РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ
Л. К. Веретенникова
Аннотация. В статье характеризуется актуальность компетентностной модели образования, которая лежит в основе моделирования индивидуальной образовательной стратегии обучающегося и предопределяет успешность любого специалиста, готового к реаизации своего потенциала в сегодняшнем изменчивом динамичном мире.
Ключевые слова: начальное образование, компетенции, творческий потенциал, инновационные педагогические технологии, стратегия развития в образования.
Summary. The article analyzes the relevance of competence model of education which lies on the basis ofmodeling ofstudent's individual educational strategy and it also predetermines success ofany specialist who is ready to realize his potential in today's changeable dynamic world..
Keywords: elementary education, the competence, creative potential of pupils, innovative pedagogical technologies, development strategy in formations.
20
Модернизация процесса обучения будущих педагогов основывается на разработке особых подходов к образованию и соответствующих методов, направленных на овладение студентами профессиональной стратегией и преобразование творческого потенциала в успех.
Анализ широкой педагогической практики показал, что процесс овладения данной стратегией обладает определенной спецификой и требует дальнейших исследований по следующим направлениям: изучение педагогических, психологических, социальных, культурологических и прагматических предпосылок овладения студентами такой стратегией и алгоритмом ее выстраивания; установление адекватности используемых средств обучения целям овладения стратегией; опреде-
ление соответствия учебно-методического обеспечения требованиям подготовки современного педагога. Недостаточная разработанность указанных вопросов затрудняет создание эффективной системы овладения данной стратегией и соответствующей методики и технологии ее формирования.
Широкими возможностями для эффективного овладения будущей профессиональной стратегией обладают дисциплины нового учебного плана бакалавров педагогики «Введение в специальность»; «Общие основы педагогики; спецкурс «Развитие творческого потенциала личности» и др., которые позволяют сделать данный процесс более профессионально ориентированным уже на младших курсах университетов. Речь идет о подготовительной стадии овладения стратегией в общей
Преподаватель XX
2 / 2012
системе подготовки педагогов в контексте позитивного образования, на этапе которой обеспечивается не только профессиональная направленность процесса обучения, но и развитие и саморазвитие личности студента, непрерывность его профессионального становления, характеризующегося устойчивым интересом к будущей профессиональной деятельности. Как показал опыт, данный этап обеспечивает создание базы для формирования профессиональной компетентности будущего педагога на старших курсах.
Актуальность исследования проблемы овладения студентами стратегией профессионального образования посредством развития их познавательной и творческой активности определяется следующими противоречиями:
- между ориентацией современного образования на развивающую парадигму и недостаточной актуализацией личностных знаний и опыта обучающихся, что затрудняет формирование и развитие их познавательной и творческой активности;
- между потенциальными возможностями дисциплин педагогического цикла по новому стандарту ФГОС ВПО для овладения студентами названной стратегией и отсутствием научно-методического обеспечения, способствующего овладению ими стратегией в ходе изучения указанных дисциплин.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические и методические аспекты овладения образовательной стратегией студентами на младших курсах педагогического университета в процессе изучения ими дисциплин педагогического цикла.
Цель статьи заключается в описании концепции формирования, функ-
ции стратегии профессиональной подготовки бакалавров педагогики и на их основе - модели данного процесса в условиях модернизации образования, а также в описании экспериментального подтверждения эффективности ее реализации.
В ходе предпринятого исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс овладения стратегией будет более эффективным, если:
• проанализированы и учтены психологические, социальные, культурологические аспекты названного процесса обучения бакалавров педагогики;
• разработана модель овладения стратегией профессионального образования, включающая в себя две стадии и систему взаимосвязанных ком-по нентов;
• указанная модель будет построена на следующих принципах: активности и самостоятельности студента при организационной роли преподавателя; управление учебным процессом на базе его квантования и программирования; преемственности, систематичности и последовательности, компетентности и др.;
• в процессе реализации данной модели обеспечены следующие условия: конструирование процесса обучения стратегии ориентировано на развитие познавательной и творческой активности студентов; в ходе изучения дисциплин педагогического цикла обеспечено сотрудничество всех участников образовательного процесса и представителей профессионального сообщества; студентам предоставлена возможность анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала на основе технологии сотрудничества и др.;
21
ВЕК
22
• внедрена специальная методика, основанная на реализации алгоритма овладения студентами стратегией и включающая в себя следующие этапы: целевой; информационно-поисковый; аналитический; продуктивный и результативный;
• разработана и реализована интеграционная модель подготовки бакалавров педагогики;
• в образовательном процессе реализованы педагогические условия (наличие основы образовательной программы, дополнительного учебно-методического комплекса; привлечение студентов к активной самостоятельной работе; приобщение студентов к научно-исследовательской работе, создание творческой образовательной среды;
• опыт взаимодействия с социально-педагогическими структурами транслируется в существующее образовательное пространство;
• создана профессионально-развивающая образовательная среда, интегрирующая возможности овладения системой работы профессионально-компетентностного взаимодействия с младшими школьниками и участниками образовательного процесса;
• присутствует включение студентов в активную образовательную деятельность через разработанную систему заданий и упражнений, формирующих их ценностное отношение к творческим видам деятельности, к самостоятельному мыслетворчеству, профессиональному самообразованию.
