Научная статья на тему 'Управление качеством учебно-производственной деятельности будущих педагогов в условиях компетентностного подхода'

Управление качеством учебно-производственной деятельности будущих педагогов в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова А. В.

В статье рассматриваются в единстве все направления деятельности образовательного учреждения. На основе анализа литературы выделены составляющие профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, характерные для осуществления учебно-производственной деятельности. Для каяедой из выделенных компетенций свойственно решение определенного рода профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All directions of an educational establishment's activity are examined in the article in their unity. Basing on the analysis of literature, the author of the article distinguishes the constituents of professional competence of a future technology and business teacher. Each of the selected competences is characterised by decision on certain professional tasks.

Текст научной работы на тему «Управление качеством учебно-производственной деятельности будущих педагогов в условиях компетентностного подхода»

А. В. Богданова

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. А. Галустов

В статье рассматриваются в единстве все направления деятельности образовательного учреждения. На основе анализа литературы выделены составляющие профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, характерные для осуществления учебно-производственной деятельности. Для каждой из выделенных компетенций свойственно решение определенного рода профессиональных задач.

347

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

All directions of an educational establishment's activity are examined in the article in their unity. Basing on the analysis of literature, the author of the article distinguishes the constituents of professional competence of a future technology and business teacher. Each of the selected competences is characterised by decision on certain professional tasks.

Современная потребность педагогического университета в системе менеджмента качества продиктована необходимостью решения целого ряда актуальных задач. Главная из них определена в стратегическом направлении развития образования на 2006-2010 гг. как задача обеспечения качества университетского образования, ориентированного на подготовку специалистов, обладающих новым типом мышления, умением быстро адаптироваться в условиях индустриально-технологического общества1. Это предполагает становление нового культурного типа личности, обладающей достоинствами самостоятельности, ответственности, активности, гражданской и профессиональной компетентности, готовности учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Рассматривая в единстве все направления деятельности образовательного учреждения, система менеджмента качества позволяет расставить акценты на важнейших процессах, среди которых образовательный процесс, процесс научной и учебно-производственной деятельности.

Практическая подготовка студента входит в общий комплекс его подготовки как специалиста, она направлена на формирование первичных профессиональных умений, а также социально-психологического опыта в выбранной сфере. Согласно Государственному стандарту ВПО, учебно-производственная деятельность будущего учителя технологии и предпринимательства является важным компонентом, обеспечивающим качество подготовки будущего специалиста2.

В процессе учебно-производственной деятельности студенты применяют, расширяют и закрепляют знания по основам предпринимательства, технологии и организации про-

изводства, тем самым обеспечивая формирование профессиональной компетенции.

Следовательно, актуальным является выявление эффективных управленческих механизмов на основе системной диагностики различных областей педагогического процесса и построение системы управления, позволяющей повысить качество учебно-производственной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях компетентного подхода.

Под профессиональной компетентностью учителя следует понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

На основе анализа литературы нами были выделены следующие составляющие профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, характерные для осуществления учебно-производственной деятельности: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская и психолого-педагогическая. Для каждой из выделенных нами компетенций свойственно решение определенного рода професси-ональных задач.

Реализация учебно-производственной деятельности в системе высшего профессионального образования в рамках компетен-тностного подхода требует постоянного улучшения, получения качественных результатов на каждом этапе педагогического процесса.

Учитывая основные теоретические положения науки об управлении, принципы

управления качеством, методические рекомендации к проектированию и внедрению системы качества в сфере образования3, а также основные нормативные документы (ГОС ВПО, требования к организации практики и др.), нами была спроектирована теоретическая модель управления качеством учебно-производственной деятельности (УПД) будущих учителей технологии и предпринимательства (рис. 1).

В данной модели с позиции процессно-сти представлены управленческие и организационные решения, которые тесно взаимосвязаны между собой, поскольку подчинены единой цели: формированию профессиональных компетенций, характерных для УПД будущего специалиста.

Процессы управления прежде всего направлены на анализ требований, разработку всех технологий, управление ресурсами, которые реализуются в процессах обеспечения. К основным процессам управления УПД нами было отнесено планирование, проектирование, менеджмент ресурсов и мониторинг.

Результативность управления в первую очередь зависит от рационального использования ресурсов, т. е. от организации взаимосвязи процессов обеспечения. В данной модели приведены следующие процессы обеспечения: материально техническое, методическое, информационное обеспече-

ние, также обеспечение безопасности жизнедеятельности. Непосредственное планирование УПД связано с изучением нормативных документов, анализом информации, полученной при маркетинге состояния средств управления УПД и готовности учащихся к УПД.

Проектирование самого учебного процесса - центральное звено в системе управления.

Для решения данной проблемы необходима стратегия, которая предполагает:

• целостность, непрерывность и преемственную взаимосвязь всех дисциплин технического профиля подготовки специалиста;

• направленность содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения, направленных на становление и развитие профессиональной компетентности;

• отражение в каждой из дисциплин подготовки специалистов компонентов их профессиональной деятельности путем решения задач, моделирующих, имитирующих или отражающих профессиональную деятельность;

• погружение студентов в активную профессиональную деятельность на всех этапах непрерывной учебно-производственной практики.

