ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Л.К. Веретенникова
Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации российского образования, содержит описание исследования процесса моделирования формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогики на современной методологической основе.
Ключевые слова: инновационное обучение, концептуальные основы, педагогическая система, подготовка бакалавров, профессиональные компетенции, дидактическая модель, творческая активность, образовательная среда, педагогическое проектирование, творческое самоопределение.
Summary. The article deals with the problem of modernization of Russian education. It also describes the simulation method of modeling professional competences of bachelors of pedagogy on a modern methodological basis.
Keywords: innovative learning, conceptual framework, educational system, training of bachelor, professional competences, didactic model, creative activity, educational environment, pedagogical design, creative self-determination.
Анализ практики высшего педагогического образования показал, что эффективная система психолого-педагогической подготовки бакалавров педагогики, обеспечивающая возможность наиболее полного осуществления целей и задач модернизации всей системы российского образования в интересах каждого человека, по-прежнему отсутствует. Приходится констатировать необходимость выявления внутрисистемных связи, обеспечивающих возможность реализации принципов преемственности, целостности, непрерывности и развития.
В ходе предпринятого исследования нами были определены следующие этапы: разработка основной идеи, выявление элементов системы и их взаимосвязи, построение ее структуры,
управление системой. Инновационное обучение рассматривается нами как ориентированное на формирование личности, готовой к эффективной деятельности в условиях быстрых перемен и неопределенного будущего.
Логика исследования потребовала анализа научных работ (Н.Д. Никан-дрова, В. Д. Шадрикова и др.), федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В результате предпринятого анализа определено, что пока нет системы разработки содержательных, организационных и управленческих аспектов. В литературе явно недостаточно отражены проблемы построения структуры, содержания, методов реализации и управления системы педагогического образования.
31
32
Важным фактором в образовательной практике является овладение соответствующей стратегией, способствующей творческому самоопределению в различных направлениях социальной практики [1, с. 84-85], способности к творчески преобразующей деятельности во имя человека и в гармонии с природой.
Анализ психолого-педагогических трудов показал, что под определением «компетентность» понимается устойчивая способность к деятельности, складывающаяся из пяти основных компонентов. К ним относят: глубокое понимание сути выполняемых задач и разрешаемых проблем; знание опыта, имеющегося в данной области, и активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам; чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процессе достижения цели.
Анализ теоретических подходов к исследуемой проблематике позволил выявить, что в современной образовательной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность студента выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами и требованиями. По мнению многих исследователей, профессиональная компетенция является ситуационной категорией, так как проявляется у субъекта в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях производственной деятельности. Поэтому компетенции не сводятся только к умениям, основанным на прочных знаниях и навыках, приобретенных в процессе профессиональной подготовки. Эта характеристика выявляет явные отличия рассматриваемо-
го подхода от традиционной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что роль профессиональных компетенций в деятельности будущих дизайнеров становится приоритетной. Сформированные профессиональные компетенции дизайнера, необходимые при решении проектных задач и связанные с созданием объектов дизайна, характеризуются, на наш взгляд, совокупностью специальных знаний и умений, профессионально важных качеств личности специалиста, владением алгоритма соответствующих действий, необходимых для творческой производственной деятельности в области дизайна.
В то же время подчеркнем, что одной из основных составляющих профессиональных компетенций будущего дизайнера является определенный тип мышления - профессиональное проектное мышление, процесс становления которого систематизируется на основе сформированных названных компетенций. Российским ученым С.П. Ломовым творческое проектное мышление определяется как многозвеньевая динамическая система, компоненты которой находятся в диалектически противоречивом единстве.
Концептуальная модель (см. схему 1) отражает требования ФГОС, предъявляемые как к личности и системе профессионального образования, так и к системе школьного и дошкольного образования.
Компетенции проявляют себя при решении совокупности междисциплинарных задач, обеспечивающих интеграцию различных программ.
Моделирование позволяет представить идеализированные, обобщенные
ЕК
характеристики личности студента, профессиональной деятельности специалиста, процесса его формирования.
Анализ существующих исследований по проблеме моделирования компетенций позволил сконцентрировать внимание на положении, где моделирование рассматривается как циклический процесс, включающий три элемента: субъект (исследователь), объект исследования, модель, определяющая отношение познающего субъекта и познаваемого объекта.
Выявляя возможности моделирования педагогических компетенций, оптимальным выбором нам представляется наиболее распространенный в педагогике тип структурно-функциональной модели, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы.
В ходе исследования был выявлен поэтапный алгоритм, предполагающий моделирование педагогических компетенций. Первый этап определяет функции преподавателей и студентов, формы их взаимодействия в процессе освоения новой деятельности. Второй этап определяет входную диагностику способностей и уровня сформированности базовых знаний, данный подход позволяет определить индивидуальные особенности студентов, интеллектуальные качества, выявить уровень мотивации студентов, наметить пути для индивидуализации обучения. На третьем этапе определяются критерии, по которым оцениваются уровни сформированности педагогической компетенции. На четвертом этапе закладываются основы педагогических компетенций, профессионального проектного типа мышления в процессе изучения материала блочно-модуль-ного курса по педагогике. На пятом этапе ведется дальнейшая работа по моде-
лированию педагогических компетенций, которое происходит в процессе интеграции дисциплин профессионального цикла (проектирование, макетирование, композиция), решения проектно-ориентированных задач, освоение квазипрофессиональной учебной деятельности. На шестом этапе анализируется полученные результаты сформирован-ности педагогической компетенции у каждого студента в совокупности с другими профессиональными компетенциями, предусмотренными государственными образовательным стандартом. Седьмой этап включает выполнение учебных проектов по созданию объектов дизайна, обеспечивающее дальнейшее формирование педагогической компетенции студентов.
