Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЕ / ВИЗУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОДЫ / НАБЛЮДЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Меньщикова Ирина Николаевна

В профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений особое внимание стоит уделить специальным психологическим познаниям, способствующим эффективному раскрытию преступлений. В статье авторы анализируют возможности применения правоохранителями методов визуальной диагностики. Описаны основные вербальные и невербальные поведенческие реакции, на которые сотрудникам полиции стоит обращать внимание при взаимодействии с лицами, представляющими оперативный интерес. Также авторы подчеркивают важность овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими определить психологическое состояние собеседника, возможную причастность лица к правонарушению, наличие ложных показаний, или выявление психологических мотивов действий или бездействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна, Меньщикова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF VISUAL DIAGNOSTIC METHODS BY EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT DEPARTEMENT

In the professional activities of employees of law enforcement departments, special attention should be paid to special psychological knowledge that contributes to the effective solving of crimes. In the article, the authors analyze the possibilities of using the methods of visual diagnostics by law enforcement officers. The main verbal and non-verbal behavioral responses to which police officers should pay attention when interacting with persons of operational interest were described. The authors also emphasize the importance of mastering the relevant knowledge, skills and abilities that allow one to determine the psychological state of the interlocutor, the possible involvement of a person in an offense, the presence of false testimony, or the identification of psychological motives for action or inaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

Таблица 3

Оценка достоверности сдвигов в изучаемых параметрах после психолого-педагогического сопровождения

Параметры Выборка Сдвигов в Сдвигов в Критические Уровень

социальной сторону сторону значения значимости

компетенции улучшения показателей ухудшения показателей

Понимание 18 18 0 G крит. = 5 (0,05), G 0,01

социальных крит. = 3 (0,01)

норм

Самооценка 13 12 1 G крит. = 3 (0,05), G крит. = 1 (0,01) 0,01

Понимание 16 16 0 G крит. = 4 (0,05), G 0,01

эмоций крит. = 2 (0,01)

Эмпатия 18 18 0 G крит. = 5 (0,05), G крит. = 3 (0,01) 0,01

Оценка изменений в уровне развития поведенческих навыков сотрудничества осуществлялась с применением углового преобразования Фишера. В результате статистического анализа данных доказано, что снизилось количество низких

проявлений сотрудничества в процессе деятельности (р — 0,05) и в завершении деятельности (р — 0,05). Согласно сделанным расчетам, изменения в сторону улучшения показателей социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР достоверны по всем методикам.

Выводы. В результате реализации психолого-педагогического сопровождения мы можем констатировать качественные изменения в развитии социальных компетенций испытуемых. Так, на более высоком уровне сформированы когнитивный компонент (знание эмоций, адекватных ситуации и самооценка своих особенностей); эмоциональный компонент (понимание эмоций и способность чувствовать другого (эмпатия)); поведенческий компонент (способность договариваться и регулировать процесс взаимодействия, согласовывать деятельность).

В ДОО впервые реализована программа психолого-педагогического сопровождения, при осуществлении которой согласованно работали все специалисты: логопеды, психологи, воспитатели с целью формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи.

У родителей старших дошкольников с ОНР были сформированы основы психолого-педагогической культуры, связанной с возможностями формирования социальных компетенций (элементарных техник развития и формирования социальных компетенций, поддержки, активизации социальной активности дошкольника и т.д.).

В целом, полученные результаты позволили доказать, что применение программы психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня сформированности социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР.

Литература:

1. Битянова, М.Р. Практическая психология в образовании / М.Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2010. - 304 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

3. Казакова, Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е.И. Казакова // На путях к новой школе. -2009. - № 1. - С. 36-46.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина [и др.]; под ред. Р.Е. Левиной - М.: Альянс, 2017. - 368 с.

5. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе /А.Д. Насибуллина, М.А. Польшина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №2 (121). - С. 130-135.

6. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.10 / Сорокоумова Светлана Николаевна. - Нижний Новгород, 2011. - 43 с.

7. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Федосеева Елена Геннадьевна. - Москва, 1999. - 16 с.

8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва: Гном и Д, 2010. - 144 с.

9. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова [и др.] / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 240 с.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); слушатель 5-го курса Меньщикова Ирина Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРУДНИКАМИ

ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация. В профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений особое внимание стоит уделить специальным психологическим познаниям, способствующим эффективному раскрытию преступлений. В статье авторы анализируют возможности применения правоохранителями методов визуальной диагностики. Описаны основные вербальные и невербальные поведенческие реакции, на которые сотрудникам полиции стоит обращать внимание при взаимодействии с лицами, представляющими оперативный интерес. Также авторы подчеркивают важность овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими определить психологическое состояние собеседника,

возможную причастность лица к правонарушению, наличие ложных показаний, или выявление психологических мотивов действий или бездействия.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, оперуполномоченные, визуальная диагностика, методы, наблюдение, вербальные и невербальные особенности.

Annotation. In the professional activities of employees of law enforcement departments, special attention should be paid to special psychological knowledge that contributes to the effective solving of crimes. In the article, the authors analyze the possibilities of using the methods of visual diagnostics by law enforcement officers. The main verbal and non-verbal behavioral responses to which police officers should pay attention when interacting with persons of operational interest were described. The authors also emphasize the importance of mastering the relevant knowledge, skills and abilities that allow one to determine the psychological state of the interlocutor, the possible involvement of a person in an offense, the presence of false testimony, or the identification of psychological motives for action or inaction.

Key words: employees of law enforcement departments, operatives, visual diagnostics, methods, observation, verbal and nonverbal features.

Введение. Успешное раскрытие преступлений во многом зависит от эффективных и профессиональных действий сотрудников оперативных подразделений, чья деятельность направляется не только на решение задач по предотвращению или раскрытию конкретного преступления, а на такое целостное восприятие, такую диагностику объектов и оперативной обстановки, которые дают возможность получить достоверный сигнал раннего оповещения о предстоящей угрозе [1]. В проведении оперативно-розыскных мероприятий всегда важным было применение специальных психологических познаний, выражающееся в использовании разнообразных приемов и методов работы [2, 6]. К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюдение, беседу, опрос, анализ документов, изучение биографий, эксперимент, экспрессдиагностику и т.п. В качестве неформальных методов могут выступать сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае оперативный сотрудник ставит процесс оценки изучаемого лица под свой непосредственный контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором - этот процесс осуществляется на уровне подсознания. В идеальном варианте будет компиляция всех методов в зависимости от сложившейся ситуации. Одним из таких примеров является визуальная диагностика, которая представляет собой процесс изучения и интерпретации индивидуальных особенностей, психологических состояний, свойств и процессов личности на основе внешнего вида и поведенческих признаков изучаемого лица. Для эффективного использования визуальной диагностики и получения достоверных результатов важно обладать специальными психологическими знаниями, умениями и навыками, а также интуитивно чувствовать и распознавать внутренний мир оппонента.

Целью данной статьи является анализ особенностей использования методов визуальной диагностики сотрудниками оперативных подразделений.

Изложение основного материала статьи. Визуальная психодиагностика для сотрудников органов внутренних - это один из способов получения значимой информации о лицах, представляющих оперативный интерес. Предметом визуальной диагностики являются внешние поведенческие признаки человека с целью изучения его личностного содержания. Визуальная диагностика относится к прикладным отраслям научного познания и особенно востребована специалистами, деятельность которых сопряжена с взаимодействием с другими людьми. Различные аспекты данной темы в своих исследованиях освещали Ю.А. Алферов, М.М. Горшков, И.Б. Казак, Е.А. Лубков, П. Экман, Б. Хоффман, В.М. Шевченко, Ю.В. Чуфаровский, Г. Щекин и другие.

Главным методом визуальной диагностики является наблюдение. Благодаря этому методу можно получить информацию о лице, оценить его психоэмоциональное состояние, изобличить скрытые намерения, определить достоверность получаемых сведений. Несмотря на то, что применение метода наблюдения предполагает субъективный взгляд на происходящее, его использование имеет очень широкую сферу за счет легкости и доступности. Так, опытные оперативные сотрудники быстро и метко определяют некоторые личностные свойства граждан, в частности их принадлежность к криминальному миру, или виктимологические признаки.

