УДК 378.1403 С.В. ДЕРЕПАСКО
доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета
E-mail: [email protected]
UDC 378.1403 S.V. DEREPASKO
postgraduate student of Department of merchandising, service, trade-related infrastructure, Orel State University E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОТРАСЛИ «ДИЗАЙН»
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SHAPING THE SKILLS OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN THE BRANCH "DESIGN"
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения по отрасли «Дизайн» (на примере специальной дисциплины «Культура дома») и подчеркивается значение инновационных технологий университета. Выделены педагогические условия, разработана теоретическая модель.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические условия, «культура дома», теоретическая модель.
The questions of forming the professional competence of a future teacher of the vocational training on the branch "Design" (on the example of the special discipline "Culture of the house") are considered and the significance of the university innovative technologies is emphasized in this article. Pedagogical conditions are allocated, the theoretical model is developed.
Keywords: professional competence, pedagogical conditions, "culture of the house", theoretical model.
Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству профессионального образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
Подготовка педагога профессионального обучения осуществляется путем глубокой интеграции дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования, их взаимопроникновения и взаимообогащения, охватывает как производственные технологии, так и педагогические. Сюда входят: дидактика, общеметодическая, общеотраслевая и отраслевая, специальная психолого-педагогическая и частно-методическая виды подготовки. Обязательное получение квалификации хотя бы по одной рабочей профессии позволяет совмещать функции преподавателя теоретического обучения и мастера производственного обучения по ряду учебных дисциплин.
Важнейшим компонентом личности педагога профессионального обучения по отрасли «Дизайн»
является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Мы выделяем следующие требования к содержанию профессиональной подготовки будущего педагога: тесная взаимосвязь теоретической подготовки с практической деятельностью студентов; обучение на конкретных жизненных примерах в процессе изучения среды, в которой формируется личность; систематический анализ и переосмысление накапливаемого опыта.
Цель нашего научного исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования профессиональных компетенций дизайнера у будущего педагога профессионального обучения на основе инновационных технологий вуза.
В ходе исследования были обнаружены следующие противоречия между:
- объективной потребностью средних профессиональных учебных учреждений в педагогах-дизайнерах, обладающих профессиональной компетентностью, и недостаточным уровнем ее сформированности у выпускников вуза;
© С.В. Дерепаско © S.V. Derepasko
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (52), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 52. 2013
- потребностью образовательной практики в педагогических условиях формирования профессиональных компетенций дизайнера у будущего педагога профессионального обучения и недостаточностью их разработанности и применения в учебном процессе на основе инновационных технологий вуза.
Исследование проводится на факультете технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета. Автором разработана и научно обоснована необходимость внедрения специальной дисциплины «Культура дома» для формирования профессиональных компетенций дизайнера у будущих педагогов профессионального обучения, что позволит поднять профессиональный и творческо-деятельностный уровень обучающихся.
Кроме этого, даны определения понятиям:
- «культура дома» - это совокупность внутреннего и внешнего собственного пространства обитания человека или его семьи, созданного с затратой творческих сил и способностей человека, раскрывающегося в типах и формах организации личной и семейной жизни;
- «специальная подготовка педагога профессионального обучения по отрасли «дизайн» - это вид обязательной формы системного обучения в вузе, направленный на формирование профессиональных педагогических и дизайнерских компетенций, с использованием в обучении специфических отраслевому направлению форм, методов, принципов, подходов, педагогических и дополнительных условий посредством соответствующих данному направлению (специальных) дисциплин.
Инновационная образовательная среда Орловского государственного университета позволяет в настоящее время широко и органично с изучаемыми дисциплинами применять компьютерные технологии в процессе моделирования, конструирования, оформления, разрабатывать электронные презентации как средство мультимедиа; создавать студенческие творческие сообщества (инкубаторы); расширять педагогическое сотрудничество в целях реализации студенческих проектов, участия в выставках, на конференциях и тому подобное.
В ходе исследования, на основе внедрения распространенных в вузе инновационных технологий, разработана и апробирована теоретическая модель формирования профессиональных компетенций дизайнера у будущего педагога профессионального обучения (на материале специальной дисциплины «Культура дома»).
Ее функция в том, что подготовка будущих педагогов профессионального обучения по отрасли «Дизайн» к осознанной педагогической деятельности со сформировавшимися компетенциями направлена на быструю адаптацию в новых для них социальных условиях и рынке труда.
Цель модели: формирование интереса и готовности к осознанному освоению будущей профессии. Она реализуется поэтапно и включает в себя:
ориентировочно-адаптационный, продуктивный и прогностически-творческий этапы. Реализация модели осуществляется на основе инновационных технологий с учетом соответствующих форм, методов, средств и подходов обучения с опорой на комплекс принципов, критериев и уровней оценки знаний, умений и навыков педагога профессионального обучения, способного формировать дизайнерские знания, умения и навыки у учащихся профессиональных учебных учреждений.
