательской работе студентов с преподавателями кафедры профессионального обучения в лицеях и техникумах г.Орла и Орловской области помогают студентам стать квалифицированными специалистами. В связи с этим обращаем внимание на некоторые аспекты научного исследования, которые осознанно
воспринимаются студентами и являются достаточно доступными для выполнения, например: организация и проведения различных типов занятий в условиях профессионального лицея и их методическое обеспечение; разработка и изготовление натурно-практических изделий как наглядных пособий по дисциплинам профессионального обучения; применение компьютерных технологий в процессе обучения; разработка и изготовление презентаций к учебному занятию; методика организации и проведения внеклассных мероприятий с учащимися; разработка творческих проектов и выставок совместно с учащимися и многое другое.
В результате анализа и наблюдений за самостоятельной практической деятельностью студентов нами выделены несколько направлений в содержании их работы:
- научно-познавательное направление дополняет и углубляет знания студентов по психолого-педагогическим и отраслевым дисциплинам; вызывает научный интерес к технологиям производственного процесса, к изучению проблем экологии и охраны труда;
- профессиональное направление способствует развитию интереса в области педагогики и в освоении дисциплин по отраслям (агроинженерия, дизайн, строительство);
- эстетическое направление воспитывает студентов бережно относиться к окружающей среде обитания (в учебных, офисных и производственных помещениях, лабораториях, цехах и во внешнем пространстве); воспитывает в них желание принять участие в культурном и эстетическом преобразовании и получать моральное удовлетворение от своего творческого труда и привлекать к нему своих товарищей;
- экономическое направление призвано расширить и углубить знания по экономике, предпринимательству, освоить основы менеджмента и маркетинга.
Широкий спектр научно-педагогического сотрудничества преподавателей факультета ТПС с педагогическими коллективами профессиональных учебных учреждений позволяет в целях совершенствования педагогического мастерства проводить ознакомление будущего преподавателя с богатейшим новаторским опытом их работы. Студенты с развитой профессиональной культурой преподавателя и мастера производственного обучения, со сформированным духовным богатством рассматривают свою будущую педагогическую деятельность, как процесс формирования у своих учащихся правильных жизненных позиций и отношений, процесс развития личности, готовой к реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
V.N. Pravduk, S.V. Derepasko, S.I. Maslov
CURRENT APPROACHES AND TEACHING CONDITIONS IN THE PREPARATION OF THE TEACHER TRAINING
In article the problem of education of teachers of vocational training is considered. Definition of the future teacher professional-pedagogical education is given. Approaches in training of the future teacher are considered: pedagogical, information, technological, creative; pedagogical conditions are allocated. One of effective form of accumulation of pedagogical skill is student teaching in professional educational institutions.
Keywords: is professional-pedagogical education, approaches: pedagogical,
information, technological, creative, pedagogical conditions, student teaching.
Получено 14.02.2012 г.
УДК 378
В. Н. Правдюк, д-р пед. наук, проф., 8-953-627-12-01, [email protected] (Россия, Орёл, ОГУ),
В.С. Тенетилова, доц., 8-910-309-61-44, [email protected] (Россия, Орёл, ОГУ),
Л. И. Губарева, канд. пед. наук, доц. , 8 -910-267-60-05, rector@univ-orel .ru (Россия, Орёл, ОГУ)
БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Рассматриваются сущность, содержание и специфика бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза. На основе представленного содержания и структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов оценивается готовность будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности.
Ключевые слова: бизнес-ориентированная подготовка, инновационное
образовательное пространство, бизнес-ориентированная деятельность, компоненты, критерии, показатели, уровни готовности к бизнес-ориентированной деятельности, педагогические условия бизнес-ориентированной подготовки.
В современной стратегии развития Российской Федерации особая роль отводится образованию как двигателю инновационных изменений в экономике и обществе. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п.8 ст.27)
представлены мероприятия, направленные на развитие инновационной инфраструктуры, на поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных образовательных учреждениях