Кочемасова Л.А.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Раскрыто значение педагогической практики в образовательном процессе бакалавра. Обоснована подготовка социального педагога в многоуровневой системе высшего профессионального образования в контексте формирования профессиональной компетентности, наиболее оптимальной формой которой, наряду с теоретической подготовкой, выступает педагогическая практика.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая практика, высшее профессиональное образование.
Инновационные перемены в высшем профессиональном образовании России, связанные с модернизацией, предопределили необходимость проектирования адекватных социальнопедагогических условий формирования личности студента, требующих разработки и внедрения новой модели педагогической практики, в основе которой - компетентностная модель выпускника вуза. Произведенный анализ педагогических подходов (функционально-деятельностный, аксеологический, универсальный, лич-ностно ориентированный) позволяет заключить, что профессиональная компетентность социального педагога выступает его интегративной профессионально-личностной характеристикой, определяющей качество его деятельности, которое выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной сферах, отражает готовность к самооценки, саморазвитию и самореализации. Конечным результатом образования является готовность специалиста к профессиональной деятельности.
Готовность социальных педагогов к профессиональной деятельности - это интегративное образование личности студента, характеризующееся высоким уровнем овладения им психо-лого-педагогическими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также профессионально значимыми качествами, необходимыми для эффективного выполнения основных профессиональных функций на высоком творческом уровне [1, с. 16].
В проведенном исследовании на базе ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (2000-2010 гг.), направ-
ление 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль социальная педагогика (квалификация бакалавр) профессиональная деятельность социального педагога рассматривалась нами с позиции целенаправленной, осознанной, личностно-значимой деятельности, направленной на продуктивное и творческое решение профессиональных задач.
Педагогическая практика, выступая звеном единого образовательного процесса, позволяет интегрировать и обобщать представления и первоначальный опыт профессиональной деятельности студента, формировать профессиональные компетенции. Заметим, что практика, по своей сути, интегрирует профессиональную подготовку студентов в области теории, методики и исследовательской работы.
Подобная интеграция, позволяющая создавать целостную модель профессиональной подготовки, обеспечивается тремя уровнями интеграционных процессов: «внешней» интеграцией, обеспечивающей взаимосвязь с профессиональной деятельностью будущего специалиста в соответствии с ФГОС ВПО [2] и квалификационной характеристики с учетом региональных особенной и запросов социальных партнеров; «структурной», проявляющейся в сближении практики с другими элементами профессиональной подготовки (воспитательной, учебной, самостоятельной, исследовательской работами); «внутренней», предполагающей взаимосвязь и взаимодополнение отдельных видов и элементов практики как системы. Целостная система проведения педагогической практики на факультете социальная педагогика функционирует в строгом соответствии с требованиями ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки бакалав-
ров, Положениями о педагогической практике, программами педагогической практики, которые обеспечивают непрерывность и преемственность всех этапов практики, направленных на формирование у социальных педагогов профессиональной компетентности.
Результаты исследования подтверждают состоятельность разработанных концептуальных положений проектирования практики социальных педагогов на основе подходов:
- компетентностный подход - целью обучения становится не сам процесс, а достижение студентами определенного результата - формирование профессиональных компетенций;
- контекстный подход - студент с самого начала становится в деятельностную позицию, поскольку учебные предметы представлены в виде предметов деятельности (учебной, учебнопрофессиональной);
- рефлексивный подход - акцент делается на понимании рефлексии как осмыслении студентом шаблонов опыта мышления, общения;
- модульно-деятельностный подход - позволяет осуществить смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получение теоретических знаний) к другому (получение профессиональных навыков) и установить связь между ожидаемым результатом образования.
Проектирование модулей «Практика» базировалось на принципах, выполнение которых обеспечивало необходимую эффективность в достижении целей, определяло содержание и логику организации педагогической практики.
1. Принцип последовательности - поэтапное освоение всего комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста.