Отметим, что вышеизложенные обстоятельства обусловили необходимость разработки педагогической модели, отражающей специфику педагогических компетенций студентов.
Разработанная нами модель педагогических компетенций состоит из следующих системообразующих ком-по нентов:
• содержательный блок, включающий цели и задачи обучения и содержание учебного материала по эргономике;
• функциональный блок, включающий методы и формы обучения (формирование компетенций, организацию учебной и поисковой деятельности студентов), этапы обучения, а также управление и диагностику учебного процесса;
• блок педагогического взаимодействия, включающий студента, ради которого создается модель, преподавателя, осуществляющего профессиональную подготовку.
На основе концептуальной модели разработана дидактическая модель пе-
33
Схема 1. Концептуальная модель подготовки бакалавра педагогики
34
дагогического образования и характеризующая ее результат (схема 2).
Дидактическая модель педагогического образования, базирующаяся на принципах научности, проблемности, компетентности, развития сотрудничества, отражает особенности педагогической практики в условиях новой образовательной парадигмы [2].
В нашем исследовании педагогические компетенции определяются как вариативная структура, в состав которой входят следующие виды компетенций:
• познавательная, связанная с получением, хранением, преобразованием и использованием информации о психофизиологических возможностях человека;
• ценностно-ориентационная, раскрывающая социальный аспект деятельности специалиста по созданию
объектов дизайна, отвечающих запросам общества;
• технологическая, раскрывающая содержание операционно-инструмен-тальной и операционно-деятельност-ной стороны процесса проектирования педагогических объектов;
• проектировочно-конструкторская, обеспечивающая планирование работы, проектирование и конструирование процесса, качества, подбор инструментария, необходимого для выполнения действий по созданию педагогического продукта;
• научно-исследовательская, ориентированная на экспериментально-исследовательские действия по совершенствованию уровня подготовленности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Каждый из трех уровней модели имеет свою характеристику. Так, стратегиче-
Цель подготовки - формирование профессиональной компетентности
Качества выпускника
г Л
Общекультурный компонент Концептуальный компонент Предметные компоненты
у
й
и
к
с ь
е н
ч е
и в
о
е р
т а у
р
т
и
Модель профессионально-педагогической компетентности бакалавра
Модель содержания педагогического образования
I
Технологии подготовки бакалавров педагогики
I
Управление системой и процессом педагогического образования бакалавров
Методическое обеспечение
I
Уровни профессиональной компетентности 1
Диагностика сформированности уровней профессиональной компетентности бакалавров
Схема 2. Дидактическая модель педагогического образования
нз оа ир цб
* 2
^ 2 о
и к ис
яе
35
ский уровень включает умение строить педагогическую систему с целью формирования профессиональной компетентности и характеризует уровень ее сформированности. Исследование показало, что тактический уровень обеспечивает функционирование педагогической системы, а оперативный уровень связан с планированием, диагностикой достижений и результатом функционирования дидактической модели на основе технологий инновационного характера, при-
менение которых позволяет решать наставленные ФГОС задачи [3, с. 34].
С учетом такой тенденции развития современного образования, как «проектность», в образовательную программу нами включены модули «Педагогическое проектирование» и «Социальное проектирование».
Проектирование проектной культуры на образовательную среду обогащает ее, способствует развитию методологического мышления педагога.
ВЕК
36
Формирование и развитие педагогических компетенций, соответствующих международным требованиям, действующим стандартам образования, овладение педагогическим мастерством является главной целью системы образования. Образовательная программа предусматривает интеграцию теоретического и практического компонентов образовательного процесса. Важный акцент в обучении делается на освоение активных педагогических технологий. В процессе профессиональной подготовки студентов важно, чтобы изучаемый материал становился функциональным, использовался в качестве профессионального инструментария.
Как показывают результаты исследования (см. табл. 1), почти половина бакалавров достигают высокого уровня сформированности компонентов профессиональных компетенций.
Особое место в профессиональной подготовке бакалавра выступает выпускная квалификационная работа (ВКР), являющаяся фактически результатом выполнения индивидуального проекта на основе компетентностного подхода.
ВКР имеет двухкомпонентную структуру: во-первых, она включает печатный текст и, во-вторых, его презентацию, представленную в электронной форме. ВКР «визуализирует» весь спектр профессионально-педагогических компетенций, сформированных в процессе освоения образовательной программы, проектная культура вошла практически во все уровни образования.
Анализ работ выпускников позволяет преподавателям оценить каче-
Таблица
Результаты изучения уровней сформированности компетенций бакалавров в опытно-экспериментальной работе (в %)
Компоненты компетенций Уровни компетенций
начальный средний высокий
Гностический 10 55 35
Информационный 4 54 42
Технологический 12 30 68
Эмоционально-поведенческий 5 45 50
ЕК
ство своей работы, при необходимости внести коррективы в технологии обучения, а главное, стать источником новых идей.
В перспективе следует разрабатывать проект персонифицированной образовательной траектории каждого обучающегося. Этого требует новое образование. Ведь методологический принцип модернизации образования позволяет рассматривать его как целостную моделирующую систему, сориентированную на потребности и возможности человека. В этих условиях основной задачей системы образования является, наряду с подготовкой бакалавра, становление личности, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению, саморазвитию и самообучению в условиях непрерывного преемственного образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенникова Л.К. Социальная работа. - М., 2006.
2. Веретенникова Л.К., Дембицкая О.Ю., Короткое И.В., Щербаков Ю.И. Философские основы инновационных технологий образования. Монография. - М., 2012. - 112 с.
3. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала личности обучающегося в условиях модернизации российского образования // Преподаватель XXI век. -2007. - № 2. ■