Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, СРЕДСТВАМИ ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, СРЕДСТВАМИ ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКОМ / COMMUNICATIVE-SPEECH DEVELOPMENT / GENERAL UNDERDEVELOPMENT SPEECH DEVELOPMENT (ONR) / DIALOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATION WITH A PEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены результаты апробация лого-психологического тренинга в целях коррекции коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF COMMUNICATIVE-SPEECH DEVELOPMENT IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDER DEVELOPMENT OF SPEECH, MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article considers the results of approbation of logo-psychological training in order to correct communicative and speech development in children of senior preschool age with ONR.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, СРЕДСТВАМИ ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Буянова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, СРЕДСТВАМИ ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. В статье рассмотрены результаты апробация лого-психологического тренинга в целях коррекции коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: коммуникативно-речевое развитие, общее недоразвитие развитие речи (ОНР), диалогическое общение, общение со сверстником.

Annotation. The article considers the results of approbation of logo-psychological training in order to correct communicative and speech development in children of senior preschool age with ONR.

Keywords: communicative-speech development, General underdevelopment speech development (ONR), dialogical communication, communication with a peer.

Введение. Проблема речевых расстройств привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, обусловлено большой ролью, которую правильная речь имеет для гармоничного и полноценного развития детей. В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, в частности, детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со сверстниками, что связано не только с психолого-педагогическими, но и речевыми проблемами. Нарушения фонетико-фонематической, грамматической, просодической сторон речи, узость словаря и нарушения связной речи способствуют трудностям в планировании и оформлении речевого высказывания дошкольников с ОНР, приводят к дезадаптации в коллективе сверстников, появлению замкнутости и агрессивности, потере мотивации к совершенствованию своей речи, что оказывает негативное влияние, в целом, на развитие социальной сферы.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на то, что вопросы коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с ОНР широко представлены в источниках, тем не менее, внимания требует разработка новых форм и методов логопедической работы с данной категорией детей, в том числе с учетом комплексного подхода: приобщении всех участников коррекционно-формирующего процесса (логопеда, воспитателей, психологов, родителей). Одной из важнейших и малоизученных проблем является разработка технологий коррекции и развития коммуникативно-речевого общения дошкольников с ОНР.

В 2019 году на базе МБ ДОУ «Детский сад №477», г. Нижний Новгород был проведен эксперимент с целью коррекции коммуникативно-речевого развития дошкольников с ОНР.

Для начала изучались характеристики коммуникативно-речевого развития у детей с ОНР. Использовался комплекс диагностических методик: Изучения особенностей диалогического общения» (А.Г. Арушановой), «Особенности высказываний детей 3-6 лет» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), Оценка коммуникативно-речевого развития дошкольников в различных ситуациях общения (Р. Вердербер) позволяющих выполнить оценку следующих параметров, основанных на деятельностном подходе к общению, выделенным М.И. Лисиной:

1. Формы общения и их место в системе общей жизнедеятельности ребенка.

2. Содержание и ведущий вид потребности в общении.

3. Ведущий мотив общения.

4. Основные речевые средства общения.

Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 30 детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и экспериментальная - 30 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Возраст детей 5-6 лет.

Исследование показало, старших дошкольников с ОНР характеризует, в большинстве, ситуативно-деловая форма общения, незрелость мотивационно-потребностной сферы общения со сверстником, что ограничивает диапазон решаемых детьми коммуникативных задач, коммуникативных действий и используемых речевых средств общения.

Чаще всего дети используют для общения невербальные средства (мимику, жесты). Низкий объем активного словаря и связной речи, невнимание к чувствам и эмоциям собеседника, невозможность планирования связного высказывания способствуют снижению качества коммуникации, что негативно влияет на процесс общения дошкольников со сверстниками. Дети с ОНР не осознают важность общения со сверстником, в связи с чем не испытывают в нем потребности; малоинициативны, не умеют организовать совместную деятельность, не умеют поддержать беседу, выразить свои чувства и эмоции, что отрицательно влияет на желание сверстников общаться с данными детьми. Кроме того, ограниченность контактов приводит к торможению развития речи воспитанников с ОНР.

Мы предположили, что реализация логопсихологического тренинга, направленного на реконструкцию потребностно-мотивационной сферы, активизации речевых средств общения детей со сверстниками, оптимизирует коммуникативно-речевое развитие и способствует преодолению коммуникативно- речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР.

