V.N. Pravduk, S.V. Derepasko, S.I. Maslov
CURRENT APPROACHES AND TEACHING CONDITIONS IN THE PREPARATION OF THE TEACHER TRAINING
In article the problem of education of teachers of vocational training is considered. Definition of the future teacher professional-pedagogical education is given. Approaches in training of the future teacher are considered: pedagogical, information, technological, creative; pedagogical conditions are allocated. One of effective form of accumulation of pedagogical skill is student teaching in professional educational institutions.
Keywords: is professional-pedagogical education, approaches: pedagogical,
information, technological, creative, pedagogical conditions, student teaching.
Получено 14.02.2012 г.
УДК 378
В. Н. Правдюк, д-р пед. наук, проф., 8-953-627-12-01, rector@univ-orel.ru (Россия, Орёл, ОГУ),
В.С. Тенетилова, доц., 8-910-309-61-44, tenetilova@lisn.ru (Россия, Орёл, ОГУ),
Л. И. Губарева, канд. пед. наук, доц. , 8 -910-267-60-05, rector@univ-orel .ru (Россия, Орёл, ОГУ)
БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Рассматриваются сущность, содержание и специфика бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза. На основе представленного содержания и структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов оценивается готовность будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности.
Ключевые слова: бизнес-ориентированная подготовка, инновационное
образовательное пространство, бизнес-ориентированная деятельность, компоненты, критерии, показатели, уровни готовности к бизнес-ориентированной деятельности, педагогические условия бизнес-ориентированной подготовки.
В современной стратегии развития Российской Федерации особая роль отводится образованию как двигателю инновационных изменений в экономике и обществе. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п.8 ст.27)
представлены мероприятия, направленные на развитие инновационной инфраструктуры, на поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие направления, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Общемировые тенденции развития образования, ситуация, складывающаяся в российской системе высшей школы, настоятельно требуют глубокого и всестороннего обновления структуры и содержания высшего образования, последовательного и незамедлительного внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, модернизации всей государственной образовательной политики, пересмотра не только законодательных основ функционирования высшего образования, но и переосмысления самой миссии высшей школы, ее целеполагания и стратегических задач. В связи с этим в учебный процесс идет внедрение различных форм проектной, научно-исследовательской деятельности, активных методов обучения и создание инновационных структур, таких, как бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, учебно-технологические центры, технопарки, технополюсы и т.д.
Несмотря на то, что существует некоторый опыт предпринимательской подготовки педагогов профессионального обучения, понятие «бизнес-ориентированная подготовка» является новым. Бизнес-ориентированная подготовка появилась в последние десятилетия, и еще не оформлена как единая система подготовки молодежи к бизнес-ориентированной деятельности в условиях рынка, хотя определенные действия в этом направлении были предприняты и исследования в этой области ведутся. Бизнес-ориентированная подготовка - это процесс формирования предпринимательских знаний, умений, навыков, развития предпринимательских качеств личности и приобретение опыта в организации бизнеса, необходимых компетентному специалисту для успешной социализации в будущей профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития образования необходимы специалисты с бизнес-ориентированной подготовкой, способные организовать малое предприятие в образовательных учреждениях. Будущий выпускник не только обладает теоретическими знаниями по естественнонаучным, психолого-педагогическим, технологическим, экономическим дисциплинам, но и хорошо знает современное материальное производство, получает возможность получить практический опыт организации бизнеса.
На факультете технологии и предпринимательства ОГУ проводятся исследования по бизнес-ориентированной подготовке в условиях студенческого бизнес-инкубатора. Основной целью такой подготовки является воспитание и развитие инициативной, творческой личности, замотивированной на получение предпринимательских знаний, умений, навыков, на формирование у нее внутренней готовности к потенциальной возможности организации и реализации бизнеса. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- формирование положительной мотивации к бизнес-ориентированной деятельности;
- приобщение студентов к реальным бизнес-процессам с учетом учебного плана специальности, направления подготовки, психологопедагогического, методического, технологического и экономического сопровождения.