• осуществляется творческое сотрудничество субъектов образовательного процесса.
В проыессе рассмотрения проблемы нами выявлена сущность и понятие «стратегия профессионального само-
развития». Оно является комплексным и включает в себя теорию и практику подготовки бакалавров педагогики, а также способы и приемы достижения какой-либо педагогической цели и линию профессионального поведения в деятельности, осознаваемую и активируемую им по мере необходимости, наиболее общую совокупность когнитивных и творческих действий, последовательно исполняемых для достижения максимального педагогического результата в решении профессиональной проблемы.
Основным механизмом запуска овладения первой, начальной стадией стратегии профессиональной самоподготовки и самообразования является познавательная и творческая активность бакалавра.
С учетом факторов, влияющих на эффективность формируемой стратегии, была разработана и внедрена модель овладения бакалаврами данной стратегией. Она включает в себя ряд взаимосвязанных и представленных на рис. 1 компонентов и базируется на идеях позитивной психологии и позитивного образования.
Реализация компетентностного подхода заключалась в переносе акцента с содержания подготовки студентов на результат. При этом овладение бакалаврами педагогики профессиональными компетенциями включает в себя мотивацию и приобретение значительного объема знаний, умения их актуализировать и использовать в процессе приобретения опыта профессиональной деятельности с младших курсов. Под стратегией понимаем принципы, установки, планирование и руководство достижением цели. Определить стратегию подготовки бакалавров педагогики на фа-
Преподаватель век
2 / 2012
го
|ель: обеспечение процесса овладения студентами переводческой стратегией посредством развития их познавательной активности
Принципы: активности и самостоятельности студента при организующей роли преподавателя; фундаментальности образования и профессиональной направленности будущих педагогов; новизны; наглядности; преемственности, систематичности и последовательности; доступности; рефлексивной деятельности; индивидуализации; положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; творческой активности, интеграции; управления учебным процессом на базе его программирования
Критерии и показатели успешности овладения переводческой стратегией
Когнитивный:
-цел епо латания;
-качество знании;
-уровень развития способностей (аналитическое мышление, умение оценивать ситуации)
Мотивационный:
-познавательный интерес (чтение дополнительной литературы по педагогике)
-изучение педагогического опыта -участие в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах
Процессуальный:
-умение выполнять анализ текста педагогического и ситуации; -умение определить адекватность использования приемов; -способность перехода стратегии с практической точки зрения (составление собственного варианта перевода)
Рефлексивный:
-планирование своей деятельности; -регулирование своей деятельности; -анализ и оценка своей деятельности
Средства: упражнения по педагогическому практикуму, соответствующие требованиям стандарта (по этапам)
Целевой
2
Информацио нно-поисковый
Ан алитический
Модер низации
Продукта вный
Резул ьтативн ый
Контроль
Условия: наличие профессиональной мотивации изучения педагогических дисциплин; конструирование педагогического процесса, ориентированного на формирование познавательной активности; создание инновационной среды, способствующей включению студентов в творческую и научно-исследовательскую деятельность; открытость студентов для обучения и их активное включение во взаимоотношения, и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; предоставление студентам возможности анализировать свою деятельность и реализовать собственный потенциал; практическая подготовка к тому, с чем предстоит столкнуться в жизни и в профессиональной педагогической деятельности; возможность выражать свою профессиональную точку зрения, собственное мышление в отношении выбора стратегии или варианта осуществления персональных задач
1
Факторы успешности овладения переводческой стратегией: <Ъак общения; фактор творчества тор развития познавательной активности; фак тор профессионально-ценностной ориентации; фактор профессионального
Результат: овладение стратегией профессиональной подготовки
X X
о
и
а л
О х
X
Т
ф
□ "О
о
г. ф
п п
г
и
О 0\ "О
а
ы О и
а х
Рис. 1. Модель овладения профессиональной стратегией
культете начальных классов (ФНК) возможно на основе изучения реальной педагогической действительности и путей образования младших школьников.