В процессе взаимодействия важным является умение правоохранителя устанавливать психологический контакт с лицом, представляющим оперативный интерес. Успешность осуществления оперативно-розыскных действий напрямую зависит от уровня развития коммуникативных навыков. В.М. Шевченко определяет профессиональное общение оперативных сотрудников как процесс взаимодействия между оперуполномоченными и другими людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией, восприятии и понимании другого человека, приводящий к установлению психологического контакта и доверительных отношений [5]. Именно это определяет возможность или, в случае неустановления контакта, дальнейшую невозможность выполнения поставленных перед правоохранителем задач, достижение целей оперативно-розыскной деятельности [3].

Отметим, что даже самая незначительная информация о лице или группе лиц может помочь оперативному сотруднику в раскрытии преступлений, своевременном осуществлении мер, направленных на профилактику противоправного поведения [8].

В современном мире наблюдается социокриминальное расслоение преступности. Проявляется это, в первую очередь в том, что профессиональные преступники используют различные ухищрения для сокрытия своей принадлежности к криминальному миру. В то время, как начинающие правонарушители, наоборот, открыто подражают криминальным традициям, с помощью чего пытаются самоутвердиться в преступном мире, показать превосходство над окружающими.

Далее, остановимся на основных особенностях применения оперативными сотрудниками методов визуальной диагностики. Отметим, что при общении с лицом, представляющим оперативный интерес, правоохранителям следует обращать внимание на такие вербальные признаки, как:

- использование жаргона («фени»), как средства общения между собой. При этом важно количество и точность употребляемых слов и фраз: чем больше жаргонных слов и чем они конкретнее (а это можно определить при наличии соответствующих знаний), тем больше вероятность, что данное лицо принадлежит к криминальной среде. Но в связи с постоянным омоложением преступного лексикона могут возникать трудности в его интерпретации;

- обращение по кличкам;

- оправдание и облагораживание криминальных мотивов и совершенных антиобщественных деяний, что может быть проявлением такого защитного механизма психики, как рационализация;

- спекуляция на чувствах товарищества и коллективизма;

- неадекватное восприятие критики (агрессия, раздражение), как защитная реакция на проявление своей асоциальной направленности;

- повышенный самоконтроль поведения с целью обезопасить себя и не выдать лишней информации.

Засоренность речи словами из криминального жаргона чаще всего характерна для лиц, не достигших совершеннолетия. Стоит отметить, что сленг, используемый подростками, не всегда указывает на их причастность к преступной среде. Точно так же, как и употребление воровского жаргона частью взрослого населения, не всегда свидетельствует об их противоправных намерениях. Такую тенденцию можно объяснить данью своеобразной моде, эффектом подражания, юношеским максимализмом и криминальной романтикой.

В связи с невозможностью полноценного изучения оппонента с помощью специализированного психодиагностического инструментария, оперативному сотруднику будет полезно знать некоторые особенности речевого поведения с целью получения информации о темпераменте взаимодействующего лица. Естественно, что такой визуальный метод позволит проанализировать только наиболее ярко выраженные особенности темперамента. Основное внимание необходимо уделить таким характеристикам, как: перепады интонации; длительность высказываний; частота обращения к партнеру; легкость включения в разговор; персеверации; громкость голоса; плавность и легкость речи; быстрота реакции (ответов); паузы-остановки; эмоциональные характеристики; явные грамматические нарушения и новообразования.

Соответственно, скорость речи также напрямую будет зависеть от типа темперамента. Речевую скорость затруднительно поменять, в лучшем случае, это возможно сделать только на небольшой временной промежуток. Быстрая, бойкая манера речи свидетельствует о том, что лицо темпераментно, уверено в себе. Слишком быстрый, кувыркающийся тип речи может свидетельствовать о непостоянстве и неуправляемости человека. Громкая речь может выступать в качестве компенсации какой-либо слабости, или демонстративности личности. Очень тихая речь чаще всего говорит о личностной неуверенности. Постоянные изменения и перепады в громкости голоса свидетельствует о переживаниях и тревожности человека.