Профессионально-практическая подготовка студентов педвуза в период производственной практики строится на основе целостного педагогического процесса (табл. 1).

Таблица 1

Структурные составляющие педагогического компонента целостного педагогического процесса

Структурные составляющие Содержание

Цель Формирование профессионально-практической компетентности

Принципы Единство научной и учебной деятельности студентов, самостоятельность и активность, соответствие результатов подготовки специалистов требованиям рынка труда, модульность педагогического процесса и др.

Содержание Знания, умения, навыки, творческая проектная деятельность, исследовательская работа, выполнение учебно-производственных заданий различной степени сложности

Методы Организация и осуществление учебно-познавательной и учебно-практической деятельности студентов. Традиционные методы, активные методы обучения: проектный метод обучения, метод самостоятельной работы студентов, метод кейсов, деловые дидактические игры и др.

Средства Учебные планы и программы, методические рекомендации, учебно-материальная база

Формы Фронтальная, бригадная, звеньевая, индивидуальная

(

ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

о

V

Проектирование содержания, технологии реализации и системы оценки УПД

Материальное, техническое, методическое информационное обеспечение

Организация диагностики результатов

Г

<

- определение целей обучения;

- обеспечение необходимого исходного уровня знаний-умений обучающихся;

- проектирование обучения в соответствии с алгоритмом профессиональной деятельности;

- отбор содержания;

- разработка системы обучающих заданий;

- создание учебно-методических пособий и учебников управляющего типа;

-создание ориентировочной основы действия; -разработка методов, средств, технологии;

- выбор оптимальных форм учебных занятий и самостоятельной работы;

обеспечение обратной связи и коррекция обучения;

-создание системы оценки качества подготовки;

- балльно-рейтиноговая оценка;

- портфолио;

- технология проведения контроля (мониторинга)

Оценка удовлетворенности преподавателей и студентов

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ

-КОМПЕТЕНЦИИ-

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рис. 1. Модель управления УПД будущего учителя технологии и предпринимательства

При реализации модели управления качеством учебно-производственной деятель -ности будущего учителя технологии и предпринимательства в условиях компетентно-стного подхода мы учитывали:

• индивидуальный образовательный маршрут, прокладываемый самим обучаемым в ходе овладения учебно-производственной деятельностью, согласно освоению нелинейной организации учебного процесса;

• балльно-рейтинговую систему контроля знаний, к кредитной системе учета студентами освоения содержания учебно-производственной деятельности;

• обеспечение взаимодействия преподавателя, мастера обучения со студентами на основе идей сотрудничества (педагог-консультант, педагог-модератор, педагог-тьютор).

При реализации программы УПД нами использовалась модульная технологии обучения, включающая в себя комплекс форм организации, методов, средств обучения и диагностики, обеспечивающих наиболее эффективный результат достижения формирования профессиональных компетенций.

Для эффективного управления педагогическим процессом и достижения оптимальных результатов предусмотрена входная, промежуточная и итоговая диагностика уровней сформированное™ профессиональных компетенций на каждом из этапов подготовки специалиста в процессе реализации УПД.

Опытно-экспериментальная работа включает в себя практическую проверку эффективности разработанной теоретической модели и технологии управления УПД будущих учителей в условиях компетент-ностного подхода.

Диагностика уровня сформированнос-ти профессиональных компетенций происходила на основе экспертной оценки согласно карте мониторинга каждого учащегося.

Непосредственная экспериментальная процедура включала в себя выполнение

учащимися комплекса специально-разработанных учебно-производственных задач и заданий, отражающих определенные ЗУН, характерные для каждой из выделенных нами профессиональных компетентностей (проектно-конструкторская, научно-исследовательская, производственно-технологическая, предпринимательская, организационно-управленческая, психолого-педагогическая), формируемых в ходе овладения УПД. Данные показатели и позволят нам судить об эффективности нашего экспериментального воздействия, эффективности внедрения разработанной нами теоретической модели управления качеством учебно-производственной деятельности.

Экспериментальная выборка (103 человека) формировалась на базе факультета технологии и предпринимательства Армавирского государственного педагогического университета (АГПУ). Контрольная выборка (98 человек) представлена филиалом АГПУ в г. Усть-Лабинске.

Программа экспериментального исследования предусматривала констатирующую и итоговую диагностику после непосредственного экспериментального воздействия. Результаты представлены в табл. 2.

Анализ табличных значений показателей сформированное™ научно-исследова-телъских компетенций продемонстрировал существенные изменения в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ), подтверждаемые на статистическом уровне. Значительно уменьшилось количество студентов, находящихся на низком уровне (ЭГ (54,0-23,3%) и КГ (52,7-27,6%)), и увеличилось число студентов, для которых стал характерен высокий уровень (ЭГ (11,4-20,3%) и КГ (9,5-18,5%)).

При анализе проектно-конструктор-ских компетенций следует отметить, что число студентов с низким уровнем развития данных компетенций в экспериментальной группе (47,8-17,8%) значительно меньше, чем в контрольной (52,3-26,7%).