-приобретение практического опыта в области организации и реализации бизнеса.
При отборе содержания комплексной бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов использовался системный подход с выделением инварианта системы - спецдисциплины: «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях» и рассмотрением отдельных составляющих предпринимательской деятельности через другие дисциплины и элективные курсы как частных вариантов. При этом обращаем внимание, что фундаментальные знания должны усваиваться как элементы адекватной им бизнес-ориентированной деятельности. В процессе междисциплинарной интеграции, реализуемой в бизнес-ориентированной деятельности, происходит углубление, расширение, осмысление знаний, формирование умений и развитие критического, аналитического и творческого мышления будущих педагогов, активизация процессов самосовершенствования.
При разработке структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения исходили из того, что основной целью проектируемого процесса является повышение уровня предпринимательских знаний, умений и навыков, воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование у неё внутренней готовности к организации и реализации бизнеса на базе образовательного учреждения с привлечением учащихся для практического обучения бизнесу. Структура бизнес-ориентированной подготовки будущего педагога разработана с учетом интенсификации и оптимизации учебного процесса, а также необходимости процесса гуманизации образования. Она включает в себя:
1. Подготовку по учебному плану ГОС ВПО специальности «Профессиональное обучение», по учебному плану ФГОС направление
«Профессиональное образование».
2. Использование инновационных технологий обучения по блоку ОПД.04 «Основы предпринимательской деятельности».
3. Ознакомление с реальными бизнес-процессами на базе студенческого бизнес-инкубатора.
4. Обучение по спецдисциплине «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях», элективному курсу «Основы предпринимательской деятельности».
5. Включение в программу педагогической практики раздела по предпринимательской деятельности в образовательном учреждении, для освоения студентами существующего финансово-экономического состояния учебного заведения.
6. Разработка бизнес-плана по организации бизнеса на базе профессионального учебного учреждения г.Орла и Орловской области.
Предполагается, что предложенная структура является оптимальной, поскольку: подготовка соответствует ГОС ВПО, ФГОС; не требуется кардинальных перестроек учебного плана; подготовка является сквозной и осуществляется в течение всего времени обучения в вузе.
Важными при отборе содержания бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов являются:
дидактические принципы: системно-синергетический,
междисциплинарности, научности, доступности, связи обучения с жизнью, личностно-деятельностный, экологический, сознательности, активности и самостоятельности, гуманизации;
дидактические критерии: целостного отражения в содержании образования основных компонентов социального опыта, перспектив его совершенствования, задач всестороннего развития личности; высокой научно-практической значимости; выделения главного и существенного; соответствия выделенному учебным планом времени на изучение данного предмета; учета отечественного и международного опыта формирования учебных программ; соответствия содержания имеющейся учебно-материальной и методической базе; педагогической обеспеченности; комплексности; оптимальности; органической взаимосвязи [1,5].
Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза также представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов: научно-теоретического, морально-психологического и опытнопрактического.
При рассмотрении данных компонентов деятельности будущего педагога определены критерии и показатели готовности к бизнес-ориентированной деятельности: когнитивный (психолого-педагогические качества,
методические, экономические, технологические знания), мотивационно-
ценностный (потребностно-мотивационные, личностно-
профессиональные качества), поведенческо-волевой (позиционноповеденческие качества и умения, коммуникативные умения, деловые качества), деятельностный (проектировочные, организаторские, процессуальные, управленческие умения). При выборе критериев учитываются следующие условия: объективности; адекватности; валидности; комплексности и интегративности. Совокупность критериев включает в себя количественные и качественные, процессуальные и результативные характеристики, учитывающие основные компоненты профессиональной деятельности будущего педагога. Каждый критерий характеризуется определенным показателем. Для определения готовности будущих педагогов к бизнес-ориентированной деятельности выделяются три уровня готовности (высокий, средний, низкий). Для определения уровня готовности используются такие методы диагностики, как самообследование студентов, наблюдение за деятельностью студентов в бизнес-инкубаторе, анализ поведения студентов во время прохождения педагогических практик на основе бесед с учителями школ и школьниками, фронтальный опрос, комплексная оценка знаний по спецдисциплине «Организация малого бизнеса в образовательных учреждениях» и элективному курсу «Основы предпринимательской деятельности», наблюдение за работой в бизнес-инкубаторе, метод независимых характеристик, наблюдение за прохождением практики, анализ объекта творческой деятельности (с точки зрения предпринимательства).