Среди невербальных особенностей отдельного внимания заслуживают следующие характеристики:

- интенсивная жестикуляция: свободная жестикуляция свидетельствует об ощущении психологического комфорта и безопасности, а скупая жестикуляция или полное ее отсутствие может обозначать отрицательное отношение к собеседнику, состояние скованности и замкнутости. Размашистые движения говорят об уверенности говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. Те люди, которые чаще всего кладут руки в карманы, как правило, очень часто критикуют других, их отличает скрытость, либо находятся в угнетенном состоянии (в таком случае они еще волочат ноги и смотрят вниз) и т.д.;

- наличие соответствующих наколок;

- возможен выбор одежды спортивного кроя, а также с длинным рукавом, что позволяет скрыть татуировки криминального характера;

- надвигание головного убора на глаза;

- использование религиозной атрибутики, например, четок, стальных крестов и цепочек;

- особенный пристальный взгляд, отличающийся прищуриванием, наморщиванием лба перед ответом, может быть взгляд «из-подо лба»;

- проявление недоверия, подозрительности и скрытности: руки находятся возле лица, присутствует визуальный контроль над обстановкой;

- признаки нервозности, выражающиеся в сжатии пальцев рук, активном движении рук и ног, покашливании, покусывании губ или ногтей, ерзанье на стуле и др.;

- несоответствие поведения сложившейся обстановке (преувеличенное дружелюбие в отношении правоохранителей, или веселость в ситуациях неопределенности).

Однако, не следует делать поспешных выводов об антисоциальной направленности каждого человека, который будет иметь указанные признаки. Также необходимо помнить, что на выбор прически, стиля одежды влияет социальная мода, материальные возможности, особенности профессиональной деятельности лица и прочее. Молодое поколение иногда наносит татуировки, не зная и не понимая их значения.

Также существует ряд мимических эмоциональных проявлений, наблюдение за которыми может помочь оперативному сотруднику определить психологическое состояние собеседника, возможную причастность лица к правонарушению, наличие ложных показаний. К числу таковых признаков относят:

- бегающий взгляд, или «каменное лицо», на котором не проявляется мимика, наиболее часто свидетельствует об обмане. Если при среднестатистическом взаимодействии зрительному контакту отводится около двух третьих всего времени общения, то человек, который смотрит в глаза собеседнику менее одной третьей части всего времени - скорее всего, неискренен или скрывает что-либо;

- явно выраженный страх, как правило, говорит о переживании чувства вины;

- пренебрежение, которые проявляются совместно с «закрытой» позой тела (скрещенные руки или ноги) наиболее вероятно свидетельствуют о виновности человека;

- грустное выражение лица, в котором читается согласие, смирение, является типичным выражением вины человека.

В процессе осуществления беседы сотрудник полиции может наблюдать изменение цвета кожных покровов лица собеседника. Побледнение кожи может свидетельствовать о вине, явное покраснение кожи, в свою очередь, - о стыде.

Лица, собирающиеся совершить, или совершившие преступление, могут иметь такие проявления как:

- постоянная настороженность;

- неестественное выражение эмоций;

- чрезмерная развязность при общении с сотрудником полиции;

- напряженная, или же излишне торопливая походка;

- постоянное оглядывание по сторонам;

- применение приемов отрыва от слежки, когда присутствует излишний контроль над окружающей ситуацией.

Ученые отмечают важность умения обнаруживать соответствия, или противоречия между вербальными и

невербальными признаками, что является важной предпосылкой точности оценки информации, получаемой от собеседника [7]. Во избежание преждевременных, зачастую, ошибочных оценок, наблюдатель должен помнить, что внешность бывает обманчива. Поэтому прогноз в результате лонгитюдного исследования будет более качественным [4].

Выводы. Таким образом, оперативный сотрудник, зная и используя рассмотренные выше признаки, имеет возможность диагностировать причастность лица к криминальному миру, установить психологический контакт, выявить скрытые мотивы, преодолеть противоборство, определить ложь в словах собеседника. Однако сотруднику полиции следует знать и помнить, что криминальная среда неоднородна, склонна к расслоению, а отдельные представители данной среды достаточно умело скрывают свою причастность к криминальному миру, из чего вытекает необходимость в обучении и постоянном совершенствовании навыков применения методов визуальной диагностики сотрудниками оперативных подразделений.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики / Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4 (30). - С. 185-190.