Логопсихологический тренинг - это метод активного обучения коммуникативным навыкам и коррекции речевых средств используемых в общении. В современной дефектологии этот метод пока не изучен, и представляет большой интерес для исследования в проблематике комуникативно-речевого развития дошкольников.

Разработка тренинга велась совместно с психологом. Реализация тренинга осуществлялась во взаимосвязанной работе двух специалистов. Тип тренингового занятия был интегративный (предложенный Т.Н. Волковской) (формирование коммуникативных умений и навыков; формирование речевого и социального поведения).

Участники: 30 детей экспериментальной группы были разделены на 2 подгруппы: Экспериментальная группа 15 занималась по программе разработанного тренинга и Контрольная 15 детей занималась по традиционной логопедической программе.

Реализация тренинга осуществлялась во взаимосвязанной работе логопеда и психолога. Главной характеристикой тренингового занятия является использование в структуре традиционного логопедического занятия, наряду с логопедическими технологиями, отдельных приемов и методов психокоррекции (игровой психокоррекции, сказкотерапии, арттерапии), направленных на повышение мотивации к занятию, стимуляцию коммуникативной активности, развитие познавательных процессов.

Содержание тренинговых занятий реализовывали с помощью подгрупповых форм работы. Тренинговые занятия организовались в подгруппах 6-8 человек, проводились 1 раз в неделю по 30 минут. В рамках нашего исследования было проведено 10 тренингов.

На каждом тренинговом занятии:

- создавались условия оптимальные для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: дети должны знать, почему и зачем они говорят;

- обеспечивалось важное условие общения - это адресованность речи: дети обязательно кому-либо адресует свои сообщения, вопросы, побуждения (преимущественно ровеснику);

- поддерживалась и стимулировалась речевая инициатива (речевая активность) каждого из детей;

- выполнялся целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составлял личный эмоциональный, игровой, бытовой, межличностный и познавательный опыт дошкольников;

- активно использовались разные коммуникативные средства: вербальные, интонационные, образно-жестовые, мимические.

Работа с детьми строилась поэтапно. Каждый этап предполагал решение определенных задач на основе использования соответствующих методов, средств, форм.

Основные направления тренинга:

Подготовительный этап:

На данном этапе решались задачи по созданию положительного эмоционального настроя на общение детей в группе, вызывание интереса к сверстнику, сплочению коллектива и повышению мотивации к сотрудничеству со сверстником. Дети были ознакомлены с правилами работы в группе: важно слушать друг друга, не перебивать; задавать вопросы, если они возникают. Также дошкольники обучились ритуалам приветствия и прощания, которые осуществлялись на каждом занятии тренинга. Перед проведением тренинга дети нарисовали рисунке о дружбе. По желанию воспитанники рассказывали о том что такое дружба и о чем их рисунок.

Коррекционный этап:

На данном этапе создавались коммуникативные ситуации которые позволяли детям решать различные коммуникативные задачи, стимулировали различные потребности детей в общении с партнером (потребность в признании, соучастии, в практическом и теоретическом сотрудничестве) и активизировали поиск использования речевых средств в общении с партнером для решения коммуникативных задач.

Задачи коррекционного этапа:

• Обогащение потребностно-мотивационной сферы общения со сверстником: способности к сопереживанию и взаимопониманию, готовности к практическому и теоретическому сотрудничеству.

• Преодоление ситуативности в общении с партнерами.

• Развитие коммуникативных умений и навыков (решать конфликтные ситуации и др.).

• Развитие и коррекция речевых средств общения (совершенствование фонетико-фонематических процессов, расширение активного и пассивного словаря, развитие диалогического общения, развитие речевого самоконтроля, развитие грамматического строя).

Заключительный этап.

На данном этапе подводились итоги тренинговых занятий: беседа с детьми о том, что нового они узнали на занятиях, с кем подружились, какие навыки освоили.

Вторичная диагностика включала те же методики:

Результаты свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе у большинства детей (33%) отмечалась внеситуативно-деловая форма общения, то есть дети испытывали потребность к деловому общению со сверстником. В контрольной группе детей с данной формой общения не выявлено.

Кроме того, 20% дошкольников с ОНР экспериментальной группы выбирали внеситуативно-деловую форму, что не было отмечено на констатирующем этапе, то есть у детей возросла потребность к осуществлению личностного делового общения со сверстником. В контрольной группе результаты не существенно отличались от результатов констатирующего этапа: большинство детей (47%) все также предпочитали эмоционально практическую форму общения.

