УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.Р. Ляпина
Рассматривается профессионально-педагогическая подготовка будущего бакалавра как научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе. Обозначены педагогические условия. Определена роль педагогической практики.
Ключевые слова: бакалавр, инновационные технологии, педагог
профессионального обучения, педагогические условия.
Подготовка учащихся к жизни в условиях профессионального учебного учреждения является одной из важнейших учебновоспитательных задач. Эти учебно-воспитательные задачи на современном уровне призваны выполнять будущие педагоги профессионального обучения. В Орловском государственном университете на кафедре профессионального обучения и бизнеса на современном этапе ведется подготовка будущих бакалавров по направлению профессионального образования по отраслям: экономика и управление, производство пищевых продуктов и потребительских товаров, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Требования к формированию компетенций, прописанные стандарте, направлены на совершенствование системного, личностного, деятельностного и других подходов к профессионально-педагогической подготовке будущего бакалавра профессионального обучения путем внедрения инновационных технологий обучения в вузе.
С нашей точки зрения профессионально-педагогическую подготовку будущего бакалавра необходимо рассматривать как научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в инновационной образовательной среде в вузе. Особое внимание при этом необходимо уделять их отраслевой подготовке, осуществляемой на основе межпредметных связей специальных и педагогических дисциплин. Поэтому в ходе учебного процесса преподаватели кафедры акцентируют на этом внимание и направляют обучение на формирование личностных качеств будущего педагога.
Важным моментом в системе обучения бакалавра является закрепление у них педагогических и отраслевых знаний, умений и навыков в ходе педагогической практики в условиях техникумов Орловской и близлежащих областей.
Многолетний опыт сотрудничества кафедры профессионального обучения и бизнеса с профессиональными учебными учреждениями г. Орла и области показал, что прохождение практики осуществляется не только в традиционной, но и на хорошо поставленной и качественной отработанной основе, где особую роль играют инновационные технологии обучения в профессиональных учебных учреждениях. К ним относятся, прежде всего, компьютерные технологии: электронные презентации, обучающие и контролирующие программы, электронные библиотеки. Кроме того, расширяется внедрение современных педагогических технологий, среди которых активно применяются имитационные формы обучения (деловые игры, ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.), связанные с будущей профессией бакалавра.
Педагогическая практика является хорошим источником для исследовательской и творческой работы будущих бакалавров. Результаты своих наработок студенты используют в курсовых и дипломных работах. В этом случае преподаватели кафедры обращают внимание на личностнодеятельностный подход в работе со студентами.
В настоящее время в отечественной системе образования все более широко используются новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций. При этом необходимо учитывать, что подобная система должна осуществлять информационную поддержку для обеспечения всех видов деятельности в образовательном учреждении (учебный процесс, управление, научные исследования).
В связи с бурным развитием телекоммуникационной составляющей информационных технологий становятся доступным и методы получения знаний в любом месте и в любое время. В то время как технологический аспект организации подобного образовательного процесса решается достаточно успешно, остаются недостаточно изученными вопросы по сохранению и повышению качества знаний, получаемых таким образом и воспитанию будущего бакалавра. Эти вопросы требуют тщательного изучения и выработки новых подходов, условий, форм, методов и др.
По нашему мнению, процесс и достижение результата профессиональной подготовки будущего бакалавра должны проходить в интегрированном единстве, в котором сочетаются: мотивационная,
содержательно-процессуальная и профессионально-личностная их готовность к формированию знаний, умений и навыков учащихся профессионального учебного учреждения.
В процессе подготовки бакалавра на кафедре профессионального обучения и бизнеса разрабатываются различные педагогические условия
совершенствования обучения и развития самостоятельной деятельности студентов:
- разработка форм и методов развития научного интереса, формирования творческой активности и самообразования;
- внедрение инновационных методов активизации в обучении, с использованием новшества образовательной среды вуза;
- применение дополнительных форм обучения, направленных на формирование готовности к быстрому восприятию и осмыслению необходимости получения педагогических и отраслевых знаний;
- разработка содержания дополнительного обучения через различные студенческие объединения (кружки, инкубаторы, технопарки и др.), созданные для расширения кругозора и углубление знаний бакалавра, готового к продолжению обучения в магистратуре.
Эти и другие педагогические условия в целом направлены на развитие у будущих бакалавров личностных качеств: общей культура, нравственности, эстетических и других качеств.
