Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

В статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Одной из ведущих задач данного вида сопровождения дошкольников, в том числе и с ОНР, является формирование у них социальных компетенций. Эти компетенции оказывают влияние на успешность процесса взаимодействия человека с социумом, составляют основу социально-психологической адаптации. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Сорочинска Оренбургской области. Цель исследования заключалась в разработке, реализации и оценке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР. В статье рассмотрены основные этапы психолого-педагогического сопровождения. В ходе исследования было организовано взаимодействие специалистов и родителей, направленных на достижение единой цели - формирования социальных компетенций у детей с ОНР. Были выделены направления коррекции и развития для каждого специалиста. В исследовании использовались следующие методики: «Оцени поведение» Л.А. Венгер модификация Е.В. Никифоровой, «Лесенка» В.Г. Щур, Модификация методики «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина, «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что применение программы психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня сформированности социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article considers the problem of the organization of psychological and pedagogical support for the formation of social competencies in older preschoolers with general speech underdevelopment (ONR). One of the leading tasks of this type of support for preschoolers, including those with ONR, is the formation of their social competencies. These competencies influence the success of the process of human interaction with society, form the basis of socio-psychological adaptation. The results of experimental work carried out on the basis of the municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type No. 12" in Sorochinsk, Orenburg region are presented. The purpose of the study was to develop, implement and evaluate the effectiveness of the program of psychological and pedagogical support for the formation of social competencies in older preschoolers with ONR. The article discusses the main stages of psychological and pedagogical support. In the course of the study, the interaction of specialists and parents was organized, aimed at achieving a single goal - the formation of social competencies in children with ONR. The directions of correction and development for each specialist were identified. The following methods were used in the study: "Evaluate behavior" by L.A. Wenger modification by E.V. Nikiforova, "Ladder" by V.G. Shchur, Modification of the method "Emotional identification" (E.I. Izotova), "The nature of manifestations of empathic reactions and behavior in children" by A.M. Shchetinina, "Mittens" (G.A. Zukerman). The results obtained allowed us to conclude that the application of the program of psychological and pedagogical support contributes to an increase in the level of formation of social competencies in older preschoolers with ONR.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Значительным достижением на третьем году жизни и особенно к 3,5 годам является то, что ребенок начинает активно и главное самостоятельно пользоваться предметами-заместителями, что свидетельствует о развитии воображения и дает детям простор в игровых сюжетах, отрывает их от наглядной ситуации. К концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

На третьем году жизни активно формируются социальные эмоции, у ребенка формируется образ «Я», складывается отношение к себе. При этом ребенок очень чувствителен к признанию своих успехов со стороны взрослого.

К концу раннего возраста перестраивается социальная ситуация развития ребенка. Ребенок начинает стремиться к самостоятельности, наступает «кризис трех лет», протекание которого зависит от характера взаимодействия родителей с ребенком, понимания его потребностей, поощрения инициативы. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в которой, благодаря взаимодействию со взрослым, зарождается игровая деятельность. Совместная деятельность ребенка с взрослым раскрывается в отношениях «ребенок - предмет - взрослый» и является важнейшим фактором психического развития ребенка, речь становится средством общения. Ребенку необходимо доброжелательное внимание взрослого, эмоциональная поддержка, помощь в делах и поощрение в действиях с предметами. От характера взаимодействия взрослого с ребенком зависит.

Учеными установлено, что формирование личности, специфика взаимодействия и взаимоотношения ребенка с другими людьми, прежде всего, определяется эмоциональным контактом, а также особенностями взаимодействия с родителями.

Как отмечают ученые, тип родительских отношений и стиль воспитания оказывают решающее влияние на формирование поведения ребенка и его характер. Первый опыт взаимодействия с окружающим миром ребенок приобретает в семье. Этот опыт определяет в дальнейшем модели поведения ребенка с окружающими его людьми.