Учитывая инновационные технологии вуза и научно-практический опыт работы преподавателей факультета технологии, предпринимательства и сервиса по созданию студенческих инкубаторов, мы в ходе исследования также остановились на формировании дизайн-ориетированной подготовке будущих педагогов профессионального обучения в условиях студенческого инкубатора. За основу такого инкубатора взят метод доцента В.С. Тенетиловой.
Студенческий инкубатор формирования дизайн-ориетированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения является незарегистрированной формой самостоятельной работы студентов. В нем принимают участие в основном студенты четвертого и пятого курсов.
Следует отметить, что эффективность формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения по отрасли «Дизайн» в вузе обеспечивается созданием совокупности следующих педагогических условий:
- психолого-педагогические: учет индивидуальных особенностей; осознание и понимание студентами необходимости развития способности, формирования своих творческих умений в области дизайна на фоне развития профессионально-педагогических качеств; формирование готовности к педагогической деятельности в условиях профессиональных учебных заведений; адаптация в условиях, приближенных к профессиональной деятельности; формирование у студентов целостного представления о будущей специальности и специализации, развитие творческих способностей.
- организационно-методические: учет особенностей предметов и разделов образовательных дисциплин в профессиональном обучении студентов и их использование в обучении специальным дисциплинам (рисунок, живопись, строительные конструкции и материалы, инженерная графика и др.); выделение и разработка специальных дисциплин, спецкурсов, факультативов, тем, разделов в процессе обучения дизайну; взаимосвязь теории и практики в обучении будущего педагога профессионального обучения;
- дидактические: использование межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях; комплексное применение учебно-методического материала, информационных технологий, творческих проектов; проведение занятий по спецдисциплине «Культура дома», как форме активизации познавательной, творческой и самосто-
ятельной деятельности студентов.
Кроме того обозначены дополнительны условия, отвечающие специфике отраслевой подготовки «дизайн»: информационные, социальные и технологические.
Используя инновационную образовательную среду Орловского госуниверситета, студенты факультета технологии, предпринимательства и сервиса имеют возможность показать свое дизайнерское мастерство и интересы на различных мероприятиях: конференциях, выставках, олимпиадах, конкурсах при защите курсовых и дипломных работ и др.
Наше исследование показало, что участие студентов в научно-практических конференциях возросло от 80% - на 4 курсе до 100% - на 5 курсе. Это обусловлено тем, что у студентов к этому времени возрастает уровень компетентности в области дизайна окружающей среды, чему в немалой степени способствует обучение специальной дисциплине «Культура дома».
Дисциплина «Культура дома» предполагает сле-
дующие внеаудиторные формы обучения: экскурсии, выставки, самостоятельная работа, творческое проектирование. Внеаудиторная работа со студентами проводится как дополнительная форма обучения, поэтому эти занятия не должны копировать аудиторные занятия. Внеаудиторные занятия и мероприятия в рамках дисциплины «Культура дома» направлены на закрепления и углубление знаний, на расширение кругозора, на развитие интереса к предмету изучения методами самостоятельной и творческой деятельности обучающихся. Кроме этого, они получают дополнительные сведения о будущей профессии, о связи науки с производством.
Предварительные статистические данные и их обработка подтверждают эффективность теоретической модели подготовки будущего педагога профессионального обучения по отрасли «Дизайн» (на примере специальной дисциплине «Культура дома») и подчеркивают значение применения инновационных технологий университета в формировании у них соответствующих компетенций.
Библиографический список
1. Правдюк В.Н.. Овсянникова О.А. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как условие успешности реализации педагогического процесса в вузе. //Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2012. №2. Гуманитарные и социальные науки С. 303-310.
2. Правдюк В.Н.. Тенетилова В.С. Формирование профессиональной компетенции специалиста посредством учебно-предпринимательской деятельности. //Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2010. №3(37).Ч.2. С.271-276.
References
1. Pravdyuk V.N., Ovsyannikov O.A. Psychological and pedagogical competence of teachers as a condition of success of the educational process at the university [Text] / VN. Pravdyuk, O.A. Ovsyannikova // Scientific Notes of Orel State University. Scientific journal. - 2012. - № 2, Series: "Humanities and social sciences" - Pp. 303-310.
2. Pravdyuk V.N., Tenetilova VS. The formation of theprofessional competence through the professional training and entrepreneurship [Text] / V.N. Pravdyuk, V.S. Tenetilova // Scientific Notes of Orel State University. Scientific journal. -2010. - № 3 (37). Part 2. - Pp.271-276.