В целом учебно-воспитательный процесс подготовки бакалавров имеет развивающий характер, поэтому активность умственной реакции студента необходимо поддерживать мотивацией на заинтересованность в интеллектуальном развитии своей личности. Поэтому, как показывает научно-педагогический опыт, внедряя инновационные технологии в процесс подготовки бакалавра, необходимо обращать внимание на следующее: обучение следует проводить с опорой на концепции
гуманизации, фундаментализации, интеграции, технологизации и др. Это укрепляет процесс подготовки и позволяет усилить действие его механизма, направленного на достижение целей учебно-воспитательной работы преподавателей вуза и укрепление научно-профессионального сотрудничества с предприятиями и учебными учреждениями.
Внедрение общедоступных информационных технологий в образовательный процесс переходит от простого репродуктивного воспроизведения к самостоятельному поиску, обобщению и систематизации полученной информации. Мы рассматриваем применение информационных технологий как целостную информационную технологическую цепочку. Введение информационных технологий позволяет активизировать самостоятельную работу студентов.
Учебно-воспитательная задача преподавателя направлена на развитие совокупности знаний, умений и навыков студента по иерархии уровней усвоения от целостного понимания предмета изучения до творческой деятельности. В этой связи большое значение приобретает креативное обучение, где декларируются принципы, согласно которым основой обучения является «предполагаемый продукт», создаваемый обучаемым.
На основании проведенных исследований и практического опыта работы пришли к выводу, что в структуру инновационного методического комплекса подготовки бакалавра необходимо включить: электронный вариант рабочей программы с разъяснением схемы мониторинга учебного процесса, электронный учебник и учебно-практическое пособие, систему заданий для самостоятельной подготовки, систему контрольно-тестовых мероприятий. Причем особое внимание необходимо уделять заданиям, направленным на развитие творческого потенциала студента с акцентом на использование межпредметных связей, что позволит перейти на новый качественный уровень освоения знаний.
Таким образом, следует отметить, что в перспективе на кафедре профессионального обучения и бизнеса, с целью совершенствования форм и методов внедрения инновационных технологий в учебновоспитательный процесс подготовки будущих бакалавров по направлению профессионального обучения, предстоит обратить особое внимание на его содержание. При этом речь идет о создании принципиально новых направлений подготовки бакалавров, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания.
Список литературы
1. Правдюк В.Н. Организация профессиональной педагогической подготовки будущего учителя технологии и педагогов профессионального обучения // Сб. матер. Всерос. НПК «Проблемы подготовки специалистов, направлений технологическог образования и сервиса». 24-26 апреля 2007, ОГУ: «Формирование профессиональной компетентности специалистов в области педагогической деятельности и сервиса» / под ред. А.А. Калекина. Орел: Изд-во ОГУ, 2007. С. 31-42.
2. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С.63-67.
Ляпина Иннара Рафаильевна, д-р экон. наук, доц., зав. кафедрой, innara [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
AN INNOVATIVE APPROACH TO PREPARING UNDERGRADUATE TRAINING
I.R. Lyapina
Vocational and educational training of bachelors considered as evidence - based system process of theoretical and practical training of students in high school. The process of
the bachelors vocational training must take place in an integrated unity, which combines: motivational, substantial and procedural and professional personal readiness to build knowledge, skills and abilities of students of vocational training institutions. Marked pedagogical conditions and the role of teaching practice.
Key words: bachelor, innovative technology, teacher training, pedagogical conditions.
Llapina Innara Rafailevna, doctor of economic sciences, professor, manager of department, [email protected], Russia, Orel, Orel State University
УДК 316.752:371.71
ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
В.А. Макарова, А.К. Попов
Рассматриваются понятия ценности, содержания ценностного культурного пространства молодежи. Изложены результаты исследований ценностных ориентаций учащихся среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: ценность, системы ценностей, ценностные ориентации, здоровье молодежи.
Изучение распределения ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, их распространённости и субъективной значимость занимает существенное место в социально-педагогических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности. Ценностные ориентиры всегда составляли сущностную основу личности, общественная ценность которой определяется ее активностью и направленностью, тем, как ее потребности совмещаются и сочетаются с ценностями общества.
Социальное формирование личности включает процесс развития ценностного поля личности, приобретение социально одобряемых эталонов поведения. В контексте ценностных ориентаций личности учащаяся молодежь овладевает практическим опытом применения знаний, происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие личностью системы существующих в обществе ценностей, поэтому в социальнопедагогической деятельности существенное место занимает изучение формирования ценностных ориентаций, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте.
В социальной педагогике ценности выступают составляющей целенаправленного процесса формирования нравственных взаимоотношений обучающихся при их самореализации в разных видах