Процесс овладения стратегией строился в соответствии с алгоритмом, включающим в себя следующую последовательность действий:
1) предварительная диагностика исходного уровня познавательной и творческой активности студентов и их творческого потенциала;
2) целеполагание - выбор личност-но значимых профессиональных целей обучения, направленных на эффективное развитие каждого студента;
3) создание программы овладения первым, начальным этапом стратегии посредством развития познавательной активности студентов; данная программа включает в себя следующие направления: обновление содержания процесса обучения студентов младших курсов; эффективную организацию, управление процессом изучения дисциплин и самоуправление; использование их технологии, на-
24 правленной на активизацию профессионального общения; осуществление перехода к непосредственно переводческой стратегии через реализацию соответствующей системы упражнений на занятиях по дисциплине и другим специальным дисциплинам;
4) результат - овладение студентами первоначальными умениями стратегии, необходимыми для развития индивидуальной образовательной профессиональной траектории педагога начальных классов.
5) анализ данных диагностики достигнутых результатов (оценка студентов и уровня владения стратегией в соответствии с выработанными кри-
териями и показателями); внесение необходимых коррективов; дальнейшее уточнение направления развития индивидуальной образовательной профессиональной траектории каждого студента.
Для овладения стратегией используется профессионально ориентированная методика, обеспечивающая комплексное овладение ею, которое включает в себя следующие этапы: целевой; информационно-поисковый; аналитический; продуктивный; результативный. Данная методика базируется на профессионально ориентированных упражнениях, соответствующих механизмам деятельности и моделирующих профессиональную деятельность. Решающую роль играет строгая последовательность выполнения упражнений определенного качественного и количественного состава, которая соответствует этапам реализации стратегий отраженных в технологии.
Для успешного овладения студентами стратегией посредством развития их познавательной активности должны соблюдаться следующие условия: конструирование процесса овладения стратегией, ориентированного на развитие творческого потенциала обучаемых на занятиях по дисциплине; обеспечение сотрудничества всех участников образовательного процесса и представителей профессионально-переводческих сообществ; предоставление студентам возможность анализировать свою деятельность и реализовать собственный потенциал на основе коммуникативных технологий.
Предложенная технология познавательной и творческой активности бакалавров на младших курсах факультета начальных классов может
Преподаватель XX
2 / 2012
л
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Оценка исходного уровня познавательной и творческой активности студентов и их потенциала в соответствии с выбранными критериями и показателями
Мотивация на
овладение
педагогической
профессией,
стремлен ие стать
творческим
педагогом, развитие
способностей,
стремлен ие к
саморазвитию и
самосовершенствованию
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Развитие индивидуальной образовательной стратегии студента (выбор личностно значимых профессиональных целей), реализация своего личностно-творческого потенциала, содержания
/
Взаимодействие с
творческими
педагогами,
вовлеченность в
педагогический
процесс
\
Овладение
общекультурными.
предметными,
профессиональными
компетенциями
Социально-
личностное
развитие,
преобразования
творческого
потенциала в
успех
Педагогические условия, методы, технологии
Результат: уровень сформированности индивидуальной образовательной стратегии
Рис. 2. Технология познавательной и творческой активности бакалавров на младших курсах факультета начальных классов
быть схематично изображена следующим образом (см. рис. 2).
Предлагаемая модель, рассматриваемая нами как совокупность взаимо-и функционально связанных элементов, составляющих единое целое, одновременно направлена на развитие индивидуально образовательной творческой траектории студента, а также на создание индивидуального творческого педагогического продукта на основе применения.
Реализация дифференцированного подхода к студентам в образовательном процессе включала:
- использование гибких форм работы, с каждым студентом, бакалавром педагогики, которые менялись в зависимости от уровня их подготов-
ки, профессиональных и личностных интересов, варьирующихся целей педагогического образования;
- создание индивидуальной системы педагогических средств (традиционных и электронных), предусматривающих подачу и изучение материала различными способами с учетом индивидуальных особенностей бакалавров педагогики;
- применение персональных педагогических средств, направленных на целостную самореализацию каждого студента в образовательном процессе, характеризующуюся свободой самовыражения, стремлением каждого студента в процессе выполнения задания к личностному росту и творческой неординарной профессио-
25
26
нальной деятельности, основой которой является широкий спектр раскрытых и потенциальных возможностей в процессе профессиональной подготовки;
- овладение различными профессиональными компетенциями бакалаврами педагогики и саморазвитие своей индивидуальности.
Дифференцированный подход в условии инноваций был направлен на преодоление трудностей между уровнем требований в учебно-профессиональной деятельности и различными возможностями каждого студента.