Таким образом, педагог, осуществляющий бизнес-ориентированную деятельность, должен иметь практический предпринимательский опыт, обладать профессиональными и личностными качествами педагога и предпринимателя, занимать определенную предпринимательскую позицию, характеризующуюся гуманизмом, хозяйственностью, толерантностью, эмпатией, креативностью, рефлексией [2,5,6].
Эффективность бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза обеспечивается созданием совокупности педагогических условий: организационно-педагогические условия:
- разработка и применение инновационных методов и средств бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов;
- осуществление целенаправленного управления познавательной деятельностью в области предпринимательства;
- использование активизирующего инновационного образовательного пространства вуза с помощью современных педагогических технологий; профессионально-личностные условия:
- развитие профессионально-значимых качеств личности;
- формирование профессионально-значимых компетенций будущего педагога;
- активизация собственных потенциальных возможностей;
- объективное отношение к будущей профессии и процессу обучения в вузе;
- учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход;
бизнес-ориентированные условия:
- разработка и применение специального учебно-методического комплекса с программным и учебно-технологическим обеспечением;
- практическая реализация накопленных знаний и умений в области предпринимательской деятельности;
- социальная адаптация будущих педагогов к предпринимательской деятельности;
-применение практико-ориентированного подхода.
Кроме вышеизложенного, задачу подготовки будущего педагога, отвечающего требованиям современной экономики, невозможно решить без овладения им основами математики и информатики как базы экономических наук - основного инструмента, применяемого во всех сферах общественной жизни. Это способствует развитию человека, занимающегося бизнесом, его личностных и профессиональных способностей.
Требование по формированию самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе бизнес-ориентированной подготовки в вузе будет выполнено, если у дипломированного специалиста будет развита способность к применению полученных знаний в комплексе, которая вырабатывается в процессе интеграции изучаемых студентами дисциплин. Интеграция происходит в разных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов и теорий, входящих в состав той или иной дисциплины.
Теоретические основы и способы такой интеграции изучаются в педагогике в рамках проблемы межпредметных связей. Расширение области практического применения знаний связано с необходимостью комплексного применения знаний и требует создания в учебном процессе «межпредметных» ситуаций, побуждающих студентов устанавливать отношение между приобретенными знаниями и условиями их применения.
Учебные занятия по экономическим дисциплинам, построенные на межпредметной основе, характеризуются комплексной постановкой задач, разработкой содержания и использованием приемов познавательной деятельности с учетом принципа параллельности,
который предполагает одновременное изучение одноименных тем в рамках разных учебных предметов.
В процессе обучения экономическим дисциплинам особенно ярко проявляется межпредметная функция математики. Эта учебная дисциплина, служит основой для усвоения знаний по предметам экономического цикла. Математизация экономических знаний состоит не только в том, чтобы использовать готовые математические методы и результаты, но и в том, чтобы создавать специфический математический подход, который позволял бы точно и полно описывать интересующий круг явлений, выводить необходимые следствия и использовать получаемые результаты для практической предпринимательской деятельности.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что темы, рассматриваемые в рамках учебного предмета «Математика», должны иметь четко выраженный прикладной характер, что определяется содержанием предмета и спецификой решаемых задач.
Основополагающая цель прикладной направленности преподавания математики в бизнес-ориентированной подготовке будущих педагогов -это формирование их готовности к профессиональной деятельности в сфере рыночной экономики. Современный специалист обязан владеть методами вычислительной математики и уметь выбирать среди них наиболее подходящий для решения конкретной экономической задачи.