Взаимодействие родителей с ребенком включают в себя также понятия «родительское отношение», «родительская позиция», «стили воспитания». Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Формирование такой конструктивной модели родительского поведения как сотрудничество, позволяет установить положительный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, способствует его гармоничному развитию.

Выводы. Теоретический анализ проблемы исследования также позволил выявить, что педагоги должны владеть необходимыми профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять социальное развитие детей в процессе совместной деятельности детей и родителей на основе индивидуального подхода, создавать определенную развивающую предметно-пространственную игровую среду, и уметь взаимодействовать с родителями как субъектами образовательного процесса.

Литература:

1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М., 2007. - С. 298-308

2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.

4. Исаева, И.А. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иваева Ирина Юрьевна. - Ростов-н/Д., 2011. - 27 с.

5. Запорожец, А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - 325 с.

6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении - СПб.: Питер, 2009. - 383 с.

7. Шумакова, К.С. Научнохметодическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ / К.С. Шумакова // Образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 61-69.

Педагогика

УДК 376. 37

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Одной из ведущих задач данного вида сопровождения дошкольников, в том числе и с ОНР, является формирование у них социальных компетенций. Эти компетенции оказывают влияние на успешность процесса взаимодействия человека с социумом, составляют основу социально-психологической адаптации. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Сорочинска Оренбургской области. Цель исследования заключалась в разработке, реализации и оценке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР. В статье рассмотрены основные этапы психолого-педагогического сопровождения. В ходе исследования было организовано взаимодействие специалистов и родителей, направленных на достижение единой цели - формирования социальных компетенций у детей с ОНР. Были выделены направления коррекции и развития для каждого специалиста. В исследовании использовались следующие методики: «Оцени поведение» Л.А. Венгер модификация Е.В. Никифоровой, «Лесенка» В.Г. Щур, Модификация методики «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина, «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что применение программы психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня сформированности социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, социальные компетенции, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Annotation. The article considers the problem of the organization of psychological and pedagogical support for the formation of social competencies in older preschoolers with general speech underdevelopment (ONR). One of the leading tasks of this type of support for preschoolers, including those with ONR, is the formation of their social competencies. These competencies influence the

success of the process of human interaction with society, form the basis of socio-psychological adaptation. The results of experimental work carried out on the basis of the municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of combined type No. 12" in Sorochinsk, Orenburg region are presented. The purpose of the study was to develop, implement and evaluate the effectiveness of the program of psychological and pedagogical support for the formation of social competencies in older preschoolers with ONR. The article discusses the main stages of psychological and pedagogical support. In the course of the study, the interaction of specialists and parents was organized, aimed at achieving a single goal - the formation of social competencies in children with ONR. The directions of correction and development for each specialist were identified. The following methods were used in the study: "Evaluate behavior" by L.A. Wenger modification by E.V. Nikiforova, "Ladder" by V.G. Shchur, Modification of the method "Emotional identification" (E.I. Izotova), "The nature of manifestations of empathic reactions and behavior in children" by A.M. Shchetinina, "Mittens" (G.A. Zukerman). The results obtained allowed us to conclude that the application of the program of psychological and pedagogical support contributes to an increase in the level of formation of social competencies in older preschoolers with ONR.

Key words: psychological and pedagogical support, preschool educational organization, social competencies, preschoolers, general underdevelopment of speech.

Введение. В системе образования Российской Федерации в настоящее время активно реализуется психолого-педагогическое сопровождение как особая культура поддержки и помощи обучающимся в образовательном процессе (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына и др. [1, 3, 9]).

С появлением педагогов-психологов данный вид сопровождения стал неотъемлемым компонентом осуществления коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных организациях (ДОО), которые становятся открытыми и доступными для разных категорий детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья [9].

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение - это процесс взаимодействия специалистов и обучающихся с целью создания оптимальных условий для обучения, воспитания и развития, итогом является либо действительный результат (навык, умение, если мы рассматриваем сопровождение как формирование), либо уровень личностного развития (в других подходах).

