Научная статья на тему 'Инновационный подход в подготовке бакалавра профессионального обучения'

Инновационный подход в подготовке бакалавра профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / BACHELOR / INNOVATIVE TECHNOLOGY / TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина Иннара Рафаильевна

Рассматривается профессионально-педагогическая подготовка будущего бакалавра как научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе. Обозначены педагогические условия. Определена роль педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпина Иннара Рафаильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE APPROACH TO PREPARING UNDERGRADUATE TRAINING

Vocational and educational training of bachelors considered as evidence based system process of theoretical and practical training of students in high school. The process of the bachelors vocational training must take place in an integrated unity, which combines: motivational, substantial and procedural and professional personal readiness to build knowledge, skills and abilities of students of vocational training institutions. Marked pedagogical conditions and the role of teaching practice.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в подготовке бакалавра профессионального обучения»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И.Р. Ляпина

Рассматривается профессионально-педагогическая подготовка будущего бакалавра как научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе. Обозначены педагогические условия. Определена роль педагогической практики.

Ключевые слова: бакалавр, инновационные технологии, педагог

профессионального обучения, педагогические условия.

Подготовка учащихся к жизни в условиях профессионального учебного учреждения является одной из важнейших учебновоспитательных задач. Эти учебно-воспитательные задачи на современном уровне призваны выполнять будущие педагоги профессионального обучения. В Орловском государственном университете на кафедре профессионального обучения и бизнеса на современном этапе ведется подготовка будущих бакалавров по направлению профессионального образования по отраслям: экономика и управление, производство пищевых продуктов и потребительских товаров, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Требования к формированию компетенций, прописанные стандарте, направлены на совершенствование системного, личностного, деятельностного и других подходов к профессионально-педагогической подготовке будущего бакалавра профессионального обучения путем внедрения инновационных технологий обучения в вузе.

С нашей точки зрения профессионально-педагогическую подготовку будущего бакалавра необходимо рассматривать как научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в инновационной образовательной среде в вузе. Особое внимание при этом необходимо уделять их отраслевой подготовке, осуществляемой на основе межпредметных связей специальных и педагогических дисциплин. Поэтому в ходе учебного процесса преподаватели кафедры акцентируют на этом внимание и направляют обучение на формирование личностных качеств будущего педагога.

Важным моментом в системе обучения бакалавра является закрепление у них педагогических и отраслевых знаний, умений и навыков в ходе педагогической практики в условиях техникумов Орловской и близлежащих областей.

Многолетний опыт сотрудничества кафедры профессионального обучения и бизнеса с профессиональными учебными учреждениями г. Орла и области показал, что прохождение практики осуществляется не только в традиционной, но и на хорошо поставленной и качественной отработанной основе, где особую роль играют инновационные технологии обучения в профессиональных учебных учреждениях. К ним относятся, прежде всего, компьютерные технологии: электронные презентации, обучающие и контролирующие программы, электронные библиотеки. Кроме того, расширяется внедрение современных педагогических технологий, среди которых активно применяются имитационные формы обучения (деловые игры, ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.), связанные с будущей профессией бакалавра.

Педагогическая практика является хорошим источником для исследовательской и творческой работы будущих бакалавров. Результаты своих наработок студенты используют в курсовых и дипломных работах. В этом случае преподаватели кафедры обращают внимание на личностнодеятельностный подход в работе со студентами.

В настоящее время в отечественной системе образования все более широко используются новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций. При этом необходимо учитывать, что подобная система должна осуществлять информационную поддержку для обеспечения всех видов деятельности в образовательном учреждении (учебный процесс, управление, научные исследования).

В связи с бурным развитием телекоммуникационной составляющей информационных технологий становятся доступным и методы получения знаний в любом месте и в любое время. В то время как технологический аспект организации подобного образовательного процесса решается достаточно успешно, остаются недостаточно изученными вопросы по сохранению и повышению качества знаний, получаемых таким образом и воспитанию будущего бакалавра. Эти вопросы требуют тщательного изучения и выработки новых подходов, условий, форм, методов и др.

По нашему мнению, процесс и достижение результата профессиональной подготовки будущего бакалавра должны проходить в интегрированном единстве, в котором сочетаются: мотивационная,

содержательно-процессуальная и профессионально-личностная их готовность к формированию знаний, умений и навыков учащихся профессионального учебного учреждения.

В процессе подготовки бакалавра на кафедре профессионального обучения и бизнеса разрабатываются различные педагогические условия

совершенствования обучения и развития самостоятельной деятельности студентов:

- разработка форм и методов развития научного интереса, формирования творческой активности и самообразования;

- внедрение инновационных методов активизации в обучении, с использованием новшества образовательной среды вуза;

- применение дополнительных форм обучения, направленных на формирование готовности к быстрому восприятию и осмыслению необходимости получения педагогических и отраслевых знаний;

- разработка содержания дополнительного обучения через различные студенческие объединения (кружки, инкубаторы, технопарки и др.), созданные для расширения кругозора и углубление знаний бакалавра, готового к продолжению обучения в магистратуре.

