Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Жадаев Артем Юрьевич, Сумзина Ольга Александровна

В эпоху цифровизации образования особенно актуальным, на наш взгляд, становится использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых лабораторий при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и химии. Выявлено, что применение анализируемых современных средств обучения и технологий значительно повышает качественную подготовку обучающихся, формируя и развивая у них профессиональную компетентность, которая исключительно важна грамотному специалисту в изменяющихся условиях развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Жадаев Артем Юрьевич, Сумзина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS WHEN PERFORMING CHEMICAL AND ENVIRONMENTAL WORK USING A DIGITAL LABORATORY

In the era of digitalization of education, in our opinion, the use of electronic educational resources (EOR) and digital laboratories in the study of natural sciences, including chemistry, becomes especially relevant in the educational process. It is revealed that the use of the analyzed modern teaching tools and technologies significantly increases the quality of training of students, forming and developing their professional competence, which is extremely important for a competent specialist in the changing conditions of society development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

1. Буткевич, С.А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики / Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4 (30). - С. 185-190.

2. Буткевич, С.А., Коноплева А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) / Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. - № 1 (31). -С. 212-216.

3. Казак, И.Б., Лубков Е.А. Психологический контакт в работе сотрудников оперативных подразделений: теоретические и практические вопросы решения задач оперативно-розыскной деятельности // Вестник РУК. - 2016. - №3 (25). - С. 111-114.

4. Павлов, А. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант. - 2014. - URL: https://psyfactor.org/lib/visual_diagnostika.htm (дата обращения: 17.10.2021).

5. Психология оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.М. Шевченко [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 257 с.

6. Светличный, Е.Г. Формирование профессиональной культуры будущих юристов на основе контекстного обучения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Воронеж, 2018. - 24 с.

7. Чудина-Шмидт, Н.В., Бабий В.О. Особенности профайлинга лиц, склонных к террористической и экстремистской деятельности, в работе сотрудника органов внутренних дел / В книге: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 84-87.

8. Чудина-Шмидт, Н.В., Гоменко Ю.О. Особенности личности как предпосылки проявления антисоциального поведения / Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 8 (159). - С. 490-492.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); cтудентка 2-го курса магистратуры Сумзина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Аннотация. В эпоху цифровизации образования особенно актуальным, на наш взгляд, становится использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых лабораторий при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и химии. Выявлено, что применение анализируемых современных средств обучения и технологий значительно повышает качественную подготовку обучающихся, формируя и развивая у них профессиональную компетентность, которая исключительно важна грамотному специалисту в изменяющихся условиях развития общества.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, обучающийся, химико-экологическая направленность, электронные образовательные ресурсы, цифровая лаборатория.

Annotation. In the era of digitalization of education, in our opinion, the use of electronic educational resources (EOR) and digital laboratories in the study of natural sciences, including chemistry, becomes especially relevant in the educational process. It is revealed that the use of the analyzed modern teaching tools and technologies significantly increases the quality of training of students, forming and developing their professional competence, which is extremely important for a competent specialist in the changing conditions of society development.

Key words: professional competence, student, chemical and environmental orientation, electronic educational resources, digital laboratory.

Введение. Технологизация и глобализация современного общества, мировая пандемия по распространению коронавирусной инфекции, привели к небывалому темпу мощных преобразований, происходящих во всех сферах трудовой деятельности человека. Наблюдается переход от стабильной, прогнозируемой и понятной реальности к миру неизвестному и непредсказуемому. Ряд видов профессиональной деятельности исчезли, а новые актуализировались, рабочее пространство характеризуется размытыми границами - граница между личным и рабочим пространством постепенно стирается; профессиональная коммуникация и связи в коллективе трансформировались.