В условиях ДОО психолого-педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия специалиста и личности, направленный на создание специфических условий для личностного развития ребенка [5].

М.Р. Битянова отмечает, что, создание условий предполагает оказание необходимой помощи со стороны взрослого, только в случае, если ребенок нуждается в ней, задействует имеющиеся ресурсы, чтобы он самостоятельно мог разрешать разнообразные затруднительные ситуации и проблемы [1].

Одной из ведущих задач психолого-педагогического сопровождения дошкольников является формирование у них ключевых компетенций. При этом базовыми для формирования личности и имеющими важное значение для жизни в обществе являются социальные компетенции, так как именно они влияют на успешность процесса взаимодействия человека с социумом, составляют основу социально-психологической адаптации [2, 6].

Владение данными компетенциями способствует успешности процесса социального взаимодействия и включает такие составляющие: социально-эмоциональные (понимание эмоционального состояния себя и партнера, эмпатия), социально-когнитивные (усвоение социальных норм), социально-поведенческие (осуществление социальных навыков в общении), личностно-мотивационные (готовность к взаимодействию, восприятие себя как субъекта общения) [6].

При нарушении процессов социального взаимодействия и общения, развитие социальных компетенций затруднено. В этой связи дети с общим недоразвитием речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций, так как является это нарушение речи, затрагивает все компоненты и механизмы речевой деятельности (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [4, 8]). «ОНР - речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи» [8, С. 55].

Несмотря на очевидную значимость, проблема психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у дошкольников с ОНР является актуальной, недостаточно изученной и практически востребованной.

Изложение основного материала статьи. На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Сорочинска Оренбургской области было проведено исследование, в котором приняли участие 18 испытуемых в возрасте 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня.

Цель исследования заключалась в разработке, реализации и оценке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения формирования социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР.

Этапы психолого-педагогического сопровождения: 1) диагностика старших дошкольников с ОНР; 2) психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования социальных компетенций у детей с ОНР (коррекционно-развивающая работа логопеда и психолога); 3) психологическое просвещение участников образовательного процесса (воспитателей и родителей); 4) анализ эффективности сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение реализовывалось его участниками в соответствии с определенным содержанием (таблица 1).

Организация психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с общим недоразвитием речи с

целью формирования социальных компетенций

Участники ППС Цель Содержание

Логопед - обучение вербальным средствам организации взаимодействия (когнитивный компонент). - расширение словаря; - обучение диалоговым формам общения.

Психолог - развитие способности понимать свое состояние и состояние партнера при взаимодействии (когнитивный и эмоционально-волевой компонент); - развитие навыков сотрудничества (поведенческий компонент). - развивающие игры на взаимодействие.

Воспитатели - создание ситуации успеха в ситуации взаимодействия (мотивационный компонент); - развитие качеств эмпатии, сопереживания, сочувствия (эмоционально-волевой компонент). - создание коммуникативных ситуаций и актуализация знаний и навыков, полученных при работе с логопедом и психологом; - организация совместной деятельности в минигруппах дошкольников.

Родители - закрепление результатов коррекционно-развивающей работы (поведенческий и мотивационный компоненты). - создание коммуникативных ситуаций и актуализация знаний и навыков, полученных при работе с логопедом и психологом.

Все участники - создание ситуации эмоционального безоценочного принятия дошкольника (мотивационный компонент). - безоценочное отношение к социальным компетенциям старшего дошкольника с нарушениями речи; - создание благоприятного социального климата в логопедической группе.

Соотвественно, было организовано взаимодействие специалистов и родителей, направленных на достижение единой цели - формирования социальных компетенций у детей с ОНР. Были выделены направления коррекции и развития для каждого специалиста. Первоначально формирующий эффект обеспечивали специалисты логопед и психолог.