Эти и другие педагогические условия в целом направлены на развитие у будущих бакалавров личностных качеств: общей культура, нравственности, эстетических и других качеств.

В целом учебно-воспитательный процесс подготовки бакалавров имеет развивающий характер, поэтому активность умственной реакции студента необходимо поддерживать мотивацией на заинтересованность в интеллектуальном развитии своей личности. Поэтому, как показывает научно-педагогический опыт, внедряя инновационные технологии в процесс подготовки бакалавра, необходимо обращать внимание на следующее: обучение следует проводить с опорой на концепции

гуманизации, фундаментализации, интеграции, технологизации и др. Это укрепляет процесс подготовки и позволяет усилить действие его механизма, направленного на достижение целей учебно-воспитательной работы преподавателей вуза и укрепление научно-профессионального сотрудничества с предприятиями и учебными учреждениями.

Внедрение общедоступных информационных технологий в образовательный процесс переходит от простого репродуктивного воспроизведения к самостоятельному поиску, обобщению и систематизации полученной информации. Мы рассматриваем применение информационных технологий как целостную информационную технологическую цепочку. Введение информационных технологий позволяет активизировать самостоятельную работу студентов.

Учебно-воспитательная задача преподавателя направлена на развитие совокупности знаний, умений и навыков студента по иерархии уровней усвоения от целостного понимания предмета изучения до творческой деятельности. В этой связи большое значение приобретает креативное обучение, где декларируются принципы, согласно которым основой обучения является «предполагаемый продукт», создаваемый обучаемым.

На основании проведенных исследований и практического опыта работы пришли к выводу, что в структуру инновационного методического комплекса подготовки бакалавра необходимо включить: электронный вариант рабочей программы с разъяснением схемы мониторинга учебного процесса, электронный учебник и учебно-практическое пособие, систему заданий для самостоятельной подготовки, систему контрольно-тестовых мероприятий. Причем особое внимание необходимо уделять заданиям, направленным на развитие творческого потенциала студента с акцентом на использование межпредметных связей, что позволит перейти на новый качественный уровень освоения знаний.

Таким образом, следует отметить, что в перспективе на кафедре профессионального обучения и бизнеса, с целью совершенствования форм и методов внедрения инновационных технологий в учебновоспитательный процесс подготовки будущих бакалавров по направлению профессионального обучения, предстоит обратить особое внимание на его содержание. При этом речь идет о создании принципиально новых направлений подготовки бакалавров, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания.

Список литературы

1. Правдюк В.Н. Организация профессиональной педагогической подготовки будущего учителя технологии и педагогов профессионального обучения // Сб. матер. Всерос. НПК «Проблемы подготовки специалистов, направлений технологическог образования и сервиса». 24-26 апреля 2007, ОГУ: «Формирование профессиональной компетентности специалистов в области педагогической деятельности и сервиса» / под ред. А.А. Калекина. Орел: Изд-во ОГУ, 2007. С. 31-42.

2. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С.63-67.

Ляпина Иннара Рафаильевна, д-р экон. наук, доц., зав. кафедрой, innara lapina@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

AN INNOVATIVE APPROACH TO PREPARING UNDERGRADUATE TRAINING

I.R. Lyapina

Vocational and educational training of bachelors considered as evidence - based system process of theoretical and practical training of students in high school. The process of

the bachelors vocational training must take place in an integrated unity, which combines: motivational, substantial and procedural and professional personal readiness to build knowledge, skills and abilities of students of vocational training institutions. Marked pedagogical conditions and the role of teaching practice.

Key words: bachelor, innovative technology, teacher training, pedagogical conditions.

Llapina Innara Rafailevna, doctor of economic sciences, professor, manager of department, innara_lapina@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 316.752:371.71

ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

В.А. Макарова, А.К. Попов

Рассматриваются понятия ценности, содержания ценностного культурного пространства молодежи. Изложены результаты исследований ценностных ориентаций учащихся среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: ценность, системы ценностей, ценностные ориентации, здоровье молодежи.

Изучение распределения ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, их распространённости и субъективной значимость занимает существенное место в социально-педагогических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности. Ценностные ориентиры всегда составляли сущностную основу личности, общественная ценность которой определяется ее активностью и направленностью, тем, как ее потребности совмещаются и сочетаются с ценностями общества.

Социальное формирование личности включает процесс развития ценностного поля личности, приобретение социально одобряемых эталонов поведения. В контексте ценностных ориентаций личности учащаяся молодежь овладевает практическим опытом применения знаний, происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие личностью системы существующих в обществе ценностей, поэтому в социальнопедагогической деятельности существенное место занимает изучение формирования ценностных ориентаций, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте.

В социальной педагогике ценности выступают составляющей целенаправленного процесса формирования нравственных взаимоотношений обучающихся при их самореализации в разных видах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.