С этой целью представляется необходимым увязать преподавание предметов математического цикла: математики и информатики. Глубокая внутренняя взаимосвязь математики и информатики сложилась исторически: информатика возникла как раздел прикладной математики и лишь постепенно выделилась в самостоятельную науку. Информатика имеет дело с информационно-вычислительными моделями, методами их построения и анализа и ее успехи в этой области были бы невозможны без алгоритмов, разработанных на базе математических методов.
Компьютерные технологии оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции практических занятия, придают ему характер деловой игры, способствуют активизации учебнопознавательной деятельности студентов, позволяют повысить уровень наглядности изучаемого материала, оживить учебный процесс, способствуют формированию положительного отношения к учебе, удовлетворению от собственных успехов в учебе.
Педагогическая деятельность на современном этапе характеризуется многоаспектностью, непрерывно повышающейся сложностью и принципиальной ориентацией на интегративное, междисциплинарное взаимодействие областей научных знаний. Практика реализации межпредметных связей в условиях инновационного
пространства вуза направлена на интенсификацию интеллектуальной деятельности, на формирование у студентов экономического образа мышления для самостоятельного занятия бизнесом и обучения этому своих учащихся профессионального учебного учреждения.
В заключение необходимо отметить, что бизнес-оиентированная подготовка будущих педагогов является актуальной и необходимой. Организация профессионально направленного обучения на основе системного отбора интегрированного содержания подготовки, интенсификации и оптимизации учебного процесса, базовая подготовка в области бизнеса носит социально-экономический, практико-
ориентированный характер.
Эффективность процесса бизнес-ориентированной подготовки будущего педагога профессионально обучения повышается в условиях инновационного образовательного пространства вуза и в рамках студенческих учебных объединений, например «бизнес-инкубатор», с опорой на технико-экономические знания и умения и применение методов, активизирующих процесс обучения.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагогический аспект. М.: Педагогика, 1997. 254 с.
2. Каганов В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей //Вестник высшей школы. 1999. №2. С.42-46.
3. Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта / Каплунович Т.А. [и др.] :монография. Великий Новгород: НРЦРО, 2001. 152 с.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Издательство «Арена», 1994. 222 с.
5. Максимов В.П., Симоненко В.Д. Предпринимательство и социально-экономическое развитие России: монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2001.217 с.
6. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения//Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. 143 с.
7. Мелихова М.И. Предпринимательство в образовании: учебное пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 95 с.
8. Новые технологии обучения в бизнес-образовании//Материалы
Международной научно-методической конференции. Казань, 1997. С.51-52.
V.S. Tenetilova, L.I. Gubareva, V.N. Pravduk
BUSINESS-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
In article the essence, the maintenance and specificity of the business focused education of the future teachers of vocational training in innovative educational space of high school is considered.
Keywords: the business focused education, the innovative educational space, the business focused activity, components, criteria, indicators, levels of readiness for the business focused activity, pedagogical conditions of the business focused education.
Получено 14.02.2012 г.
УДК 378.14
С.И. Маслов, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-25-08, massi56@yandex.ru (Россия, Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрены различные дидактические подходы классификации учебных предметов и обосновывается трехкомпонентная структура содержания любого предмета.
Ключевые слова: образование, учебный предмет, дидактическое основание, основной компонент, типизация.
Учебный предмет с точки зрения его функций в образовательном процессе - это средство социализации человека и развития его личности, а по отношению к содержанию образования - одно из главных средств его реализации, соединяющее в единое целое содержание, подлежащее усвоению со средствами его усвоения учащимися, их развития и воспитания.
Дидактическая модель учебного предмета - целостность, включающая два блока: основной блок, в который входит в первую очередь то содержание, ради которого учебный предмет введён в учебный план, и блок средств, или процессуальный блок, обеспечивающий усвоение знаний и формирование умений, развитие и воспитание.
Образование как педагогическое явление составляет неразрывное единство интеллектуального, эмоционально-ценностного и валеологического компонентов. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений и навыков, развитие мышления. Эмоционально-ценностный компонент направлен на приобщение