Авторами данной статьи проведено актуальное в современных условиях исследование газированных напитков с использованием цифровых лабораторий на базе МБОУ «Школа №134» г. Нижнего Новгорода и кафедры БХиБХО Мининского университета. В апробации участвовали учащиеся 9-10 классов МБОУ «Школа №134», МБОУ «Школа №129», МАОУ «Школа 18», МБОУ «Школа №101 им. Е.Е. Дейч», МАОУ «Школа №190», МБОУ «Школа №135» г. Нижнего Новгорода. Руководили и направляли работу школьников студенты 5 курса бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Биология и Химия и магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Инновации в химическом образовании Мининского университета, занимающиеся в кружке «Мир химии» на базе кафедры БХиБХО (руководитель Сумзина О.А., консультанты - к.х.н., доцент Пиманова Н.А. и к.п.н., доцент Новик И.Р.). Во время педпрактики они также провели мастер-класс по работе с цифровым оборудованием в ходе анализа различных продуктов питания и напитков для студентов 1 курса ИПТД по направлению подготовки 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья». Подготовка и проведение мастер-класса и занятий координировалось авторами статьи. В процессе данной работы с обучающимися в ходе учебных занятий с использованием цифровых лабораторий развиваются важные профессионально-личностные качества: коммуникабельность и способность к сотрудничеству, готовность к инновационной и креативной деятельности, информационная грамотность, способность к лидерству и ответственности, целеустремленность и др., которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми, важными для профессионального становления студентов [6-11].

Изложение основного материала статьи. Ключевое место в новом мире занимает процесс цифровизации образования, в связи с чем неизбежна необходимость подготовки современных педагогов, владеющих новыми технологиями обучения подрастающего поколения, способных к формированию и дальнейшему развитию информационной компетентности обучающихся в школе с использованием не только электронных образовательных ресурсов, но и цифровых лабораторий, в том числе и по химии.

Несмотря на все вышесказанное, как отмечает в своем докторском диссертационном исследовании М.Е. Вайндорф-Сысоева [1], до сих пор остаются не до конца изученными вопросы организации и содержания подготовки как будущих, так и действующих педагогов в системе непрерывного педагогического образования к работе в новых условиях обучения.

Опыт работы в вузе показывает, что студенты, активно работающие с цифровыми лабораториями, в том числе при выполнении научно-исследовательских работ химико-экологической направленности, значительно расширяют свой научный кругозор в данной области науки, формируя тем самым познавательный интерес к учебной дисциплине, а в итоге и более устойчивую профессиональную мотивацию к выбранному направлению подготовки. При этом преподаватель является для обучающихся также носителем правильной и достоверной информации.

Анализ научной педагогической литературы показал, что в настоящее время существует множество трактовок определения «информационная компетентность». В табл. 1 представлены различные трактовки данного понятия разными авторами.

Таблица 1

Трактовка определения «информационная компетентность» разными авторами

Автор Определение

О.Б. Зайцева Сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [3].

А.Н. Завьялов Обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области [4].

О.Н. Грибан «Знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий» [2].

С.В. Тришина Интегративное качество личности, результат отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [14].

А.В. Хуторской Формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее [15].

Нам наиболее импонирует определение информационных компетенций, приведенное А.Л. Семеновым: «Новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств» [13].

В основу нашего исследования положены следующие подходы:

- компетентностный подход (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской и др.) в нашем случае предполагает отбор необходимой информации обучающимися посредствам использования цифровых лабораторий в учебном процессе и нахождение самостоятельного решения в различных ситуациях неопределенности, что касается преподавателя, готовность к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования при работе с ЭОР, цифровыми лабораториями. Как отмечает Э.Ф. Зеер, компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоактуализацию, самоопределение, социализацию и развитие индивидуальности [5, 12];

- адаптивный подход (А.Н. Аверьянова, Г. Селье, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, П.И. Третьякова, Е.А. Ямбург и др.) предусматривает, то, что преподаватель не ограничивается только предметным преподаванием, а подбирает вместе с обучающимся индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от его склонностей, результатов обучения, познавательных интересов при выполнении различных заданий с использованием цифровой лаборатории, в том числе и химико-экологической направленности;

- технологический подход в образовании (В.П. Беспалько, П.И. Образцов, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.) предусматривает инструментальное управление учебным процессом для достижения поставленных учебных целей с использованием ЭОР и цифровых лабораторий. Очень важна обратная связь «учитель-ученик», для внесения определенных корректировок в организационно-педагогический процесс с применением современных средств обучения и технологий;

- личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) позволяет помогать обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самоутверждение, самореализацию и развитие его неповторимой индивидуальности, а также активное включение обучающегося в учебный процесс в содружестве с преподавателем с использованием цифровых образовательных технологий;

- аксиологический подход (В.П. Гаркунов, Н.Е. Кузнецова, И.Я. Лернер, А.А. Макареня, Е.Е. Минченков, Г.Н. Фадеев) подразумевает проведение лабораторных (практических) работ с использованием цифровых лабораторий, связанных с профессиональными потребностями обучающихся;

- системно-деятельностный подход (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.М. Монахов, И.Б. Новиков, З.А. Решетова, В.П. Симонов, А.Я. Фридланд и др.) позволяет формировать информационную грамотность и компетентность у обучающихся в результате систематической работы с ЭОР и цифровыми лабораториями, увидеть все элементы процесса обучения во взаимозависимой структуре - системе взаимосвязанных составных элементов. Данный подход предусматривает определение целей функционирования образовательной системы, выделение её связей с другими системами.

Обозначенные нами подходы, построены в данном исследовании на следующих общедидактических принципах: научности, доступности, системности, наглядности, унификации, безопасности, связи с жизнью [9].

В качестве примера, приведем фрагмент занятия с использованием разработанной и апробированной нами практической работы на тему «Изучение кислотности газированных напитков» с использованием цифровой лаборатории для учащихся 9 класса.

Актуализация опорных знаний: История газированных напитков.

Лондонский химик Джозеф Пристли, прославившийся открытием кислорода, аммиака и сернистого газа, в 1767 г. решил пропустить через воду некий газ, выделяющийся при брожении пива. Так впервые была получена газированная вода. Дело Пристли продолжил швед Торберн Бергман. В 1770 г. он изобрёл сатуратор (от лат. «насыщающий») - аппарат, в котором в воде под давлением быстро растворялся углекислый газ. Якоб Швепп, женевский ювелир и химик-любитель, который мечтал создать безалкогольное шампанское, нашёл практическое применение изобретению Бергмана. В 1783 г. Он усовершенствовал сатуратор и создал промышленную установку для выпуска газированной воды. Однако, тогда она была очень дорогая и малодоступная и являлась лечебной.

Для удешевления производства в начале XIX в. Швепп стал применять для газирования обычную пищевую соду, поэтому газированную воду стали называть «Содовая». Швепп основал процветающую до сих пор компанию Schweppe&Co.

В 1884 г. Аптекарь Джон Пембертон начал лечить головную боль с помощью сиропа из листьев коки и орехов кола. Фапмацевт Уэйд Моррисон приготовил на основе вишнёвого сиропа напиток от простуды «Dr Pepper». Американец Калеб Брэдхем в поисках эффективного средства от болей в кишечнике смешал экстракт из орехов кола, ванилин и ароматические масла. Новый напиток получил название «Pepsi-Cola».

Иван Излер в 30-е годы XIX века открыл в Петербурге производство «Сельтерской» воды Нидерзельтерс. В воду добавлял соли Na, Ca, Mg, на вкус была похожа на оригинал, но не имела целебных свойств природной минералки.

В других странах газировку пили из сифонов. В России бутилированная газировка считалась напитком «господским».

Тифлисский аптекарь Митрофан Лагидзе изобрёл в 1887 г. воду с натуральными сиропами (лимонным, вишнёвым, грушевым, сливочным). Он же добавлял в газировку пахучий экстракт кавказского эстрагона-тархуна. До Первой мировой войны Лагидзе не раз получал золотые медали на международных выставках.

В настоящее время газированных напитков на прилавках магазинов огромное разнообразие и разной ценовой категории. Без них не обходится ни один праздник, да и не только. К сожалению, многие из нас даже и не задумываются о том, а полезны ли эти газированные напитки и как они могут повлиять на наш организм.

Сегодня вам предлагается провести мини-эксперимент на измерение кислотности некоторых популярных газированных напитков.