Так, на занятиях логопед, помимо постановки звуков, развития фонематического слуха, т.е. реализации стандартных задач коррекции нарушений речи, осуществлял работу по формированию когнитивного компонента социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР, а именно работал над:

- обогащением эмоционального словаря (дошкольники с ОНР распознавали и проговаривали слова, обозначающие эмоции свои, партнеров, героев сказок, персонажей с картинок и т.п.);

- расширением вербального репертуара шаблонных формулировок в различных ситуациях общения (формулировки вариантов отказа, просьбы, отстаивании своей точки зрения и пр.).

На занятиях применялись логопедические игры для расширения словаря и обучения диалоговым формам общения, а также развивающие игры на взаимодействие, которые использовали психологи в своей работе.

Психолог на занятиях создавал условия для развития эмоционально-личностного и поведенческого компонентов социальных компетенций. Путем моделирования коммуникативных ситуаций в ролевых играх, мини-групповых ситуациях взаимодействия, психолог способствовал формированию у старших дошкольников с ОНР социально-адекватного поведения (умений договариваться, взаимодействовать, согласовывать деятельность с партнером, разрешать противоречия и др.).

Воспитатель вовлекал дошкольников с нарушениями речи в различные виды детской деятельности, в групповые сюжетные игры, под собственным наблюдением и при необходимости стимулировал воспитанника вербально разрешать проблемную социальную ситуацию, при затруднениях поправляя его и подсказывая оптимальное ее решение.

Основная задача воспитателя - создать условия для переноса полученных социальных навыков в социальную практику, закрепить их и получить ситуацию успеха в социальном взаимодействии (закрепить поведенческий компонент и создать мотивацию социального взаимодействия).

Главным психологическим механизмом эффективного развития социальных компетенций старших дошкольников с ОВЗ, в том числе и с ОНР, по мнению С.Н. Сорокоумовой, является поэтапное усложнение социально-ролевого поведения детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослым [6].

Для родителей старших дошкольников с ОНР проводились мини-семинары, которые были направлены на повышение их психолого-педагогической компетентности по заявленной проблеме.

С воспитателями и родителями до начала реализации программы был проведен семинар. Основной целью семинара стало просвещение респондентов по теме формирования социальных компетенций старших дошкольников в условиях психолого-педагогического сопровождения. На семинаре обсуждались вопросы:

- особенностей социальных компетенций старших дошкольников с ОНР, приводились обобщенные данные диагностики;

- роль воспитателей и родителей в процессе формирования социальных компетенций дошкольников с нарушениями речи.

Помимо этого на семинаре обсуждались приемы и способы взаимодействия воспитателей и родителей с детьми с ОНР с целью оптимального формирования у них социальных компетенций, подчеркивалась необходимость включения дошкольников с нарушениями речи в ситуации социального взаимодействия со сверстниками без речевых нарушений.

В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения организовывались совместные обсуждения логопеда, психолога, воспитателей с целью оценки процесса для достижения цели (каждый две недели). Также, приглашались индивидуально родители для оценки успехов конкретного испытуемого. В процессе проводилась необходимая коррекция развивающих и воспитательных воздействий.

После реализации психолого-педагогического сопровождения было проведено исследование, позволившее сделать вывод об его эффективности.

В исследовании были использованы следующие методики и опросники: «Оцени поведение»Л.А. Венгер модификация

Е.В. Никифоровой, «Лесенка» В.Г. Щур, Модификация методики «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина, «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Анализ результатов изучения когнитивного компонента социальных компетенций показал, что у испытемых повысился уровень понимания социальных норм. В частности, адекватно оценить ситуацию, изображенную на картинке, и соотнести с ней эмоцию в повторной диагностике смогли 22,2% респондента. Этот результат выше, чем результаты первичной диагностики: в первичной диагностике не один испытуемый не смог адекватно проанализировать ситуацию и объяснить соответствие/несоответствие эмоций персонажей в этих ситуациях.