2. Буткевич, С.А., Коноплева А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) / Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. - № 1 (31). -С. 212-216.

3. Казак, И.Б., Лубков Е.А. Психологический контакт в работе сотрудников оперативных подразделений: теоретические и практические вопросы решения задач оперативно-розыскной деятельности // Вестник РУК. - 2016. - №3 (25). - С. 111-114.

4. Павлов, А. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант. - 2014. - URL: https://psyfactor.org/lib/visual_diagnostika.htm (дата обращения: 17.10.2021).

5. Психология оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.М. Шевченко [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 257 с.

6. Светличный, Е.Г. Формирование профессиональной культуры будущих юристов на основе контекстного обучения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Воронеж, 2018. - 24 с.

7. Чудина-Шмидт, Н.В., Бабий В.О. Особенности профайлинга лиц, склонных к террористической и экстремистской деятельности, в работе сотрудника органов внутренних дел / В книге: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 84-87.

8. Чудина-Шмидт, Н.В., Гоменко Ю.О. Особенности личности как предпосылки проявления антисоциального поведения / Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 8 (159). - С. 490-492.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); cтудентка 2-го курса магистратуры Сумзина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Аннотация. В эпоху цифровизации образования особенно актуальным, на наш взгляд, становится использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых лабораторий при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и химии. Выявлено, что применение анализируемых современных средств обучения и технологий значительно повышает качественную подготовку обучающихся, формируя и развивая у них профессиональную компетентность, которая исключительно важна грамотному специалисту в изменяющихся условиях развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, обучающийся, химико-экологическая направленность, электронные образовательные ресурсы, цифровая лаборатория.

Annotation. In the era of digitalization of education, in our opinion, the use of electronic educational resources (EOR) and digital laboratories in the study of natural sciences, including chemistry, becomes especially relevant in the educational process. It is revealed that the use of the analyzed modern teaching tools and technologies significantly increases the quality of training of students, forming and developing their professional competence, which is extremely important for a competent specialist in the changing conditions of society development.

Key words: professional competence, student, chemical and environmental orientation, electronic educational resources, digital laboratory.

Введение. Технологизация и глобализация современного общества, мировая пандемия по распространению коронавирусной инфекции, привели к небывалому темпу мощных преобразований, происходящих во всех сферах трудовой деятельности человека. Наблюдается переход от стабильной, прогнозируемой и понятной реальности к миру неизвестному и непредсказуемому. Ряд видов профессиональной деятельности исчезли, а новые актуализировались, рабочее пространство характеризуется размытыми границами - граница между личным и рабочим пространством постепенно стирается; профессиональная коммуникация и связи в коллективе трансформировались.

Авторами данной статьи проведено актуальное в современных условиях исследование газированных напитков с использованием цифровых лабораторий на базе МБОУ «Школа №134» г. Нижнего Новгорода и кафедры БХиБХО Мининского университета. В апробации участвовали учащиеся 9-10 классов МБОУ «Школа №134», МБОУ «Школа №129», МАОУ «Школа 18», МБОУ «Школа №101 им. Е.Е. Дейч», МАОУ «Школа №190», МБОУ «Школа №135» г. Нижнего Новгорода. Руководили и направляли работу школьников студенты 5 курса бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Биология и Химия и магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Инновации в химическом образовании Мининского университета, занимающиеся в кружке «Мир химии» на базе кафедры БХиБХО (руководитель Сумзина О.А., консультанты - к.х.н., доцент Пиманова Н.А. и к.п.н., доцент Новик И.Р.). Во время педпрактики они также провели мастер-класс по работе с цифровым оборудованием в ходе анализа различных продуктов питания и напитков для студентов 1 курса ИПТД по направлению подготовки 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья». Подготовка и проведение мастер-класса и занятий координировалось авторами статьи. В процессе данной работы с обучающимися в ходе учебных занятий с использованием цифровых лабораторий развиваются важные профессионально-личностные качества: коммуникабельность и способность к сотрудничеству, готовность к инновационной и креативной деятельности, информационная грамотность, способность к лидерству и ответственности, целеустремленность и др., которые постоянно совершенствуются и дополняются новыми, важными для профессионального становления студентов [6-11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.