3. Принцип преемственности - поэтапное освоение разных видов деятельности (организационно-управленческая, социально-технологическая, социально-проектная, исследовательская деятельность)
4. Принцип интеграции - соединение теоретических и практических умений студентов в самостоятельной социальной деятельности, реализация интегративных методов в подготовке и осуществлении практической деятельности.
5. Принцип полифункциональности - одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально - воспитательной, социаль-
но - образовательной, правозащитной, реабилитационной, исследовательской и т. д.); овладение в различных видах практики разнообразными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитания, защитника, помощника, консультанта).
6. Принцип социального партнерства - отображает отношения между всеми субъектами практики строится на приоритете доверия, партнерства, сотрудничества.
7. Принцип персональности - предполагает предоставление студентам возможности самостоятельного выбора учреждения для прохождения практики согласно их интересам.
Профессиональная компетентность находится в тесной взаимосвязи с готовностью к профессиональной деятельности. Структура профессиональной готовности социального педагога представлена следующими компонентами:
1. Целевой компонент практики формулируется в соответствии с общими целями профессиональной подготовки, спецификой направления. Цель профессиональной подготовки социальных педагогов - это создание условий для приобретения индивидуальных профессионально значимых ориентаций, обеспеченных продуктивными изменениями в ценностно-мотивационных, когнитивных, аффективных и поведенческих структурах личности. Вместе с тем на каждом курсе в качестве ведущей выдвигается только одна цель, которая определяет основные задачи и конкретное содержание данного вида практики. К примеру, на четвертом курсе ведущая цель педагогической практики - овладение профессиональными ролями, функциями и видами профессиональной деятельности социального педагога на уровне, соответствующем квалификации (степени) «бакалавр». Исходя из сформулированной цели, студенты реализуют следующий комплекс задач:
1. Развитие личностных качеств, необходимых социальному педагогу в его профессиональной деятельности.
2. Формирование профессиональных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических.
3. Освоение современных социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических технологий индивидуальной, групповой, коллективной работы с различными категориями детей.
Кочемасова Л.А.
Формирование профессиональной компетентности
4. Овладение методикой научного исследования; формирование у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности.
5. Развитие навыков профессиональной рефлексии [2].
2. Содержательный компонент практики предполагает анализ нормативно-правовых документов, анализ тарифно-квалификационной характеристики и ФГОС ВПО по рассматриваемому направлению, где первым шагом является определение содержания профессиональной подготовки по годам обучения, вторым - определение функций и видов деятельности специалиста: социально-педагогическая, профилактическая, правозащитная.
Содержание социально-педагогической практики выступает в качестве интегрирующей и стержневой компоненты личностно-профессионального становления специалиста, является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в специальных социально-педагогических и образовательных учреждениях, дает возможность студентам приобрести первоначальный опыт социально-педагогической деятельности. В связи с этим содержание социально-педагогической практики включает две составляющие - базисную и вариативную части. Базисное содержание практики соответствует основным целям и задачам социально-педагогической практики. Вариантная часть содержания состоит из тех видов деятельности, которые обеспечивают становление базовых компетентностей, профессиональных компетенций, ключевых квалификаций. Виды деятельности на практике подбирались нами, исходя из задач, стоящих перед студентами и обозначенных в ФГОС ВПО. Из вариативной части содержания профессионального обучения на педагогической практике студентами были апробированы три группы индивидуализированных программ:
Первая группа - программы, выполняемые в образовательном учреждении, но во внеурочное время («Профилактика наркомании среди молодежи», «Правовое воспитание детей», «Формирование здорового образа жизни», «Профилактика девиантного поведения детей» и др.).
Вторая группа - программы, выполняемые вне образовательного учреждения - в семье, в микросоциуме ребенка («Организация досуго-
вой деятельности детей», «Работа с семьями «группы риска» и др.).
Третья группа - исследовательские программы («Исследование причин правонарушений несовершеннолетних», «Система правонарушений и преступлений школьников», и др.).