В совокупности 44,4% дошкольников с ОНР после реализации психолого-педагогического сопровождения смогли совместно с психологом адекватно оценить ситуацию, поведение персонажей на картинках, соотнести их с эмоциями. Эти респонденты отнесены нами во вторую группу. Такое же количество испытуемых во второй группе было до начала эксперимента.

Первую группу составили 33,3% респондентов, которые оценивают ситуацию и персонажей на основе собственных симпатий/антипатий, не до конца понимая смысл ситуаций и эмоций, которые могут возникнуть в данной ситуации. До начало эксперимента в этой группе было 61,1% дошкольников.

Анализ самооценок дошкольников с ОНР при повторной диагностике показал, что лишь у 11,1% детей была определена низкая самооценка (до начала эксперимента у 61,1% была выявлена низкая самооценка). С заниженной самооценкой стало 22,2% испытуемых, было 11,1% дошкольника. С адекватной самооценкой выявилось в повторной диагностике 22,2% испытуемых (в первой диагностике не было ни одного испытуемого с такой самооценкой). С завышенной самооценкой выявилось в повторной диагностике 22,2% испытуемых (в первичной диагностике испытуемых с такой самооценкой не выявилось). И с неадекватно завышенной самооценкой выявилось 22,2% дошкольника (в первичной диагностике было 27,8% испытуемых).

Сравнивая полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые с ОНР после реализации психолого-педагогического сопровождения стали в большей степени ориентироваться в социальной ситуации и более адекватно оценивать себя, что указывает на более высокие показатели сформированности когнитивных социальных компетенций.

Повторный анализ эмоциональных социальных компетенций выявил, что количество испытуемых с низким уровнем понимания эмоций другого снизилось с 77,8% до 44,4% дошкольников с ОНР. Количество испытуемых, у которых понимание эмоций другого находится на среднем уровне, увеличилось с 22,2% до 33,3% после реализации психолого-педагогического сопровождения. Высокий уровень понимания эмоций впервые был выявлен при повторной диагностике у 22,2% дошкольников с ОНР.

Анализ эмпатии в повторной диагностике показал изменения в типах эмпатии у испытуемых дошкольников с ОНР. Так, снизилось количество воспитанников с низким уровнем эмпатии с 44,4% до 22,2%: эти дошкольники с ОНР так или иначе стали реагировать на сверстников, на их переживания, радости или слезы.

Эгоцентрический тип эмпатии, характеризующийся наличием сочувствия к другого с одновременным стремлением привлечь внимание к себе, выявлен у 22,2% испытуемых (в первой диагностике - у 33,3% испытуемых).

Сравнительный анализ данных показал увеличение количества испытуемых со смешанным типом эмпатии с 22,2% до 33,3%. Повторная диагностика выявила дошкольников с ОНР у которых выявлены проявления гуманистического типа эмпатии (22,2% респондентов).

В целом, можно говорить о повышении уровня сформированности эмоциональных социальных компетенций, таких как понимание и идентификация эмоций другого, наличие эмпатии к другому.

Сравнительный анализ поведенческих социальных компетенций осуществлялся путем организации совместной деятельности - раскрашивания картинки и анализа коммуникативного поведения испытуемых. В результате было установлено повышение поведенческих социальных компетенций - испытуемые стали легче договариваться, спокойно слушать партнера по взаимодействию, пристраиваться к деятельности партнера (таблица 2).

Таблица 2

Сформированность поведенческого компонента социальных компетенций испытуемых до и после реализации программы психолого-педагогического сопровождения (в %)

Параметры социальной компетенции, поведенческий компонент До После

Предварительное договаривание Договаривается легко и спокойно 11,1% 22,2%

Иногда спорит, не соглашается, раздражается 22,2% 33,3%

Не умеет договариваться 66,7% 44,4%

Процесс деятельности Спокойно слушает партнера, согласовывает действия 11,1% 33,3%

Иногда перебивает, не всегда слушает 33,3% 44,4%

Не умеет слушать, взаимодействовать 55,6% 22,2%

Завершение деятельности Легко пристр. к партнеру, помогает, присут. взаим.контроль 11,1% 33,3%

Пристраивается с трудом, присутствуют конфликты 22,2% 33,3%

Не может эмоцион.пристраиваться, работает параллельно, контроль отсутствует 66,7% 33,3%

Проявления социально некомпетентных поведенческих реакций, таких как споры, раздражение во время взаимодействия, стремление перебить не дослушивая, автономная деятельность, наоборот, снизились.