Кислотность водного раствора определяется присутствием в нем положительных водородных ионов Н+ и характеризуется концентрацией этих ионов в одном литре раствора C(H+) (моль/л или г/л).

Для характеристики кислотности среды вводят водородный показатель рН, который можно определить по формуле С(Н+) =10-рН.

В зависимости от концентрации ионов Н+ в растворе может быть кислая, нейтральная или щелочная среда (см. табл. 2).

Таблица 2

рН в различных средах

Среда С(Н+) рН

Кислотная >10-7моль/л <7

Нейтральная 10-7моль/л 7

Щелочная <10-7моль/л >7

Есть несколько способов измерения кислотности: с применением кислотно-основных индикаторов и потенциометрическим (ионометрическим) способом, которым мы с вами будем пользоваться. Для этого нам понадобится беспроводной датчик определения pH Vernier.

Ход выполнения работы (учащиеся записывают в тетрадь):

Цель: Определение рН различных напитков с использованием цифровой лаборатории (формулируется совместно с учащимися).

Оборудование: беспроводной датчик определения pH Vernier, 6 химических стаканов объемом 50 мл.

Реактивы: Sprait, Fanta, Coca-cola, Schweppes, Сарова, дистиллированная вода.

Ход работы (инструктивная карточка):

1. Включите компьютер LabQuest.

2. Подключите к нему беспроводной датчик определения pH.

3. Разлейте изучаемые газированные напитки в химические стаканы.

4. Измеряйте уровень рН каждого газированного напитка, каждый раз промывая датчик в дистиллированной воде.

5. Зафиксируйте полученные данные в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты эксперимента

Название газированного напитка Результат

Sprait

Fanta

Coca-cola

Schweppes

Сарова

6. Сделайте выводы, сравните полученные результаты с табличным данными. Рефлексия:

Деятельность учителя: Как вы думаете вред или пользу приносят нам газированные напитки? Проведите подобный эксперимент с фруктовыми соками. Результаты:

Название напитка рН

Газированные напитки

Chupa-chups 3,37

Coca - cola 2,78

Shweppes 3,25

Fanta 3,49

Rich 3,06

Негазированные напитки

Сок Уи 4,12

Фруто - няня 4,36

Сок «Добрый» 3,98

Сок «Любимый» 3,44

Фруктовый сад 4,00

Выводы. В ходе проделанной нами работы с использованием цифровой лаборатории с необходимыми приборами школьники сами получают данные и осознают тот факт, что сильнокислые газированные напитки (Coca - cola, Shweppes), а также и фруктовые соки, разрушают эмаль зубов, вызывая кариес и приводя к образованию язв в ротовой полости, болезни желудка и других органов пищеварения. Поэтому чрезмерное употребление данных напитков вредно для здоровья человека.

Проведенное исследование показывает, что применение в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных ресурсов и цифровых лабораторий при изучении химических дисциплин способствует росту личностного интереса к данным предметам, повышению учебной мотивации обучающихся, росту познавательной активности, формируя и развивая у них профессиональную компетентность и необходимые профессионально-личностные качества, которые исключительно важны грамотному человеку в изменяющихся условиях развития общества.

Обучение школьников и студентов работе с цифровыми лабораториями, как показывает практика работы авторов статьи, способствует развитию информационной, предметной и профессиональной педагогической компетентности студентов педвуза.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... докт. пед. наук / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: МПГУ, 2019. - 416 с.

2. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.

4. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования). - Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / А.Н. Завьялов. - Тюмень, 2005. - 17 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 4

6. Кукаев, Н.А. Развитие профессиональной мотивации у обучающихся посредством проведения лабораторных практикумов в вузе / Н.А. Кукаев, А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017. - С. 81-82.

7. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета, 2021. - Т. 9, №4.

8. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 914-918.

9. Новик, И.Р. Об особенностях организации студенческих кружков в педагогическом вузе / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, А.В. Козлов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 3. - С. 88-91.