35 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Примечания: НИК - научно-исследовательские компетенции; ПКК - проектно-конструк-торские компетенции; ПТК - производственно-технологические компетенции; ОУК - организационно-управленческие компетенции; ПК - предпринимательские компетенции; ППК - психолого-педагогические компетенции; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

Таблица 2

Сводная таблица результатов первичной и итоговой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций в контрольной и экспериментальной группах

Уровень развития, % НИК ПКК ПТК

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

до после до после до после до после до после до после

Низкий 54,0 23,3 52,7 27,6 47,8 17,8 52,3 26,7 37,7 14,4 39,8 23,2

Средний 34,6 56,4 37,8 53,9 42,7 54,9 39,8 52,7 46,6 50,8 48,4 53,4

Высокий 11,4 20,3 9,5 18,5 9,5 27,3 7,9 20,6 12,7 34,8 11,8 23,4

Хфт- = 5,99 при р = 0,05 19,91 значим 13,56 значим 23,85 значим 15,75 значим 23,01 значим 8,49 значим

Уровень развития, % ОУК ПК ППК

ЭГ КГ ЭГ ЭГ КГ ЭГ ЭГ КГ ЭГ ЭГ КГ

до после до после до после до после до после до после

Низкий 35,8 20,8 40,3 32,4 44,3 28,4 48,5 39,2 36,7 15,4 37,8 23,2

Средний 52,8 56,4 50,1 51,9 45,5 53,1 42,2 45,6 47,8 52,2 49,5 53,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий 11,4 22,8 9,6 15,7 10,2 18,5 9,3 15,2 15,5 32,4 12,7 23,4

Хфт- = 5,99 при р = 0,05 7,89 значим 2,46 6,59 значим 3,55 14,86 значим 6,81 значим

Наблюдается активное участие учащихся в ходе выполнения заданий, связанных с оценкой технологичности простых и средней сложности конструкторских решений, составлением отдельных видов технической документации; проектированием и конструированием изделий в соответствии с образовательной программой по технологии.

Анализируя динамику производственно-технологических компетенций, можно отметить, что в экспериментальной группе значительно увеличилось число студентов с высоким уровнем развития данной компетенции (12,7-34,8%), в контрольной данный показатель имеет меньшие значения (11,823,4%). Экспериментальная технология обучения и постоянный контроль качества учебно-производственного процесса, а также самоконтроль студентов результатов своей деятельности на основе карт самоанализа демонстрирует, что будущие учителя технологии и предпринимательства выходят из стен вуза готовые к внедрению технологических процессов производства.

Анализ показателей сформированности организационно-управленческих компетен-

ций демонстрирует, что наибольшее количество студентов в контрольной (50,151,9%) и экспериментальной группах (52,856,4 %) находятся на среднем уровне овладения умений, связанных с организацией учебно-производственной деятельности, на протяжении всего периода обучения. Итоговая диагностика позволяет судить об существенных изменениях в экспериментальной группе, поскольку возросло число студентов, находящихся на высоком уровне (ЭГ (11,4-22,8%) и КГ (9,6-15,7%)). Данный факт позволяет утверждать, что разработанная модель УПД в нашем исследовании обеспечивает качественную подготовку специалиста, который обладает навыками самостоятельной организации и прохождения технологических маршрутов.

Анализ данных психолого-педагогических компетенций показывает, что в экспериментальной группе большое число студентов к концу обучения достигло высокого уровня сформированности психолого-педагогических компетенций в условиях учебно-производственной деятельности (ЭГ (32,4%) и КГ (23,4%)).

Таким образом, обобщая полученные результаты и представляя их в графическом виде, можно говорить о том, что студенты экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированное™ профессиональных компетенций, отражающих уровень овладения учебно-производственной деятельностью. Значительные расхождения на статистическом уровне в результатах по сравнению с показателями контрольной группы были получены в ходе анализа про-ектно-конструкторских, производственно-технологических и психолого-педагогических компетенций, которые, на наш взгляд, являются ключевыми компонентами, обеспечивающими готовность выпускников фа-

культета технологии и предпринимательства к эффективной преподавательской деятель -ности в образовательных учреждениях.

Представленные результаты и их подтверждение на статистическом уровне позволяют нам принять основную экспериментальную гипотезу, которая демонстрирует, что разработанная нами теоретическая модель является эффективным средством управления качеством учебно-производственной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства и обеспечивает высокий уровень сформированное™ профессиональной компетентности выпускников педагогического вуза по данной специальности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Акулова О. В. Повышение качества подготовки педагогических кадров в контексте идей Боло некого процесса // Информационный бюллетень № 1(29): Материалы семинара «Управления качеством профессионального образования», 5 февраля 2006.

2 Руководство по применению стандарта ИСО 9001: 2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М: РИА «Стандарты и качество», 2002.

3 Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ р10^иМ5Ь/гаЬ^иа1^/р183б/рг114/; Системы менеджмента качества. Государственный стандарт РФ. М.: Госстандарт России, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.