Дети, участвующие в логопсихологическом тренинге, проявляли инициативу к сотрудничеству: благодаря совместным играм и упражнениям они научились внимательнее относиться к деятельности сверстника, стали активнее использовать различные элементы речи для организации совместного труда.

Наблюдение за выполнением заданий показало: дети стали больше внимания обращать на качество организации речевой деятельности в процессе коммуникации и осознали ее роль в общении с партнером. Дети чувствовали, что использовать речь в процессе общения им стало легче, соответственно, у них появилась потребность в самоактуализации в коллективе сверстников. Дети стали чаще обращаться к друзьям, рассказывать о различных событиях. Потребность в том, чтобы «показать себя» у воспитанников первой группы значительно повысилась.

Многие воспитанники с ОНР, стеснявшиеся своих речевых нарушений, стали смелее и внимательнее к мыслям и аргументам собеседников, более углубленно и детально стали осуществлять собственную речевую деятельность. Дошкольники, чувствуя улучшения в собственной речи, с удовольствием вступали в речевое общение не только с детьми, но и со взрослыми, стали внимательнее к речи сверстников, с удовольствием проявляли себя в сюжетно-ролевых играх, а, затем, и в повседневном общении. В процессе игровой деятельности дети запомнили много фраз через песенки, стихи, загадки, пословицы - и, затем, стали использовать их в собственной речи.

Таблица 1

Сравнительные данные доминирования форм общения со сверстниками в процессе сотрудничества детей двух групп

Формы общения Экспериментальная Контрольная

Чел % Чел %

Эмоционально-практическая 2 13% 7 43%

Ситуативно-деловая 8 53% 8 47%

Внеситуативно-деловая 5 33% 0 0%

Форма общения не выявлена 0 0% 0 0%

Результаты также показали, что потребность дошкольников экспериментальной группы к налаживанию познавательного личностного общения со сверстниками возросла: предпочитаемым для детей партнером становится сверстник. У воспитанников повысилось желание не только поделиться своими чувствами, эмоциями, рассказать о событиях, но и послушать других детей, обсудить что-то сообща.

По результатам диагностики можно отметить, что у детей, участвующих в логопсихологическом тренинге, значительно повысилась потребность к диалогическому общению и, соответственно, потребность во взаимодействии со сверстником. Словарь детей расширился, снизилась замкнутость, дети смогли стать ближе, подружиться, стали внимательнее слушать сверстников и реагировать на их высказывания. Ощущая, что сверстник реагирует на их слова, воспитанники с ОНР стали получать удовольствие от общения, значительно повысилась самооценка и общая атмосфера в коллективе.

По результатам контрольного этапа был отмечен более высокий уровень сформированности коммуникативно-речевого развития у дошкольников, участвующих в логопсихологическом тренинге: возросла потребность в общении со сверстником в сопереживании, взаимопонимании, проявилась готовность к теоретическому и практическому сотрудничеству. Дети стали испытывать потребность в самоактуализации в коллективе сверстников, в совместной игре и труде, в беседах со сверстниками, в желании получить и выразить одобрение и поддержку, потребность в беседе, диалоге, совместном решении задач, получении эстетического удовольствия от общения с приятным сверстником. Дети стали проявлять больше способности к субъективному взаимодействию, научились внимательнее слушать, видеть, понимать сверстника, конструктивно решать проблемы.

Так же улучшились речевые характеристики, было отмечено совершенствование фонетико-фонематических процессов, расширение активного и пассивного словаря, развитие диалогического общения, развитие речевого самоконтроля, развитие грамматического строя испытуемых.

Выводы Таким образом наша гепотеза нашла свое подтверждение, данные исследования свидетельствует об эффективности использования логопсихологического тренинга направленного на преобразование мотивационно-потребностной сферы общения старших дошкольников с ОНР со сверстником, через расширение и обогащение решаемых ребенком коммуникативных задач и развитие речевых средств и на новом уровне позволит корректировать коммуникативно-речевое развитие дошкольников с ОНР.

Литература:

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада / А.Г. Арушанова; Центр "Дошк. детство" им. А.В. Запорожца. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.

2. Двуреченская, О.Н. Преодоление социально-личностного недоразвития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - № 7-6. - С. 1091-1093.

3. Двуреченская, О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О. Н. Двуреченская, Е.Е. Дмитриева // Дефектология, 2018. - № 3. - С. 19-29

4. Дмитриева, Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 102 с.

5. Дмитриева, Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 2017. - 101 с.

6. Лисина, М.И. Потребность в общении / М.И. Лисина. - Москва: Высшая школа, 2002. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.