10. Новик, И.Р. Индивидуализация и дифференциация обучения химии с применением ЭОР как элемент непрерывного образования / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Н.А. Кукаев, И.В. Леонова // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего» (23 марта 2016 г.). -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 260-265.

11. Новик, И.Р. ЭОР и их использование на уроках химии в средней школе (учебно-методическое пособие) / И.Р. Новик, Т.А. Погадаева, Н.А. Кукаев. - Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 82 с.

12. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. 2004. - №4. -С. 138-144.

13. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов. М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.

14. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. - 2004. - 22 июня. - URL: /http: //www. eidos.ru/j ournal/2004/0622-09. htm].

15. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.02 г. Режим доступа: / news/compet.htm.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Гиззатова Ралина Ниязовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения воспитания детей старшего дошкольного возраста на примере собственного опыта. Анализируются труды ученых по патриотическому воспитанию дошкольников. Исследование направлено на реализацию педагогического сопровождения патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье приводятся эффективные способы организации патриотического воспитания дошкольников. Автор в статье обращает внимание на методику диагностики уровня нравственно-патриотического воспитания. Проведена диагностику по методике, «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»(М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьев, Н.А. Виноградов, Н.В. Микляева). Диагностика была проведена с каждым ребенком в индивидуальном порядке. Респондентам было предложено задание по проблеме исследования. Актуализируется проблема организации работы по патриотическому воспитанию с помощью различных методов и приемов. Проведен эксперимент в ДОО г. Нижнекамска Республики Татарстан по приоритетному направлению патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В работе также рассматривается сенситивный период для формирования любви к малой Родине. Этот период - старший дошкольный возраст. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться основные сферы личности: умственная, нравственно-волевая и эмоциональная. Акцентрируется внимание воспитателя на то, что важно познакомить дошкольников с родным краем, его достопримечательностями, традициями и историей, показать, чем этот край уникален. Разработана комплексная программа «Любовь к Родине начинается с малого» по ознакомлению детей с городом Нижнекамск, Республикой Татарстан и Российской Федерацией. Также была организована обширная работа с родителями. Была составлена программа круглых столов, лекции, родительские собрания, индивидуальные беседы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольное детство, малая Родина, Республика Татарстан, любовь к Родине, педагогическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, сенситивный период, нарвственно-волевая сфера, личность.

Annotation. The article deals with the problem of pedagogical support for the upbringing of children of senior preschool age using the example of their own experience. The works of scientists on the patriotic education of preschoolers are analyzed. The study is aimed at the implementation of pedagogical support for the patriotic education of children of senior preschool age. The article provides effective ways to organize the patriotic education of preschoolers. The author in the article draws attention to the methodology for diagnosing the level of moral and patriotic education. Diagnostics was carried out according to the method, "Monitoring of moral and patriotic education in kindergarten and elementary school" (M.Yu. Novitskaya, S.Yu. Afanasiev, N.A. Vinogradov, N.V. Miklyaeva school" (M.Yu. Novitskaya, S.Yu. Afanasiev, N.A. Vinogradov, N.V. Miklyaeva). Diagnostics was carried out with each child individually. Respondents were offered a task on the research problem. The problem of organizing work on patriotic education using various methods and methods.An experiment was conducted in the pre-school educational institution of Nizhnekamsk, the Republic of Tatarstan in the priority direction of patriotic education of preschool children.The work also considers a sensitive period for the formation of love for a small Motherland.This period is senior preschool age.At this age, the child begins to develop the main areas of personality: mental, moral-volitional and emotional.The attention of the educator is focused on the fact that it is important to acquaint preschoolers with their native land, about sights, traditions and history, to show how this region is unique. A comprehensive program "Love for the Motherland starts small" has been developed to familiarize children with the city of Nizhnekamsk, the Republic of Tatarstan and the Russian Federation. Extensive work with parents was also organized. A program of round tables, lectures, parent-teacher meetings, and individual conversations was drawn up.

Key words: patriotism, patriotic education, preschool childhood, small motherland, Republic of Tatarstan, love for the motherland, pedagogical support, preschool educational organization, sensitive period, narration-volitional sphere, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.