Для оценки достоверности изменений был применен статистический критерий G-критерий знаков (таблица 3).

Оценка достоверности сдвигов в изучаемых параметрах после психолого-педагогического сопровождения

Параметры Выборка Сдвигов в Сдвигов в Критические Уровень

социальной сторону сторону значения значимости

компетенции улучшения показателей ухудшения показателей

Понимание 18 18 0 G крит. = 5 (0,05), G 0,01

социальных крит. = 3 (0,01)

норм

Самооценка 13 12 1 G крит. = 3 (0,05), G крит. = 1 (0,01) 0,01

Понимание 16 16 0 G крит. = 4 (0,05), G 0,01

эмоций крит. = 2 (0,01)

Эмпатия 18 18 0 G крит. = 5 (0,05), G крит. = 3 (0,01) 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка изменений в уровне развития поведенческих навыков сотрудничества осуществлялась с применением углового преобразования Фишера. В результате статистического анализа данных доказано, что снизилось количество низких

проявлений сотрудничества в процессе деятельности (р — 0,05) и в завершении деятельности (р — 0,05). Согласно сделанным расчетам, изменения в сторону улучшения показателей социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР достоверны по всем методикам.

Выводы. В результате реализации психолого-педагогического сопровождения мы можем констатировать качественные изменения в развитии социальных компетенций испытуемых. Так, на более высоком уровне сформированы когнитивный компонент (знание эмоций, адекватных ситуации и самооценка своих особенностей); эмоциональный компонент (понимание эмоций и способность чувствовать другого (эмпатия)); поведенческий компонент (способность договариваться и регулировать процесс взаимодействия, согласовывать деятельность).

В ДОО впервые реализована программа психолого-педагогического сопровождения, при осуществлении которой согласованно работали все специалисты: логопеды, психологи, воспитатели с целью формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи.

У родителей старших дошкольников с ОНР были сформированы основы психолого-педагогической культуры, связанной с возможностями формирования социальных компетенций (элементарных техник развития и формирования социальных компетенций, поддержки, активизации социальной активности дошкольника и т.д.).

В целом, полученные результаты позволили доказать, что применение программы психолого-педагогического сопровождения способствует повышению уровня сформированности социальных компетенций у старших дошкольников с ОНР.

Литература:

1. Битянова, М.Р. Практическая психология в образовании / М.Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2010. - 304 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

3. Казакова, Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е.И. Казакова // На путях к новой школе. -2009. - № 1. - С. 36-46.

4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина [и др.]; под ред. Р.Е. Левиной - М.: Альянс, 2017. - 368 с.

5. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе /А.Д. Насибуллина, М.А. Польшина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №2 (121). - С. 130-135.

6. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.10 / Сорокоумова Светлана Николаевна. - Нижний Новгород, 2011. - 43 с.

7. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Федосеева Елена Геннадьевна. - Москва, 1999. - 16 с.

8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва: Гном и Д, 2010. - 144 с.

9. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова [и др.] / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 240 с.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); слушатель 5-го курса Меньщикова Ирина Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРУДНИКАМИ

ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация. В профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений особое внимание стоит уделить специальным психологическим познаниям, способствующим эффективному раскрытию преступлений. В статье авторы анализируют возможности применения правоохранителями методов визуальной диагностики. Описаны основные вербальные и невербальные поведенческие реакции, на которые сотрудникам полиции стоит обращать внимание при взаимодействии с лицами, представляющими оперативный интерес. Также авторы подчеркивают важность овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими определить психологическое состояние собеседника,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.