3. Организационный компонент практики предусматривает выбор базовых учреждений отвечающих общим требованиям к подбору баз педагогической практики: оснащенность современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала, близкое по возможности территориальное расположение базовых учреждений. В зависимости от цели и задач конкретного вида практики были выделены две категории базовых учреждений: 1) для изучения системы социальных учреждений г. Оренбурга (ГУСО ТСРЦ для несовершеннолетних, МУСО РЦ «Проталинка», ОДТДиМ им. В.П. Поля-ничко и др.); 2) изучения деятельности субъектов социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях (МОУ «СОШ №1, 30, 44», МОУ «Гимназия №2, 5»).
4. Технологический компонент практики подразумевает разработку программно-методического комплекса практики, включающего рабочую программу, дневник практиканта, методический пакет. Разработка рабочей программы осуществлялась нами на основе теоретико-методологических исследований (Г.А. Василькова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Г.М. Коджас-пирова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова) в области профессиональной подготовки социальных педагогов. Дневник практиканта являлся отчетной документацией, фиксирующий накопление индивидуальных достижений и оценку уровня формирования профессиональных компетенций. В целях координации практической деятельности студентов нами разработан методический пакет, содержащий перечень практико-ориенти-рованных заданий [см.: 4, с. 12].
5. Результативный компонент практики предполагает представление результатов практической социально-педагогической деятельности студентов-практикантов в форме современной информационной технологии - электронное портфолио - ориентированной на новые образовательные цели, а именно паспорт профессиональных компетенций. Электронное портфолио представляет собой индивидуально накопительный отчет аутентичного оцени-
вания, направленного на формирование культуры мышления, умения анализировать, систематизировать, классифицировать, что в совокупности определяет направленность на формирование профессиональной компетентности.
Таким образом, разработанная нами система педагогической практики бакалавров обес-
печивает подготовку не только хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию и самореализации в предстоящей деятельности.
15.02.2011
Список литературы:
1. Парамонова А.Ю. Социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования (на примере подготовки социальных педагогов): автореф. дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 24 с.
2. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль социальная педагогика (квалификация бакалавр). М.: МОиН РФ, 2010. 15 с.
3. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студ. М.: ВЛАДОС, 2001. 221 с.
4. Кочемасова Л.А. Социально-педагогическая практика студентов (факультет социальной педагогики, IV курс): методические рекомендации. Оренбург: ОГПУ, 2008. 45 с.
Сведения об авторе:
Кочемасова Л.А., руководитель педагогической практики, кафедра социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент 460021, г. Оренбург, пр-т Гагарина, 1, ауд. 216, е-таіі: [email protected]
UDC 376(06):478.4 (06)
Kochemasova L.A.
Е-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SOCIAL STUDIES TEACHER IN THE STUDENT TEACHING CONTEXT
This paper discloses the role of pedagogical practice in the process of bachelor training. Preparation of the social studies teacher in multilevel system of the higher vocational training in a context of formation of professional competence is considered. The latter is most efficiently achieved by means of pedagogical practice rather than theoretical training.
Key words: professional competence, student teaching, the higher vocational training.
Bibliography:
1. Paramonova A.U. Social-pedagogical conditions of improving the quality of higher pedagogical education (taking preparation of social studies as an example):thesis from dissertation of the candidate of Pedagogical Science. Ulyanovsk, 2007, 24 p.
2. FGOS VPO in a direction of preparation 050400.62 Psihological-pedagogical education, a profile social pedagogics (qualification the bachelor). М: MOiN the Russian Federation, 2010. 15 p.
3. Galaguzova J.N., Sorvacheva G.V., Shtinova G.N. Social pedagogics: Practice by eyes of teachers and students: the grant for students М: VLADOS, 2001. 221 p.
4. Kochemasova L.A. Social-pedagogical practice of the students (faculty of social pedagogics, IV course): methodical recommendations. Orenburg: OSPU, 2008. 45 p.