На основе выделенных критериев диагностики исследовательского продукта - мотивационного, профессионального, содержательного, рефлексивного - были охарактеризованы уровни развития индивидуальной образовательной профессиональной стратегии (табл. 1).
В ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента для студентов были разработаны и использованы следующие задания:
- поиск и презентация актуальной по проблематике публикации;
- анализ массового и инновационного педагогического опыта;
- решение педагогической задачи;
- составление тезауруса;
- написание аннотации статьи по актуальной педагогической проблематике;
- выполнение тематического проекта и др.
На формирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: установить влияние дифференцированного подхода на развитие мотивации, формирование профессиональных компетенций студентов; определить динамику развития индивидуальной образовательной траектории и стратегии студентов.
На данном этапе студенты были ознакомлены с задачами, планом и программой образовательного процесса по педагогическим дисциплинам.
Динамика эффективности реализации педагогической модели в опытно-экспериментальной работе представлена в таблицах 2 и 3.
Анализ полученных результатов показывает динамику исследуемого процесса у студентов по каждому из трех групп критериев. Полученные данные свидетельствуют о значительных возможностях более успешного профессионального самосовершенствования и саморазвития бакалавров педагогики в будущем.
Как показали результаты исследования, обучение в условиях эксперимента
Таблица 1
Уровневая характеристика индивидуальных образовательных профессиональных стратегий
Репродуктивный Неустойчивые мотивы изучения педагогических дисциплин, отсутствие потребности в самосовершенствовании, недостаточная сформированность приоритетных компетенций
Репродуктивно-творческий Ситуативно проявляемая мотивация, недостаточный уровень овладения базовыми компетенциями. Самостоятельность в решении профессиональных задач в образовательном процессе, присутствие элементов творчества в выполненных работах в сочетании с шаблонными
Творческий Наличие ярко выраженной положительной мотивации к овладению педагогической профессией, оптимальное использования знаний в решении творческих заданий, начало формирования собственного авторского стиля
Преподаватель |_
2 / 2012
явилось продуктивным, о чем свидетельствует положительная
Таблица 2
Динамика эффективности реализации педагогической модели в опытно-экспериментальной работе
критериям сформированности Критерии Динамика формирования в %
исследуемой стратегии. на начало ОЭР на конец ОЭР
Данная модель функциони- Мотивационный 64 74
рует на младших курсах универ- Процессуальный 52 82
ситета и включает в себя ряд Рефлексивный 48 76
1.
этапов: целеполагание; прогнозирование; проектирование; получение использование, обработка информации в индивидуальном творческом продукте; рефлексия; анализ и корректировка творческого процесса; устная или письменная презентация творческого продукта. Результативность исследуемого процесса повышается за счет таких условий, как: ориентация на профессионально-личностное развитие каждого бакалавра; развитие индивидуально образовательной творческой траектории каждого студента на основе единства аудиторных занятий и самостоятельной работы и др.
Дальнейшие исследования будут связаны с разработкой технологии реализации личностно-ориентирован-ного подхода, позволяющего рас-
Таблица 3
Динамика успешности овладения исследуемой стратегией студентами - бакалаврами педагогики в университете
крыть индивидуальный творческий потенциал каждого студента и развивать его индивидуальную образовательную творческую траекторию.
2.
3.
Критерии Уровни Динамика формирования
на начало на конец изменения
ОЭР (в %) ОЭР (в %)
Мотиваци- Высокий 7 30 23
онный Средний 18 26 8
Низкий 74 43 -31
Когнитив- Высокий 12 31 19
ный Средний 35 38 3
Низкий 52 30 -22
Процессу- Высокий 12 26 14
альный Средний 35 40 5
Низкий 52 32 -20
Рефлексив- Высокий 20 36 16
ный Средний 32 38 6
Низкий 48 26 -22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Веретенникова Л. К., Дембицкая О. Ю., Короткое И. В., Щербаков Ю. И. Философские основы инновационных технологий в современном российской образовании: монография. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. - 92 с. Веретенникова Л. К., Сотникова Н. Н., Ускова Г. А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. - Москва-Ставрополь, 2006. - 144 с. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов университета к формированию творческого потенциала школьников: монография. -Москва-Ижевск, 1996. -161 с.
4. Валишина Л. Н., Веретенникова Л. К. Научные основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография.
- М.: Альфа, 2009. - 140 с.
5. Веретенникова Л. К., Дембицкая О. Ю., Щербаков Ю. И., Коротков И. В. Формирование визуальной культуры и коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Монография.
- М., 2008. - 280 с. ■
27